8 траўня 2008 г. у Налібоцкай парафіі адбылася імша, хросны ход на могілкі, і жалобнае набажэнства, ў памяць 127 налібачанаў, што загінулі ад рук партызанаў з атраду братоў Бельскіх 65 гадоў таму.
Фота — 65nalibaki.at.tut.by
Ксёндз пробашч а. Марыян Шэршань каля адзінага ў РБ помніку ахвярам партызанскага гвалту склаў невялікую прамову ў памяць налібачанаў, што трагічна загінулі ў 1943‑м.
Самая старая парафіянка падзялілася сваімі ўспамінамі аб трагедыі. Паводле яе словаў, партызаны меліся спачатку дамовіцца з кіраўніцтвам мясцовай самаабароны, каб «зымітаваць» карную акцыю ў пэўнай частцы Налібокаў. Відавочна, партызаны мусілі здаць адпаведную справаздачу ў БШПД, які вымагаў ад атраду Бельскіх «больш рашучых дзеяньняў супраць пасобнікаў гітлераўцаў», але спрабавалі абысьціся малой крывёю. Аднак папярэдне ўзгоднены сцэнар не спрацаваў, бо ў кагосьці з самаабароны ня вытрымалі нервы, і ён застрэліў разьведчыка зь перадавога партызанскага патруля, што справакавала помсту, абсалютна неадэкватнага маштабу, і накіраваную ў значнай ступені супраць мірнага насельніцтва, а не «самаабароны».
Трагедыя ў Налібоках, як і многія іншыя злачынствы супраць цывільнага насельніцтва ў былой БССР, зьдзейненыя рознымі бакамі, па‑ранейшаму застаецца належным чынам не дасьледаванай, вінаватыя ў ёй неназванымі і неасуджанымі.
Увосень на экраны сьвету мусіць выйсьці галівудзкі «блёкбастэр» прысьвечаны пазытыўнаму боку дзейнасьці атраду Бельскіх — ратаваньню цывільнага насельніцтва габрэйскіх гета ад зьнішчэньня, але наўрад ці глядач атрымае аб’ектыўную карціну, не даведаўшыся пра кошт, які за безумоўна высакародную місію «Ерусаліму ў лесе» заплаціла насельніцтва Налібокаў.
Пазьбягаючы заклікаў да помсты і міжнацыянальнай варажнечы, варта памятаць таксама пра пэрсанальную адказнасьць канкрэтных людзей за канкрэтныя злачынствы, якая ня мае тэрміну даўнасьці. Усе акты гвалту супраць мірнага насельніцтва, кім бы і супраць каго яны не былі накіраваныя і якім б высокімі мэтамі не апраўдваліся, мусяць быць аб’ектыўна дасьледаванымі, і вінаватыя мусяць панесьці, хаця б пасьмяротную і сымбалічную, але адказнасьць.
>> Я не белорусофоб. Я уважаю белорусский народ и вашу страну. Но мне противен ваш президент -двуличник. quoted2
> > Уважал бы белорусов - не гадил бы здесь - НА БЕЛОРУССКИХ РЕЦЕПТАХ! quoted1
А это не тебе решать, что мне делать. Ты не являешься представителем всех белорусов. Ты больше похож на представителей ваших властей с которыми мне приходилось сталкиваться в связи с проездом через Беларусь.
\"Александр Белорус\"! Переведи, калi ласка, гэтый текст с белорусского на русский. У меня программы переводчика нет, а вручную переводить - заната долга.
Весь сыр бор разгорелся из-за того, что выложив рецепт про \"Грибной суп из Налибок\" с сайта Александра Усовского неожиданно обнаружился на его сайте комментарий о том, что БЕЛОРУССКАЯ ДЕРЕВНЯ НАЛИБОКИ была уничтожена ЕВРЕЙСКИМИ ПАРТИЗАНАМИ БРАТЬЯМИ БЕЛЬСКИМИ ПОЧТИ ПО СЦЕНАРИЮ ХАТЫНИ. Польша выложила претензии к США за укрывательство сих \"ЕВРЕЙСКИХ ГЕРОЕВ\" у себя.
