Беларусь

Log in | Registration
Go to the first message← Previous page Next page →Go to the last message

ГЕРОЕВ "НОРМАНДИИ - НЕМАН" ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ ВСЕ

  ZUBR
exida


Messages: 8699
19:25 24.01.2015
Александр Богомолов, посол СССР во Франции, писал перед встречей в Ле Бурже: «…де Голль одновременно послал в Лондон и Москву письма с просьбой вернуть во Францию полк бомбардировщиков „Лотарингия“ из Англии и „Нормандию“ из СССР. В письме, адресованном английскому командованию, де Голль просил продать бомбардировщики, на которых французские летчики летали… в течение почти 5 лет. Английское военное министерство согласилось продать самолеты, но запросило очень высокую цену.

Ответ англичан пришел незадолго до послания Сталина, и контраст этих двух ответов взбудоражил все воздушное министерство. В министерстве хотят организовать торжественную встречу „Нормандии“ на аэродроме Бурже».

1 июня 1945 г. прозвучал последний звонок — по настоянию де Голля всех пилотов «Нормандии-Неман» было решено отпустить во Францию. Де Голль настаивал, что во Франции ему нужна боеспособная часть. Учитывая его натянутые в то время отношения с союзниками, агрессивные аппетиты на Саар и Рейнланд, ему действительно нужна была армия. А учитывая взаимоотношения между союзниками и то, что во Франции стояла американская армия, и СССР не мешала лояльная французская часть.

По возвращении во Францию полк предполагалось укомплектовать французскими самолетами или самолетами союзников.

Пилоты отправились в Москву. Отправка была запланирована на 11 июня из Москвы через Тегеран — Каир — Тунис — Алжир — Марсель в Париж. Пилоты дивизии «Франция», находившиеся в Туле, должны были быть отправлены по маршруту Бухарест — Вена — Париж.

По просьбе французской военной миссии еще два летчика Жак Андре и Марсель Лефевр посмертно были награждены званием Героя Советского Союза. Представление на звание Героя для Роже Соважа не было утверждено под предлогом, что он лично, а не в группе сбил только 9 самолетов, при необходимом минимуме в 10. Роже Соваж и Пьер Матрас были награждены орденом Александра Невского.

Также орденом Боевого Красного Знамени был награжден генерал Эрнест Пети, глава французской военной миссии в СССР в течение войны.

Указом от 4 июня 1945 г. полк «Нормандия-Неман» был награжден орденом Александра Невского. Все пилоты были награждены медалью «За победу над Германией» и те, кто принимал участие в последних боях, медалью «За взятие Кенигсберга».

По неизвестной причине не была удовлетворена просьба французской военной миссии о награждении орденом Александра Невского командира полка «Нормандии-Неман» подполковника Дельфино и командира дивизии «Франция» подполковника Пуяда. Оба они получили орден Александра Невского только в 1965 году в честь 20-летия Победы.

5 июня пилотам объявили о решении Верховного Главнокомандующего Красной Армии об отправке полка «Нормандия-Неман» во Францию на своих боевых самолетах Як-3. Самолеты передавались советской стороной в качестве подарка.


«Президенту Временного Правительства Франции

Ваше послание от 2 июня получил… Французский авиационный полк „Нормандия-Неман“ находится в Москве и готов к отъезду во Францию… Я считаю естественным сохранить за полком его материальную часть, которой он пользовался на Восточном фронте мужественно и с полным успехом. Пусть это будет скромным даром Советского Союза авиации Франции и символом дружбы наших народов.

Прошу принять мою благодарность за хорошую боевую работу полка на фронте борьбы с немецкими войсками.
Иосиф Сталин. 5 июня 1945 г.»

]
Кроме того, Сталин сделал еще один жест — долг Франции СССР, которым по просьбе французской стороны было принято денежное довольствие, выплачиваемое пилотам во время войны, был аннулирован. И сверх того, всем пилотам и семьям погибших летчиков было выплачено денежное вознаграждение, равное 100 % их денежного довольствия за время службы в СССР. Общая сумма выплат составила 236 тысяч долларов. На содержание полка во время войны было потрачено около 4 миллионов рублей.

Сын Жана Тюляна Франсуа рассказывал, что их семья получила от имени Советского Союза вознаграждение за службу Жана Тюляна в виде золотых монет, которые помогли семье в первое время после войны, а также помогли ему и его сестре закончить школу. Бесплатно в то время в школе учили только в СССР.


Добавлю также, что это не помешало пилотам востребовать причитающееся еще и с Франции за годы службы во французском подразделении с 1942 по 1945 год.

11 июня при содействии советских властей и нового французского посла генерала Катру Александр Лоран сочетался законным браком с гражданкой СССР Маргаритой Лаува, создав единственную франко-советскую пару в «Нормандии-Неман». В тот же день пилоты вылетели на аэродром Эльбинг для отправки во Францию.

15 июня 1945 г. «Нормандия-Неман» на 42 самолетах Як-3, 40 боевых и двух командных, покинула СССР, завершив героическую эпопею Второй мировой войны. Самолеты были специально подготовлены к вылету, носы раскрашены в цвета французского флага, а на борту всех машин была нанесена белая стрела.
Link Complain Quote  
  Telemine
telemine


Messages: 4285
19:26 24.01.2015
Теме - еще один "плюс", от меня.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
19:38 24.01.2015
Из воспоминания Героя Советского Союза Ролана де ля Пуапа:


«…15 июня, Эльбинг. В этот раз всё: прозвучал звонок к отправлению. Час прощания боевых товарищей. Русские нас обнимают, дарят подарки. В 13 часов генерал Захаров приспустил красный флаг — взлетает первая эскадрилья, ведомая Марселем Альбером, первым асом „Нормандии-Неман“ с 23 белыми крестами на фюзеляже. Затем вторая, ведомая Риссо… Я поднимаю третью… Следом взлетают две „Дакоты“ с русскими механиками. Несколько минут затем, не скрывая эмоций, генерал Захаров дает старт самолету Дельфино. Командир 303-й дивизии с трудом сдерживает слезы, когда взлетает последний Як его друга Пуяда.

40 Яков уже скрылись из виду, а начальник радиостанции Луничкин продолжает получать последние прощания на частоте „раяк“, закрепленной за Frantzousy из „Нормандии-Неман“.

Через 45 минут мы приземляемся в Познани… обедаем… и летим дальше. Через час мы в Праге, где впервые увидели развевающийся французский флаг рядом с советским. В Праге к нам прибыл советский офицер из посольства и вручил каждому из нас по 500 долларов от имени своего правительства.

Прибытие в Штутгарт было грандиозным. „Главный Визирь“ генерал Де Латтр де Тасиньи нас встречал как глав государств, окруженный „табором“ своих марокканцев. В Штутгарте в то время базировалась 1-я группа „Эльзас“, и мы впервые увидели иных французских пилотов, кроме „Нормандии“, которые с интересом разглядывали нас и нашу технику, раскрашенную по-иностранному. Яки казались маленькими и грубыми рядом с их металлическими Спитфайрами. Я их быстро остудил: „Парни, хихикать будете после того, как увидите, что он может“.

Марши поднялся в воздух и показал такую акробатику, что наши коллеги, привыкшие к Спитфайрам, разинули рты и вспоминали это очень долго.


20 июня перелет в Сан Дизье, где нас встречали высокие персоны. После обеда с ними — последний перелет. В Сан Дизье мы потеряли три самолета. Двое так торопились домой, что столкнулись на полосе, а у третьего случились неполадки. И вот в 17.30 37 оставшихся приближаются к Ле Бурже.

Мы проходим Mo, и через несколько минут я замечаю Нотр-Дам, Сену и Эйфелеву башню. В радио мы слышим парижский говорок моего приятеля Альбера: „Да, други, как все-таки приятно снова увидеть эту груду металлолома!“»[123]

В Штутгарте на самолетах были закрашены красные звезды на хвостах и нарисован знак «Сражающейся Франции» Шарля де Голля — лотарингский крест. В Париже полк встречали командующий ВВС генерал армии Буска, министр аэронавтики и вооружения коммунист Шарль Тиллон, посол СССР во Франции Александр Богомолов и многие другие.

