Правила форума | ЧаВо | Группы

Крым. Крымский форум.

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Русь....????

  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
23:29 28.11.2012
Свидомый про татарские фамилии ужде постыдились россиян попрекать.. )))

Фамилия в украинской транскрипции
Очевидная или предположительная этимология и комментарии

Абачук
Абач / Абачи - имя собственное татар., турец., казах, монгол..; abači - монгол. "охотник". Абагы - имя собственное татар. [СРИО т.41.С.446]

Абашенко
Абаш - имя собственное татар. [СРИО т.41.С.116, 403]

Абдула, Абдуленко
Абдула / Абдалла / Обдула - имя собственное арабо-мусульманское, от араб. "раб божий". В Реестре Запорожского Войска 1756 г. упоминается три козака с фамилией Абдула.

Аваненко, Аванчук
Аван - чуваш. "хороший"; ăвăнчак - чуваш. "кривой", "изогнутый"

Агайченко
Агай - имя собственное татар. [СРИО Т.95. С.379]; агай - татар. "дядя"

Агалюк
Ағалык - казах. "старший брат"

Адаченко, Адачук
Адак - имя собственное казах., "непобедимый воин"

Адашенко
Адаш - татар., караим. "тезка"

Азаренко, Азарко, Азарченко, Азарчук
Азар - имя собственное арабо-мусульманское, от араб."выговор, наказание, обида, нарекание, порицание"; азар - киргиз. "тысяча"

Акиленко
Акыл – имя собственное арабо-мусульманское, от араб. "ум, разум, понимание, здравый смысл"

Акиненко, Акинчук
Акин - имя собственное турец., киргиз.

Аламенко, Аламчук
Алам - имя собственное арабо-мусульманское, от араб. ”знамя, флаг”; аламан - туркм., казах. "набег"

Албатенко
Албат - монгол. "данник"

Алименко
Алим - имя собственное арабо-мусульманское, от араб. "мудрый, знающий"

Алипенко, Алипчук
Алып - имя собственное казах., татар., "богатырь", "великан"; Алип - имя собственное арабо-мусульманское, от первой буквы арабского алфавита "алип"

Алтиненко, Алтинко, Алтинний, Алтуненко
Алтын/Алтун - тюрк. "золото", "золотой", также часто употребляемый антропокомпонент

Алтинога
Вероятно от имени собственноего "алтын" + "ога". Козак Алтинога упоминается в реестре 1756 г.

Аманенко
Аман - имя собственное арабо-мусульманское, от араб.”здоровый, невредимый" [Диарова]; аман - казах., киргиз., "здоровый", "благополучный" (арабизм); аман - микроэтноним казах., узбек., киргиз.

Арбачук
Арбачи / арбачы - тюрк. "ездовый"

Аргалюк
Аргал - монгол. "лошадиный навоз, используемый в качестве топлива"

Арисенко
Арыса - тюрк. "оглобля", термин часто использовалось в качестве символа соединения (т.е. две оглобли одной повозки) [Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. Москва. 2002. С.89]

Ариченко, Аричук
Аrici - турец. "пчеловод"

Арманенко
Арман - имя собственное казах. "мечта"

Армачук
Aрмак/Ермак/Ермек - имя собственное тюрк.; jarmaq - древнетюрк. "деньги". Личное имя Армак у жителя Киевщины зафиксировано под 1415 г. в "Записи о денежных и медовых данях, взымаемых с Киевской Софийской митрополичей отчины" [Акты, относящиеся к истории Западной России. Т.1. Санкт-Петербург, 1846. С.37].

Асадченко (Осадченко), Асадчий (Осадчий), Асадчук (Осадчук)
Асад - имя собственное арабо-мусульманское, от араб. "лев"

Асаул, Асаула, Асауленко, Асауляк
Ясаул - тюрк. "должностное лицо, ведавшее размещением войска в бою, на смотрах, пирах и приемах". Асаул / осаул - украин. козачья войсковая должность (тюркизм).

Асачук, Асаченко
Асан - имя собственное казах., татар. "здоровый". Асак - имя собственное татар., служивый татарин по имени Асак упоминается в городской книге Луцка 1619 г.

Асенчук
Асен (Осен) - имя собственное кипчак.

Аскаренко, Аскерко
Аскар / Аскер - имя собственное тюрк. "воин"

Асланчук
Аслан / Арслан - имя собственное тюрк., "лев"

Атанчук
Атан - имя собственное татар., древнетюрк.; атан - казах., ногай. "рабочий верблюд"

Атачук, Атаченко
Атач - имя собственное древнетюрк.; этеч - татар. "петух"; ата - тюрк. "отец", "дед"; атаач - монгол. "зеленоглазый"

Ашарчук
Ашар - казах. "открытие", "открывать"; возможно также от тюрк. аш "еда", "пища" + словообразующий аффикс -ар

Ащук
Аш - тюрк. "еда", "пища" и так далее
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
23:29 28.11.2012
капитан Себастьян Перейра ... писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Мы про простой татарский люд, шо обитал в степях украины. Куды девся?
>
>
quoted1

