Экипаж лунохода состоял из пяти человек. Кроме водителя, сидевшего на рычагах (поворачивал «Луноход» по-танковому, с подтормаживанием колес), были еще штурман, бортинженер, оператор остронаправленной антенны и командир экипажа. Аппаратом управляли по очереди, через каждые два часа экипажи менялись. Изначально планировались более длительные сеансы, однако практика показала, что 120 минут — это почти предел возможностей даже специально подготовленных офицеров. Через два часа работы экипаж был полностью «измочален». На кадрах видеохроники видно, что водитель, сидящий за пультом управления, уже через несколько минут работы покрывается испариной и регулярно стирает пот с лица.
Командный радиосигнал преодолевал этот путь за 2,5 секунды, то есть с такой задержкой аппарат реагировал на команды водителя. Но это была не главная проблема. Основная трудность была в скорости обновления картинки на мониторе перед оператором. Передача изображения с камер «Лунохода» на Землю только называлось телевизионной, на самом деле водитель видел перед собой, мягко говоря, слайд-шоу: кадр сменялся не 25 раз в секунду, а один раз в 3−20 секунд (в зависимости от рельефа местности)! Ничего не поделаешь — обеспечить более быструю передачу данных каналы связи и счетно-решающие машины того времени не могли. Таким образом, после обнаружения препятствия машина продолжала двигаться еще не менее 8 секунд! Именно поэтому водители никогда не «гнали» быстрее 2 км/ч. Усугубляли проблему особенности лунного освещения — настолько резкого и контрастного, что дорожная ситуация «за лобовым стеклом» выглядела для оператора как набор черных и белых пятен. В некоторые дни, когда солнце стояло в зените, «ехать» было вообще нельзя. Поэтому в помощь глазам водителя аппарат присылал ему данные с дополнительных датчиков: крена, дифферента, нагрузки и пробуксовки колес. Анализируя их, экипаж быстрее понимал, что происходит с его машиной: накренилась на каменной гряде, спускается в кратер, карабкается из него с 90-процентной пробуксовкой… Работа экипажа была столь напряженной, что больше двух часов «за рулем» он не выдерживал. Маршевые электродвигатели планетохода питались от серебряно-кадмиевых аккумуляторных батарей, которые получали зарядку от солнечных панелей, размещенных на верхней откидывающейся крышке. Ночью (1 лунная ночь, как и лунный день, длится почти 14 земных суток) крышка закрывалась, чтобы беречь тепло в корпусе, и аппарат на это время замирал в «анабиозе». Причина не в отсутствии мощных фар, а в отсутствии возможности подзаряжать батареи без солнца. климатическая установка, которая обеспечивала заданную температуру в герметичном корпусе при забортной температуре -150 °С ночью и +150 °С днем. Источником тепла служила капсула с радиоизотопом Полоний-210, излишнее же тепло отводилось через крышу корпуса, являющуюся радиатором. Газ-теплоноситель циркулировал внутри корпуса по двум контурам, причем второй был выделен для аппаратуры с особо строгим тепловым режимом. Эффективность тогдашнего климат-контроля была столь высока, что позволяла не беспокоиться за сохранность аппаратуры при разнице температур левого и правого бортов аппарата в 100 градусов! Всего было выпущено четыре экземпляра «Лунохода», не считая опытных версий и тренировочных экземпляров. Самый первый «боевой» экземпляр, которому впоследствии присвоили наименование «Луноход-0», из-за аварии ракеты на старте в космос не попал. Второй аппарат под именем «Луноход-1» наездил по Луне 10 540 метров, выполнив множество научных задач. Производитель — оборонное предприятие Машиностроительный завод имени С. А. Лавочкина — гарантировал три месяца бесперебойной работы своего детища, но «Луноход-1» отработал без малого год, с 17 ноября 1970 г. по 15 сентября 1971 г. Эксплуатацию пришлось прекратить после того, как выработал свой ресурс изотопный источник тепла и «начинка» восьмиколесного робота окончательно замерзла холодной лунной 150-градусной ночью… Итоги работы «Лунохода-1» впечатляют: 80 000 квадратных метров обследованной площади, 10 540 метров пройденного расстояния, более 20 000 снимков поверхности Луны, более 200 панорам, полученных при помощи телефотометров. В 25 точках был проведен химический анализ поверхностного слоя лунного грунта, в более чем 500 точках определялись его физико-механические свойства. Длительность активного функционирования аппарата составила 301 сутки 6 часов и 37 минут.