Несмотря на домыслы последних лет, никакой хитрости или пропаганды в жесте Сталина, подарившего самолеты Франции, не было. Полк не предусматривалось расформировывать. Во Франции в то время было совсем мало боеспособных авиационных частей, тем более министром аэронавтики был коммунист.

Если же нужен был пропагандистский жест, то отправить на своих самолетах всю авиадивизию «Франция» тоже не составило бы большого труда.

Это был действительно жест уважения к французским пилотам, не побоявшимся прибыть в Россию и честно сражавшихся здесь за свою родину.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
19:45 24.01.2015

Александр Лоран

Знаменит тем, что единственный из авиачасти вывез из СССР русскую супругу…

Родился в 1918 г. в Бресте. Как многие другие пилоты Нормандии, после школы посещал аэроклуб. В 1937 г. завербовался в армию сроком на 5 лет. Служил на базе ВВС в Дюньи, затем на нескольких других базах в Реймсе, Лионе, Рошфоре. В 1939 г. был переведен в Бретонь в Роан, где получил летное свидетельство и был произведен в сержанты авиации.

В 1940 г. переведен на базу ВВС в Салон-ан-Провансе. С началом войны включен в состав эскадрильи 565 и получил назначение на Мадагаскар. Служил в частях Виши, участвовал в боевых действиях против Великобритании. В сентябре 1942 г. за неблагонадежное поведение выведен с фронта, а затем в ноябре арестован и заключен в тюрьму. Освобожден после занятия острова союзниками и вступил в ВВС «Свободной Франции» де Голля. В январе 1943 г. записался добровольцем на советский фронт.

В мае 1943 г. произведен в аспиранты и прибыл в полк. Вместе с младшим лейтенантом Бернавоном и аспирантом Морисом Боном, приехавшими на несколько дней раньше, составили первое пополнение «Нормандии».

После прибытия группы под командованием майора Пуяда включен в состав второй эскадрильи. Во время одного из первых тренировочных полетов он потерял своего ведущего майора Пуяда, затем потерял ориентировку и заблудился. После того как стало подходить к концу горючее, он приземлился в поле и был эвакуирован жителями близлежащего колхоза, в котором не было телефона. Председателю пришлось ехать в центр, откуда связались с командованием. Только на четвертый день его вывезли на самолете связи. За это время Александр Лоран, увлекавшийся оперным пением и имевший прекрасный голос, настолько понравился селянам, что они не хотели его отпускать и вышли провожать всем колхозом, что произвело большое впечатление на всю «Нормандию».

Во время одного из первых боев 31 августа 1943 г. он был сбит, но сумел выпрыгнуть с парашютом и в тот же день вернулся в часть. А в октябре ему удалось сбить сразу два фокке-вульфа. Награжден Военным крестом и орденом Отечественной войны и произведен в младшие лейтенанты.

В ноябре 1943 г. «Нормандия» выводилась для переформирования в Тулу. Там французские летчики имели возможность посещать Дом Красной Армии в городе, чем они и пользовались. А их появления в этом Доме пользовались широкой популярностью у молодых тульчанок. Французы с удовольствием флиртовали с девушками, но только один из них, Александр Лоран, вознамерился закрепить свои отношения. Впрочем, он всерьез влюбился и потерял голову от комсомолки, спортсменки и просто красавицы Риты. Надо заметить, что комсомолка Рита голову не потеряла и отказалась сочетаться раньше, чем закончится война.





Александр и Рита Лоран


В январе 1944 г. Лоран перегонял на авиазавод в Москву неисправный Як для ремонта. Самолет отказал в воздухе, ему с трудом удалось посадить его «на брюхо» в чистом поле. При посадке летчик был ранен и потерял сознание. Он был доставлен в госпиталь в Сокольники, откуда сбежал на следующий день и своим ходом, чуть было не попав под арест как шпион, добрался до Тулы, чтобы быть ближе к невесте. Надо сказать, что Александр Лоран никогда не владел русским языком, а его возлюбленная еще не скоро выучит французский, и для встреч ему всегда был нужен кто-то третий, чем он затеррорезировал всю русскоязычную часть группы «Нормандия». Переписку с Ритой он вел через французскую военную миссию в Москве при помощи советской француженки Люсетт Моро, которая позднее стала крестной матерью их сыновей.

Александр Лоран провоевал в полку «Нормандия-Неман» до конца войны. Был награжден орденом Почетного Легиона, который ему вручили во время последней поездки французских летчиков в Москву на торжественное заседание во французской военной миссии в начале июня 1945 г. Тогда же стало известно, что принято решение о возвращении «Нормандии-Неман» во Францию на своих Яках. При содействии нового французского посла генерала Картру, обратившегося лично к Сталину, брак Лорана с Ритой был заключен 15 июня 1945 г. за 10 минут в одном из московских ЗАГСов за несколько часов до того, как Лоран покинул Москву навсегда. При содействии того же генерала Картру Рита смогла оформить документы и выехать к мужу спустя несколько месяцев.

После возвращения во Францию у Александра Лорана открылось нервное расстройство, которое не позволило ему продолжать службу летчиком-истребителем. В начале 1946 г. он был произведен в лейтенанты и переведен пилотом самолета связи в Марокко, где у него родился сын Жан-Поль. Затем во французскую оккупационную зону в Германии, где у них с Ритой родился второй сын Серж.

В 1952 г. произведен в капитаны. В 1954 г. переведен во Вьетнам, где заразился амебиазом. В 1956 г. переведен во Францию заместителем командира эскадрильи резерва легкой авиации в Виллакубле под Парижем.

11 июня 1957 г. в результате обострения болезни, полученной во Вьетнаме, скончался в возрасте 39 лет. Пьер Пуяд и генерал Картру помогли его вдове, оставшейся одной с двумя детьми, с жильем и устроили работать в книжный магазин.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
22:12 24.01.2015

РУССКИЕ В "НОРМАНДИИ - НЕМАН"

Совершенно не открытая страница, которая только в последнее время получила некоторую огласку. Между тем в «Нормандии-Неман» было немало детей русских эмигрантов, с честью сражавшихся за свою Родину.

Прежде всего это, конечно, капитан Мирлес.





Альберт Львович Мирлес

Родился 26 февраля 1914 г. в пригороде Парижа Сюрен. Его родители бежали во Францию из России в 1908 г. после революции 1905 г., в которой принимали активное участие. Во Франции его отец стал одним из ведущих инженеров «Рено», а мать пианисткой. В эмиграции родители принимали участие в революционном движении в России, встречались с Троцким и Лениным.

В школе Альберт учился в одном классе с дочерью Ильи Эренбурга Ириной, через которую позднее в Москве он привлек знаменитого писателя к участию в судьбе «Нормандии-Неман».

Закончил летную школу в 1932 г., затем поступил в Сорбонну.

Кроме русского, в совершенстве владел немецким. В 30-х годах активно участвовал в различных обществах франко-немецкой дружбы. Ездил в Германию в 1934 г. В Карлсруэ жил у президента общества Германия — Франция Отто Абеца, будущего посла рейха во Франции во время войны. После прихода к власти Гитлера и развития политики антисемитизма в Германии становится убежденным антифашистом.

В 1936 г. в качестве научного сотрудника был откомандирован в распоряжение ВВС. Занимался ракетами и проблемами обледенения самолетов.

В 1940 г. в звании старшего лейтенанта пытался вступить в армию и получил отказ по здоровью. После капитуляции уехал в Бордо, откуда на польском судне «Собеский» вместе с будущими пилотами «Нормандии-Неман» Жаном де Панжем и Михаилом Шиком выехал в Лондон, где примкнул к де Голлю, сменив фамилию на Мирле.

В 1940 г. участвовал в неудачной экспедиции в Дакар, был ранен, избежал плена, оказался в Камеруне, где познакомился с Леклерком. Подхватил тропическую лихорадку и был вывезен для лечения в Лондон. Затем переведен в Британское министерство авиастроения, где занимался инженерными разработками. В частности, работал над проблемой обледенения крыльев самолетов в полете и разработал принцип срезания немецких аэростатов от тросов крепления, что позволяло самолетам преодолевать воздушные заграждения. Его первые аппараты были установлены на самолетах короля и премьер-министра Англии. А затем ими были оборудованы все бомбардировщики англо-американских союзников.