В Севу с Еленой превратился.Кстати из тех степей тотары вам царя породили.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
23:30 28.11.2012
По мнению автора среди украинских фамилий восточного происхождения можно выделить следующие основные семантические группы (весьма условные):


1. Имена собственные:

a. тюркские (Асланчук, Байбура, Гошун, Єсенчук, Ізай, Іскалюк, Кабай, Камай, Саматенко, Сапаренко, Улашенко, Хапча, Чубак, Чугай, Шабасюк, Шеремет и др.);

b. монгольские (Балай, Бартаненко, Батаченко, Бочай, Гаюченко, Кадан, Кублюк, Кониченько, Шибанюк и др.);

c. арабо-мусульманские (Алименко, Бахирко, Газимчук, Заманчук, Ізмайленко, Кадименко, Косимчук, Магазенко, Ризванюк, Шавалюк, Ясинчук и др.).

2. Характеристики людей - внешний вид, физические и личностные качества (Базык («толстый»), Букиренко (букир – «горбатый»), Гарагаш, Дулій, Корендюк, Мигула, Халарчук, Хортонюк, Шалагай, Шышман («толстый») и др.).

3. Домашние животные, объекты флоры и фауны (Бахмат («порода лошадей»), Гаралюк, Гушенко, Джига, Дуган, Карташ, Комак, Колоненко, Тулай, Халюн, Чебенюк, Шыбак («полынь»), Шышканенко (шышкан - «крыса») и др.).

4. Предметы и отвлеченные понятия (Багера, Берекет, Дегенчук, Демирчук, Журун, Кабик, Касюк, Пишак, Хаварчук, Хомолюк, Чурга, Шаваренко, Шарапчук и др.).

5. Прилагательные (Башлай, Генищук, Гургун, Догаленко, Майда, Сапсай, Сутенко, Уданенко, Ушак, Халуненко, Хурценко, Чибар, Ягленко и др.).

6. Части тела: Бащук (баш – «голова»), Борыненко (борын – «нос»), Боюн (бойун – «шея»), Карабут (кара + бут – «черная нога»), Гулак («ухо»), Сахаленко (сахал – «борода») и др.).

7. Термины родства (Агайченко, Бабанчук, Бобуш, Гардаш, Чиканенко и др.).

По мнению автора среди украинских фамилий восточного происхождения можно выделить следующие основные семантические группы (весьма условные):


1. Имена собственные:

a. тюркские (Асланчук, Байбура, Гошун, Єсенчук, Ізай, Іскалюк, Кабай, Камай, Саматенко, Сапаренко, Улашенко, Хапча, Чубак, Чугай, Шабасюк, Шеремет и др.);

b. монгольские (Балай, Бартаненко, Батаченко, Бочай, Гаюченко, Кадан, Кублюк, Кониченько, Шибанюк и др.);

c. арабо-мусульманские (Алименко, Бахирко, Газимчук, Заманчук, Ізмайленко, Кадименко, Косимчук, Магазенко, Ризванюк, Шавалюк, Ясинчук и др.).

2. Характеристики людей - внешний вид, физические и личностные качества (Базык («толстый»), Букиренко (букир – «горбатый»), Гарагаш, Дулій, Корендюк, Мигула, Халарчук, Хортонюк, Шалагай, Шышман («толстый») и др.).

3. Домашние животные, объекты флоры и фауны (Бахмат («порода лошадей»), Гаралюк, Гушенко, Джига, Дуган, Карташ, Комак, Колоненко, Тулай, Халюн, Чебенюк, Шыбак («полынь»), Шышканенко (шышкан - «крыса») и др.).

4. Предметы и отвлеченные понятия (Багера, Берекет, Дегенчук, Демирчук, Журун, Кабик, Касюк, Пишак, Хаварчук, Хомолюк, Чурга, Шаваренко, Шарапчук и др.).

5. Прилагательные (Башлай, Генищук, Гургун, Догаленко, Майда, Сапсай, Сутенко, Уданенко, Ушак, Халуненко, Хурценко, Чибар, Ягленко и др.).

6. Части тела: Бащук (баш – «голова»), Борыненко (борын – «нос»), Боюн (бойун – «шея»), Карабут (кара + бут – «черная нога»), Гулак («ухо»), Сахаленко (сахал – «борода») и др.).

7. Термины родства (Агайченко, Бабанчук, Бобуш, Гардаш, Чиканенко и др.).

По мнению автора среди украинских фамилий восточного происхождения можно выделить следующие основные семантические группы (весьма условные):


1. Имена собственные:

a. тюркские (Асланчук, Байбура, Гошун, Єсенчук, Ізай, Іскалюк, Кабай, Камай, Саматенко, Сапаренко, Улашенко, Хапча, Чубак, Чугай, Шабасюк, Шеремет и др.);

b. монгольские (Балай, Бартаненко, Батаченко, Бочай, Гаюченко, Кадан, Кублюк, Кониченько, Шибанюк и др.);

c. арабо-мусульманские (Алименко, Бахирко, Газимчук, Заманчук, Ізмайленко, Кадименко, Косимчук, Магазенко, Ризванюк, Шавалюк, Ясинчук и др.).

