> Михаил был сыном императора Феофила и вступил на трон практически младенцем, так и не став самостоятельным правителем. > quoted1
Ты это мне рассказываешь или новгородскому летописцу?
Есчо раз, новгородский летописец считал, что 1 Кый ходил на Царьград во времена Михаила, 2 Кый с полянами был русью 3 Кый в этом походе погиб, к Кыеву пришли хазары.
Чо им прихродить то? Волынцевцы, тобто поляно-северяне были поселены хазарами на приграничный Днепр из внутренней хазарии.
Я уже давал описание как повели себя волынцевцы по пришествию Русов на Ср. Поднепровье. Они отскочили к верхнему Дону под защиту Хазарских родных крепостей. И только Святослав их выкурил оттуда.
Всего при раскопках в Гнездово найдено два шлема. Оба — в так называемых Больших курганах, то есть насыпях огромных размеров, где, возможно, захоронены представители княжеской династии. Очень интересно, что один из шлемов находит аналогии среди материалов Великой Моравии. Это, наряду с другими великоморавскими артефактами, найденными в Гнездово, позволяет предполагать не просто торговлю, но и передвижение в Гнездово беженцев из Великой Моравии после ее разгрома венграми
Само имя Вятко дает основу для проведения широкого и плодотворного анализа. Его обычно трактуют как сокращенную форму имени Вячеслав (Фасмер 376, 378). Оно явно необычно для простого переселенца, которым пытается подать его летопись. Интересно, что в Фульдских анналах прослеживается упоминание созвучных княжеских имен в виде Witislan под 872 г. и Witizla (Вячеслав) под 895 г. (Annales 126). Более того, наблюдается полное совпадение реконструированной полной формы имени Вятко с именем канонизированного христианской церковью чешского князя Вячеслава (ст.-слав. «Вяцеслав», чеш. Vaclav, лат. Venceslaus, dux Wratizlaus), жившего в начале X в., что, в свою очередь, приводит к мысли о возможной принадлежности «первовятича» к числу высокопоставленных представителей западнославянского общества (ВгеШок 253). Ещё более драматическим выглядит совпадение имен двух братских пар, сыгравших значительную роль в славянской истории - восточнославянских Вятко и Радима и западнославянских братьев-епископов святых Войцеха (Вацлава) и Радима, в крещении Адальберта и Гаудентиуса. Характерно, что западнославянские святые братья были сыновьями князя Славика, прямо наследовавшего и правившего рядом коренных земель Великоморавской державы (Веге^ 282). Любопытно, что только вятичи и радимичи (о радимичах и их происхождении см.: Жих 12-63) удостоились летописной фиксации имен своих основателей. Лингвистические исследования показали, что «летописный текст мог бы служить вполне аутентичным доказательством их реального существования. ...В родословных легендах радимичей и вятичей в качестве эпонимов использованы подлинные имена... племенное название является производным от реального антропонима». Летописный источник являясь, во многом, повествовательным произведением «.оказывается вполне надежным ономастически» (Назаренко 388).
> Более того, наблюдается полное совпадение реконструированной полной формы имени Вятко с именем канонизированного христианской церковью чешского князя Вячеслава quoted1
Найденное экспедицией Д. А. Авдусина на периферии Лесной группы в кургане № 47 трупосожжение в ладье мужчины и женщины с уникальным совместным присутствием в погребении таких выдающихся и близких по времени, но равноудаленных по происхождению предметов как солид византийского императора Феофила, превращённый в медальон, бронзовый крюк для подвешивания меча, в виде головы дракона пожирающего другого дракона, обломки массивных цельносеребряных позолоченных каролингских шпор и урна-горшок волынцевского типа, позволило предположить, что в этой ладье был похоронен один из послов «хакана» народа «Рос», известных по упоминанию в Бертинских анналах[18][19]
Луннические височные кольца «нитранского типа», кольца с гроздевидной подвеской, лучевые височные кольца (рубеж IX—X вв.), обнаруженные в Гнёздове, и некоторые типы гончарной круговой керамики (20—30-е годы X века)[23] своим происхождением связаны с Великой Моравией[24][25], откуда, вероятно, прибыли славянские беженцы, теснимые венграми[26]. О присутствии великоморавского населения в Гнёздове свидетельствуют такие предметы вооружения как секира «блучинского» типа, топоры типа VI, возможно мечи типов V и X (самые ранние мечи таких типов происходят из Великой Моравии), наконечники стрел типа 2 и обломка шпоры[27]
> Более того, наблюдается полное совпадение реконструированной полной формы имени Вятко с именем канонизированного христианской церковью чешского князя Вячеслава
Определенное послабление профилизации обличия на черепах из Среднего приднепровья коррелирует с более узким лицом в отличие от популяций степовиков. Такая же кореляция характерна для черняхивцев западного региона. Мезодолихокрания в сочетании с более узким лицом, более слабо профилируемым на низомалярному уровне, а также более слабо выпуклым носом характеризуют один из двух морфотипив населения Галича — (Рудич 1998).
Метрическая информация о профилювании лица в группах западных славян отсутствует. Но в восточных пограничных районах соседней Польши в период средневековья ведущим ан тропологичним типом польские коллеги називают лапоноидний, для которого не характерна рез кая профилизация (Kozakzychman 1996). Мы позволили себе это отступление, чтобы подчеркнуть необходимость взвешенного подхода при интерпретации отдельных признаков антропологического материала.