В начале 1942 г., как в совершенстве владеющий русским языком, произведен в капитаны и назначен начальником 2-го отдела ВВС (разведка), получив задачу — формирование французской авиачасти в составе Красной Армии в СССР. Вступил в контакт с советскими дипломатами и военным атташе в Лондоне. Целиком разработал проект, рекомендации и документацию по формированию авиагруппы.

В августе 1942 г. направляется в СССР в качестве заместителя генерала Пети по формированию эскадрильи. Первоначально отправился в Мурманск с английским караваном PQ-17, который был рассеян немецким флотом, сам Мирлес, к счастью, оказался в Исландии. Второй раз он отбыл через Ливан — Иран, в Ливане лично переговорил с каждым из пилотов, вступившим в «Нормандию». В Москве среди прочего встречался с Молотовым, Берией и Морисом Торезом, попутно работал над выявлением агентов НКВД в составе французской военной миссии.

Участвовал в выборе места базирования французской эскадрильи и лично встречал пилотов, прибывших в СССР в декабре 1942 г. Именно он отказался от того, чтобы эскадрилья воевала на иностранных самолетах и потребовал для ее вооружения лучший советский истребитель. И отстоял это решение даже тогда, когда дело дошло до того, что его вызвали в американское посольство и потребовали объяснений. Кроме того, пытался неофициально продвигать свои работы по антиобледенению самолетов.

В начале 1943 г. был отозван в Лондон, как выполнивший задачу по созданию французской части на советском фронте. Но по просьбе советского командования вернулся в апреле 1943 г. в ранге личного представителя де Голля при командовании ВВС Красной Армии. Находился в эскадрилье при ее первых боевых вылетах.

Неурегулированность вопросов субординации между военной и гражданской французскими миссиями породили неудовольствие дипломатического представителя де Голля в СССР Роже Гарро. В июле 1943 г. Роже Гарро обвинил Мирлеса в нелояльности и шпионаже в пользу СССР по причине его присутствия на принятии присяги Войском Польским в СССР, тем самым официализировав французское присутствие с коммунистической стороны Польши. При личной встрече Гарро публично оскорбляет Мирлеса, в результате чего тот подает заявление де Голлю о невозможности работать вместе с ним.

Любопытно, что для улаживания конфликта де Голль предпочел заменить посла. Однако замена Гарро на Гастона Палевского не состоялась, поскольку СССР отказался признать нового посла в случае замены Гарро. И одновременно выставил счет за аренду дипломатических зданий, не оплаченный с 1940 г. Кроме того, СССР соглашался только на Гарро в лице дипломатического представителя Французского Комитета, что было крайне важно для укрепления власти де Голля.

Осенью 1943 г. капитан Мирлес уезжает в Алжир, где первоначально занимается вопросами пополнения «Нормандии», а затем возвращается в Лондон в качестве начальника второго отдела ВВС.

Среди других вопросов, решавшихся при его участии в СССР, было формирование французской авиадивизии и наземной бригады из французских военнопленных Вермахта, для чего он встречался с Берией. Фактически ни тот ни другой вопрос в его отсутствие не были доведены до конца.

В августе 1944 г. был направлен генералом де Голлем для занятия Штаба ВВС в Париже.

В первой половине 1945 г. переведен в отдел научной разведки. Во главе спецгруппы был переброшен в Германию, где организовал захват Вилли Мессершмитта и важной технологической документации из его конторы.

Войну закончил членом подкомитета ООН по атомной бомбе.

После войны вновь меняет фамилию с уже всем ставшей известной Мирле на настоящую — Мирлес в память об отце, расстрелянном в 1942 г. в Париже на Мон-Валериен.

В 50-х годах, совместно с бывшими одесситами Жаком Бержье (во время войны организовал группу из русских эмигрантов, занимавшихся сбором информации по ФАУ в Па-де-Кале, после войны капитан службы промышленного шпионажа и один из соавторов фильмов про Джеймса Бонда) и Владимиром Гавронским создал компанию Recherches et Industrie, в которой занимались изучением и применением секретных немецких разработок, захваченных в начале 1945 г. у Германии. А также разработкой оружия с использованием немецких наработок по тяжелой воде.

В начале 60-х пять лет был экспертом ООН по научно-техническому взаимодействию. Затем работал в Индии.

В 1993 г. участвовал в празднованиях 50-летия «Нормандии-Неман» во Франции и в РФ.

Скончался 12 апреля 1999 г. в Женеве, где провел последние годы жизни. Похоронен в Париже.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
22:16 24.01.2015
Михаил Романович Шик

Родился 24 мая 1918 года в Москве.

Его родители уехали во Францию еще до Гражданской войны. В июне 1940 г. готовился поступать в Высшую Школу Политических Наук в Париже. Бежал в Англию на польском пароходе, на котором познакомился с курсантом летной школы Жаном де Панжем, впоследствии тоже пилотом «Нормандии».

Поступил в авиацию «Свободной Франции» под именем Мишель Германт. Участвовал в операциях в Дакаре, Камеруне. В Ливии занимался воздушной разведкой. Из Ливии был направлен в школу пилотов в Великобритании. Не успел проучиться и полгода, как был отправлен переводчиком «Нормандии», но упросил капитана Мирлеса записать его как пилота связи. Произведен в аспиранты. Осуществлял связь между советским командованием и «Нормандией», вел радиопереговоры во время боевых вылетов. Выполнял полеты на самолете У-2. В самом конце войны сумел выполнить норматив и получил разрешение летать на самолетах Як. Успел совершить несколько боевых вылетов ведомым у Жана Ле Мартело в 3-й эскадрилье. В декабре 1944 г. произведен в лейтенанты. Во время визита де Голля в Москву сопровождал маршала Жуана в качестве переводчика. Награжден орденами Почетного Легиона, Военным крестом, орденом Красной Звезды.

1945–46 гг. преподавал в летной школе для французских пилотов в США.

1946 г. заместитель директора Управления по экспорту авиационной техники в США и Северную Америку.

1951 г. генеральный директор дома моделей «Жак Фат».

1962 г. член правления текстильного комбината в Рубэ, затем президент рекламной компании Мик-Макс.

Скончался в 1995 г. Похоронен в пригороде Парижа. На могиле написано: «Пилот „Свободной Франции“» и перечислены его боевые награды.

Прототип переводчика Гастона из фильма «Нормандия-Неман», с той только разницей, что коренной москвич Михаил Шик говорил по-русски без акцента.


Александр Георгиевич Стахович

Второй переводчик «Нормандии-Неман», родился в 1914 году в Санкт-Петербурге в знатной дворянской семье Елецкого предводителя дворянства, покинувшей Россию после Февральской революции 1917 года и получившей французское гражданство.





А. Г. Стахович

Получил образование в Париже. Затем переехал в Аргентину, где женился на Марине Глебовне Струве, внучке философа Петра Струве, автора «Манифеста РСДРП», начальника управления иностранных дел в правительстве Врангеля.

Его дядя был среди основателей русского храма Христа Спасителя в парижском пригороде Аньере, названный так в честь храма Христа Спасителя, снесенного большевиками в Москве.

В 1941 г. приехал в Лондон, где проживал у своего тестя Глеба Струве. Как французский гражданин вступил в «Свободную Францию» генерала де Голля. Случайно познакомился с Жаном де Панжем, которого в отсутствие Мирлеса уговорил включить его в списки «Нормандии», несмотря на то что к авиации никакого отношения не имел. Был зачислен радистом. В СССР давал пилотам уроки русского языка. По воспоминаниям ветеранов, пилоты первых групп могли объясняться по-русски.

Занимался переводом технической литературы, осуществлял связь с советским командованием, дежурил на рации и выезжал на фронт за подтверждениями сбитых самолетов. Был основным переводчиком между французскими и советскими механиками. Другой переводчик, Анатолий Коро, вспоминал, как однажды они летели в самолете в районе Ельца, и Александр Стахович сказал:

«Знаешь, эта земля там, внизу, принадлежала нашей семье.

Затем, помолчав, добавил:

— Теперь это неважно. Все-таки это моя страна, и я счастлив, что она выигрывает войну».


Покинул СССР вместе с механиками в октябре 1943 г.