2. Характеристики людей - внешний вид, физические и личностные качества (Базык («толстый»), Букиренко (букир – «горбатый»), Гарагаш, Дулій, Корендюк, Мигула, Халарчук, Хортонюк, Шалагай, Шышман («толстый») и др.).

3. Домашние животные, объекты флоры и фауны (Бахмат («порода лошадей»), Гаралюк, Гушенко, Джига, Дуган, Карташ, Комак, Колоненко, Тулай, Халюн, Чебенюк, Шыбак («полынь»), Шышканенко (шышкан - «крыса») и др.).

4. Предметы и отвлеченные понятия (Багера, Берекет, Дегенчук, Демирчук, Журун, Кабик, Касюк, Пишак, Хаварчук, Хомолюк, Чурга, Шаваренко, Шарапчук и др.).

5. Прилагательные (Башлай, Генищук, Гургун, Догаленко, Майда, Сапсай, Сутенко, Уданенко, Ушак, Халуненко, Хурценко, Чибар, Ягленко и др.).

6. Части тела: Бащук (баш – «голова»), Борыненко (борын – «нос»), Боюн (бойун – «шея»), Карабут (кара + бут – «черная нога»), Гулак («ухо»), Сахаленко (сахал – «борода») и др.).

7. Термины родства (Агайченко, Бабанчук, Бобуш, Гардаш, Чиканенко и др.).
http://politiko.ua/blogpost75794
Ссылка Нарушение Цитировать  
23:32 28.11.2012
Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
> А шо больше 10 чи 90?
quoted1

У Полищуков больше чем у центральных русских.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
23:32 28.11.2012
Еxplorer халтура.Как не морочьте голову но у великороссов татар поболее.Целая республика .А Газмановы ,Лужковы , ой долго перечислят.И еще мы от своих тюрков не открещиваемся.Они Русь любили и защищали.Я говорю о черных клобуках ,берендеях ,торках.
Ссылка Нарушение Цитировать  
23:33 28.11.2012
Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
> Никто не из кого не произошел.Белорусы с украинцами генетическая родня .
quoted1

Конечно родня. Белорусы-родители украинцев.
Ссылка Нарушение Цитировать  
23:34 28.11.2012
Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
> Я говорю о черных клобуках ,берендеях ,торках
quoted1

А татары?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
23:34 28.11.2012
А вот и черкесский след проявился...


В дополнение к тем антропонимам, которые перечисляет М.В. Федорова, приведем еще ряд перспективных, на наш взгляд, этимологии. Украинская фамилия Гатцук представляется производной от Хачецук (Хьак1эц1ык1у, “маленький гость”, где хьак1э может быть услышано как хаче, хатче, гатче и т. п.). Возможны и другие варианты - Хацук (ов) - хьац1ык1у “маленькая собачка”; Хачак - Хьак1акъу, “ходящий в гости или по гостям”. При этом. Хачак, Хацук, Хачецук - реально существующие фамилии, но не произвольно подобранные словосочетания. Помимо Гатцук на Украине есть еще и Гатцак, чье фонетическое оформление демонстрирует большие черты сходства уже не с Хачецук, а с Хачак.

