Правила форума | ЧаВо | Группы

Вне политики

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

«Мастер И Маргарита»: Что зашифровал Булгаков

Свідомий
240 8408 11:41 28.02.2021
   Рейтинг темы: +5
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
«Мастер и Маргарита» — один из самых загадочных романов в истории, над его толкованием до сих пор бьются исследователи. Семь ключей к этому произведению.


Литературная мистификация

Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем, на самом деле, эта книга? Известно, что идея создания родилась у автора после увлечения мистицизмом XIX века.Легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге – все это присутствует в произведении. Наиболее важными источниками, которыми консультировался автор, стали работы «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книга Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций.

Говорят, первая, над которой автор трудился в 1928-1929 годах, не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите, и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть центральной фигурой и сутью романа был именно Дьявол — эдакий русский вариант произведения «Фауст». Первую рукопись Булгаков самолично сжег после запрета его пьесы «Кабала Святош». Об этом писатель сообщил правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе»! Вторая редакция, также была посвящена падшему ангелу и называлась «Сатана» или «Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с Мастером, а Воланд обзавелся своей свитой. Но, нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую, на самом деле, автор так и не закончил.

Многоликий Воланд





Князь тьмы является, пожалуй, самым популярным персонажем «Мастера и Маргариты». При поверхностном прочтении у читателя создается впечатление, что Воланд – это «сама справедливость», судья, который борется с человеческими пороками и покровительствует любви и творчеству. Кто-то вообще считает, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина! Воланд многолик и сложен, как и полагается Искусителю. Его рассматривают как классического Сатану, что и замышлял автор в ранних версиях книги, как нового Мессию, переосмысленного Христа, чье пришествие и описывается в романе.

На самом деле, Воланд – не просто дьявол – у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог – Вотан у древних германцев (Один — у скандинавов), великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство. А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустили в русском переводе. Между прочим, в Германии черта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «Может быть, Фаланд?».

Свита Сатаны

Как человек не может существовать без тени, так и Воланд – не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот – это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое.

Возьмем, например, Азазелло – «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему, женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе это правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть – бестелесное, абсолютное зло в чистом виде.

Коровьев-Фагот – единственный человек в свите Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это – бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте – дух ада и первый помощник сатаны. Его имя, неосторожно произнесенное председателем «МАССОЛИТа» – сигнал для появления Воланда.

Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, чей образ происходит из легенд о демоне обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Сведения о Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII века и одержимой семью дьяволами, среди которых упоминается Бегемот, демон из чина Престолов. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками. Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы — как у бегемота, что напоминало о его имени.

Черная королева Марго





Маргариту часто считают образцом женственности, эдакой пушкинской «Татьяной XX века». Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Первая — та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, свадьба которой обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на Великий бал Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар — парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе героини видят и другую королеву — Маргариту Наваррскую, которая была одной из первых французских женщин-писательниц, автор знаменитого «Гептамерона». Обе дамы покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя – Мастера.

Москва – Ершалаим

Одна из самых интересных загадок «Мастера и Маргариты» – это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929 года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29 или 30 года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. «Над Москвой 1929 года и Ершалаимом 29-го стоит одна и та же апокалипсическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы». В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов они сливаются воедино, обретая целостность и переходя из нашего мира в потусторонний.

Влияние Густава Майринка

Огромное значение на Булгакова оказали идеи Густава Майринка, произведения которого появились в России в начале XX века. В романе австрийского экспрессиониста «Голем» главный герой мастер Анастасиус Пернат в финале воссоединяется со своей возлюбленной Мириам «у стены последнего фонаря», на границе реального и потустороннего миров. Связь с «Мастером и Маргаритой» налицо. Вспомним знаменитый афоризм булгаковского романа: «Рукописи не горят». Скорее всего, она восходит к «Белому доминиканцу», где говорится :«Да, конечно, истина не горит и ее невозможно растоптать». Там же рассказывается о надписи над алтарем, из-за которой падает икона Божьей матери. Равно как и сожженная рукопись мастера, возрождающая Воланда из небытия, который восстанавливает истинную историю Иешуа, надпись символизирует связь истины не только с Богом, но и с дьяволом.