После войны был депутатом Европарламента. Погиб в 1972 г. в авиакатастрофе в Аргентине. В его честь был назван один из залов Европейской комиссии в Брюсселе. После перестройки здания в 1991–2004 гг. этаж, где находился зал, был перепланирован, и зал имени Александра Стаховича исчез.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
22:34 24.01.2015
Георгий Лебединский

Бессменный доктор полка и третий переводчик. Летчики называли его на французском военном жаргоне «тубиб», что на арабском языке означает «колдун». Родился в 1912 г. в Киеве в семье инженера. В 1920 г. семья покинула Россию. После попытки обосноваться в Германии его отец нашел работу в Париже.

Во Франции Георгий закончил медицинский институт. Отец уехал работать в нефтяную компанию в Мексике, а его мать переехала в Ниццу, где жила в одном доме с матерью Романа Гари. В 1940 г. был призван в армию и направлен в Тунис. После капитуляции Франции демобилизовался и вернулся к матери. Как еврей попал под запрет на профессию врача. Мать Романа Гари познакомила его с группой поляков, с которыми вместе они решили нанять судно и бежать в Лондон. Попытка была пресечена французской полицией. При помощи одного из своих друзей, чей отец был депутатом в правительстве Виши, получил легальное разрешение на выезд за границу под предлогом поездки к отцу в Мексику. Добрался до Кубы и оттуда через Нью-Йорк уехал в Лондон, где записался в армию де Голля военным врачом. Работал в госпитале в Кемберли. Узнав о формировании «Нормандии» от Жана де Панжа, сумел убедить своего начальника и Альбера Мирлеса, что без доктора, к тому же русскоязычного, им никуда, и был включен в состав группы.






Георгий Лебединский


Первым начал работать, проведя вакцинацию отправляющихся еще в Англии. В СССР от безделья следил за качеством питания, поскольку, по его воспоминаниям, американские консервы, знаменитый «Второй Фронт», которым их кормили в Иваново, бывали протухшими. Благодаря своевременно принятым им мерам по прививкам группа избежала тифа в начале 1943 г.

Во время боев помогал Шику и Стаховичу на радиостанции и в поездках на фронт за подтверждениями на сбитые самолеты, за которыми часто приходилось летать без парашюта в грузовом отсеке истребителя. Дежурил на передовой линии на посту ближнего обнаружения, откуда при необходимости звонил в «Нормандию» и поднимал в воздух истребители. Помогал механикам и офицерам с переводами. По его собственным словам, так много помогал механикам, что сам стал разбираться в авиационных моторах.

Как врачу ему пришлось поработать не много. В основном оказание первой помощи и отправка раненых в госпиталь. Оказывал первую помощь Пьеру Жанелю, повредившему позвоночник, Жану Монсо, подорвавшемуся на минном поле и Марселю Лефевру, обгоревшему при посадке.

Покинул подразделение вместе с механиками осенью 1943 года, но затем по настойчивым просьбам генералов Захарова и Пети вновь вернулся в «Нормандию». У новых групп пилотов приходилось больше оказывать внимания психологическому состоянию. Так, капитан Бегин был при его содействии отправлен в Лондон из-за нервного срыва.

После войны продолжал службу в «Нормандии-Неман» до 1946 г. Затем работал хирургом в Париже. Награжден орденом Почетного Легиона, Военным крестом, Военной медалью, а также орденом Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга». Был одним из активистов ассоциации ветеранов «Нормандии-Неман». Скончался и похоронен в Нюйи-сюр-Сен.

Андрей Борисович Познанский

Родился 30 июня 1921 г. в Австрии в семье эмигрантов из России. Позднее родители переехали во Францию, где он закончил летное училище. В 1940 г. в звании младшего лейтенанта принимал участие в боях во Франции. 7 июля с группой французских пилотов вместе с эвакуировавшимися польскими частями покинул Францию в Порт-Вендре. Ныне там установлен памятник этой эвакуации, на котором нанесено имя Андрея Познанского.

В Лондоне вступил в «Свободную Францию» и был зачислен в 32-й эскадрон RAF. В январе 1942 г. переведен на Ближний Восток в авиагруппу № 1 «Эльзас». Участвовал в боях в Египте.

Когда в Раяке было объявлено о наборе группы пилотов в СССР, в связи с тем, что англичане отпустили не всех добровольцев, записался среди первых. Произведен в лейтенанты. Андрей Познанский был среди трех первых погибших пилотов «Нормандии» 13 апреля 1943 г.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
22:37 24.01.2015
Анатолий Коро

Переводчик второй группы пилотов.

Родился в 1908 г. в Иркутске в семье обрусевших французов.

После Гражданской войны его родители выехали к родственникам во Францию. В 1932 г. защитил диссертацию в Льежском университете. Доктор экономических наук. До войны работал в банках в Индокитае. В 1942 г. оставил высокооплачиваемую работу и уехал в Лондон, где поступил в «Сражающуюся Францию». Попал к Пуяду, формировавшему вторую эскадрилью для «Нормандии», и поступил к нему переводчиком. С ним же поехал в декабре 1943 г. в Алжир за пополнением и был зачислен в штат командования французскими ВВС в СССР полковника Корнильона-Молинье.

После войны был директором представительства London Films на Ближнем Востоке.

Оставил небольшие воспоминания о службе в «Нормандии», полные ностальгии о потерянной родине.

Игорь Всеволодович Эйхенбаум

Родился в Женеве 2 сентября 1910 г. Его родители — видные члены партии эсеров, участвовали в революции 1905 г. и были приговорены к пожизненной ссылке в Сибирь. Отец Игоря знаменитый революционер Всеволод Эйхенбаум, известный по псевдониму Волин, бежал из ссылки в 1907 г. и обосновался в Париже. Его мать Татьяна Салопова эмигрировала в начале 1908 г. Революционная активность заставляла родителей много ездить между Францией и Швейцарией.

После смерти матери Игорь жил некоторое время в Ницце. Его отец женится вторично. После Февральской революции Всеволод Волин возвращается в Россию, где принимает участие в движении анархистов и тесно сотрудничает с Нестором Махно. Его семья последовала за ним, и в день своего семилетия, 2 сентября 1917 года, Игорь впервые оказался в России, не зная ни слова по-русски. Они приехали к отцу после Октябрьской революции, когда Всеволод Волин участвовал в «защите Октябрьской революции от наступающих немцев». По воспоминаниям Игоря, первая фраза, которую он научился говорить по-русски, была «Вся власть Советам!».






И. В. Эйхенбаум


В начале 1918 г. его отправили в Елец в семью друзей отца, где он прожил четыре года, ничего не зная о своей семье. В январе 1922 г. вместе с отцом, братом и сводной сестрой уехал в Германию. Где его с братом оставили у товарищей отца, у которых он прожил в Берлине три года и еще два в небольшом городке Соммерда в Тюрингии. В это время он забыл все остальные языки, кроме немецкого. Ходил в школу возле аэродрома и после уроков смотрел на взлетающие самолеты. Плохо ладил с людьми, у которых жил, и в 1926 году отец забрал его с братом в Париж, где ему пришлось заново осваивать французский. Отец, в соответствии с политическими взглядами, заставил братьев окончить ремесленное училище в Монтруже для получения пролетарской профессии. После окончания училища Игорь работал механиком на заводе Рено.

Год занимался парашютным спортом. Из-за слабого зрения не был принят в аэроклуб. В 1931 г. призван в армию авиационным механиком. Служил в Ливане, затем был переведен на Мадагаскар, где был арестован за проголлистскую агитацию и, чтобы избежать тюрьмы, в декабре 1941 года отправился добровольцем в Джибути, где вишистский гарнизон был блокирован английскими войсками. Прибыл на крейсере «Бугенвилль», который пытался переагитировать перейти к де Голлю. Моряки категорически отказались служить Лондону. В мае 1942 г. англичане блокировали крейсер и предложили сдаться. Французы отказались, и союзники потопили крейсер. В декабре с одним из своих товарищей перелетел на территорию, контролируемую «Свободной Францией», где попал к Роберу Мюллеру, позднее командиру русского отряда французского Сопротивления, а после войны — заместителю Генерального секретаря ООН. За побег заочно приговорен к смертной казни. Был включен в десантный отряд, действовавший в Абиссинии, когда пришла заявка на набор авиамехаников для «Нормандии».

