В послевоенной истории СССР все советские люди, ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, знали ЭТОТ САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ И САМЫЙ ЗАСЛУЖЕННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ ПОЛК.
/150px-Order_of_Red_Banner.png
/150px-Order_of_Red_Banner.png
/150px-Order_of_suvorov_medal_2nd_class. jpg
/150px-Commandeur.jpg
В своем названии этот полк ИМЕЛ два НАЗВАНИЯ, которые делали его БЕЛОРУССКИМ. А если быть более точным, так это даже три.
Хотя А. В. Суворов и принадлжит всем белорусам, русским и украинцам, но то, что одно из его имений было в Белоруссии роднит его с белорусами. В деревне под Кобрином (Беларусь, Брестская область). Александр Васильевич Суворов был помещиком рачительным, вникающим в суть. Как-то он узнал, что в его деревне под Кобрином живёт много холостяков-бобылей. Проблема была решена поистине по-суворовски: Александр Васильевич Суворов подсчитал сколько не хватает женщин, купил нужное количество крепостных крестьянок, построил бобылей и крестьянок в две шеренги по росту и отправил в церковь венчаться. Так за день в поместье Суворова появилось около 100 новых семей…
На знамени упомянутого мной полка был и орден Суворова, 2-ой степени. Памятник А. В. Суворову в г. Кобрин
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В боях за освобождение Белоруссии, ведя упорную борьбу по завоеванию господства в воздухе для обеспечения действий наших бомбардировщиков, полк отличился на подступах к Минску, способствуя быстрому его освобождению нашими войсками. Приказом Наркома Обороны СССР № 0230 от 28.07 44 г. «За успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение столицей Белоруссии городом Минск и проявленные при этом доблесть и мужество» полк был представлен и награжден орденом Суворова второй степени.
«За проявленную храбрость, мужество и отвагу личным составом полка в боях с немецкими захватчиками по прорыву Витебского укрепленного района немцев южнее города Витебск и на Оршанском направлении севернее реки Днепр, а так же за овладение городом Витебск» полку присваивается приказом Верховного Главнокомандующего за № 0175 от 02.07.44 г. наименование «Витебский».
Знаменательной датой в истории полка и датой из традиций в ней БЫЛ день 7 марта. В этот день в 1942 году полк за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецко - фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, героизм личного состава был преобразован приказом НКО СССР № 70 от 07.03.1942 г. в гвардейский с присвоением наименования «18 гвардейский истребительный полк». Командовал полком в то время гвардии майор Чертов.
Эта дата свято чтился личным составом. Ежегодно 7 марта в полку на торжественном построении при выносе Боевого знамени зачитывался приказ о вручении военнослужащим полка, заслужившим своим ратным трудом звание «Гвардейца» с вручением почетного знака «Гвардия».
Историческая справка!
«За образцовое выполнение боевых заданий командования на Орловском, Брянском, Спасс - Деменском, Ельненском, и Смоленском направлениях Западного фронта в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество указом президиума Верховного Совета СССР от 23.10.43 г. полк награждается ПЕРВЫМ орденом «Красного Знамени».
Историческая справка.
В период с 1 января 1945 г. полк участвовал в Восточно - Прусской операции, действуя на Инстресбургском, а затем Кенигсбергском направлениях. Участвовал в овладении городами Гумбинен, Инстербург, Гросс-Скайсгиррен, Алленбург, Ландсберг, Бартенштайн, Хайлигенваль, Браунсберг и др. Полк принимал непосредственное участие в штурме и овладении городом-крепостью Кенигсберг, в штурме и овладении крепостью и портом Пиллау. В дальнейшем полк непосредственно участвовал в операции по уничтожению и ликвидации остатков немецко-фашистских войск на косе Фриш-Нерунг и на побережье Балтийского моря юго-восточнее Дансинг. При выполнении этих задач полком было проведено 56 воздушных боев, в которых сбито 70 самолетов противника, из них 55 типа ФВ-190, 13 типа Ме-109, 1 типа Ю-88 и 1 типа ХШ-126. За этот период боевые потери полка составили 3 летчика и 9 самолетов, сбитых огнем зенитной артиллерии.
5 апреля 1945 года «За успешное выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество при овладении городами Ландсберг и Бартенштайн,», полк награжден ВТОРЫМ орденом «Красного знамени».