В «Мастере и Маргарите», как и в «Белом доминиканце» Майринка, для героев главным является не цель, а сам процесс пути – развитие. Только вот смысл этого пути у писателей разное. Густав, как и его герои, искал его в творческом начале, Булгаков стремился к достижению некоего «эзотерического» абсолюта, сути мироздания.

Последняя рукопись

Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти. Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал дюжину лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов было дилетантским? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора. Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Через месяц он умер. Последними словами Булгакова, адресованные роману были: «Чтобы знали, чтобы знали…».



Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Печерский мост
plant


Сообщений: 25549
22:35 28.02.2021
Роман блестящий.
Я его читал неоднократно.
Завораживающий.
...Блеснул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник...
Нравится: иг911
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Астис
Астис


Сообщений: 77558
23:59 28.02.2021

Свид, а че, споров по поводу национальности автора не будет?
Нравится: kaluk
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Астис
Астис


Сообщений: 77558
00:05 01.03.2021
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Гессар — парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе героини видят и другую королеву — Маргариту Наваррскую
quoted1

Маргарита Наваррская и Маргарита Валуа - это одно и тоже лицо.
Какая бестолочь этот текст писала?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Печерский мост
plant


Сообщений: 25549
07:17 03.03.2021
Астис (Астис) писал (а) в ответ на сообщение:
>
>
> Свид, а че, споров по поводу национальности автора не будет?
quoted1

Киевлянин.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  anella
anella


Сообщений: 22137
08:05 03.03.2021
Астис (Астис) писал (а) в ответ на сообщение:
> Маргарита Наваррская и Маргарита Валуа — это одно и тоже лицо.
quoted1
Нет, конечно. Это совсем разные люди.
Маргарита Наваррская, автор «Гептамерона» — женщина с очень интересной судьбой. Даже мой уровень продавщицы из местечка позволяет в этом разобраться. А Вы, такая супер-пупер разбирающаяся в вопросах истории и литературы, для чего-то решили навести тень на плетень… Ну, бывает…
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Астис
Астис


Сообщений: 77558
08:42 03.03.2021
anella (anella) писал (а) в ответ на сообщение:
> Астис (Астис) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Маргарита Наваррская и Маргарита Валуа — это одно и тоже лицо.
quoted2
>Нет, конечно. Это совсем разные люди.
> Маргарита Наваррская, автор «Гептамерона» — женщина с очень интересной судьбой. Даже мой уровень продавщицы из местечка позволяет в этом разобраться. А Вы, такая супер-пупер разбирающаяся в вопросах истории и литературы, для чего-то решили навести тень на плетень… Ну, бывает…
quoted1

Ну, продавщицам из местечка конечно тяжко.
Что, я угадала с твоим пристрастием к исключительно дамским романам?

Маргари́та Нава́ррская (фр. Marguerite de Navarre; 11 апреля 1492, Ангулем — 21 декабря 1549, Одос) — французская принцесса, сестра короля Франциска I, одна из первых женщин-писательниц во Франции. Известна также как Маргарита де Валуа (фр. Marguerite de Valois), Маргарита Ангулемская (фр. Marguerite d’Angoulême) и Маргарита Французская (фр. Marguerite de France).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Маргарита_Наваррск...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  anella
anella


Сообщений: 22137
08:48 03.03.2021
Астис (Астис),

Маргарита де Валуа (фр. Marguerite de Valois; 14 мая 1553, Сен-Жерменский дворец, Сен-Жермен-ан-Ле, Франция — 27 марта 1615, Париж, Франция), известна также как «Королева Марго» — французская принцесса, дочь короля Генриха II и Екатерины Медичи.