В июне 1943 г. прибыл в Лондон для формирования группы механиков для второй эскадрильи. Группа прибыла в Тегеран, где была распущена, поскольку к этому времени в СССР французских механиков заменили на советских. Ехать переводчиком он отказался, но его не без труда уговорил лично Мирлес. Вместе с Павлом Пистраком 18 сентября 1943 г. он прибыл в СССР, где оставался до конца войны. Провел месяц в Москве, где встречался со своим дядей Борисом Эйхенбаумом, видным советским литературоведом. В октябре произведен в младшие лейтенанты. Прошел всю трудную работу фронтового переводчика. В январе был радионаводчиком на передовой во время прорыва 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса под командованием генерала A.C. Бурдейного в Восточной Пруссии.

После войны с полком «Нормандия-Неман» вернулся во Францию. С 1945 г. сразу после вывода полка во Францию и до конца своих дней был секретарем ассоциации ветеранов «Нормандии-Неман», где в основном занимался перепиской с советскими организациями, переводами писем и прочей канцелярией. Был инициатором создания музея полка. Собрал фотоархив «Нормандии-Неман», фотографии из которого представлены в этой книге. Участвовал в работе обществ франко-советской дружбы. Дважды сопровождал Гагарина в поездках по Франции. Неоднократно посещал Советский Союз. Племянница Игоря Эйхенбаума Елизавета была замужем за Олегом Далем.

В отставку вышел в звании майора. Был награжден офицерским крестом Почетного Легиона, Военным крестом с пальмой и серебряной звездой, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны и медалями. Скончался в 1987 г.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
22:46 24.01.2015
Ростислав Львович Углов

Родился 4 октября 1919 г. в Троицком. Его отец военный следователь деникинской армии в 1920 г. с семьей эвакуировался из Крыма в Турцию. В Турции семья прожила 9 лет в надежде, что советская власть падет и им удастся вернуться в Россию.

В 1929 г. семья переехала к родственникам во Францию. В 1933 г. отец Ростислава получил французское гражданство, что дало возможность двум сыновьям и дочери учиться. Бывший старший следователь по особо важным делам Лев Углов трудился рабочим на химическом заводе Пешине в Сант-Обане на юге Франции.






Ростислав Львович Углов


Ростислав с 1937 года занимался в аэроклубе и после призыва в армию в 1939 г. попал в авиацию. При поступлении в армию из-за того, что французам было сложно произносить его имя Ростислав, записался под именем отца — Леон. Закончил летное училище в Истре. После начала войны училище было переведено в Оран в Алжире. После высадки союзников в Африке служил в Марокко в эскадрилье «Лафайет» под началом Константина Розанова.

В мае 1944 г. под именем Леон Углов перевелся в авиацию «Сражающейся Франции» и записался добровольцем в «Нормандию». Несмотря на два отказа командования, добился перевода. В октябре 1944 г. произведен в аспиранты и прибыл в СССР. Летал в эскадрилье «Руан» под началом Марселя Альбера, ведомым у Роже Соважа. Первую победу одержал 16 января 1945 г., сбив сразу два самолета противника, один лично и один в группе. Всего в СССР сбил 1 лично, 1 неподтвержденный и 4 самолета в группе. В мае 1945 г. произведен в младшие лейтенанты. Возвращался в составе «Нормандии-Неман» в Ле Бурже. Награжден орденом Почетного Легиона, Военным крестом и орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга».

С ноября 1945 по сентябрь 1946 г. служил пилотом-инструктором в Туре. 25 сентября 1946 г. произведен в лейтенанты и вернулся в «Нормандию-Неман», переведенную в Марокко.

27 июля во время патрулирования в районе города Темара на малой высоте зацепился за телефонную линию и разбился. Похоронен в Аньере.

Одна из улиц в Сан-Обане носит его имя. На аэродроме аэроклуба Сан-Обана установлена мемориальная доска 3 его честь.

Константин Львович Фельдзер

Родился 12 октября 1909 года в Киеве.

В 1918 г. семья через Одессу выехала в Париж, где жила сестра его отца. Учился в одной школе с Альбертом Мирлесом и в одном классе с Анри Труайа. Его отец Лев Фельдшер в Париже занимался различными видами коммерческой деятельности между Францией и РСФСР. В частности, он открыл филиал киностудии Патэ — «Патэ-Норд» в Москве и вместе с Игорем Сикорским занимался открытием авиалинии Москва — Париж. Скончался в 1929 году, не успев определиться с вопросом — жить во Франции или вернуться в Россию.

Старший брат Вадим уехал в Тулузу, где поступил в политехнический институт, а два младших брата Константин и Алексей стали военными летчиками.

Алексей разбился во время тренировок в 1938 г. Константин в 1939 году был переведен в эскадрилью 3/10 на севере Франции. Перед отправлением венчался в храме Александра Невского в Париже с Бланш Бертье, с которой затем прожил всю жизнь.

С первых дней участвовал в кампании 1940 г. Сбил один немецкий самолет. 14 мая 1940 г. сам сбит и объявлен погибшим. Выйдя из окружения, добрался до своей части, которая была переведена в Клермон-Ферран. Узнав о капитуляции Франции, самостоятельно с несколькими польскими и французскими пилотами выезжает в Алжир. После роспуска части и демобилизации пытается добраться на яхте до Гибралтара. Из-за шторма был выброшен на испанский берег, арестован и выслан во Францию. В военном трибунале попадает на знакомого военного юриста, который помогает смягчить приговор и возвращает его в распоряжение командования ВВС в Алжир.

За вторую попытку побега в Гибралтар вновь арестовывается и содержится сначала в Алжире под домашним арестом, а затем военным трибуналом в Тунисе осужден на год тюрьмы за оставление части во время войны. По его воспоминаниям никогда не был религиозным. За всю жизнь трижды посещал церковь, когда крестился, когда отпевали его младшего брата Алексея и когда сам венчался. В Тунисе перед судом он стал регулярно посещать русскую церковь в Бизерте.

В тюрьме получил личное приглашение от Пьера Костантини вступить в антибольшевистский легион в обмен на свободу. Пьер Костантини, один из организаторов легиона французских добровольцев, воевавшего против СССР в составе Вермахта, в то время пытался создать летную часть в составе подразделения.

Отсидев, был восстановлен в армии и служил в Тунисе. В ноябре 1942 г. был дежурным по аэродрому. Во время попытки высадки американцев помог им использовать свой аэродром, за что вновь был арестован после того, как французы отбили американскую атаку. После перехода Туниса к союзникам освобожден и вернулся в авиацию.

Участвовал в боях в Тунисе и Сицилии. Сбил второй самолет. С марта 1943 г. пытался попасть добровольцем в «Нормандию». После отказа переведен инструктором в Марокко. Узнав о саботаже командования набора пилотов в «Нормандию», сам в Алжире начал заниматься формированием группы пополнения, с которой прибыл в СССР Э декабре 1944 г.

Участвовал в боевых действиях в Восточной Пруссии. 1 августа 1944 г. сбит над Кенигсбергом, выпрыгнул из горящего самолете и получил тяжелые ранения с временной потерей зрения. Был объявлен погибшим, и его жене во второй раз была отправлена «похоронка». Посмертно награжден орденом Освобождения. Но он попал в плен, где провел восемь месяцев. Содержался вместе с другим пилотом «Нормандии» Жаном Байсадом в лагере для военнопленных советских летчиков. Байсад тяжело переносил условия плена, в результате чего они решили обратиться в Красный Крест, чтобы перейти к французским военнопленным. Комиссия Красного Креста отказалась их признать французами по факту службы в Красной Армии. Тогда они решили бежать. При побеге потеряли друг друга. Байсаду бежать не удалось, а Константин Фельдзер с двумя советскими офицерами бежал из плена.

Добрался до Парижа. По его воспоминаниям, в штабе ВВС отказались говорить о восстановлении в армии и не имели никаких документов о его службе в армии после 1943 г., производстве в офицеры и переводе в «Нормандию». Зато имелись две «похоронки», полученные его «вдовой», и пенсии на погибшего, которую его попросили немедленно вернуть. Попытка провести взаиморасчет между полученной уже пенсией на погибшего летчика и неполученной задолженностью по зарплате не увенчалась успехом, поскольку в штабе имелись документы, по которым он числился сержантом в Алжире, а не младшим лейтенантом в СССР. На его удачу попал к генералу Валену, одному из организаторов «Нормандии» в 1942 г. Был восстановлен в армии в звании лейтенанта. Потребовал возвращения в «Нормандию», несмотря на категорический отказ, находившегося в Париже Пьера Пуяда, который считал, что ему требуется лечение после плена. С отпускниками «Нормандии» вернулся в часть.