По итогам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с немецко- фашистскими захватчиками полком выполнено: 1. Общее количество боевых вылетов-12638; 2. Общий боевой налет в часах-11380; 3. Общее количество уничтоженных самолетов-427; 4. Уничтожено автомашин-37; 5. Уничтожено железнодорожных вагонов-15; 6. Уничтожено солдат и офицеров-1220; 7. Уничтожено аэростатов наблюдения-3;
За период войны с Германией личным составом полка получено 705 правительственных наград, в том числе присвоено звание «Героя Советского Союза» семи летчикам: гв. подполковнику Голубову, гв. майору Сибирину, гв. майору Пинчук, гв. майору Барсукову, гв. майору Серегину, гв. капитану Даниленко, гв. ст. лейтенанту Баландину.
Командир полка, а впоследствии и командир дивизии Герой Советского Союза гв.п/п-к ГОЛУБОВ А.Е. Совершил 355 боевых вылетов, участвовал в 43 воздушных боях, сбил 14 самолётов противника.
Командир эскадрильи Герой Советского Союза гв. капитан СИБИРИН С.А. Всего сбитых самолетов 16+ 1, боевых вылетов 371, воздушных боев 75 Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3 степени, Александра Невского, Отечественной войны 2 степени, медалями. 6.5.1949 погиб при исполнении парашютных прыжков.
Герой Советского Союза гв. майор ПИНЧУК Н.Г. Совершил 307 боевых вылетов на "яках", в 68 воздушных боях сбил лично 22 и в группе 2 самолета противника. Герой Советского Союза (19.4.45). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями Демобилизовался в 1975 г. в звании полковника. Жил и работал в Минске. Автор книги "В воздухе Яки" (Минск, 1977). Умер 12 января 1978 г.
Герой Советского Союза майору Барсуков В.Н. 380 боевых вылетов, 70 воздушных боев, лично 22 и 7 в группе уничтоженных самолетов противника. Герой Советского Союза (19.4.45). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., медалями.
Герой Советского Союза Серегин В.Г. Совершил 332 боевых вылета, в 35 воздушных боях лично сбил 16 и в группе в самолетов противника. Награжден 2 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. После войны продолжал службу в ВВС. С 1958 полковник Серегин — в запасе. Живет в городе Гомель. Умер в 1999 году
Герой Советского Союза Даниленко Н.Н. 1.3.45 совершил 256 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, сбил лично 16 и в составе группы 1 самолет противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.4.45. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Герой Советского Союза БАЛАНДИН В. А. совершил 228 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 15 самолетов противника и 1 в группе. Погиб в воздушном бою 30.12.1944. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.4.45 посмертно. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 2 степени, медалями. Похоронен в городе Капсукас Литовской ССР.
На этом боевой путь полка не закончился. В период с 9 августа по 26 сентября 1945 г. 3-я эскадрилья полка, будучи прикомандирована к 245 иад в составе 12 ВА Забайкальского фронта под командованием гв. капитана Барахтеева принимала активное участие в разгроме японских милитаристов. Летчики 18 гвардейского авиаполка принимали участие при взятии города Харбин, Мукден, Порт- Артур, Дайрен. За проявленные мастерство, мужество и героизм все летчики эскадрильи были награждены орденами «Красной Звезды», а весь личный состав - медалями за победу над Японией
После войны полк базировался на аэродроме под г. Кобрин (Белоруссия, Брестская область) .
Из ПЯТИДЕСЯТИ ХОЛОСТЫХ ОФИЦЕРОВ ПОЛКА БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ЖЕНИЛИСЬ НА МЕСТНЫХ ЖЕНЩИНАХ-БЕЛОРУССКАХ.
ПОСЛЕ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ ИЗ ВВС, АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО ЭТИХ ОФИЦЕРОВ ОКАЗАЛИСЬ В БЕЛАРУСИ, А МНОГИЕ ИЗ НИХ - В МИНСКЕ, немотря на то, что почти все они были русскими!
(да-а-а, женщины - ВЕЛИКАЯ И НЕПОБЕДИМАЯ СИЛА! И слава Богу, чтобы это было ВЕЧНО)
Дислоцируясь на аэродроме Кобрин полк в 1947 году переучился на реактивные машины Як-15 и Миг-9.
В сентябре 1948 года полк в составе 303-й ИАД был переброшен под Ярославль и вошел в Московский район ПВО (позднее Московский округ ПВО). В ноябре 1948 года был сформирован 31-й ИАК ПВО (с 1949г - 56-й ИАК ПВО, а с 1960 г 3-й корпус ПВО), куда и вошла 303-я ИАД. Полк в то время базировался на аэродроме Дядьково. В начале 1949 года все полки 303-й ИАД получили Миг-15. В июле 1950 года 303 ИАД перебросили на Дальний Восток и передали в состав 54-й воздушной армии.