В 1572—1599 годах была супругой Генриха де Бурбона, короля Наваррского, который под именем Генриха IV занял французский престол.
И это не единственные Маргариты при французском дворе. Имея столь глубокие знания, как Ваши — не мудрено провалиться в их глубину настолько, чтобы не заметить разницы примерно в шестьдесят лет между датами рождения вышеназванных Маргарит, которых Вы пытаетесь сделать одним человеком….
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Nico54
26047


Сообщений: 57406
09:23 03.03.2021
Печерский мост (plant) писал (а) в ответ на сообщение:
> Астис (Астис) писал (а) в ответ на сообщение:
>
>> Свид, а че, споров по поводу национальности автора не будет?
quoted2
> Киевлянин.
quoted1
насмешил, неужели уже на Украине придумали новую национальность — «киевлянин и киевлянка»?…
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Печерский мост
plant


Сообщений: 25549
09:26 03.03.2021
Nico54 (26047) писал (а) в ответ на сообщение:
>
> Печерский мост (plant) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Астис (Астис) писал (а) в ответ на сообщение:
>>
>>> Свид, а че, споров по поводу национальности автора не будет?
quoted3
>>Киевлянин.
quoted2
>насмешил, неужели уже на Украине придумали новую национальность — «киевлянин и киевлянка»?…
quoted1

Именно так.
Киевлянин это и есть украинец.
В отличии от донетчанина.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Nico54
26047


Сообщений: 57406
09:29 03.03.2021
Печерский мост (plant) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения
>Именно так. Киевлянин это и есть украинец. В отличии от донетчанина.
quoted1
прекращай смешить, «киевлянин» это новая национальность и теперь на Украине не осталось украинцев и украинок, а одни только «киевляне, донетчане, львовяне, одесситы и т. д., и т. п.»?…



Печерский мост (plant), ну с национальностью городов мы разобрались, расскажи теперь, какие на Украине национальности по селам, поселкам, хуторам и деревням — есть такое село Абазовка (Абазiвка) на Полтавщине, так там живут по-твоему однозначно по национальности одни «абазовцы и абазовки (абазiвцы и абазiвки)», раз ты национальность по месту рождения «киевлянин» придумал, верно?…
Нравится: О.Бендер, Щукарь, kaluk
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Max Sim
40251


Сообщений: 76516
09:30 03.03.2021
Печерский мост (plant) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения
>
> Киевлянин.
quoted1
Киевлянин это уже национальность
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Печерский мост
plant


Сообщений: 25549
09:33 03.03.2021
Max Sim (40251) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Печерский мост (plant) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Астис (Астис) писал (а) в ответ на сообщение:
quoted2
>
>
>>>
>>> Свид, а че, споров по поводу национальности автора не будет?
quoted3
>>
>> Киевлянин.
quoted2
> Киевлянин это уже национальность
quoted1

Опоздал ты.
Мой ответ выше.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Max Sim
40251


Сообщений: 76516
09:39 03.03.2021
Печерский мост (plant) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения
>
> Опоздал ты.
> Мой ответ выше.
quoted1
вот твой ответ



еще раз



Ссылка Нарушение Цитировать  
  Печерский мост
plant


Сообщений: 25549
09:42 03.03.2021
Max Sim (40251) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
>
>
quoted1

Да.
Лично я не знаю пророссийских киевлян.
А ты?
И поменьше идиотических смайлов тыкай в каждый пост.
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


В этой теме оставлять сообщения запрещено.
Если тема актуальна, продолжите пожалуйста ее создав новую тему: Создать новую тему

Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 1
  • Наблюдатель
Страны и регионы

Внутренняя политика

Внешняя политика

Украина

Ближний Восток

Крым

Беларусь

США
Европейский союз

В мире

Тематические форумы

Экономика

Вооружённые силы
Страницы истории
Культура и наука
Религия
Медицина
Семейные финансы
Образование
Туризм и Отдых
Авто
Музыка
Кино
Спорт
Кулинария
Игровая
Поздравления
Блоги
Все обо всем
Вне политики
Повторение пройденного
Групповые форумы
Конвент
Восход
Слава Украине
Народный Альянс
PolitForums.ru
Антимайдан
Против мировой диктатуры
Будущее
Свобода
Кворум
Английские форумы
English forum
Рус/Англ форум
Сейчас на форуме
Другие форумы
«Мастер И Маргарита»: Что зашифровал Булгаков
.
© PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
Мобильная версия