После окончания войны пытался поступить добровольцем в Красную Армию для участия в войне против Японии. И из-за острых конфликтов с руководством ВВС Франции в 1945 г. был вынужден покинуть армию в звании капитана запаса.

Был заместителем директора авиации в Медоне. Участник нескольких обществ франко-советской дружбы. Не однократно бывал в СССР. В 1948 году вместе с супругой совершил путешествие на автомобиле «Ситроен 2CV» от Парижа до Красноярска. В конце 60-х годов работал корреспондентом журнала «Международная авиация» в Москве. Работал во внешнеторговой горно-металлургической компании Карбонаж де Франс по связям с СССР. Занимался продвижением французских разработок в СССР и советских во Франции. Благодаря его участию, СССР построил несколько доменных печей во Франции, последнюю, под Марселем, уже при перестройке. А также способствовал советскому участию в строительстве тоннеля под Ла-Маншем.

Имел друзей в Театре на Таганке и участвовал в его гастролях во Франции. Был знаком с Мариной Влади и Владимиром Высоцким.

Принимал участие в работе ассоциации «Нормандия-Неман», дружил с Жозефом Пуликеном.

Скончался в 1988 году в Париже. Похоронен на Пер-Лашез. За службу в военной авиации был награжден офицерским крестом Почетного Легиона, орденом Освобождения, Военным крестом с пятью пальмами, двумя орденами Отечественной войны. Медалями «Сопротивления», «За ранение», «За побег из плена», «За победу над Германией».

Младший сын его брата Вадима, погибшего в Сопротивлении, Жерар Фельдзер ныне является директором музея авиации и космонавтики в Ле Бурже, в котором установлен Як-3 полка «Нормандия-Неман» и который ныне занимается вопросами, связанными с переносом музея из Анделиз.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
22:51 24.01.2015
Павел Пистрак

Шестой переводчик полка «Нормандия-Неман».

Родился 13 июля 1916 года в Петрограде. Во время Гражданской войны родители переехали к родственникам в Париж.

Служил в авиации, из-за перелома руки не смог летать, Поэтому стал авиамехаником. После высадки союзников в Африке выехал из Франции через Испанию в Алжир, где поступил в авиацию «Сражающейся Франции», и затем выехал в Лондон, где был включен в состав второй группы авиамехаников для «Нормандии». Как и Игорь Эйхенбаум, после отказа «Нормандии» от французских механиков рыл произведен в аспиранты и зачислен переводчиком. Вместе с Эйхенбаумом прибыл в СССР и оставался до Оконца войны в «Нормандии-Неман», выполняя всю трудную работу переводчика.

Вместе с «Нормандией-Неман» вернулся в Ле Бурже. Был награжден Военным крестом, орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга».

После войны служил в авиации. Погиб 4 мая 1951 г. в автомобильной аварии.

Жорж де Фридэ

Седьмой переводчик. Как и Анатолий Коро, сын обрусевших французов из Севастополя, где он родился 16 сентября 1916 г. Родители уехали во Францию во время Гражданской войны.

В 1935 г. поступил в военную авиацию.

После освобождения Франции был направлен в «Нормандию-Неман» в качестве переводчика. Прибыл в СССР 1 октября 1944 г. Вместе с полком вернулся во Францию и продолжал в нем службу до 1947 г. Затем служил переводчиком в представительстве французских ВВС при командовании Группы советских войск в Германии.

В отставку вышел в 1968 г. в звании майора. Скончался в 2006 г.

В составе группы командования военно-воздушными силами Франции в СССР под началом полковника Эдуарда Корнильон-Молинье, которую планировалось отправить в СССР в течение 1944 года, входили четверо русских:

— капитан Емельян Матвеевич Рублев, 1901 года рождения, Париж, начальник летной школы по подготовке французских пилотов в СССР;

— адъютант командующего аспирант Анатолий Коро, служивший в «Нормандии» до 1943 г.;

— Генрих Смолин, родился в 1901 г. в Чернигове, старший сержант, переводчик;

— сержант Козлов, переводчик.

* * *

В составе авиадивизии «Франция», сформированной в СССР к лету 1945 года, было предусмотрено 12 русских переводчиков, по 3 на каждый полк и три при штабе дивизии. Из них к марту 1945 г. были зачислены в штат:

— младший лейтенант Беленко, переводчик командования дивизии;

— аспирант Соколов, переводчик штаба дивизии;

— аспирант Пономаренко, переводчик полка «Нормандия-Неман»;

— аспирант Чистоганов, переводчик полка «Аквитания».
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
13:45 25.01.2015
GROZA866 (Олег866) писал(а) в ответ на post:
> А тема твоя хорошая. Только помнить нужно всех . И безымянных тоже . Вот им все , вечная слава и память !
quoted1

ВЫПОЛНЯЮ ТВОЮ ПРОСЬБУ, ОЛЕГ!


Несколько избранных биографий французов, принимавших участие в формировании французских авиачастей в Советском Союзе.

Марсиаль Вален


Генерал авиации Франции, командующий FAFL (ВВС «Свободной Франции»), один из инициаторов создания «Нормандии-Неман». Единственный генерал французской авиации, не вышедший в отставку по возрасту и остававшийся на службе до конца своих дней.

Родился 14 мая 1898 г. в Лиможе.

В апреле 1917 г. был призван в кавалерию. В то же время его отец заставил сдать вступительные экзамены в училище Сен-Сир, куда он перешел в мае 1917 г. Вышел в феврале 1918 г. в звании аспиранта и был распределен в 3-й полк африканских егерей. Участвовал в боях в Шампани. Конец войны встретил в госпитале, куда он попал после отравления газами. Награжден французским и бельгийским Военным крестом.

После войны младший лейтенант в 16-м драгунском полку. Восстановился в Сен-Сире. Затем в 1920 г. закончил школу кавалерии в Сомюре. 1920–1925 гг. лейтенант, служил в марокканской кавалерии в Ливане, Константинополе, Марокко. Участвовал в войне против марокканцев в Рифе.

1926 г. переведен во Францию в 4-й гусарский полк в Рамбуйе. В том же году перевелся в авиационное училище. В январе 1928 г. получил летное свидетельство пилот эскадрильи ночных бомбардировщиков.

1929 г. — капитан, командир эскадрильи.

1930 г. — пытался внедрить в практику ночных бомбардировщиков полеты без освещения и посадку без фар. Рыцарь Почетного Легиона.

1935 г. — переведен в штаб 12-й авиабригады, а затем в 3-й отдел Генерального штаба ВВС Франции.

1938 г. — майор, командир 33-й эскадрильи главного разведывательного управления. Во главе эскадрильи встретил Вторую мировую войну.

1939 г. — в марте травмирован при посадке аварийного самолета. Подполковник, переведен в штаб ВВС Северо-Восточной армии.

1940 г. — полковник, член французской военной миссии в Бразилии. После получения известий о капитуляции Франции и организации де Голлем «Свободной Франции» в Лондоне отправил последнему поздравительную телеграмму от имени дипломатической миссии. Один из первых офицеров, откликнувшихся на призыв де Голля к Сопротивлению.

1941 г. — британская полиция арестовала по обвинению в шпионаже командующего ВВС и ВМФ «Свободной Франции» адмирала Мюселье. Де Голль вызвал Валена в Лондон, куда он прибыл в марте. 10 июля назначен командующим ВВС «Свободной Франции» с производством в генерал-майоры авиации и награждением офицерским крестом Почетного Легиона.

Активно занимался созданием военно-воздушных сил де Голля. Ввел обычай называть авиачасти «Свободной Франции» для их отличия от авиации Виши по названиям французских провинций. Первые созданные эскадрильи получили названия «Эльзас», «Лотарингия» и «Иль-де-Франс». В ноябре 1941 г. совместно с генералом Люге, бывшим военным атташе Франции в СССР, и генералом де Голлем принимает решение о создании авиагруппы № 3, которая и стала тем костяком, на основе которого сформирована первая группа будущей эскадриьи "Нормандия". Кроме того, занимался созданием воздушно-десантных частей.

Все, что называется FAFL — военно-воздушные силы «Свободной Франции», было создано генералом Валеном, в конце 1941 г. назначенного Государственным Комиссаром Авиации.