Украинская фамилия Дзысь сопоставима с Дзасеж и Дзасох (Дзэсэжъ - “старый дружинник”). Белорусская фамилия Кирей сопоставима с именем аталыка первого крымского хана Хаджи-Гирея (Хаджи-Кирея). Дмитрий Кантемир, турецкий Аноним 1740 г., Эвлия Челеби, Тебу де Мариньи и многие другие авторы отмечали, что сыновья крымских ханов воспитывались почти всегда в Черкесии. Вероятно, эта традиция была заложена еще в XV веке неким Киреем. Среди бжедугов и шапсугов существует фамилия Къарей, но крымское Гирей в Черкесии XVIII-XIX веков, произносились как Черий, Джерий (Хан-Гирей - Ханчерий; Баты-Гирей - Батчерий и т. д.). Украинская Хетитов совпадает с бжедугской фамилией Хатит (Хьатит), одной из наиболее многочисленных среди хамышеевских бжедугов. Украинская Хатков (в эмиграции Hutkoff) совпадает с абадзехской фамилией Хатков (Хьаткъо, “сын Хьата”), представители которой также были весьма влиятельны и составляли Хатко-хабль, селение в верховьях р. Схагощ (совр. Белая). Возможно украинская Хатковы были выходцами из Хатукая, одного из адыгских этно-территориальных объединений. Следующая перспективная в плане адыгских этимологии фамилия - Бута. О яфетической природе слова Buta писал Н.Я. Марр, но эта его работа остается пока недоступной. Эта фамилия бытует на Украине и в виде Бутко. В 1637 г. в Запорожье вспыхнул мятеж, предводителем которого стал Павло Буты по прозвищу Павлюк. Он принадлежал к группе наиболее состоятельных зарегистрированных казаков. Известно, что один из сподвижников султана Баркука носил это имя - Бута ал-Черкаси. Эта же фамилия в виде Бутба существует и в Абхазии. Buta сопоставима с адыгскими Бат, Батоко, Батмен. Донской топоним Батайск может быть рассмотрен в этом же ряду. Вплоть до начала Кавказской войны шапсуги и бжедуги выпасали в районе Батайска свой скот. Упомянутый Бута Павлюк интересен и своим прозвищем. Имя Павло могло даваться ребенку и в Черкесии. Еще Интериано сообщал, что адыги имеют обыкновение давать своим детям имя иностранца, если тот посетил дом во время рождения сына и в качестве примера приводит как раз Павло, Паоло (Pauluk). Итальяно-черкесский композит Pauluk - практически то же самое, что и украино-черкесское Павлюк. Как видим, Павлюк не кличка и не прозвище, как это пишет Вернадский, а имя оформленное на адыгский манер. Таким же образом оформлена и украинская фамилия Шевлюков, где основа - шевл от адыгского шыуэл1, либо шъау, “сын”, “воспитанник”. Адыги и украинцы одинаково оформляют имена на - ук, - лук. Кучма, фамилия небезызвестная, скорее всего является лишь искажением от адыгского. Кучмез, Кучмезок, либо напрямую происходит из Абхазии. Украинская фамилия Деменюк вероятно восходит к адыгской Домануко. Думеноко. В этом же ряду речка Деменюк в Кабарде. Украинская фамилия Чичагов имеет основу - чич, к1ык1, которая является одной из наиболее многочисленных в черчанеевском подразделении бжедугов. Полностью черкесским композитом является украинская фамилия Чичко, К1ык1къо, которая в том же виде употребляется и в Адыгее. Укр. фам. Ананка, Онышко, Опрышко, по всей видимости, представляют собой абхазо-черкесский композит.

Украинская Кацура сопоставима с абхазским Кацба. Шапсугское происхождение имеет запорожская фам. Бган - сравните, с шапсугским. Бган, бгъан, “орел” (современная фамилия Бгановы на побережье и в Майкопе). К кабардинским Межаевым вероятно восходит укр. Мажейко, где мыжъэй “неспящий”, “бодрствующий”. Гоголевский персонаж Солоха также восходит к кабардинскому Шолох, Солох. Представляет интерес кабардинская фамилия Гоголев, фактически Гоголь. Это слово представляет собой чисто адыгский композит где - гого- имеет сразу несколько толкований. Возможна связь с термином хохол, который Шора Ногма уже сопоставлял с хъохъыл1, что значит “отважный мужчина” или более точно: “восхваляемый мужчина”. Таким образом, гоголь, гого-ль coпоставим с адыг. хохыль, хъохъыл1, где хъохъ “восхваление”, а л1ы “мужчина”.

Фамилия Дербенев также, вероятно, имеет малороссийское происхождение. В этом случае, ее следует сопоставить с целым рядом адыгских антропонимов: Дер, Дэр, Дербе, Дероко. Дер распространены в Бесленее, Дероко - в Кабарде, Дербе - в Бжедугии. Адыгские соответствия и даже этимологии вполне возможны для таких украинских фамилий как Жевзерюк и Дзинзирюк.

Характер и суть черкесского присутствия на Украине отражает то обстоятельство, что столь фундаментальное понятие как лыцарь имеет адыгскую природу. Лыцарь представляет собой достаточно точную копию адыгского термина л1ыцэры1о, “знаменитый воин”, где л1ы - “мужчина”, а цэры1о - “известный”, “знаменитый”. Польский “рыцарь” заимствовано либо напрямую из адыгского либо уже из украинского. Шэрэлъыкъо (Шэрэлуко) имеется явное соответствие в украинской антропонимии - Шерелуха. Как явное адыгское заимствование выглядит украинский глагол шукать: от адыгского шак1о “охотник”.

Ряд украино-черкесских антропонимических соответствий могут продлить такие фамилии как Джигурда и Чучвага. Первая сопоставима с именем Джикур, зихского (джикского) наместника Грузии при Давиде V, которой в 1258-1260 г.г. был привлечен вместе с войском на службу к Хулагу-хану. Возможно, что Джигурда лишь производное от джьэгу (р) - “игра”, “свадьба”, джьэгун “играть”, “забавляться”. Джигурда сопоставима с абхазским топонимом Джгерда.

Чучвага является одной из разновидностей основы К1ык1 - Чич (бжедугский), Чачба (абхазский), Чичба (абхазский), Чичко (украинский). Чучвага может быть образована на основе убыхского антропонима Чув, а также шапсугского Чуц.