Полк базировался на аэродроме Воздвиженка ПРИМОРСКИЙ КРАЙ (РОССИЯ) рядом с Уссурийском (тогда Ворошиловым).
Так Беларусь ПОТЕРЯЛА ЭТОТ САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ПОЛК СССР.
С 26 марта 1951 года 303 дивизия была поднята по тревоге и перелетела в Китай на аэродром Мукден (личный состав), технику полка везли поездами. Впоследствии был перебазирован на аэродром МЯУГОУ
Первый бой с летчиками ВВС США ПОЛК провел 28 мая 1951 года.
За время Корейской «компании» полк записал на свой счет 92 сбитых самолета противника (В-29 - 8, F-86 - 44, F-84 - 23, F-80 – 10, F- 51 - 2, F-6F5 – 1, Meteor - 4). Свои потери 8 летчиков и 18 Миг-15.
24 февраля 1952 года ПОЛК убыл на Родину и приземлился на аэродроме в селе Галенки Приморского края (Россия).
О степени героизма, мужества и самоотверженности, мастерства и слаженности можно судить по тому, что за столь короткий срок ведения боевых действий личный состав получил правительственных наград :
-звание «Героя Советского Союза» присвоено ТРЕМ офицерам:
гв. майору Щукину Л.К.,
(гражданину Беларуси, умершему 1 мая 2009 года)
гв. капитану Сморчкову А.Н.,
гв. ст. лейтенанту Стельмах Е.М. - белорусу (посмертно);
22 июня 1941 года, в первый день войны, 18 советских летчиков совершили во время боя тараны. 17 из них погибли и во время тарана и в поледующих боях. Лишь один А. С. Данилов, чудом спасшийся после той памятной схватки у Гродно, в которой пошёл на таран, встретил светлый день Великой Победы.
Я о нем и расскажу. На законный вопрос, а какое отношение он имеет к полку "Нормандия - Неман" вы поймете из последующего рассказа. А пока про 22 июня 1941 года.
Андрей Степанович Данилов родился 17 октября 1910 года в деревне Вяжлы Аткарского района Саратовской области. Тяжелое детство в многодетной крестьянской семье, смерть матери, нужда, лишения и стремление к знаниям, к учебе. Будучи подростком, увидел в небе над селом самолет, а от односельчанина, участника Первой мировой и Гражданской войн, услышал рассказ об авиации — и появилась мечта. А в 1931 году красноармеец Данилов по его просьбе был направлен в Оренбургскую летную школу. В июне 1941 года Данилов был старшим политруком 1 й эскадрильи 127 го истребительного авиационного полка, который вначале был размещен на аэродроме в Скиделе, но в связи с его реконструкцией полк 18 июня был переведен на полевой аэродром Лесище, поэтому, вероятно, немцы его не смогли разведать и разбомбить.
22 июня 1941 года командир 127 го истребительного авиационного полка подполковник А. В. Гордиенко получил от оперативного дежурного сообщение о бомбардировке ночью немецкими самолетами г. Гродно.
Примерно в 3 часа 30 минут Гордиенко приказал дежурному звену в составе лейтенанта И. Комарова, младших лейтенантов А. Данилова и М. Трещева отправиться в разведывательный полет. Даже после возвращения летчиков, которые подтвердили, что на границе идут боевые действия, командование полка не имело твердой уверенности, что началась война. Первый воздушный бой в пятом часу утра возле Гродно провела пятерка истребителей, возглавляемая Даниловым. Три фашистских бомбардировщика Ю-88 летели к железнодорожному вокзалу. С третьей атаки Данилов уничтожил «юнкерс», еще два вражеских самолета были сбиты нашими летчиками. Через несколько часов эскадрилья Данилова опять патрулировала небо над Гродно, и вскоре состоялся еще один воздушный бой, в котором Данилов сбил еще один вражеский самолет, уже второй за это первое военное утро. Этим самолетом был разведчик FW-189 (рама)
Примерно в 10 часов, возвращаясь на аэродром Лесище, летчики эскадрильи Данилова увидели, что около 40 фашистских бомбардировщиков приближаются к аэродрому Черлена, на котором размещались советские бомбардировщики. С востока в боевом строю навстречу врагу приближались две эскадрильи 127 го авиационного полка. В воздушном пространстве примерно от Лунно до Гродно завязался воздушный бой, в котором участвовали с двух сторон около 70 самолетов. Бой продолжался более получаса. У фашистов было не только количественное, но и качественное превосходство. Советские И-153, как их называли — «чайки», уступали в технических параметрах немецким самолетам. Но не уступали в отваге и мастерстве наши летчики, которые сбили четыре вражеских самолета, хотя и сами понесли значительные потери.
