Мораль это плод разума. Без разумного понимания вещей, когда включается дальновидение основанное на выживание общества не было бы ни какой морали.
А Определяющий, как я понял, осуждает морализаторов, которые моральные нормы впихивают в массы не осмысливая их или вопреки разуму, ради своей какой то личной выгоды или не понимая основ развития общества. И получается, что устаревшие моральные нормы тормозят развитие общества, ограничивают разум, а значит эволюцию моральных норм, тем самым руша моральный облик как индивида так и общества в целом. Моральные нормы так же должны обновляться а не превращаться в каменные догматы, которые тянут общество на дно.
> Речь-то идёт не о делах людских, а о средствах обеспечения безопасности общества. > Я утверждаю, что важнейшим средством является общественный разум, а вы, как и другие морализаторы, упорно настаиваете, что таким средством служит мораль. quoted1
А я б сказал так, средством служит как раз мораль, но основой служит разум.
>> в основе морали лежат вполне трезвые заповеди: безопасность и самосохранение, >> разумней поступать именно так quoted2
> > Покажите, какие именно заповеди наиболее "трезвы" и могут позитивно влиять на на жизнеспособность общества, хотя бы, - ОДНУ. quoted1
«Заповеди» Современного общества Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.
У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):
- «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;
- «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;
- «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;
- «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».
Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно).
Разумеется, сохраняются (а точнее — усиливаются) все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»).
Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь — «не лги» — что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции (о роли доверия см. книгу Ф.Фукуямы «Доверие»). Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна — она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.
Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, cовременная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие, см. раздел «Нетерпимость к нетерпимости»). С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.
Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.
Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленное — не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей — Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям. Мы — большинство в развитых странах, скоро мы будем большинством и в России.
Современная нравственность — это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам».
Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.
Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира (см. раздел «Смысл жизни»). Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».
Вне всякого сомнения, cовременная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.
Но главное — Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.
В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно — ради «великих целей» или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.
>> >> Покажите, какие именно заповеди наиболее "трезвы" и могут позитивно влиять на на жизнеспособность общества, хотя бы, - ОДНУ. quoted2
>А Вы можете назвать противоположное?) > Я уже задавал вопрос Вам первый.) quoted1
Мне кажется, что вижу вопрос впервые и потому хочу уточнить, правильно ли я его понял.
Вы просите меня указать хотя бы одну заповедь, которая бы негативно влияла на на жизнеспособность общества, я правильно понял вопрос?
Отвечу на него так. __________________
В этом вопросе отчётливо проступила ФАКТЛАНДИЯ, усыпляющая разум и тем порождающая чудовищ.
Если говорить вообще, совокупность представлений НЕ ЯВЛЯЕТСЯ их суммой. То есть, совокупность представлений не будет обладать теми качествами, которые есть в её составляющих, это - нечто такое, что обладает собственными качествами, но для того, чтобы это увидеть необходимо поместить совокупность представлений в более крупное и более организованное объединение представлений, сделав её частью системы.
Мы живём в Удивительно Организованном Мире (от Творца), куда фактландцы в качестве самоуверенных человеческих "детей" энергично вносят дезорганизующее начало (вместе с представлениями о "Врагах"), что порождает проблемы и позволяет учиться на совершаемых людьми ошибках.
> Первыя 4 Заповеди: > Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. > Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. > Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
> Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. > Возможно при Эхнатоне в др. Египте и была попытка подобного.) Но ни др. Греция, ни Рим до Н.Э. не согласились бы.. да и славяне-дикари - язычники. Оргии на Ивана-Купалу.. > 6 остальных пунктов похоже универсальны. Но у амазонок при матриархате и они были вероятно неприменимы. quoted1
Первые 4 заповеди – это просто личные требования господа к человеку, т.е. инструкция по отношению человека к богу, и к морали вообще не имеет никакого отношения.
> «Заповеди» Современного общества > Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий. quoted1
Хммм. Интересно. Но такие моральные принципы просто не могут существовать в капиталистической системе распределения материальных благ и конкурентной системы.
> Первые 4 заповеди – это просто личные требования господа к человеку, т.е. инструкция по отношению человека к богу, и к морали вообще не имеет никакого отношения. quoted1
Но во второй заповеди если отбросить требование бога к себе то проявляеться еще одно качество. Не создай себе кумира. Не будь тупым фанатом.
> - «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»; > > - «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»; >
> - «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»; > > - «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность». quoted1
Рассмотрим в качестве примера последнюю современную заповедь.
С чем её можно связать, такую освобождающую от зависимостей? С глупостью или лживостью. Жизнь-то обеспечивается именно связями, зависимостями.
Если уж отдельная заповедь открыто предписывает избавлять от зависимости и внутриобщественных связей, то другого нельзя ожидать и от совокупности заповедей.
> Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь — «не лги» — что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов quoted1
Очевидно же, что современная мораль постепенно эволюционировала от глупости к разнообразию лживости и фальши.
> Вне всякого сомнения, cовременная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. quoted1
>Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха.
Успех возводится в Современной морали в цель жизни. На.би ближнего, хоть на 1%, а то дальний приблизится.. Отличная норма. Как я этого не знал раньше, ума не приложу?
Вот это пример работы деформированного разума одного человека и групки лохотронщиков.
> Мы живём в эпоху морализаторства человеческих душ, дурно понимая, насколько это хорошо для общества. > > Попробуем определиться в этой ситуации с помощью предложенного опроса. quoted1
а опрос вам что, поможет лучше понять суть слова Общество?
> Успех возводится в Современной морали в цель жизни. На.би ближнего, хоть на 1%, а то дальний приблизится.. Отличная норма. Как я этого не знал раньше, ума не приложу? quoted1
Видимо Определяющий жаждет вот такого глубоко разумного сосуществования, контролирующего моральные "извраты".
>> Первые 4 заповеди – это просто личные требования господа к человеку, т.е. инструкция по отношению человека к богу, и к морали вообще не имеет никакого отношения. quoted1
>Но во второй заповеди если отбросить требование бога к себе то проявляеться еще одно качество. Не создай себе кумира. Не будь тупым фанатом.
ЭТО место («не создавай себе кумира») мне особенно нравится, т.к. в этой фразе проявляется искренность и честность бога по отношению к людям. Поясню: когда меня (или кого-либо) зовут куда-то (ну, скажем в гости), но, я НЕ уверен что приду, (хотя на самом деле я уверен, что точно не приду!), то , дабы не огорчить приятеля говорю, что постараюсь придти, но особо не ждите, начинайте без меня и т.п. (Так поступают все) . И господь , фразой - «не создавай себе кумира», явно не хотел огорчать людей своей безучастностью. Господь дал людям всё, что им надо, и даже более: он дал им свободу воли, и вмешиваться в мирскую жизнь он более не собирается. Ему нет никакого дела до Ивана Спиридоновича, и Марии Фёдоровны, которые молят бога за повышение пенсии (образно говоря), равно как ему нет никакого дела до крушения самолёта: если подвела техника – вините себя в этом, если не качественное горючее – вините себя, если климат не тот – так же вините себя. «Я вам не мэр и не президент, чтобы пенсии повышать, за самолётами следить, за Колей наблюдать, чтобы он не спился, или Витю охранять, чтобы его в Чечне не убили! Я господь! Черт побери!» - вот так приблизительно он думает , увы. "На бога надёйся, а сам не плошай", помните?!