«Луноход-2» в 1973 году накрутил по Луне уже 40 000 метров, отработав более положенных трех месяцев, но вышел на заслуженный отдых не из-за поломки или выработки ресурса. Попав в особенно сложный кратер, аппарат зачерпнул открытой верхней крышкой грунт, при попытке стряхнуть который была загрязнена и крышка-теплообменник. Без пополнения электроэнергии от Солнца и при отсутствии охлаждения «Луноход-2» долго не протянул. В конструкцию был внесен целый ряд усовершенствований. Конструкторы учли опыт работы с «Луноходом-1». Во-первых, была добавлена третья видеокамера, располагавшаяся на выносной штанге на уровне глаз стоящего человека. Благодаря этому удалось существенно улучшить обзор. Во-вторых, усовершенствование телевизионной системы позволило снизить время передачи одного кадра с «Лунохода» на Землю до трех секунд, вне зависимости от сложности рельефа. В-третьих, была доработана система автоматических блокировок, срабатывающих при возникновении опасности для аппарата (большой крен, перегрузка двигателей колес и т. д.). В системе энергопитания «Лунохода-2» также произошли изменения. На нем были установлены две доработанные аккумуляторные батареи суммарной емкостью в 250 А/ч (против 200 А/ч у первой модели), а кроме того, усовершенствованные фотоэлементы солнечной батареи. Ну и, наконец, несколько изменился комплект научной аппаратуры. В него вошли: спектрометр для определения химического состава лунного грунта, радиометр для исследования радиационной обстановки на поверхности Луны, магнитометр на выносной штанге для замеров намагниченности отдельных образований и астрофотометр для измерения светимости лунного неба в видимом и ультрафиолетовом диапазонах.
Третья версия лунного беспилотника, планетоход «Луноход-3», на свою планету снова не попал, поскольку СССР чуть раньше свернул лунную программу. Самое надежное транспортное средство Вселенной в отличном состоянии и с нулевым пробегом хранится сейчас в надежном месте. Краткие технические характеристики «Лунохода-1» Габариты Д/Ш/В, мм 4 420×2 150×1 920 Снаряженный земной вес, кг 756 Двигатели электрические, 8 ед., постоянного тока, коллекторные Привод постоянный полный, 8×8 Число передач 2 вперед, 2 назад Подвеска независимая, торсионы Колеса диаметр/ширина, мм 510 / 200 Максимальная скорость, км/ч 4,0
Об устройстве Лунохода и как им управляли хроника.
Луноход-1 ответил на сигналы американских ученых в 2010 году. Он еще может послужить. Интересная кинохроника о Луноходе.
> Вася (29876) (Вася970) писал (а) в ответ на сообщение: > До сих пор (с 2006 года) Американское правительство никак не прокомментировало ситуацию. quoted1
> И опять же это не имеет отношения к луноходу. Который из себя представляет тележку с колесами. quoted1
Посмотрите, пожалуйста, различное устройство экранно-вакуумной теплоизоляции. Там же упоминается Луноход. Он не был просто железной банкой и тоже был «одет» в экранно-вакуумную теплоизоляцию. https://engineering-ru.livejournal.com/157419.ht...
Я не про наш Луноход говорила, а про американский, на котором они ездили. Кроме того в тексте ошибка. ЭВТИ защищает не столько от инфракрасных лучей, т.к. на них приходится незначительная доля солнечного излучения, сколько от видимых. Максимум у Солнца приходится на зеленый цвет. А инфракрасные лучи сами аппараты испускают, которые ЭВТИ отражает обратно на них. Плюс сама их испускает, когда нагреется.