С 1942 г. ВВС ведут бои над Великобританией, Францией, Африкой и на Ближнем Востоке. В том числе с авиацией Виши. В ноябре 1942 г., после высадки союзников в Северной Африке и постепенного отвоевания Туниса и Алжира, создается армия ВВС Северной Африки, которая в 1943 г. реорганизуется в Командование ВВС «Свободной Франции» с подчинением всех действующих частей. Генерал Вален становится начальником Генерального штаба ВВС и командующим французских авиачастей в Великобритании.

В 1944 г. — генерал-лейтенант, участвовал в планировании бомбардировок Северной Франции и подготовке к высадке в Нормандии. 4 августа 1944 г. лично участвовал в бомбардировках в качестве бортстрелка. Затем, после высадки, организовал взаимодействие с партизанами для похода армии Леклерка на Париж. Занимался организацией министерства авиации, с декабря начальник Генерального штаба. Командор Почетного Легиона.

В 1945 г. стал генерал-полковником авиации, командующим 2-м округом ПВО. Получил орден Освобождения.

1946 г. — глава военной миссии Франции при ООН. Большой офицерский крест Почетного Легиона.

1947–57 гг. — Генеральный инспектор ВВС.

1950 г. — Большой крест Почетного Легиона.

4 августа 1954 г. зачислен пожизненно в состав Генерального штаба Франции.

Скончался 19 сентября 1980 г. Прощальная церемония прошла в Соборе Инвалидов в Париже. Похоронен в Лиможе.

Был награжден 11 французскими орденами и 7 медалями. Кроме того, советским орденом Дружбы народов, британским Орденом Бани, американским «За заслуги», два бельгийских, два чехословацких и два югославских ордена.

Его именем назван бульвар в Париже. Из 23 бульваров маршалов в Париже 21 носят имена наполеоновских маршалов и только два генералов других эпох — генерала авиации Марсиаля Валена и генерала армии Жана Симона, командующего Иностранным легионом.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
13:48 25.01.2015
Шарль Люге

Родился 6 июня 1896 г. в Савойе. После окончания школы учился в политехническом институте. В 1915 г. призван в армию. Первую мировую войну встретил артиллеристом, за успехи получил Военный крест, Рыцарский крест Почетного Легиона и производство в аспиранты.

1 января 1916 г. переведен в авиацию, младший лейтенант.

1918 г. — лейтенант, командир эскадрильи.

1920 г. — закончил курсы пилотажа в Истре, командир эскадрильи воздушного наблюдения.

1925 г. — командир эскадрильи воздушной разведки.

1926 г. — капитан.

1929–33 гг. преподаватель в школе авиации в Фонтенбло.

1933–35 гг. — высшая школа ВВС, майор, офицер Почетного Легиона.

1936 г. — переведен в ВВС морского флота.

1937–38 гг. — командир эскадрильи истребителей в Ле Бурже.

с 1938 г. — подполковник, военно-воздушный атташе посольства Франции в СССР.

В 1939 году предоставил доклад, выражавший понимание необходимости заключения СССР пакта с Германией и восхвалявший Сталина.






Шарль Люге


В 1941 г. — после разрыва дипломатических отношений между Францией и СССР вместе с другими членами дипломатической миссии выслан на родину. После доставки дипломатов советским транспортом в Стамбул покинул миссию и выехал в Лондон, где примкнул к генералу де Голлю, которому подал обстоятельный рапорт о ситуации в СССР. В своем донесении подполковник Люге доказывал, что у Германии нет никаких шансов на победу, что СССР обязательно выиграет войну и что перелом наступит уже в конце 1941 г., даже если Москва падет. Так же обстоятельно анализировал военно-промышленный потенциал СССР и эвакуацию главных промышленных предприятий с оккупированной территории за Урал. Предполагается, что это окончательно укрепило де Голля в мысли как можно скорее вступить в союз со Сталиным. Эту миссию и поручили Шарлю Люге, произведенному в полковники и назначенному командующим Генеральным штабом ВВС «Свободной Франции».

В 1942 году, как владеющий русским языком, по дипканалам вступил в контакт с советскими представителями в Лондоне. Изложил суть предложения де Голля — посылку в СССР моторизованной дивизии и двух авиаэскадрилий. Вел первые переговоры с военными представителями СССР. В паре с командующим ВВС «Свободной Франции» Марсиалем Валеном отстоял возможность посылки в СССР одной эскадрильи в ожидании решения вопроса по пехотной дивизии. После получения согласия СССР передал вопрос организации эскадрильи начальнику своего 2-го отдела капитану Мирлесу, участвовавшему в переговорах с первой неофициальной встречи с советскими дипломатами в лондонском ресторане «Савой».

В 1943 году стал главой военной миссии «Сражающейся Франции» в США, генерал майор. А в 1944-м — военно-воздушным атташе посольства Франции в США.

В 1945 году получил звание генерал-лейтенанта. Скончался от рака в госпитале Нью-Йорка.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
13:50 25.01.2015
Эрнест Пети

Родился 20 февраля 1888 г. в деревне Помбеф в семье почтового служащего. После окончания средней школы в Нанте в 1906 г. поступил в Сен-Сир, который закончил с отличием в 1909 г. Это время реваншизма во Франции, нагнетания напряженности по поводу необходимости возврата Эльзаса и Лотарингии, и единственный союзник, поддерживающий Францию в то время, Российская империя. Систематические визиты царя во Францию и участие сен-сирцев в его встречах. Эрнест Пети был одним из них, награжденных русской медалью «За усердие» во время встречи Николая II.

После окончания Сен-Сира Эрнест Пети в звании младшего лейтенанта поступает в военную академию в Париже.

Во время Первой мировой войны — капитан, командир батальона. В 1916 г. попал в плен при Вердене. После попытки к бегству содержался в форте Инголштад в Баварии вместе с такими лицами, как капитан де Голль, Ролан Гаррос, генерал Катру, будущий посол Франции в СССР, и Михаил Тухачевский, вместе с которым в конце 1917 г. Эрнест Пети бежит из плена. По возвращении во Францию произведен в майоры. Конец войны встретил в Германии в звании подполковника. Военный крест с пальмовой ветвью.

После войны пошел по дипломатической части. В 1937–1940 гг. дивизионный генерал — глава военной миссии в Чехословакии. С 1940 г. в Парагвае, где встречает известие о капитуляции Франции. Де Голль назначает его начальником Генерального штаба «Свободной Франции». Один из немногих, с кем де Голль был на «ты».

Один из инициаторов отправления частей «Свободной Франции» в СССР. Он же способствовал признанию со стороны де Голля коммунистического Сопротивления во Франции, после чего СССР выразил согласие признать де Голля и согласился принять и обеспечить материально-технической базой одну мотострелковую дивизию и одну истребительную эскадрилью.

Известный прокоммунистическими взглядами, Пети направляется в СССР в качестве главы военной миссии для организации французских воинских частей в составе Красной Армии.

С женой и дочерью прибывает в СССР в Куйбышев в марте 1942 г. Ведет переговоры с военными о формировании французских воинских частей на Восточном фронте. После встречи со Сталиным получил в свое распоряжение особняк бывшей французской военной миссии в Москве.

25 ноября 1942 г. генерал Пети от имени «Свободной Франции» подписывает соглашение с командованием ВВС Союза ССР о формировании французской авиаэскадрильи в составе Красной Армии.

1-я бригада «Свободной Франции» была задействована англичанами в боевых действиях в Ливане. Генерал Пети выдвинул инициативу сформировать дивизию в составе Красной Армии из французских военнопленных Вермахта, которая сначала не породила энтузиазма со стороны советского командования. Затем было принято решение собрать французских и франкоговорящих бельгийских и люксембургских пленных в специальном лагере для формирования из них бригады «Эльзас — Лотарингия».

По просьбе де Голля 17 июля 1944 г. было подписано соглашение об отправке французских военнопленных из Тамбовского лагеря в Северную Африку.

Затем генерал Пети занимался формированием в СССР авиадивизии «Франция».

За большой вклад в развитие франко-советского боевого содружества 4 июня 1945 г. генерал был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

После прибытия в СССР генерала армии Картру Пети вернулся на родину. Командор Почетного Легиона. Несмотря на вклад в дело признания Франции со стороны СССР и, как следствие, включение в состав держав-победителей, не был награжден французским орденом Освобождения.

