«Брестская крепость» Александра Котта — пока что лучшее из того, что было снято в России в жанре высокобюджетной некрофилии *. Атавистический совместный проект союзного государства России и Белоруссии, этот фильм был запущен в 2007 году; позапрошлым летом сообщалось, что он не укладывается в девятимиллионный бюджет; премьера состоялась на Московском фестивале, и наконец в начале ноября, получив поддержку Фонда кино, он выходит в прокат на скромных четырехстах копиях (у «Края» их было почти в два раза больше).
Действие фильма начинается 21 июня 1941 года — обитатели Брестской крепости живут своими обычными субботними делами: офицеры танцуют, фотографируются с семьей, покупают пиво, собираются в кино. Добродушный энкавэдэшник Вайнштейн ласково журит паникера, принимающего всерьез тревожные свидетельства польских перебежчиков. Командированный комиссар не может уехать из Бреста, поскольку билетов нет и начальнику станции запретили трогать бронь. Во второй части фильма почти все эти люди погибнут. Повествование ведется от лица воспитанника Акимова, мальчика-трубача, который сохранит для потомков имена героев и знамя гарнизона (и много лет спустя приведет внука-суворовца к памятнику в Бресте).
Со времен «Великой иллюзии» Жана Ренуара (и до «Бесславных ублюдков» Тарантино) главное назначение военного кинематографа — быть кинематографом антивоенным, но именно этого гуманистического посыла, кажется, совершенно лишены наши «патриотические блокбастеры». Не покидает ощущение, что авторы «Брестской крепости» как-то даже благодарны Великой Отечественной за то, что она была такой мучительной и кровопролитной, иначе откуда бы взялись бюджет и масштаб? Поэтому, наскоро представив своих абсолютно безупречных героев, режиссер переходит к их вдохновенному уничтожению.
Александр Котт очевидно упивается материалом. Нагромождает окровавленные тела. Выстраивает кадры (в сцене первого налета немецкой авиации экран вмещает бегущую по мосткам девочку, падающего в реку мальчика и водяной столб от взорвавшейся в воде бомбы). Работает с советским милитаристским контекстом (то архетипический пограничник с собакой мелькнет, то цитата из военной хроники, то журавль пролетит в небе перед расстрелом комиссара). Не обошлось и без милых бестактностей, в очередной раз подтверждающих, что трагедию, которая случилась семьдесят лет назад, трудно считать своей: открывающий титр «Брестская крепость» нацарапан на стене, как будто умирающие солдаты решили напоследок проанонсировать выход совместного продукта «Беларусьфильма» и ЦПШ.
> А мне вот лично неприятно название > \"рецензии\" quoted1
Слабая и беспомощная рецензия, ровным счетом ничего не говорящая о самом фильме, зато много говорящая об эстетических и политических предпочтениях самого автора
Да, кстати ещё в пятницу хотел создать эту тему... Поэтому респект более решительному топикстартеру... Ну сразу вопрос, может кто знает, почему в России запустили в кинотеатрах, а у нас молчёк...
> Да, кстати ещё в пятницу хотел создать эту тему... Поэтому респект более решительному топикстартеру... > Ну сразу вопрос, может кто знает, почему в России запустили в кинотеатрах, а у нас молчёк... quoted1
Да вроде запустили, даже на фестиваль сразу
15:09 , 5 ноября 2010 «Листопад» откроется сегодня премьерой ленты «Брестская крепость»
Минский международный фестиваль «Листопад» откроется сегодня премьерой ленты «Брестская крепость». Картина основана на реальных событиях. Творческая группа фильма восстанавливала хронологию событий в крепости по архивам Беларуси, России и Германии. В центре сюжета – воспоминания выжившего защитника крепости Одинцова. По словам генерального продюсера фильма, Игоря Угольникова, сильное впечатление на съёмочную группу произвела работа на территории мемориала. http://informpskov.ru/neighbours/18756.html
Интересный фильм, интересный… только к сожалению, он не повествует о предшествующих событиях двух летней давности, о том, как эти стены, защищали другие солдаты, другой армии… армии Польши…
Экипаж Затонувшего Судна писал(а) в ответ на сообщение:
> Интересный фильм, интересный… только к сожалению, он не повествует о предшествующих событиях двух летней давности, о том, как эти стены, защищали другие солдаты, другой армии… армии Польши… quoted1
Это уже пусть поляки снимают, какая-нибудь политическая хренотень аля \"Катынь-2\" получится
> Экипаж Затонувшего Судна писал(а) в ответ на сообщение:
>> Интересный фильм, интересный… только к сожалению, он не повествует о предшествующих событиях двух летней давности, о том, как эти стены, защищали другие солдаты, другой армии… армии Польши… quoted2
>Это уже пусть поляки снимают, какая-нибудь политическая хренотень аля \"Катынь-2\" получится quoted1
Вот так всегда в российской истории, сплошной фейерверк и недомолвки. Информация для обывателя должна быть дозированной, не портящая общей красоты картины, не так ли товарищ Берия?
> Да вроде запустили, даже на фестиваль сразу quoted1
Да на фестиваль... И на всяких там конференциях его показывают, гостям страны... Но если в российских кинотеатрах его уже демонстрируют, то у нас нет. Вот афиша пожалуй самого крупного кинотеатра в Витебске (идёт всякая голливудская муть, которую уже раз по десять отсмотрели): http://afisha.sb.by/?area=location&id=82&start=... А вот сам минский \"Дом Кино\": http://afisha.sb.by/location/12/
Я это к чему, фильм рекламируется, как первый кинопроект Союзного Государства, казалось бы это то, что должно объединять беларусов и россиян (а учитывая политические обострения последнего времени и вовсе бы не помешало) , всё-таки фильм на тему общей истории... Тем не менее вот как, у нас возможности его посмотреть пока нет, вернее есть, на трекерах уже выложена экранка, но если я экранки голливудских блокбастеров не смотрю (обычно жду рип с блюрея), то \"Брестскую Крепость\" и подавно буду ждать в качестве...
Экипаж Затонувшего Судна писал(а) в ответ на сообщение:
> Вот так всегда в российской истории, сплошной фейерверк и недомолвки. > Информация для обывателя должна быть дозированной, не портящая общей красоты картины, не так ли товарищ Берия? quoted1
Причем тут дозированный? Почему мы должны снимать про поляков 1939? Это их дело снимать или не снимать как они три дня крепость защищали, а мы снимает про наших 1941.