Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианства начал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем чтобы они обучали людей грамоте и письму. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания.
Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей руськой рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.
Больших высот достигла в Х–XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви – строились прежде всего храмы. Самая первая кирпичная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.
Еще вчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры Русь остро нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса. Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.). Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали 13 куполов. Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. По-видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор в Киеве: в них много сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Софии. Название такое было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город.
Храмы украшались мозаиками и фресками. Византийская живописная традиция так называемого комниновского периода (получившего свое название по правящей в Константинополе династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством, отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью. Художественная система, созданная в Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные, плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками. Считается, что в создании фресок могли принимать участие и руськие мастера.
GivenGod (GivenGod) писал (а) в ответ на сообщение:
> Степовики -вещь постоянная. Если в 17 веке поднепровские мрды были степовыми- то другими они без смены населения не будут.Покажи, где Рудич пишет, что у укров в Поднепровье до 17в не было предков. quoted1
Уже показывали. предки укров -шырокомордые древляни
Більш масивні давньоруські серії (древлянських, волинських, тиверських земель) виявляються за окремими ознаками навіть ближчими до вибірок українців 19-20 століття, а ніж до населення Середнього Подніпров’я XV-XVIII ст.
> GivenGod (GivenGod) писал (а) в ответ на сообщение:
>> окажешь у Рудич прямую цитату про то, что до 17 века не было предков укров на Днепре — извинюсь. quoted2
> > В древнерусское время в > Киеве антропологи преимущественно фиксируют > выходцев из полянских земель и территорий располдоженных севернее: кривичей смоленских > дреговичей, радимичей (Алексеева 1973; Рудич > 2005). > > Из северных территорий мигрировали группы > переселенцев. В случае с людьми, похороненными > в XVII ст. на территории Михайловского монас- > тыря, можно определить их генетические связи > с населением, предки которого во время Киевской > Руси жили в более западных и северо- > западных районах Украины — древляне, воли- > няне, тиверцы и восточные хорваты. Вероятно, по- > дибная ситуация была не только в Киеве, но и на > территории всего Среднего Поднипровья. > > На антропологическом материале более четко > встановлены генетические связи части населения Серед- > его Поднипровья: в древнерусское время — из > славянских земель, расположенных > севернее (Рудич 2007а), а во время позднего с- > редневековья (материалы из Киева, Чигирина > Суботова) — с более западными территориями > восточнославянского массива. > >
> T.O. Rudych > ANTHROPOLOGIC MATERIALS FROM THE EXCAVATIONS OF THE CEMETERY > ON THE TERRITORY OF ST. MICHAEL'S GOLDEN-DOMED MONASTERY quoted1
Кстатида, так ты ещё и спецура по обрыванию цитат))) Оригинал выглядит так:
Підбиваючи підсумки, відзначимо, що за антропологічним матеріалом населення міста Києва вирізнялося строкатістю як у давньоруський, так і пізньосередньовічний період, та формувалося з груп, що мали різне генетичне походження. Однак визначено певні зміни напрямку міграційних потоків, які поповнювали склад населення міста. У давньоруську добу в Києві антропологи переважно фіксують вихідців з полянських земель та територій, розташованих дещо північніше: кривичів смоленських, дреговичів, радимичів (Алексеева 1973; Рудич 2005). Із північних територій мігрували групи переселенців. У випадку з людьми, похованими в XVII ст. на території Михайлівського монастиря, можна визначити їхні генетичні зв’язки з населенням, предки якого в добу Київської Русі мешкали в більш західних та північнозахідних районах України — древляни, волиняни, тиверці та східні хорвати
Сконцентрируйся на фразе «поповнювали склад населення міста". Смысл слова «поповнювали» розумиеш?
GivenGod (GivenGod) писал (а) в ответ на сообщение:
> Сконцентрируйся на фразе «поповнювали склад населення міста". quoted1
Полполнювали- пополнювали
До полного пополнювения
"Большинство обозначенных киевских серий морфологически вероятно можно связать с выходцами из северных, северно-западных и северо-восточных земель. Выходцы из зоны расселения северян, дреговичів, радимичей, смоленских кривичей"
Большинство обозначенных киевских серий морфологически вероятно можно связать с выходцами из северных, северно-западных и северо-восточных земель. Выходцы из зоны расселения северян, дреговичів, радимичей, смоленских кривичей (для всех них характерны доліхокранні черепа с середньошироким лицом )
По поводу работы T.O. Rudych ANTHROPOLOGIC MATERIALS FROM THE EXCAVATIONS OF THE CEMETERY ON THE TERRITORY OF ST. MICHAEL'S GOLDEN-DOMED MONASTERY вже усё понятно ? Ясно, что население киева не менялось на древлян и тиверцев , а пополнялось древлянами и тиверцами ? Или так и будешь загаваривать "рудичь-рудичь" ? )))
GivenGod (GivenGod) писал (а) в ответ на сообщение:
> вже усё понятно ? Ясно, что население киева не менялось на древлян и тиверцев , а пополнялось древлянами и тиверцами ? quoted1
Полполнювали- пополнювали
До полного пополнювения
"Большинство обозначенных киевских серий морфологически вероятно можно связать с выходцами из северных, северно-западных и северо-восточных земель. Выходцы из зоны расселения северян, дреговичів, радимичей, смоленских кривичей"
> Выходцы из зоны расселения северян, дреговичів, радимичей, смоленских кривичей (для всех них характерны доліхокранні > черепа с середньошироким лицом ) quoted1
Ты на приколе или всё-таки сменщик подкачал ? ))) Умница, разговор был о древлянах.
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Бранко церковнославянским языком пользовалась верхушка а простой народ пользовал свое родное .Бранко июль и июнь это латинский календарь.Очнись. quoted1
Свид, так оно и сейчас то же самое
Всё это мовно-вышиваночное шоу - для обработки и загона быдла в свое риднэ стойло для стрижки и дойки. А больше твоя мова ни для чего другого и не нужна.
> серий морфологически вероятно можно связать с выходцами из северных, северно-западных и северо-восточных земель. Выходцы из зоны расселения северян, дреговичів, радимичей, смоленских кривичей" > > - у тебя точно белого билета нет? quoted1
Шо ты выделяешь, умница ? Это работа об 1 (ОДНОМ) захоронении.