Истребитель И-153 "Чайка". На такой машине А. С. Данилов встретил войну.
Сначала тремя атаками Данилов сбил Дорнье - 215. Он загорелся и стал падать.
А в это время на выручку своим пришли "Мессеры". Хотел было сразиться Данилов с одним, нажал на гашетки, но пулемёты молчали: боекомплект кончился. Тут-то храбреца и подловили фашисты. Они стали бить по нему в упор и свалили в штопор. Осколками снарядов лётчику посекло лицо, левую руку и ногу обожгло. Но о ранении думать было некогда: враги наседали. Обливаясь кровью, он удержал "Чайку" от дальнейшего падения.
Спустя десятилетия Данилов так вспоминал кульминационный момент этой неравной схватки: "Я увидел, как к моей машине пристраивается Ме-110. Увидел лицо фашистского лётчика, краснощёкого, в синей пилотке, с крылатой эмблемой. Мы встретились взглядами: он ухмылялся, торжествуя победу, и показывал мне пальцем вниз, мол, сдавайся. С его задней кабины стрелок разворачивал турельный пулемёт в мою сторону. А у меня уже - ни патрона... Сектором газа и ручкой управления я резко направил "Чайку" в крыло "Мессера"... В санбате 3-й армии узнал, что в моём истребителе насчитали 136 пулемётных пробоин и 6 - от авиапушки. Неожиданно рядом с моими носилками поставили другие. Сказали: это твой трофей... Вижу человека в зелёном комбинезоне с забинтованной ногой. Я узнал краснощёкого фашиста. Он меня узнал тоже и прошептал по-русски: "Чайка"...
Но и даниловская машина пострадала. Лишь в 200 метрах от земли лётчику с трудом удалось придать ей горизонтальное направление полёта. В это время от Черлене возвращалась большая группа фашистских бомбардировщиков. Три "Мессера" нагнали советский самолёт и зажали его в клещи. Раздались выстрелы. "Чайку" неудержимо потянуло вниз. Но перед самой землёй Данилов сумел её выровнять... и потерял сознание. Очнулся он, когда военфельдшер располагавшегося неподалёку понтонного батальона Нина Горюнова с трудом тащила его грузное тело по картофельному полю. Над ними кружились "Мессеры". Фашисты не оставляли лётчика в покое, полосовали землю огнём. Дотащив раненого до края поля, Нина Горюнова сползла с ним в первую попавшуюся яму. Когда фашисты улетели, жители деревни помогли военфельдшеру вытащить раненого лётчика из укрытия и перенесли его в деревню. Здесь ему оказали первую медицинскую помощь. В сапоге раненого оказалась слегка помятая бронебойная пуля, а в кармане окровавленных брюк - разбитые часы. - Они-то вас и спасли, - высказала своё предположение Горюнова. - Пуля попала в часы и, срикошетив, отскочила вниз, в сапог. Иначе бы остались без ноги. Теперь часы Данилова и пуля экспонируются в музее Великой Отечественной войны в городе Минске. Так в первый же день войны, 22 Июня 1941 года, заместитель командира эскадрильи по политической части 127-го истребительного авиационного полка ( 11-я смешанная авиационная дивизия, Западный особый Военный округ ) старший политрук А. С. Данилов сбил 4 самолёта противника, последний - таранным ударом.
Из санбата Данилова направили в Воронежский госпиталь. В свою часть он уже больше не вернулся. 9 Июля 1941 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество в числе 9 лётчиков 127-го авиаполка А. С. Данилов был награждён орденом Ленина, посмертно... В полку решили, что Данилов погиб.
Потянулись долгие недели лечения. Не успели еще раны полностью зажить, а Данилов уже выписался из госпиталя. Прибыв в Москву, позвонил в отдел кадров политуправления ВВС. - Как? Как, вы сказали, ваша фамилия? - раздалось в трубке. - Старший политрук Данилов. Андрей Степанович Данилов, - повторил он. - Сейчас не время шутить, - послышался строгий голос. - Комиссар Данилов погиб в неравной схватке в первый день войны... А когда Андрей Степанович зашел к кадровикам, они долго беседовали с "погибшим" летчиком, прежде чем дали ему направление в часть. Потом был вызов в Кремль, где Михаил Иванович Калинин, вручая Данилову высшую награду Родины - орден Ленина, сказал, что хорошо бы вот так всем посмертно награжденным оказаться живыми.