В 1945–1946 гг. командующий 3-м военным округом в Руане, а 1946–1947 гг. командующий 1-м военным округом в Париже. Генерал армии.

В 1947 г. переведен в министерство обороны. В связи с обострением, вызванным началом холодной войны, вступал против разрыва и за стратегический альянс с СССР. В 1948 г. избран в Национальную Ассамблею депутатом департамента Сена от коммунистической партии Франции. Член комиссии по иностранным делам и комиссии по обороне. Инициатор дискуссии в Национальной Ассамблее против вступления в НАТО. Президент Ассоциации «Франция — СССР».

В 1952 г. Государственный секретарь по экономическим вопросам. Занимался вопросами, связанными с военным присутствием Франции в Германии и Индокитае. Выступал за уход из Вьетнама. С 1958 г. активно выступал против военных действий Франции в Алжире и за вывод французских войск. Голосовал против конституционных реформ и против избрания де Голля президентом.

В 1959 г. в качестве президента Ассоциации «Франция — СССР» посещал Советский Союз. Соавтор закона, позволяющего французским офицерам-мусульманам продвижение в званиях.

В 1966 г. один из инициаторов и реализаторов выхода Франции из командования НАТО.

С 1968 г. на пенсии. Скончался 29 мая 1971 г.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
11:59 26.01.2015
Георгий Нефедович Захаров

Родился 24 апреля 1908 года в Самарской области в крестьянской семье.

В 1930 году призван в ряды Красной Армии. Окончил 7-ю военную школу летчиков в Сталинграде и курсы при Военной академии Генерального штаба.

В 1936–1937 гг. участвовал в войне в Испании под псевдонимом Энрике Лopec, где познакомился с некоторыми будущими «нормандцами». В Испании сбил шесть лично и четыре в группе самолета противника.

В 1938 г. воевал в Китае, где сбил еще три самолета.






Г. Н. Захаров


В 1941 г. генерал-майор, командир 43-й истребительной авиационной дивизии. После неудач и отступлений начального этапа войны дивизия была расформирована, а сам генерал Захаров направлен начальником Забайкальской военной школы пилотов.

В 1942 г. командир новосформированной 303-й истребительной авиационной дивизии, в которую был включен французский полк «Нормандия». Все имеющиеся мемуары французских пилотов переполнены добрыми словами в адрес генерала Захарова.

За годы Великой Отечественной войны совершил 153 боевых вылета и лично сбил 10 самолетов противника.

Герой Советского Союза, командор ордена Почетного Легиона, почетный гражданин Парижа. Кроме того, Военный крест с двумя пальмами, три ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, ордена Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, два ордена Красной Звезды.

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в армии. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Командовал первой в СССР дивизией реактивных самолетов. Активно участвовал в деятельности ассоциации ветеранов «Нормандии-Неман», неоднократно посещал Францию. Автор книги «Я — истребитель».

Скончался в 1996 году. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Link Complain Quote  
  ZUBR
exida


Messages: 8699
12:01 26.01.2015
Ив Маэ

Родился 21 ноября 1919 г. в Нанте, в семье художника-декоратора. После окончания школы работал фотографом в ателье отца, одновременно посещая аэроклуб.

Во время мобилизации, в октябре 1939 г., принят на летные курсы пилотов ВВС в Истре, которые окончить не успел. В июне 1940 г. ввиду немецкого наступления училище переведено в Алжир. Оттуда угоняет самолет с тремя товарищами и улетает в Гибралтар. С самой первой группой французских пилотов прибывает в Лондон.

После завершения обучения в сентябре 1941 г. вступает летчиком в 253-ю эскадрилью RAF на ночное патрулирование английской территории. В апреле 1942 г. становится командиром звена. В ночном бою 29 апреля сбивает два немецких самолета над Йорком, за что город провозглашает его своим почетным гражданином.






Ив Маэ


В начале 1942 г. среди первых добровольцев для формирования французской эскадрильи для СССР. Включен в первую группу 14 пилотов, прилетевших в СССР в ноябре 1942 г. После подготовки к полетам на самолетах Як-1 «Нормандия» вступила в бои за г. Орел.

13 апреля 1943 г. черный день, три французских самолета не вернулись на аэродром. В этот день младший лейтенант Ив Маэ сбил свой первый и последний немецкий самолет в СССР — одна из первых побед «Нормандии».

7 мая 1943 г. эскадрилья «Нормандия» потеряла четвертого пилота — летчик Ив Маэ пропал без вести при атаке на немецкий аэродром в Спас-Деменске.

Самолет Маэ был подбит зенитной артиллерией и упал за линией фронта. Пилот при падении самолета ранил голову. Покинул машину и пытался уйти пешком за линию фронта, но заблудился. Вышел на группу детей, которые в ответ на просьбу о помощи привели немецкий патруль. Был доставлен в Смоленск, где, по его словам, его держали в относительно комфортных условиях и пытались вразумить, что он заблуждался, примкнув к де Голлю. Также ему предъявили документы трех других французских пилотов, сбитых ранее, утверждая, что они в плену, но никто их больше никогда не видел.

Затем был переведен в лагерь для советских военнопленных, где француз, воюющий за Красную Армию, произвел фурор. 28 мая 1943 г. вместе с пленным советским доктором, переодевшись в его форму, бежал в сторону Брянска, надеясь найти партизан. Через две недели блужданий по лесам обессиливших от голода их задержал отряд полицаев.

Был отправлен в лагерь для советских летчиков в Лодзь, где он провел более двух лет. Пленные прозвали его Иван Май и учили его русскому языку, который, несмотря ни на что, ему давался с трудом. В 1944 г. ввиду советского наступления лагерь был эвакуирован в Германию. По дороге пытался бежать. Другую попытку побега осуществил в Германии. В августе 1944 г. за несколько попыток к бегству приговорен к смертной казни. Узнав о приговоре, при провождении в камеру смертников сбежал от патруля и спрятался на территории лагеря, где заключенные его тайно подкармливали. Сумел прятаться в течение девяти месяцев до освобождения лагеря Красной Армией в апреле 1945 г.

После освобождения был назначен офицером связи при советской комендатуре, а затем стал заместителем начальника советского репатриационного лагеря Торгау. Помогал осуществлять репатриацию французских пленных.

В августе 1945 г. был отправлен во Францию в распоряжение полка «Нормандия-Неман», где был встречен с триумфом как пришелец с того света. Произведен в лейтенанты и восстановлен в составе полка.

Награжден орденом Почетного Легиона, орденом Освобождения, Военный крест с 6 пальмовыми ветвями, медаль «Сопротивления», медаль СССР «За победу над Германией».

1949 г. — заместитель командира «Нормандии-Неман», участвует в боевых операциях в Индокитае, награжден медалью.

1952 г. — командир авиаполка «Нормандия-Неман». Под его командованием полк участвует в боевых операциях в Тунисе и Алжире.

1956 г. командир 5-го истребительного полка на авиабазе «Капитан де Сейн».

Подполковник Ив Маэ погиб 29 марта 1962 г. во время демонстрационного полета в Бельгии.

Его старший брат Жан Маэ был командиром авиаэскадрильи «Бретонь», которая предполагалась в соединении с авиаполком «Нормандия-Неман» для формирования авиадивизии «Франция», погиб в авиакатастрофе гражданского самолета, на котором он отправлялся в отпуск в 1946 г. Третий брат Клод Маэ был пилотом разведывательного самолета и погиб в 1943 г. над Па-де-Кале. В честь братьев Маэ в 1988 г. была названа авиабаза № 921 в Таверни.
Link Complain Quote  
Go to the first message← Previous page Next page →Go to the last message

Return to the list of threads


Username
Thread:
B I U S cite spoiler
Message:(0/500)
More Emoticons
        
Forums
Main discussion
En/Ru discussion new
Russian forum
Users online
Translate the page
ГЕРОЕВ НОРМАНДИИ - НЕМАН ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ ВСЕ. Александр Богомолов, посол СССР во Франции, писал перед встречей в Ле Бурже: «…де Голль ...
HEROES Normandy-NEMAN You must know and remember all. Alexander Bogomolov, the Soviet Ambassador in France, wrote before the meeting at Le ...
© PolitForums.net 2020 | Our e-mail:
Mobile version