Мне кажется, что подготовка нынешнего электората была обеспечена экономической реальностью Советского Союза (в полном соответствии с классиками), а роль образования, наоборот, еле видна.
"Советская система образования подготовила нынешний электорат, не будем об этом забывать." Ну, тогда "царская система образования подготовила большевистско-эсерско-анархический переворот" - и об этом ТОЖЕ забывать не стоит!
Ну вот и ещё один "плюсик" Советского Союза вспомнился: там просто НЕКОМУ было устраивать взрывы в аэропортах, метро, магазинах... "демократии" потому что "не хватало?
> "Советская система образования подготовила нынешний электорат, не будем об этом забывать." > Ну, тогда "царская система образования подготовила большевистско-эсерско-анархический переворот" - и об этом ТОЖЕ забывать не стоит! quoted1
Я-то не забываю, стоит двигаться и дальше в глубь времён...
Telemine, на счет системы образования, интересно было бы обсудить. У меня, как у человека который советскую систему в глаза не видел, такой вопрос А чем вообще советская система отличается от российской? Ну вот если не считать ЕГЭ как наглядного примера ограничения полета мысли. А его , я так думаю, можно не считать, так как ЕГЭ этот частичка в процессе обучения, хоть и очень важная но все-таки частичка. А все остальное в системе образования, все что обеспечивало (как принято говорить) высокий полет мысли и широкий горизонт познания, осталось прежним. И вот у меня возникает еще вопрос. На основании того, что сегодня в России человек, как продукт этой системы, вместо того чтоб образовываться в человека, образуется прямо скажем в довольно ограниченное существо, не происходило ли того же самого в советской системе образования? просто в силу того, что образование, как действительно образование человека в человека, человека в личность, перестало существовать... и выродилось в образование, как в профессиональное обучение дающее путевку на более высокую или менее высокую должность.
Плюс в том, что люди при СССР не думали о политике. О семье, детях, работе, отпуске, покупках .... обо всём - жизненном , но совсем не о политике, власти .... А ещё пели. Везде. В автобусе школьники и взрослые при совместных поездках, на праздниках ( дома и на улицах, во время мероприятий) , в институтах ( на мероприятиях и просто , когда собирались вместе ) А то и просто проснувшись, увидя новый солнечный день. Просто так . От хорошего настроения. Андреич, а образование было гармоничным. Развивали гармонично, каждый предмет носил воспитательный характер , цели ставил объёмные . Учителя работали по призванию, поэтому не смотрели на часы, а часто оставались после уроков , чтобы позаниматься с теми, кто не выучил уроки или не понял что . Но ученики редко уходили из школы( ну разве что двоечники сбегали, он к ним ходили и домой , это было нормально в то время - придти к ученику домой , чтобы увидеть обстановку , которая царит в доме, , семью , условия, чтобы понять проблемы, если они есть) . Учителя УЧИЛИ , а не отбывали время. Поэтому ученики УЧИЛИСЬ, а не приходили в школу, чтобы себя показать и на других посмотреть. Учатся сейчас те, кто хочет. Кто нет- выживай , как хочешь. Всем на всех просто наплевать. И если не понял что, не ищи поддержки в школе- репетитор или пробел. Тогда репетитор если и был , то в старших классах , перед экзаменом. Деление по профилям было в старших классах, когда человек уже по общей программе узнал все науки и сделал осмысленный выбор, а не как сейчас , уже с 4 класса делить начинают , а потом запускаются те предметы, которые нужны для поступления. В общем , было жаление УЧИТЬ и развивать гармонично и ответственно .
Тогда, Андреич, придётся начать "немножко издалека" - с детского садика. Воспитанный в семье (где он является "центром мира" для своих родителей) ребёнок приводился в группу точно таких же "Маугли" - и воспитатели из этой "группы особей" делали человеческий коллектив. Человек ведь становится таковым лишь в ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ обществе (и упомянутый Маугли - реальный ребёнок, воспитанный волками) тому наглядный пример. Экскурс в психологию - отбрасываю, практическими же задачами дошкольного воспитательного учреждения являются: обучение детей самообслуживанию (ребёнок ДОЛЖЕН многое научится делать самостоятельно) - и обучение детей сотрудничеству (навыки СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ остаются с человеком на всю жизнь).
Андреич, я не хочу "грузить посты гектарами" (а потом отвечать на кучу вопросов) - и потому прошу тебя ответить сразу: этот кусок текста - вопросов не вызывает?
Цитата: ". А все остальное в системе образования, все что обеспечивало (как принято говорить) высокий полет мысли и широкий горизонт познания, осталось прежним. "
Это неверрное утверждение. С определенной натяжкой можно еще сказать, что формы остались теми же, но вот содержание меняется, и сумма количественных изменений вот-вот приведет к качественному скачку.
Начнем с того, что в школах не хватает учителей. То есть учить просто некому. А иногда физику ведет учительначальных классов (мне совсем недавно привели такой пример, причем и школа-то вроде бы неплохая).
Продолжим тем, какая у учителей сейчас нагрузка. Один мой знакомый учитель сказал, что у него сорок часов у доски. А другая знакомая учительница (на младшем курсе училась на том же физфаке) сказала, что она учеников запомнить уже не св состоянии (40 часов, да по 2 - 3 часа в каждом классе...).
Далее, молодые преподаватели в школах задерживаются крайне редко. Пройдешь по школе - 2/3 пенсионеры. И больше никого. Например, первым учителем моей дочки была пожилая женщина, неплохой учитель, а потом у нее случился инфаркт. Как выяснилось - третий. Ну и пошел класс "по рукам". Не в каждой школе так, но во многих.
Далее, раньше был определенный отбор учеников: те, кто готов пахать - в спецшколы, кто согласен учиться - в 9 класс (соответствует нынешнему 10му), кто совсем бездельник - пшел вон в ПТУ. Сейчас всех пытаются "доучить" до 11 класса. Даже тех, кто на уроках бывает день в неделю.
Меняются программы. По математике и физике я приблизительно могу отследить эти изменения - тотально идет сокращение и упрощение программы. Наши первокурсники сейчас, имея 60 баллов на ЕГЭ, знают математику хуже, чем троечники моего времени.
К сожалению, говорить можно долго. Долго и бесполезно.
"Митрополит Пётр (Пётр Фёдорович Полянский) - епископ Православной Российской Церкви. 2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорён к расстрелу. 10 октября был расстрелян. Место погребения остаётся неизвестным. В 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых как новомученик."
> Свобода - это осознанная необходимость >Коммунистыquoted1