Его назначили комиссаром вновь сформированной авиационной части. Он воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. В одном из воздушных бёв, самолёт Андрея Данилова снова был сбит, а сам пилот получил ранение. После выздоровления, он продолжил войну на Западном фронте, командовал 15-м полком ночных бомбардировщиков, был заместителем 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка по политической части ( до 7 Марта 1942 года именовавшийся 6-м ИАП, но об этом позже ).
...Отмечая большие заслуги старшего политрука Данилова Андрея Степановича в защите Гродно во время войны, исполком Совета народных депутатов решением от 1 Июля 1964 года присвоил ему звание Почётного гражданина города. На месте посадки самолёта сейчас стоит школа. На стене - мраморная мемориальная доска. На ней написано: "В районе Гродно - Черлене 22.06.1941 года вёл неравный бой с фашистскими стервятниками лётчик А. Данилов. Сбив два фашистских самолёта, таранив третий, и будучи раненным, посадил самолёт на месте Черленской школы". В Августе 1980 года ветераны 127-го авиаполка побывали в краях, где крестила их боевую молодость война. Состоялось немало радостных встреч с местными жителями. В городе Скидель заместитель директора сахарного завода Иван Иванович Шагун вспомнил, как один из наших лётчиков в первый день войны сражался с девяткой фашистских самолётов и два из них сбил. - Я был свидетелем этого боя, - сказал Шагун. - Мы, малышня, бегали потом смотреть на сбитые самолёты. Один из них сгорел, а во втором увидели 3 трупа. Интересно знать: а тот лётчик, что сбил двух фашистов, жив остался ? - Так вот он, вот ! - подтолкнул смутившегося Андрея Данилова Генерал - майор авиации в отставке Владимир Васильевич Пузейкин, под руководством которого полк прошёл всю войну до Дня Победы. В посёлке Лунно к ветеранам подошёл дед с седой окладистой бородой, назвав себя Фёдором Ивановичем Кравцом. - А нет среди вас лётчика Данилова ? - Я Данилов, - услышав свою фамилию, сказал Андрей Степанович. - Откуда меня знаете ? - Прочитал в школьном музее. Там, на витрине, рассказывается, как лётчик Данилов таранил фашистский самолёт. А я тот бой самолично видел. Всё верно там написано...
Из воспоминаний фронтового кореспондента Александра Познева:
"Впервые я увидел Данилова и познакомился с ним зимой 1943 года, когда он уже был замполитом 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка, дислоцировавшегося в ту пору на прифронтовом аэродроме, куда я, корреспондент ежедневной красноармейской газеты, прибыл по заданию редакции.
В один из весенних дней 1943 года, когда в лощинках и овражках Козельского аэродромного узла ещё дотаивал совсем уже почерневший, ноздреватый снег, в жизни дивизии произошло весьма примечательное событие: командованием 1-й Воздушной армии в её оперативное подчинение была передана французская авиационная эскадрилья "Нормандия", прежде находившаяся в составе 204-й бомбардировочной дивизии. И появление в скором времени на аэродроме элегантных, разрисованных французами "Яков", вполне естественно, не могло не вызвать весёлого и праздничного оживления среди лётчиков 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Несмотря на то что "нормандцы" почти совершенно не знали русского языка, а наши лётчики - французского, первая встреча была радушной, темпераментной, шумной. Объясняясь друг с другом, её участники прибегали к таким уморительно - комичным восклицаниям и жестам, что сами же, не в силах сдержаться, тряслись от смеха. Про "нормандцев" кое-что уже слышали: добровольцы, имеют некоторый боевой опыт, сбитые немецкие самолёты, сопровождали бомбардировщики. Ну а дружба с ними - дело святое, справедливое, в небе проверенное и каждому понятное: два горя вместе, третье пополам ! После первых совместных воздушных боёв многое стало ясно, и Андрей Степанович всё чаще с беспокойством думал о том, что одержанные французскими лётчиками победы достались слишком дорогой ценой. На это, как и следовало ожидать, сразу же обратил внимание и Голубов, уже успевший побывать вместе с французами в деле. Встретив Данилова в 5-м часу утра на одной из самолётных стоянок, он спросил: - Чего нынче такой мрачный, комиссар ? О чём думаешь ? - Да всё о том же. С "нормандцами" у нас не ладится, почти каждый день потери. Пилотаж у них ювелирный, позавидовать можно. А вот при встрече с противником настолько увлекаются атакой, что... - Знаю, знаю, - Анатолий Емельянович досадливо вздохнул. - Ничего не поделаешь, привыкли действовать