Переведи, калi ласка, гэтый текст с белорусского на русский
>что БЕЛОРУССКАЯ ДЕРЕВНЯ НАЛИБОКИ была уничтожена ЕВРЕЙСКИМИ
ПАРТИЗАНАМИ БРАТЬЯМИ БЕЛЬСКИМИ ПОЧТИ ПО СЦЕНАРИЮ ХАТЫНИ. Польша выложила претензии к США за укрывательство сих \"ЕВРЕЙСКИХ ГЕРОЕВ\" у себя.
Вранье.Партизаны виноваты да. Еврейские партизаны бельские - нет. Сразу после войны ни у кого сомнений не было в том что бельские тут ни при чем. а потом уже позже появился этот наговор таких вот ублюдков как зубр. иии пошло гулять по интернету. Никого вы не обманете. Нормальным людям правда известна.
\"8 мая 2008 г. в Налибокском приходе прошла месса, крестный ход на погосты, и траурное богослужение, в память 127 налібачанаў, что погибли от рук партизан из отряда братьев Бельских 65 лет назад.
Ксендз священник ойтец Марыян Шершень около единственного в РБ памятника жертвам партизанского насилия прочитал небольшую речь в память налібачанаў, что трагично погибли в 1943?м.
Самая старая мирянка поделилась своими воспоминаниями о трагедии. Согласно ее словам, партизаны пытались сначала договориться с руководством местной самообороны, чтобы «сымитировать» карательную акцию в определенной части Налібокаў. Очевидно, партизаны должны были сдать соответствующий отчет в БШПД, который вымогал от отряда Бельских «более решительных действий против пособников гитлеровцев», но пытались обойтись малой кровью. Однако предварительно согласованный сценарий не сработал, видимо у кого-то из самообороны не выдержали нервы, и он застрелил разведчика с передового партизанского патруля, что спровоцировало месть, абсолютно неадекватного масштаба, и направленную в значительной степени против мирного населения, а не «самообороны».
Трагедия в Налібоках, как и многие другие преступления против штатского населения в бывшей БССР, осуществлённые разными сторонами, по-прежнему остается надлежащим образом не расследованной, виновные в ней неназванными и неосужденными.
Осенью на экраны мира должен выйти голливудский \"Блокбастер\" посвящённый позитивной стороне деятельности отряда Бельских — спасению штатского населения еврейских гетто от уничтожения, но навряд или зритель получит объективную картину, не разузнав про цену, которую за безусловно благородную миссию «Иерусалима в лесу» заплатило население Налібокаў.
Избегая призывов к мести и межнациональной вражде, стоит помнить также про персанальную ответственность конкретных людей за конкретные преступления, которая не имеет термина давности. Все акты насилия против мирного населения, кем бы и против кого они не были направлены и какими бы высокими целями не оправдывались, должны быть объективно раследованы, и виновные должны понести, хотя бы посмертную и символичную, но ответственность.
Налибокский, Александр Белый \"
Вот так получилось если белазаром плюс вручную по-быстрому кое-что. Не литературно, возможно есть и ошибки, но общий смысл думаю ясен? Извиняюсь что так поздно отреагировал. Немножко проблемы были...
Деревенская «кровянка», сотворённая на крестьянском подворье где-нибудь под Слонимом – это, я вам скажу, не еда, а песня! Продающаяся в магазинах заводского производства «кровяная колбаса» ей не то, что в подмётки не годится – даже не может считаться родственницей; так, какая-то жалкая и никчемная пародия на своего сельского «прародителя»…
Как понял читатель – сегодня мы будем делать кровяную колбасу, и делать её так, как делают в Западной Беларуси.
