Современные документы свидетельствуют, что такие переселенцы действительно пользовались своим положением: «пашут где хотят и сколько хотят», — говорит описание одного замка; «уставичне в каневских уходах живут на мясе, на рыбе, на меду и сытят там собе мед яко дома», — свидетельствует другой такой же документ. Благоденствие это, впрочем, доставалось не без риска: крестьяне, разводившие в степи хозяйство, находились под постоянным страхом татарского набега и, очевидно, должны были думать о защите и организовать ее, если хотели обеспечить свой труд и свое пребывание в степи. В этом отношении они нашли опору, поддержку и руководство в представителях местного управления — в старостах замков как Киевщины, так и сопредельной с ней Брацлавщины. Старосты хмельницкие, брацлавские, винницкие и, особенно, каневские и черкасские берут на себя инициативу в деле организации крупной военной силы из народонаселения, поставленного, из-за экономических своих выгод, в необходимость самозащиты. Старосты эти относятся к пришлому и все более и более умножающемуся народонаселению, как к единственному средству защитить свои поветы, охранить свои замки и восстановить руськую колонизацию в подведомственных им округах. При полном почти отсутствии земян в этих округах, малочисленные бояре и мещане редких городов конечно не могли составить сколько-нибудь значительного военного ополчения; недостаток этот пополняли стремившиеся в плодоносные земли «люди». Уже с конца XV столетия в источниках появляется упоминание об образовании из этих «людей» нового сословия в южных степях Киевщины; появляется новый термин, заимствованный у татар — «козаки». Под ним не разумеются ни мещане, ни бояре; это сословие состоит из людей свободных, но, в большинстве, бездомных, ищущих занятия и оседлости. Встречаются козаки и в городах, в услужении у бояр и мещан, упоминаются и такие, которые имели уже свои дома; одни из них ходят на низ Днепра на звериный и рыбный промысел и ведут торговлю продуктами этих промыслов, другие занимаются хлебопашеством и разводят пасеки, третьи промышляют угоном лошадей и захватом добычи у татар. Старосты не только не противодействуют переходу населения в южные поветы, но, напротив, поощряют его, облагая лишь самыми льготными пошлинами все козацкие промыслы и занятия. Так, жившие в Черкасах козаки не несут никаких повинностей, а только за право пользования рыбной и звериной ловлей или другим промыслом на всем пространстве обширного староства (вниз по Днепру до порогов, а также по Орели, Самаре, Ворскле, Тясьмину и обоих Ингулах) платят «колядки» по 6 грошей в год и косят 2 дня в год сено — «толокою, за стравою и за медом» старосты. В Каневе старосты признавали собственностью Козаков всякую добычу, захваченную ими в татарской земле, под условием, что незначительная часть ее должна была быть отдана в подарок старосте и т. п. При таких отношениях более энергические и предприимчивые сельские люди из северной Киевщины стремились постоянно в степь, и в Каневском и Черкасском староствах быстро формировались свободные, воинственные козацкие «околицы», доставлявшие вооруженные «роты» для походов на татар. С начала XVI столетия предприимчивые старосты украинские — Остафий Дашкович, Михаил и Дмитрий Вищневецкие, Лянцкоронский, кн. Константин Иванович Острожский — находят возможным, опираясь на козацкие ополчения, перейти к наступательным действиям против татар. В степной Киевщине, под охраной сформировавшихся козацких ополчений, колонизация становится смелее; новые выходцы из киевского Полесья Не ограничиваются уже староствами Каневским и Черкасским, а занимают новые места; с одной стороны, вновь заселяется поднепровская часть бывшего Переяславского княжества и приобщается к козачеству, с другой, народонаселение двигается в опустелый в XV столетии повет Звенигородский и образует поселения в никому не подведомственных и никем не управляемых пустырях между Тясьмином, Синюхою и Росью; заселяются обширные пространства, так называемые «грунты уманский и звенигородский», в которых только в конце XVI столетия правительство официально признает существование поселений и лишь в начале XVII назначает комиссию для осмотра края и определения его пространства. Таким образом, с конца XV столетия в Киевщине зарождается новое военное и землевладельческое сословие, сформировавшееся на основаниях равноправности между его членами и внесшее в свой быт старые принципы вечевого строя. Сословию этому предназначено было в скором времени вступиться за национальные права Киевской Руси, упорно за них бороться и выиграть дело, проигранное раньше привилегированными сословиями страны.