>Я не про наш Луноход говорила, а про американский, на котором они ездили. quoted1
Тогда прошу покорно извинить. Что там выдающегося, ну ровер и ровер. Аполлон — это достижение. Станции Луна — достижение. Помог американцам увеличить маршруты экспедиций в окружающей местности. Удаленность от базовой станции была ограничена не роверами, а системой жизнеобеспечения скафандров астронавтов. Самая большая и подготовленная экспедиция на Луну Аполлон-17. 1-й день. В общей сложности они проехали 3,3 км, «Ровер» находился в движении 33 минуты. 2-й день 9,1 км самая дальняя поездка. По прямой 7,6 км. Астронавты проехали 20,3 км. «Ровер» находился в движении 2 часа 25 минут. 3-й день В общей сложности Сернан и Шмитт находились за пределами корабля 22 часа 3 минуты 57 секунд. Они проехали на «Ровере» 35,7 км. Максимальное удаление от лунного модуля составило 7,6 км. На 4-й улетели.
> ЭВТИ защищает не столько от инфракрасных лучей, т.к. на них приходится незначительная доля солнечного излучения, сколько от видимых. Максимум у Солнца приходится на зеленый цвет. А инфракрасные лучи сами аппараты испускают, которые ЭВТИ отражает обратно на них. Плюс сама их испускает, когда нагреется. quoted1
И все-таки отражаение главное в этом майларе аллюминиевом….
Эндрю Хонг, инженер и специалист по тепловому контролю в Johnson Space Center НАСА.
Станция изолируется высоко-отражающим одеялом, называемым многослойной изоляцией (или MLI) из майлара и лавсана.
Многослойная изоляция — или MLI — для Международной космической станции. Отражающий серебристый материал — алюминированный Mylar. Материал медного цвета — Kapton, прочный слой, который защищает хрупкие листы Mylar, которые, как правило, только 3/10000 дюйма толщиной. Фото предоставлено Эндрю Хонгом (Andrew Hong), JSC.
«Майлар покрыт алюминием так, чтобы солнечное тепловое излучение не могло пройти через него", объясняет Хонг. Здесь, на Земле, мы используем одеяла, содержащие алюминированный майлар, чтобы обернуть людей, которые подверглись переохлаждению или были травмированы. Такие одеяла особенно популярны среди охотников и туристов!»
«Слои дакрона разделяют майларовые листы, что предотвращает передачу тепла между слоями», продолжил он. «Поэтому доминирующим способом теплопередачи через одеяло будет излучение». За исключением окон, большая часть МКС покрыта многослойной изоляцией, останавливающей излучение.
«Окна являются огромными источниками потерь тепла», сказал Хонг", но астронавты нуждаются в них для эргономики, а также для своих исследований. Эта проблема ещё требует своей разработки".
Многослойная изоляция делает двойную работу: отражает солнечную радиацию, и защищает станцию от проникновения космического холода через её металлическую кожу.
>> Использовали именно отражающую способность всей этой схемы майлар плюс напыление там всякое металлическое… quoted2
>Да хоть заполируйся. Весь свет он не отразит. quoted1
Кстати… Сталь вот например охлаждается при 200С на воздухе на 1С в сек. То есть за грубо 3 мин остынет… В вакууме явно дольше остывание, но все равно за 45 мин тени обшивка МКС остывает до больших минусовых температур…
Так и должно быть… Луна ведь быстро в тени остывает, а почему обшивка МКС долго должна остывать? Если бы были толстенные стенки в метр толщиной, то да, долго… Тепла много было бы накоплено при 150С А тонкий лист в несколько мм излучает быстро все свое тепло… Соотношение массы и площади тут. Площадь велика относительно массы у тонкого листа, потому он и быстро отдаст тепло….
