Ряд языковых явлений, отмечаемых в древненовгородском диалекте, восходит непосредственно к эпохе праславянского языка. Вероятнее всего, в основе диалекта Новгородской земли, лежали говоры, которые развивались, а, возможно, и формировались независимо от остального правосточнославянского языкового ареала. Уже в начальный период обособления восточной ветви праславянского языка (в VI—VII веках) диалектный тип (северно-восточнославянский), на основе которого позднее развился древненовгородский диалект, был противопоставлен диалектному типу (южно-восточнославянскому), объединившему весь остальной правосточнославянский ареал. В соответствии с этим нельзя рассматривать древненовгородский диалект как одно из ответвлений формировавшегося с IX века древнерусского языка. По-видимому, имело место позднейшее сближение древненовгородского с остальными диалектами древнерусского языка, связанное с объединением их носителей в едином государстве (с центром в Киеве).
Существуют по крайней мере две точки зрения, объясняющие обособление в правосточнославянском ареале его северной части. Согласно одной из них, древненовгородские диалектные особенности могли сложиться в рамках восточнославянской языковой общности — древненовгородский ареал стоит рассматривать как отдалённую периферию правосточнославянского ареала, в которой формировались инновации (нередко под иноязычным влиянием) и сохранялись праславянские архаизмы (иногда параллельно с другими восточнославянскими диалектами), получавшие в древненовгородском ареале своеобразное развитие. По другой точке зрения, прасеверно-восточнославянский диалект сформировался непосредственно из позднепраславянского языка, для его раннего периода развития предполагаются более тесные языковые контакты с пралехитским диалектом, возможно, древненовгородский диалект имел и невосточнославянское происхождение — он был изначально больше связан с западнославянским, нежели с восточнославянским языковым ареалом.
Культура псковских длинных курганов на карте балтийских и славянских археологических культур V—VII веков С вопросом генезиса древненовгородского диалекта тесно связан вопрос раннего переселения предков новгородцев в Приильменье. Вероятными путями заселения Приильменья из исходного восточнославянского ареала VI—VII веков (территория лесной и лесостепной зон между Западным Бугом, Припятью и Днепром) с последующим, в течение VII века, переселением также через средний Днепр на восток, были путь из Галиции и Западной Волыни через Западный Буг, верхний Неман и среднюю Двину, и путь к востоку от Днепра и вверх по Днепру через верхнюю Двину]. В. В. Седов связывает археологическую культуру псковских длинных курганов с культурно-племенной группировкой славян (кривичей), расселившейся в V—VII веках в бассейнах рек, связанных с Псковским озером, и в Южном Приильменье, считая их предками носителей древненовгородского диалекта. По его мнению, данная группа племён переселилась из Повисленья через Мазурско-Неманские области в Псковско-Ильменский регион. Восточную часть славянского населения Приильменья составила более поздняя волна миграции, которую отражает культура сопок VIII—X веков. Новые переселенцы (вероятно, давшие начало племенному объединению ильменских словен и так же имеющих западное происхождение) заняли восточную часть Ильменского бассейна, в их состав частично влились славяне культуры ранних длинных курганов. Две волны миграции вызвали разделение древненовгородского диалекта на псковские говоры (в западной и юго-западной частях ареала псковских длинных курганов) и собственно новгородские говоры (в области расселения словен ильменских). Кривичи, переселившиеся южнее, дали начало смоленско-полоцким говорам
> Где образец грамоту русских князей на мове quoted1
Уломал.
Даю:
Через Офендия толъмача послано до старосты черкаского и каневского князя Михаила Алексанъдровича Вишъневецкого сукна, а онъ маеть послати до Белагорода тым козаком Яходча Чобанъ Акга Менашъ Кгонкгене Акга Дчекишъ Кульчанъ Бокаичикъ Мустуфа Акга Баи сеит Дчарликгады Акга Тюкгеи Сипътеркганъ Акга Карая Акга Акгаолла Акга Аличелебеи Бакгаи Акга Саврибашъ Дчанышъ Бишъ Босанъ Алии Муся Аллабердыи Киркъ Магметъ Скинъдер. Источник: 50. Через Офендия толъмача послано до старосты черкаского и каневского князя Михаила Алексанъдровича Вишъневецкого сукна, а онъ маеть послати до Белагорода тым козаком 1561 // Lietuvos metrika (Вильнюс: Изд. Институтата НЭ, 1996), 69. Подг. Альгирдас Балюлис. Книга публичных дел № 7, книга № 564 (1553-1567), 208 с. Обл. 1500 экз.
Вопросик тут появился... Оказывается, что 6 декабря - день ВСУ! И одновременно 6 декабря татаро-монголы захватили Киев! http://www.runivers.ru/Runivers/calendar2.php?I... Я в непонятках! Откуда пошла Русь и руська мова?
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> Сообщение проходит проверку модератором. > Моя бабушка ,которая прожила всю жизнь на Киевщине ,ругалась когда я с братьями и сетрами шкоду делали,так-Трясця вашей матери.Москали утверждают что моя бабушка говорила на мове созданной поляками и австрийцами.Но слово трясца не польское и не австрийское а древнерусское.Интересно откуда моя бабушка узнала об этом слове живя на Киевщине?Москали а вы о таком слове слыхали? quoted1
Доподленно знаю. Детская поговорка из Вологодской области, деревня Чертовское. Лет 100 назад. "Бежить овця, да как шлепнятьця, да перевернятьця. Овця, овця на хлебьця". И что? Просто диалект. Языку свойственно изменяться. Нация, как и национальность, это объединенное стремление людей основанное на общей точке отсчета слишком значимой для них. Убить нацию, это оборвать связь этого народа с этой точкой. Как с украинцами. Они русские больше чем кто либо. Потому на них и максимальное давление. Именно они. Колыбель русской национальности! Купель русского православия! Это им подкидывается самая абсурдная ложь. То австрийский поляк Бендера их герой, то их князья построившие Русь им враги.
Hohlolyahoh (Hohlolyahоh) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вопросик тут появился... Оказывается, что 6 декабря - день ВСУ! И одновременно 6 декабря татаро-монголы захватили Киев! > http://www.runivers.ru/Runivers/calendar2.php?I... > Я в непонятках! Откуда пошла Русь и руська мова? quoted1
Так.. давай-ка вернемся к грамотам. Они, безусловно написаны не на совеременном русском языке. И не на современном (естественно) алфавите. И не по современным правилам написания и прочтения. НО они найдены на обширной территории, говоря о каких-то там диалектах, ты можешь найти в них существенные различия (соотнося временные периоды конечно же)?))