Весьма характерно, что в Белгородской и Воронежской областях на кабана говорят копошится, а на свинью куебздится. По наблюдению М. В. Федоровой, эта редкая половая дифференциация для одного и того же действия основана на том, что в кабардинском (впрочем как и в кяхском) кабан - къо (отсюда копошится), а свинья - къобзы (отсюда куебздится), где бзы “самка” В Псковской области и ныне рукоять плуга называют “обжа”: каждый хозяин делал ее по толщине собственной кисти, чтобы пальцы не уставали. А кисть руки в адыгском “абжэ” (наблюдение М.В. Федоровой). Само название Псков, при удалении - в, дает Пско, где просматривается Псыкой: псы “вода”, кой (къуэй) “село”. Получается как бы село “Прибрежное” либо село в окружении воды. Река Псел, крупнейший приток Дона, также содержит базовое псы “вода” - например, Пшизэ (адыг. название Кубани), Псекупс (приток Кубани), Псенафа, Пседах, Псебай (Псыбэ), Туапсе и мн. др. Адыгейское “вода” просматривается и в названии реки Пшись в Новгородской области. Пшись как и Пшизэ - “старая вода”. Унеча - городок в Брянской области - являет собой кальку широко распространенного названия “Новосельцево”, “Новгород” и т. п. Композит из унэ “дом” и чэ (к1э) “новый” вполне мог образовать этот топоним.

Одна из наиболее интересных этимологии принадлежит Н. Хачмахову и касается термина аргамак. В словаре древнерусского языка И. И. Срезневского говорится, что аргамак - это обозначение восточного скакуна. Столь неопределенное восточное происхождение - от Анатолии до Китая - не может нас устроить. В случае с аргамаком русская письменная традиция зафиксировала старое черкесское понятие, которое, сколько нам известно, в современном адыгском уже не употребляется. Зато есть весьма схожее с аргамак слово ар-гатэдж, обозначающее больного, который уже не ходит без поддержки посторонних, а точнее - без поддерживания его руками. Аргатэдж (1эргатэджь) распадается на ар - 1эр “рука”; — га - формант со значением “при” и - тэджь “вставать”. Точно также образован аргамак, где завершающее мак - мыкъу “неидти”: получается “конь, которого не надо подгонять руками” или “конь, не идущий под ударом”, либо что-то в этом. роде. Н.Я. Марр усматривал яфетическую природу в украинском “гарный”. Его связь с хаттским видимо шла через Западный Кавказ, где хъяр - пожелание добра, благополучия. “Гарный” может иметь отношение к гъэр “pa6”, “рабыня”, поскольку в рабство пытались захватить всегда молодых и красивых людей.

Центром днепровской Черкасии была Запорожская Сечь на острове Хортица. Показательно, что топоним Хортица имеет вполне адекватное адыгское значение. Согласно Н. Хачмахову, Хортица является лишь легким искажением от хъурт1ыс (хуртис) “место, где собираются мужчины”, где хъур “мужчина”, а т1ыс “садись”. Как известно, Запорожская Сечь действительно была мужской ассамблеей, куда не допускали женщин. Слово “сечь” восходит к адыгскому сэ “нож”, “резать”; отсюда и общее для украинского, русского и польского значение “сечь”, а также шашка (от сэшхо “большой нож”) - заимствование XVIII века.

Порог - общее понятие для украинского, русского, и польского (prog). В адыгском пэрыох (пэрыохъу) означает “препятствие” и, видимо, изначально это понятие имело отношение к рельефу местности, поскольку старое адыгское жилище порога не имело. Еще одно фундаментальное понятие - кош, кошевой (атаман), - могло иметь черкесское происхождение. Обычно в литературе это слово объясняется из тюркского, но еще никто не показал что для тюркских языков это слово носит более архаичный характер, чем в черкесском. Адыгский къуэщ (кабардинский.) и къощ (кях) означает “делить”, “разделять”; унэкъуэщ, унэкъощ “родственник”, “выделившийся из дома”; еще одно значение къуэщ, къощ - друг. М.В. Федорова, впервые обратившая внимание на эту параллель, отмечала, что сами условия, при которых осуществлялся генезис этой специфической адыго-славянской общности, сплачивали людей. Ранние козаки относились друг к другу как братья, по-родственному. И здесь просматривается весьма существенная аналогия с организацией мамлюков. Отсюда и определение атамана как кошевого т.е. своего родного человека.

Хозяйственная лексика Малороссии также достаточно отзывчива для этимологизации ее терминов на основе адыгского. Общее для украинского и русского кучер - къучъэры “управляющий телегой” (этимология Н. Хачмахова) либо “тележный работник”, где къу “телега”, а - чъэры “работник”. Чувак - украинский термин для обозначения кастрированного быка. Согласно Н. Хачмахову, чувак - композит из чу (цу) “бык”, ак (гъэ) “гениталии”. По аналогии бзако “немой”, дословно “без языка”. Лемех сопоставим с лъэмэджь (лемэджь) “коса”. Вожжи от возгласа уожъ!, которым понукают запряженного в телегу коня. Чешуя сопоставима с к1ышъо, “кожа с волосяным покровом”. Чувяк - позднейшее, ХVIII-ХIХ в.в., заимствование из адыгского, в котором туфли, обувь цуакъэ (кяхское) и вакъэ (кабардинское).