>> Да там общего характера статьи… >> Даже вот про электродвигатели подробную инфу не найти. >> Как сделаны? Какой материал? Схематично только все… quoted2
> > > > > > Фрагмент лунного грунта, хранящийся в голландском музее Рейксмюсеум, оказался куском окаменевшей древесины. > > Экспонат был передан премьер-министру Голландии послом США в этой стране. Посол, в свою очередь, получил камень от астронавтов миссии «Аполлон-11» вскоре после их возвращения с Луны в 1969 году. После смерти премьер-министра камень отошел музею. Он был застрахован на сумму 500 тысяч долларов. >
> Эксперты усомнились в подлинности камня еще в 2006 году. Окончательно это подозрение подтвердил анализ экспоната, проведенный специалистами Амстердамского свободного университета. > > До сих пор (с 2006 года) Американское правительство никак не прокомментировало ситуацию. quoted1
> Катейко (Катейко) писал (а) в ответ на сообщение:
>> ЭВТИ защищает не столько от инфракрасных лучей, т.к. на них приходится незначительная доля солнечного излучения, сколько от видимых. Максимум у Солнца приходится на зеленый цвет. А инфракрасные лучи сами аппараты испускают, которые ЭВТИ отражает обратно на них. Плюс сама их испускает, когда нагреется. quoted2
> > И все-таки отражаение главное в этом майларе аллюминиевом…. > > Эндрю Хонг, инженер и специалист по тепловому контролю в Johnson Space Center НАСА. > > Станция изолируется высоко-отражающим одеялом, называемым многослойной изоляцией (или MLI) из майлара и лавсана. > > Многослойная изоляция — или MLI — для Международной космической станции. Отражающий серебристый материал — алюминированный Mylar. Материал медного цвета — Kapton, прочный слой, который защищает хрупкие листы Mylar, которые, как правило, только 3/10000 дюйма толщиной. Фото предоставлено Эндрю Хонгом (Andrew Hong), JSC. > > "Майлар покрыт алюминием так, чтобы солнечное тепловое излучение не могло пройти через него", объясняет Хонг. Здесь, на Земле, мы используем одеяла, содержащие алюминированный майлар, чтобы обернуть людей, которые подверглись переохлаждению или были травмированы. Такие одеяла особенно популярны среди охотников и туристов!" > > "Слои дакрона разделяют майларовые листы, что предотвращает передачу тепла между слоями", продолжил он. «Поэтому доминирующим способом теплопередачи через одеяло будет излучение». > За исключением окон, большая часть МКС покрыта многослойной изоляцией, останавливающей излучение. > > "Окна являются огромными источниками потерь тепла", сказал Хонг", но астронавты нуждаются в них для эргономики, а также для своих исследований. Эта проблема ещё требует своей разработки". >
> Многослойная изоляция делает двойную работу: отражает солнечную радиацию, и защищает станцию от проникновения космического холода через её металлическую кожу. > > http://www.polel.ru/all_news/day-cosmonautics/ quoted1
> Катейко (Катейко) писал (а) в ответ на сообщение:
>>
>>> Использовали именно отражающую способность всей этой схемы майлар плюс напыление там всякое металлическое… quoted3
>>Да хоть заполируйся. Весь свет он не отразит. quoted2
> > Кстати… > Сталь вот например охлаждается при 200С на воздухе на 1С в сек. > То есть за грубо 3 мин остынет… > В вакууме явно дольше остывание, но все равно за 45 мин тени обшивка МКС остывает до больших минусовых температур… > > Так и должно быть… > Луна ведь быстро в тени остывает, а почему обшивка МКС долго должна остывать? > Если бы были толстенные стенки в метр толщиной, то да, долго… Тепла много было бы накоплено при 150С > А тонкий лист в несколько мм излучает быстро все свое тепло… > Соотношение массы и площади тут.
Станция не из одной обшивки состоит, и охлаждается лишь верхний ее слой. А точнее вообще только ЭВТИ. Она еще и воздухом заполнена, который свое тепло быстро не отдаст. Поэтому и собака погибла. Поглощает тепло воздух через обшивку быстро, а отдает медленно. И с каждым оборотом температура его росла. Кроме того Земля излучает в космос примерно 340 Вт с каждого квадратного метра.