После забоя свинки в её брюшной полости (при условии, разумеется, что тушка лежит у вас на спине) собирается кровь – обычно около двух литров. Эту кровь половником вычерпывают и собирают в эмалированный тазик или бидон – ни в коем случае не пластмассовый! Собрав – отставляют в сторону на полчаса, дабы кровь чуток свернулась и загустела. Пока она доходит до нужной кондиции – мы готовим прочие составляющие кровянки.
Берем толстую кишку, выворачиваем её наизнанку, хорошенько промываем, а затем плотно суровой ниткой завязываем один конец. Откладываем пока в сторонку.
Отвариваем примерно полкило гречки – до полуготовности; промываем её, избавляем от лишней влаги (кто как – я¸ например, отцедив воду, обычно выкладываю полусварившуюся кашу на сложенное вчетверо полотенце).
На мелкой тёрке натираем пару луковиц и одну большую картофелину. Толчём в ступке семена кориандра, добавляем их в приготовленную смесь, туда же засыпаем соль. Всё, никаких иных-прочих специй кровянка не требует.
В большом тазу смешиваем кровь, гречку, натёртый лук с картошкой – получившаяся смесь должна иметь консистенцию густой сметаны. При желании можно туда же добавить жменю мелко нарезанного свежего сала – ну, это на любителя. Медленно и осторожно заливаем получившуюся смесь в нашу толстую кишку – ни в коем случае не держа её на весу! По мере заполнения кишки укладываем её на протвинь. Набивать слишком туго не надо, в кишке должно остаться свободное пространство – гречка при готовке имеет свойство увеличиваться в размерах.
Готово. Гут. Нагреваем духовку до ста пятидесяти градусов, ставим в неё ПУСТОЙ протвинь, смазанный жиром. Когда жир прокалится – отправляем на него нашу кровяную колбасу, дожидаемся, пока она покроется коричневатой корочкой – и снижаем температуру до ста двадцати градусов. Запекаем кровянку минут сорок-пятьдесят. НЕ ПРОКАЛЫВАЕМ!
После того, как часы отмерили вышеозначенный промежуток времени – огонь выключаем, но колбасу НЕ ДОСТАЁМ – пусть она минут двадцать медленно остывает внутри духовки.
Проходит двадцать минут. Всё, процесс запекания кровяной колбасы завершён; достаём её из духовитого нутра ещё тёплой печи (духовки газовой плиты), выкладываем на блюдо, режем на порционные куски и … вновь вынужден просить прощения у читателя – под это дело разливаем по рюмкам чистую, как слеза, и крепкую, как Советская власть, самогонку из Беловежской пущи!
Автохтоны называют этот тутэйшы шедевр кулинарного искусства обычно колбасой «пальцепханой» (вариант – «пальцемпиханой») – но мы будем называть её так, как она именуется в ресторанных меню – «домашняя колбаса по-белорусски»; подают её обычно на специальной сковороде, в идеале – из печи, что называется, с пылу, с жару, с гарниром из жареного картофеля, грибов и солёных огурчиков – и, положа руку на сердце, нет ничего лучше этого блюда в холодный, стылый декабрь.
Итак, домашняя колбаса. Для её изготовления у нас приготовлено метра три тонких кишок, пару килограмм не шибко постной свинины, чеснок, кориандр, соль, и, самое главное, без чего эта колбаса в принципе невозможна – мясорубка со специальной конусообразной насадкой. Если всё это у нас запасено – приступаем к изготовлению колбасы.
Первым делом режем наше мясо на мелкие кусочки, а затем, тщательно вымешав его вместе с крупно порубленным чесноком, обжаренным и затем истолчённым в ступке кориандром и солью, отправляем в холодильник (или холодные сени) доходить до кондиции. Надо, чтобы мясо впитало в себя чесночный дух и аромат кориандра.
Затем готовим кишки. Выворачиваем их наизнанку, и тупой стороной ножа тщательнейшим образом чистим их от беловатого плотного налёта – кишки нам требуются прозрачные, без каких бы то ни было посторонних наростов. Промываем их в проточной воде – дочиста.