> Капительман (Капительман) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>>> Георгиевская ленточка не была гордостю дедов и прадедов quoted3
>>Была СВИД была....это память дедов и прадедов...А вы СВИД просрали эту память... потому и в гавне!....пока не вспомните не будет счастья вам СВИД не будет
> > Да не срали мы никакую память.Георгиевскую ленточку носили воасовцы и донские казаки СС.Мы это помним поэтому ленточку георгиевскую не признаем.воины Красной армии носили гвардейскую ленточку.Зачем вы гвардейскую ленточку назвали георгиевской?Это издевательство над памятью дедов. > quoted1
Гвардейская пусть будет гвардейской....Скажи мне СВИД оденешь ты на лацкан пиджака гвардейскую ленту 9 МАЯ..
Кроме перечисленных сословий — земян, бояр, крестьян и, выделявшихся из среды последних, Козаков — в Киевщине было еще сословие мещанское. Как в самом Киеве, так и во всех пригородах Киевской земли, жители их составляли особенные городские общины, отличавшиеся правами, повинностями и устройством своим от других жителей края. Но не везде община городская пользовалась в равной степени независимостью, и обязанности, лежавшие на ней, не везде были одинаковы; в большинстве пригородов община городская была в полной зависимости от старост, находилась под их «присудом» и обложена была довольно тяжелыми повинностями: на мещан возлагалась обязанность нести военную службу, как полевую, так и гарнизонную, и, вместе с тем, они обложены были многочисленными податями и данями в пользу правительства и наместников.
Другое положение было мещанской общины в самом городе Киеве: еще великий князь Витовт обеспечил ее права особой грамотой, которая, к несчастью, не дошла до нас и, вероятно, погибла во время разорения (в 1482 году) киевского замка Менгли-Гиреем. В 1494 году, двенадцать лет спустя после этого разорения, ее возобновил великий князь Александр Казимирович, а в 1499-м он пожаловал городу Киеву новую грамоту , обеспечивавшую самоуправление жителей по магдебургскому праву, которым разрешалось им пользоваться в полном его объеме, без всяких исключений, наравне с жителями стольного города Вильна. В силу этой грамоты, киевские мещане становились независимыми и неподсудными местному воеводе; городом управляли две выборные коллегии под председательством выборного же войта; городские промыслы, торговля и занятия были или вовсе освобождены от пошлин, или обложены умеренной и точно определенной в грамоте податью в пользу государства и воеводы; сверх того, киевские мещане получили право беспошлинной торговли во всех землях и городах Великого княжества Литовского. Обязанности, возложенные на общину, состояли в том, что мещане должны были по призыву воеводы ездить в погоню за татарами, держать полевую сторожу на татарских шляхах и «отправовати оборону и сторожу» в киевском замке.
Не говоря о многочисленных указаниях на обширную торговлю Киева с Царьградом и дальним востоком в удельное время, укажем только на свидетельства о районе киевской торговли в гораздо более древнее время, доставляемые нам монетными кладами, находимыми в Киеве и его области. В этом отношении довольно указать на большой клад римских монет времени Антонипов, найденный несколько лет тому назад в Чернобыле, на такой же клад монет, чеканенных в Антиохии, III — IV ст., открытый в 1875 году в самом Киеве, и на несколько киевских кладов с монетами Саманидскими IX — X столетий.
Под охраной названных привилегий городская община быстро развилась, приобрела значительные богатства и силу. С незапамятных времен, благодаря своему удобному географическому положению, Киев служил центром обширной торговли: складочным местом продуктов вывоза со всего днепровского бассейна, с одной стороны, и предметов привоза торговли цареградской и восточной, с другой. Это значение торгового центра Киев удерживает в описываемое время. В Киев направлялись многочисленные караваны сухим путем и водой из Крымской орды и из Царьграда; первые переправлялись через Днепр у Тавани, следовали по большей части сухим путем вдоль Днепра до Черкас или Канева, здесь перегружались на «комяги» и достигали таким образом Киева. Царьградские товары отправлялись из Хаджибея, а после разрушения его Менгли-Гиреем в 1490 году, из генуезского Монкастра (Аккермана) и, следуя по степи, через мосты, построенные на Буге Витовтом, доставлялись в Киев. Благодаря указаниям современных актов, мы можем указать хотя некоторые товары, привозимые этими караванами; это были: шелковые и парчевые восточные ткани, «камка александрийская на золоте», восточные ковры, шелк, восточные изделия из кожи: «сафьян, тижмы и тебенки» и восточные пряности: перец, «дзиндзивер», шафран и т. п. Теми же путями из Киева отправлялись караваны на восток; они везли меха бобров, лисиц, горностаев, куниц, белок и т. п., готовые шубы, «шлыки» и колпаки; затем изделия киевских оружейных мастеров: луки, стрелы, сагайдаки, седла и т. п. Сверх того, через Киев проходили караваны с «коштовными» товарами из Москвы в Турцию и Крым и обратно. В пределах Киевской земли купеческие караваны пользовались покровительством и охраной властей; старосты — остерские, черкасские и каневские — и воеводы киевские снабжали их вооруженным конвоем, оберегавшим купцов от нападений татар в степи, и получали за то от каравана определенные обычаем и грамотами подарки. Кроме этой обширной внешней торговли, склады которой находились в Киеве, в силу особой на то привилегии, пожалованной городу в. к. Александром, Киев представлял богатый рынок и для внутренней торговли: здесь находились склады соли, привозимой с берегов Черного моря и расходившейся потом по всему Великому княжеству Литовскому, рыбы, доставлявшейся «с низу» и «с верху» Днепра, воску, меду, хлеба и т. п.