в одиночку. А немцы, видишь ли, только этого и ждут ! У меня вчера был разговор с Генералом. Он тоже заметил... - Я понимаю, - продолжал Данилов, - многое зависит от того, в какой семье человек вырос, ведь социальная среда Франции далеко не однородна. Вот, командир, нам с тобой и приходится сталкиваться... - С чем ? - спросил Голубов. - С индивидуалистическим подходом французов к тактике группового боя, - Андрей Степанович сочувственно посмотрел на командира, понимая, что и он тоже ищет выход из создавшегося положения. - Эти обстоятельства учитывают и наши комэски, и рядовые лётчики. Но с ними всё-таки необходимо ещё раз поговорить, напомнить кое-кому о практической боевой работе в этом направлении... - Вот-вот, ты и поговори, напомни. У тебя, я заметил, такие разговоры лучше получаются. Будем, комиссар, вместе доучивать французов. И Данилов, следуя совету командира, за какие-нибудь 2 - 3 недели создал своего рода университет по изучению тактики группового боя, где лётчики-асы, как только выпадала свободная минутка, вместе с "нормандцами" детально анализировали последние встречи с противником, чертили ивовыми прутиками на земле схемы воздушных боёв, а то и просто при помощи собственных рук показывали подопечным наиболее выгодные заходы и варианты атак... Андрей Степанович был уверен, что французы в конце концов поймут преимущество группового воздушного боя. Основа тому - совместные боевые действия. Окружённые дружеским вниманием и ободряющей доброжелательностью, "нормандцы" не теряли времени даром. За весенние и летние месяцы они сумели не только войти в строй, но и показали образцы самоотверженности, мужества и взаимной выручки. 18-й Гвардейский истребительный авиационный полк был лучшим в соединении. Им гордилось командование 1-й Воздушной армии. И это тоже способствовало скорейшему постижению фронтовой науки, суть которой стала вскоре понятна многим французам. К самолётам "нормандцы" относились со всей истовостью профессионалов, которые вправе судить о степени их пригодности к боевым действиям, и Андрей Степанович, вобравший в душу все горести и утраты французских друзей, не раз бывал участником темпераментных споров о достоинствах таких, например, самолётов, как Як-9Д, вооружённых 37-миллиметровыми авиационными пушками, и о том, что всеми уважаемому конструктору удалось снизить вес машины и добиться заметного увеличения её максимальной скорости. Шли разговоры о последних модификациях "Яков" - с большим запасом горючего, обеспечивающим дальность и продолжительность полёта. Про английские "Харрикейны" и американские "Аэрокобры" французы даже не вспоминали. Облетав их по приезде в СССР, они твёрдо решили, что будут воевать только на советских "Яках", обладавших ( по сравнению с "Мессершмиттами" и "Фоккерами" ) большей скороподъёмностью и более мощным стрелково - пушечным вооружением. В июле 1943 года подполковник А. С. Данилов был назначен командиром 168-го истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт ). Воевал на Курской дуге, освобождал Минск, участвовал в штурме Берлина. Потом в составе Забайкальского фронта участвовал в войне с Японией. Всего за годы войны совершил 136 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и 1 - в составе группы. Ему было присвоено звание Герой Советского Союза в 1964 году.
Сентябрь 1943 года... "...12 "Яков" под командованием тов. Данилова сопровождали штурмовиков. На пути к цели они были атакованы истребителями противника... В ходе завязавшегося боя Данилов сбил один самолёт противника лично и два - в группе со своими лётчиками".
А теперь я хочу поговорить в целом об участии авиации СССР в войне в Корее.
Корейская война состояла из двух связанных, но при этом не совпадающих войн. Войны на земле и войны в воздухе. У этих войн разная периодизация, отличалась их интенсивность в различные временные периоды, также различаются даты их начала и окончания. Менялся так же и состав участников в воздушных армиях Коммунистического и Антикоммунистического блоков. 64-й ИАК был сформирован 14 ноября 1950 г. по личному указанию И.В. Сталина. Боевой состав 64-го ИАК состоял из двух-трех истребительных авиационных дивизий, двух зенитно-артиллерийских дивизий и одной авиационно-технической дивизии. Численность корпуса на протяжении ведения боевых действий изменялась. К концу 1951 г., например, в боевых частях и соединениях корпуса насчитывалось около 13 тыс. человек. В целом со средствами обеспечения и вспомогательными частями — 26 тыс. человек.