Кобзарь - украинский бард, исполнитель величальных песен. Манера исполнения, стилистика и тематика песен кобзырей схожа с адыгскими героико-эпическими песнями гыбзэ (гьыбзэ), где гъы “плакать”, а бзэ “язык”. Адыгский гъыбзэ и украинский, кобза - “скрипки, которые плачут”. Весьма важно, что слово кобзарь образовано от кобза точно также, как гъыбзэры “исполнитель гъыбзэ” от гьыбзэ.

Едва ли не базисное понятие украинской жизни - хутор. Здесь так же очевидно влияние как адыгского языка, так и адыгского образа жизни и поселения. В современном адыгском хутор обозначен как къутыр, но здесь, видимо, имеет место возвратное заимствование. Украинский язык оказывается хранящим адыгские лексические и структурные архаизмы. Здесь возможна связь с хатэ “огород”, хьап1э “место для дома” и ехъу “растить”. Популярная детская игра апанас, распространенная на Украине и на Кубани, сводится к тому что одному из участвующих завязывают глаза и он должен рукой дотронуться до другого участника. Согласно А. Хачмахову, адыгская этимология апанас 1апэнэс, где 1апэ “кисть руки” или “рука” и - нэс “дотронуться”, т. е. “дотронься рукой”. Это одно из наиболее очевидных на Украине заимствований из адыгского. Украинский хай “пусть” (например, хай живе незалежна Украина) видимо имеет отношение к кабардинскому хъуэй “хотеть” (в кях. фай). Гоголевский хутор Диканька (Дикан без финаля - ка) содержит ди- кабардинский “наш” и — кан “воспитанник”. “Кан”, видимо, дал основу украинскому городку Канев. Это слово входит в состав множества адыгских имен — Каншао, Канболет, Кандур, Дзэкан, Пшикан и пр. Популярный песенный рефрен Саусэрыкъуэ ди кан (Сосруко наш воспитанник) мог дать имя Дикан как второе имя нартского героя. Это имя могло укорениться в силу широкого распространения аталычества, когда в рамках системы условностей приемного сына именовали Дикан. Хутор, принадлежащий такому воспитаннику, мог получить наименование Диканов, Диканька. Возможны и другие адыгские этимологии.

Пребывание этнических черкесов на Украине отразилось на генотипе украинской нации. На сходство внешнего облика украинцев и черкесов обратил внимание Аф. Шафонский, автор конца XVIII в.: “Нынешние горские черкесы по наружному виду лица, одеянию и по всем ухваткам, по сей день весьма на малороссиян, в низовых местах Днепра живущих, и особливо на бывших запорожских казаков похожи, которые и вообще все малороссияне, из стари от великороссиян черкесами называются”. Но черты значительного сходства в антропологическом и этнографическом облике украинцев и черкесов не являются следствием только ассимиляции последних в ХIII-ХVIII в.в., но являются также следствием наличия еще более древнего адыгского населения данной территории. Значительный интерес представляют данные генерала А. Ригельмана, автора конца XVIII в., который писал, что современные ему донские казаки единодушно заявляют, что произошли от черкесов. К этнографическим деталям, привнесенным черкесами на Украину относят форму и технологию жилища; отапливание жилища кизяком; близкие по конструкции тяжелые деревянные плуги: наличие у запорожцев черкесского седла; обычай брить голову, оставляя при этом клок волос на макушке; ткань “черкесину” из которой шилась прежняя украинская одежда; головной убор под названием “кабардинка”; черкесские кафтаны; склонность к хищничеству; обычай побратимства и т. д. В XVI в. в Речи Посполитой был известен род легкой конницы “пятигорские хоругви”, комплектовавшиеся, главным образом, из кабардинских и жанеевских наемников. Едва ли не самый знаменитый атаман XVI в. - Мишка Черкашенин, его имя воспето в казачьем фольклоре. Черкесские выходцы ассимилировались, по всей видимости, уже во втором или в третьем поколении, но довольно регулярно пополнялись новыми переселенцами или даже целыми отрядами. Новейший исследователь настоящей проблемы В. Ф. Горленко (Киев) в своей статье обращает внимание на такой интересный источник, как реестр жителей Черкасского и Каневскога замков 1552., в котором содержится большое число имен и фамилий явно черкесских выходцев: Лазука, Горянин, Тока Копытков, Ломан, Семен Скуматов, Гусейм, Нелистон Старый, Степанец Пятигорчин, Жчалаш, Мишко Tepeбердеевич и др. Росписи гарнизонов XVII в. всегда отличают Черкасов от других днепровских Козаков. Даже в 1765 г. лейб-гвардии премьер-майор Щербина отмечает черкесские орды в степях между Днепром и Доном.