Торговая деятельность Киева привлекла в этот город многочисленных иноземцев; уже в XV столетии в Киеве существовала многолюдная армянская колония, члены которой владели домами и лавками в городе и землями в киевских поветах; сверх того, в XV же веке в Киеве имели торговый двор генуезцы и проживали многочисленные торговцы: турецкие, татарские, московские, греческие, молдаванские и польские. Торговля не составляла, впрочем, единственного занятия киевских горожан; разнообразные ремесла развиты были среди городского населения. В XV уже столетии документы указывают на многочисленные цехи, состоявшие под присудом киевского магистрата. В числе их поименованы следующие: «кравцы, кушнеры, шевцы, чоботари, постригачи, золотари, лучники, стрельники, седельники, ковали, конвисары, винники, хлебницы, перекупники, рыболовы, плотники, цырульники». Между ними особенно славились золотари, металлические изделия которых находили обширный сбыт во всей Руси и Литве, и стрельники, стрелы которых, кованные из железа и обделанные в древка с орлиными перьями, составляли один из предметов сбыта в Крым; Михалон Литвин сохранил известие, что за 10 таких стрел татаре давали обыкновенно в обмен воз соли. Вследствие богатой торговли и производительности рано чувствуется потребность в постоянных знаках ценности. Уже с XIV столетия в Киеве находился монетный двор; до нас дошли монеты киевского чекана, носящие имена князей: Владимира Ольгердовича, Витовта и Казимира; деньги эти чеканились, как кажется, по образцу генуезских монет города Кафы и, очевидно, возникли из-за потребности облегчить торговые сношения с Крымом; некоторые из них носят на лицевой стороне изображения и надписи христианские, на обороте же тамги и надписи татарские.
Самостоятельность, обеспеченность и богатство киевской городской общины доставляют ей первенствующее значение в земле. Киевские воеводы относятся с уважением к ее правам и привилегиям и, в случае попытки нарушить их, получают строгие выговоры и напоминания от великих князей; земяне Киевской области тяготеют к городу, приобретают в его черте дома, роднятся с знатными мещанскими семействами и нередко переходят в мещанское сословие, и обратно — встречаем частые случаи, когда богатые мещане приобретают, куплею или на основании княжеской жалованной грамоты, земли и «службы» и становятся в ряды земян; встречаются такие роды, как Крикуновичи, Криницкие, Шавулы, Мелешкевичи, которые появляются, поочередно, то в качестве земян, то в рядах киевского мещанства. В начале XVI столетия, когда польские понятия об исключительности дворянского сословия проникают в среду руських земян и когда появляется у них желание установить внешние признаки своего родового достоинства, земяне Киевской земли находятся в весьма затруднительном положении: они не владеют потомственными гербами, подобно польскому дворянству, и употребляют лишь печати с начальными буквами своих имен и прозвищ; оказывается зато, что единственное сословие края (кроме княжеских родов), владевшее выработанными геральдическими знаками, было киевское мещанство; их фамильные клейма и печати и послужили материалом для установления дворянской туземной геральдики в Южной Руси после Люблинской унии 1569 года. Вообще, обозревая сословия, на которые распадалось народонаселение Киевской области в данную эпоху, мы не можем не заметить общей черты в их взаимных отношениях: сословия не отделяются резко "друг от друга, сливаются и смешиваются между собой на всех пунктах; понятия о потомственности и незыблемой наследственности прав и сословных преимуществ не существует; старые вечевые предания о равноправности всех жителей земли продолжают господствовать среди всех слоев населения и довольно свободно укладываются в литовский распорядок, который открывает самый широкий простор для личных дарований и личных заслуг. Так, хотя земяне и представляют сословие землевладельческое, стремящееся установить потомственно свои права на землю, но оно далеко еще не упрочилось в этом направлении: земянин, не исполнявший службы, привязанной к земле, находившейся в его пользовании, терял эту землю, хотя бы она и составляла выслугу его предков; он обязан был переуступить ее другому лицу, способному исполнять службу; приобретателем являлось, нередко, лицо, принадлежавшее до того времени к другому сословию , и становилось после приобретения в ряды земян. Уступки эти совершались вполне законно, с разрешения князя или его наместника. Земянин, оставивший свою землю и службу, свободно переходил в сословие мещанское или боярское, или отправлялся искать счастья в козачестве. Мещане точно так же, по смыслу княжеских грамот, могли во всякое время оставить свою общину, переселиться в другой город или перейти в другое сословие. Мы уже указали на то, что переход в козачество крестьян был совершенно нормальным явлением, но такой переход был не единственным возможным выходом из крестьянского сословия: в грамоте, данной великим князем Александром на имя киевского воеводы князя Дмитрия Путятича, последнему предписано, чтобы он не воспрещал магистрату зачислять в мещане всех тех людей «митрополичих, воеводиных, панских и земянских», которые, проживая в Киеве и в селах Киевского повета, занимаются торговлей или ремеслом. Таким образом, киевская городская община, притягивая в свой состав и знатных земян, и промышленников из крестьянского сословия, являлась центром, в котором сливались все сословные категории Киевской земли и фактически устанавливалась между ними земская равноправность.