В различные периоды Корейской войны в 64-й ИАК входили:
генерал-майор авиации Белов Иван Васильевич — 14.11.1950-17.09.1951; генерал-майор авиации Лобов Георгий Агеевич — 18.09.1951-26.08.1952; генерал-лейтенант авиации Слюсарев Сидор Васильевич — 28.08.1952-27.07.1953.
Рассматривая историю участия Советских ВВС и ПВО в Корейской войне, условно её можно разбить на четыре периода: 1-й период: с ноября 1950г. по конец марта 1951г.; 2-й период: с апреля 1951г. по февраль 1952г.; 3-й период: с февраля 1952г. по середину августа 1952г.; 4-й период: с августа 1952г. по 27-е июля 1953г.
В 1-й период в небе Кореи сражались лётчики трёх авиадивизий: 151-й ГИАД, 28-й и 50-й ИАД. За данный период Корейской войны, только один советский лётчик из состава 50-й ИАД был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Во втором периоде Корейской войны, в составе 64-го ИАК сражались две авиадивизии и один отдельный авиаполк, это: 303-я и 324-я ИАП, а также 351-й ночной отдельный ИАП. Именно лётчикам этих двух элитных авиадивизий Советских ВВС удалось добиться наибольших результатов в небе этой войны. Учитываю большое количество опытных лётчиков, имеющих богатый боевой опыт В.О.В., а также лётчиков имеющих большой налёт на различных типах самолётов и овладевшими мастерством высшего пилотажа на истребителях МиГ-15, становится закономерным достигнутый лётчиками этих двух авиадивизий лучших результатов за всё время участия советских лётчиков в Корейской войне. Закономерно, что самое большое число награждённых званием Героя Советского Союза приходится именно на данный период войны. В составе 324-й ИАД было 6 летчиков награждённых этой высокой наградой Родины (один из них посмертно). Ещё 12 лётчиков награждённых званием Героя Советского Союза было среди лётного состава 303-й ИАД (один из них посмертно).
В третьем периоде воздушной войне в небе Кореи, в составе 64-го ИАК сражались также две авиадивизии: 97-я ИАД ПВО и 190-я ИАД, а также 351-й ночной отдельный ИАП. Лётчики этих дивизий сражались в небе Кореи не очень долго – около 7 месяцев, и это был самый неудачный период боевых действий в небе Кореи для лётчиков 64-го ИАК, в котором корпус понёс наибольшие потери в ходе этой войны. Только одному лётчику из состава 97-й ИАД была вручена Звезда Героя по итогам сражений в этот период войны. В последний четвёртый период Корейской войны, состав 64-го ИАК был наиболее внушительным по сравнению с предыдущими периодами. Впервые в составе корпуса одновременно воевали три полновесные авиационные дивизии трёхполкового состава: 133-я, 216-я и 32-я ИАД. Кроме того, в составе дивизии воевали в данный период войны ещё четыре отдельных авиаполка: 351-й, 298-й ночные авиаполки, а также 578-й и 781-й ИАП ТОФ. – Всего 13-ть авиаполков Советских ВВС. Это была внушительная сила, и с ней необходимо было считаться, какая бы подготовка ни была у лётчиков этих авиадивизий. Двоим лётчикам этого периода воздушный войны были вручены Звёзды Героев. В июле 1953г. накануне окончания боевых действий на корейской земле, состав 64-го ИАК вновь был заменён в пятый и окончательный раз. Вместо убывших в начале августа 1953г. в СССР трёх авиадивизий, в состав 64-го ИАК вошли 37-я и 100-я ИАД, под командованием соответственно полковника Халутина А.И., и полковника Дворника А.Ф.. Также в составе корпуса остался 298-й отдельный ночной ИАП, а также 20-й зенитно-прожекторный полк и две зенитно-артеллерийских дивизии – 28-я и 35-я ЗАД, а также части обеспечения. Закончилась Корейская война, но части 64-го ИАК продолжали охранять границы Северо-Восточного Китая до ноября 1954г. после чего все советские воинские части из состава 64-го ИАК были выведены в СССР, а сам корпус был расформирован.