Предметы черкесской материальной культуры, остатки поселений обнаруживаются по всей южной России. В большинстве случаев эти черкесские древности идентифицируются как русские или половецкие. И лишь для периода XV-XVIII в.в. признается их черкесское происхождение ввиду невозможности приписать их к другой культуре (русская культура к этому времени трансформировалась до неузнаваемости, а половцы исчезли вовсе). “Обнаружены черкесские древности в Воронежской губернии, - писал Н.Я. Марр, - но эти древности новейшего времени, XVII в., как мне разъяснили специалиста по материальной культуре названного района”. Археологические материалы, на которые ссылается Н.Я. Mapр находят прямое подтверждение в нарративных источниках. О черкесском присутствии в районах Воронежа сообщает голландский путешественник и этнограф Карнелий де Бруин (1652-1727), побывавший в этом регионе в 1707 г.:. “Мы заметили, что большая часть царских домов (кабаков около Воронежа заселена была черкасами. Люди эти очень опрятны и так же опрятно содержат и свои дома, вообще нрава они веселого и живут весьма приятно, забавляясь всегда игрою на скрыпке и других струнных инструментах. Они тотчас же начинают свою музыку, как только кто-нибудь приедет к ним, и подают тут же мед и водку; между ними есть и женщины, оказывающие проезжим разные услуги. Одежда у них особенная, вовсе не похожа) на русскую,...”. Весьма характерно, что воронежски черкесы были зажиточны и имели прислугу. К сожалению, де Бруин не указал на лингвистическую ситуацию в этой общине: были ли они двуязычны, либо уже ассимилировались в языковом отношении. Происхождение воронежских черкесов также не ясно: можно предположить, что это были вассалы одного из многих кабардинских Иналидов, осевших в Московии.

В завершение следует отметить, что украинское направление черкесского военного отходничества являлось одним из наиболее мощных, наряду с такими древними и популярными путями военной эмиграции как ближневосточный, московский, малоазийский и грузинский. Со временем, представляется возможным прояснить масштабы и хронологию черкесской эмиграции на Украину.

Ну, что будем еще бороться за "чистоту" рядов??


© Адыги.RU
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
23:35 28.11.2012
капитан Себастьян Перейра ... писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> У Полищуков больше чем у центральных русских.
>
>
quoted1
Ну так центральные русские откуда взялись?Это мигрировавшие и до сих пор переезжающие украинцы и белорусы.А о северных чего молчишь?Московия ведь оттуда руськие земли начала захватывать.Так кто захватывал?
Ссылка Нарушение Цитировать  
23:36 28.11.2012
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> А вот и черкесский след проявился...
quoted1

В першій чверті XV ст. Вітовт здійснює
кілька успішних походів проти Золотої Ор
ди, у її володіння на Північний Кавказ. Він
запропонував кабардиночеркеській княгині
вивести своїх людей у прикордонні землі Ве
ликого князівства Литовського, осісти в чер
каських уходах понад Дніпром, освоювати та
захищати запустілі після розорення краю зо
лотоординцями землі Лівобережного Подні
пров`я. Він дозволив поселитися північно
кавказьким переселенцям із Кешенського і
Маджарівського юртів у пониззях Орелі,
Ворскли, Псла, у Посуллі і, таким чином,
розпочав нову колонізацію нашого краю.
Те
пер на місці зруйнованої золотоординцями
фортеці Гебердеїв Ріг з`являється Келеберда.
Виникають укріплення в районі Кременчука.
Кешенський юрт засновує укріплення, зни
щене під час навали МенгліГирея, де 1552
року існує ухід, а згодом і поселення
Кишінка (Кишенька). Тоді ж з`являються
назви річок Мандзала – Манжелія, Булат
чик, а від них згодом отримують наймення і
поселення Манжелія (тепер Глобинський
район), Вищий і Нижній Булатець,
П`ятигірці (нині Лубенський район), вини
кають села під назвою Маджари на території
сучасного Красноградського району
Харківської області. Цю ж назву носить
здавна і один із кутків селища міського типу
Нові Санжари (у минулому Нові Санджа
ри). Отже, переселенці з Північного Кавказу,
яких називали ще "черкасами п`ятигорськи
ми", колонізували у Подніпров`ї обширну
прикордонну з татарами полосу земель, які
"лежали пустими" [109].