Так, например, боярин Зубрик приобретает у путивльского князя земли в Черкаском повете и становится черкаским земянином; так, киевский мещанин Ходыка-Криницкий приобретает громадную поземельную собственность в Переяславском повете и занимает самое видное место среди его земян; так, «козак звенигородец» Дмитрий Базановский владеет селами в грунте звенигородском и т. д.
>>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>>>> Георгиевская ленточка не была гордостю дедов и прадедов >>> Была СВИД была....это память дедов и прадедов...А вы СВИД просрали эту память... потому и в гавне!....пока не вспомните не будет счастья вам СВИД не будет
>> Да не срали мы никакую память.Георгиевскую ленточку носили воасовцы и донские казаки СС.Мы это помним поэтому ленточку георгиевскую не признаем.воины Красной армии носили гвардейскую ленточку.Зачем вы гвардейскую ленточку назвали георгиевской?Это издевательство над памятью дедов. >> quoted2
>Гвардейская пусть будет гвардейской....Скажи мне СВИД оденешь ты на лацкан пиджака гвардейскую ленту 9 МАЯ.. > quoted1
Нет не одену.Я не воевал .Воевали деды.Это их символ.Но вы испоганили все святое,перекрутив и испохабив все святое.Я одену красный мак.
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> отя, как считают историки какая то часть жителей киевщины продолжала жить при Батые, однако в 16 веке их погладила орда краковских крестьян, которую переселили в поднепровье гетман конце польский. И управлял этим Боплан.
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> Зачем вы гвардейскую ленточку назвали георгиевской? quoted1
Затем, что при утверждении этой гвардейской ленты её цвета преднамеренно были выбраны практически такими же, как и у георгиевской. Кстати те ленты, которые сейчас носят, в действительности гвардейские, поскольку окрашиваются по той же технологии, как и ленты бескозырок гвардейских экипажей.
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
У меня сосед ветеран сказал что лента эта испаскудена российскими агрессорами и одевать ленту которую носят российские фашисты он не будет.Для него большая награда что он просто жив.
> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Зачем вы гвардейскую ленточку назвали георгиевской? quoted2
>Затем, что при утверждении этой гвардейской ленты её цвета преднамеренно были выбраны практически такими же, как и у георгиевской. > Кстати те ленты, которые сейчас носят, в действительности гвардейские, поскольку окрашиваются по той же технологии, как и ленты бескозырок гвардейских экипажей.
> > Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>Вы помните как под Бродами стрекача давали да схроны. > quoted1
Да мы помним как с Севастополя тикалы адмиралы и генералы красные а моряки герои стреляли им в след с матами и прокленами.А ты помнишь?Вся ваша память сплошная показуха.Просрали вы все на свете и красный флаг победы сменили на фашистский триколор.
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> Нет не одену.Я не воевал .Воевали деды.Это их символ.Но вы испоганили все святое,перекрутив и испохабив все святое.Я одену красный мак. quoted1
Это память СВИД и история нашего прошлого..Совсем мало осталось тех людей кто отвоевал нам мир у фашисто-бандеровских сволочей... Благодаря им ты СВИД регулярно кушаешь и какаешь....помни об этом СВИД....а не о маке символе наркомании
> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>> отя, как считают историки какая то часть жителей киевщины продолжала жить при Батые, однако в 16 веке их погладила орда краковских крестьян, которую переселили в поднепровье гетман конце польский. И управлял этим Боплан.
Нет.Орда с Краковщины не должна быть православной,писать кирилицей да еще на древнерусском языке.При этом резать поляков за свою руськость.Хотя бранко ты не раз менял свое мнение.То мы у тебя хазарами были ,то даже русскими были.