ПОГИБШИЕ В КОРЕЕ ЛЕТЧИКИ 18 ГВАРДЕЙСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО ПОЛКА:
АГЕЕВ Николай Алексеевич, 1922 года рождения, Молотовская область, Черский район, п. Черск. Старший лейтенант, командир звена, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 25 июня 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
АКАТОВ Виктор Николаевич, 1923 года рождения, Московская область, г. Высоковск. Гвардии старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 2 сентября 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре
БАТУРОВ Анатолий Иванович, 1919 года рождения, Калужская область, Мосальский район, д. Казарки. Старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 5 декабря 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
КЛОПИКОВ (КОЛПИКОВ) Сергей Тимофеевич, 1923 года рождения, Грозненская область, Наурский район, ст. Калиновская. Гвардии старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 2 сентября 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
САПОЖНИКОВ Борис Петрович, 1923 года рождения, г. Киров. Призван Ждановским РВК. Старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 16 января 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
СТЕЛЬМАХ Евгений Михайлович, 1923 года рождения, Белорусская ССР, Могилевская область, Осиповичский район, д. Вязовница. Гвардии старший лейтенант, старший летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 1 июня 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре. 10 октября 1951 г. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
СТЕПАНОВ Василий Иванович, 1923 года рождения, Орловская область, Измалковский район, Глотовский с/с. Старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 6 января 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
ШУЛЯТЬЕВ Анатолий Иванович, 1923 года рождения, г. Киров. Призван Молотовским РВК. Старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 2 ноября 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
В послевоенной истории МОЕЙ страны я выделяю ТРИ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЯ,
которые ПАГУБНО сказались НА РАЗВИТИИ СССР.
1. Речь Хрущева о культе личности Сталина.
2. Предательство перевертыша Горбачева.
3. И, наконец, контрреволюционный переворот в Москве в 93 году.
Ключевым здесь является, все таки, Хрущев и его речь.
От него впоследствии и исходило все ЗЛО.
Граждане СССР НЕ МОГУТ НЕ ПОМНИТЬ ТОГО, как многие постулаты, на которых либералы строили свою пропаганду базировались именно на Хрущеве.
Сейчас его ОЧЕНЬ мало вспоминают. А тогда, когда готовилась "либеральная" конрреволюция его фамилия звучала КАЖДЫЙ БОЖИЙ ДЕНЬ.
А почему Хрущев сделал то, что сделал? Хотел обелить себя? Не только - черного кобеля не отмоешь до бела! А что еще?
Здесь ПРОСТО НЕОБХОДИМО ОПЯТЬ ВСПОМНИТЬ Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова II степени 18 Гвардейский истребительный полк.
ВСКОРЕ после смерти И.В. Сталина на его "ближнюю дачу" в Волынском приехал Хрущев. Новый первый секретарь ЦК КПСС прорабатывал тогда различные варианты ее дальнейшего использования. Хрущев довольно рассеянно ходил по хорошо известным ему комнатам, думая о чем-то своем. Постоял у дивана, на котором умер Сталин. Подняв глаза, увидел на стене фотографию: Сталин с детьми, Василием и Светланой. Подбежал, сорвал ее, бросил на пол и стал топтать ногами. "Никогда не видел человека в такой ярости", -- рассказывал Сергей Васильевич Гусаров, служивший в личной охране Сталина.
Чем объяснить эту вспышку, почему она была вызвана именно семейной фотографией? В.М. Молотов свидетельствует: "Сталин сына его не хотел помиловать, Хрущев лично ненавидел Сталина. Это добавилось".
Высказывание Вячеслава Михайловича нуждается в расшифровке.
Большинству читателей известен только один сын Н.С. Хрущева -- Сергей, весьма благополучный господин, уже длительное время проживающий в США и имеющий американское гражданство. В отношении него сама тема помилования неуместна. О существовании еще одного сына примерно до середины 80-х годов слышали очень немногие. Сам Хрущев о нем никогда не упоминал.
В конце 80-х и особенно в 90-е годы появились публикации -- газетные, журнальные и книжные, посвященные судьбе сына Хрущева от первого брака Леонида. Их авторы утверждали, что Леонид изменил Родине, за что и был расстрелян партизанами, точнее людьми Судоплатова, которые выкрали Леонида и немцев. Это считалось настолько общепризнанным, что кинорежиссер Юрий Озеров даже включил историю Леонида Хрущева в свой двухсерийный фильм "Сталинград". (Фильм вышел, когда нормальный кинопрокат был уже ликвидирован, и его почти никто не видел.)