Із початку XV
ст. відбувався інтенсивний процес ко
лонізації краю аж до Поорілля як за рахунок
того населення, яке поверталося із Черніго
воСіверщини (куди воно тікало від золото
ординців, а потім від татар) так, головним
чином, за рахунок татар і потатарених еле
ментів. Часто це могли бути зукраїнщені на
щадки давніх булгар, торків, берендеїв, пе
ченігів, половців, з якими асимілювалися та
тари. Певну частину становили переселенці з
Північного Кавказу, котрих Вітовт запрошу
вав селитися у прикордонних землях Лівобе
режжя Дніпра
[118

У СКЛАДІ ВЕЛИКОГО КНЯЗІВСТВА ЛИТОВСЬКОГО*
В.Н.Жук
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Виктор Тула
VictorTula


Сообщений: 5844
23:37 28.11.2012
Нашёл интересный метериал о разбойниках ушкуйниках,оказываецца в самый разгар монголо-татарского ига эта банда нападала на столицу Золотой Орды Сарай

"Казань формально подчинялась в это время Мамаю, посадившему в ней своего хана Мамат Салтана. Сам Мамай вёл борьбу за Сарай, и как раз в 1374 году потерпел поражение. Булгары пропустили новгородцев на нижнюю Волгу для удара по Сарайской Орде. Возможно, новгородцы были в сговоре с Мамаем, но, скорее всего, они решили воспользоваться ситуацией."

Интересно также упоминание Арской земли откуда были эти бандиты,остаётся только найти древний руський город Акра...


"В Троицкой летописи есть сообщение 1379 года о походе вятчан в Арскую землю: «Вятчане (зимою) ходиша ратию в Арскую землю и избиша разбойников ушкуйников и воеводу их Рязана изымавше убиша». Крестинин В. в своей работе 1784 года уточняет, что «в 1379 году Вятчане ходиша ратию в Арскую землю и избиша разбойников ушкуйников и воеводу их Ивана (Рязана) Станиславова сына изымевша убиша».

Очевидно, ушкуйники поселились в Арской земле, а их соседи недовольные этим напали на них во время зимовки. Где была Арская земля? "

http://www.strizhata.ru/content/21/read233.html...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
23:37 28.11.2012
капитан Себастьян Перейра ... писал(а) в ответ на сообщение:
> Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
>> Я говорю о черных клобуках ,берендеях ,торках
quoted2
>
> А татары?
quoted1

А татары правили Россией -Грозный ,Годунов ,Петр Первый,Ленин.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
23:46 28.11.2012
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> А вот и черкесский след проявился...
>
quoted1
Тю .А кто борется за чистоту рядов?Мы просто говорим что мы это мы а великоросс это великоросс.Что касается черкесов то они арийцы и шо?Украинский народ сложился с разных составляющих отличных от великороссийских.Хоть наш народ и пополнял великороссов своей кровью и кровно мы братья но культурно и ментально мы разные .Потому как наши уже во втором поколении превращались у великороссов ,сложившихся на культуре совсем иных племенных народов.И становиться великороссами у нас нет желания.Вы вот кубанец но слепой кубанец.Даже по данному форуму видно отношение к нам .Я понимаю что вы сейчас начнете мол украинцы первые начали.Брехня.Форум на ладони .Кто какие и сколько тем открывает и с какой целью видно.Все везде доказывается что мы никто ,культура и язык отстой.То выбачайте мы на одном болту видели таких братьев.Украинский сепаратизм как раз и рожден на желании великороссов сделать нас своим подобием.И все эти разборки кто с какого национального теста замешан как раз и есть цель показать что мы имеем свою культуру ,историю,язык и на растерзание никому нашу спадщину не отдадим.
>
> © Адыги.RUquoted1
Ссылка Нарушение Цитировать  
23:48 28.11.2012
Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
> А о северных чего молчишь
quoted1


Это варяги.

ГЕНОФОНД РУССКОГО СЕВЕРА:
СЛАВЯНЕ? ФИННЫ? ПАЛЕОЕВРОПЕЙЦЫ?
Балановская, Д.В. Пежемский, А.Г. Романов, Е.Е. Баранова, М.В. Ромашкина,
А.Т. Агджоян, А.Г. Балаганский, И.В. Евсеева, Р. Виллемс, О.П. Балановский

По митохондриальной ДНК (отражающей материнские линии наследования) Русский Север обнаруживает близость с еще более обширным массивом народов Северной Европы. Генетически наиболее близки оказались к Русскому Северу оказались норвежцы и немцы, в кластер вошли также австрийцы, швейцарцы, поляки, боснийцы, литовцы, ирландцы, шотландцы. Близкий кластер образован остальными русскими популяциями, шведами, эстонцами, латышами, украинцами , белорусами, чехами, словаками, венграми. При этом основной массив финноязычных популяций – финны, карелы, коми, мордва и мари – максимально удален и от всего европейского массива, и от Русского Севера, что отрицает предполагавшийся ранее мощный вклад финно-угорского пласта в формирование населения Русского севера.

Поэтому ответ, который молекулярная генетика в настоящее время может дать на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, можно сформулировать таким образом: «генофонд Русского Севера = палеоевропейцы + северная волна славянской колонизации».
Ссылка Нарушение Цитировать  
23:49 28.11.2012
Виктор Тула писал(а) в ответ на сообщение:
> Где была Арская земля?
quoted1

За Казанью

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%81...
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Русь....????. Свидомый про татарские фамилии ужде постыдились россиян попрекать.. )))Фамилия в украинской ...
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия