Лживая русскоязычная Википедия (как и всё русское) даёт такие сведения:
Михаи́л Серге́евич Груше́вский (укр. Михайло Сергійович Грушевський; 29 сентября 1866, Холм, Царство Польское — 24 ноября 1934[1], Кисловодск, СССР) — российский, украинский и советский историк, общественный и политический деятель. Один из лидеров украинского национального движения, председатель Украинской Центральной Рады, профессор Львовского университета (1894—1914), член Чешской АН, академик ВУАН и АН СССР, член НТШ. Основатель украинской научной историографии.[2]
Грушевский наиболее известен как автор «Истории Украины-Руси» — десятитомной монографии, ставшей основополагающим трудом в истории украинистики и повлекшей острые научные споры. Он отстаивал тезис об обособленности славянского населения на территории нынешней Украины, начиная с середины I тыс. н.э., таким образом, Грушевский постулировал концепцию неразрывного этнокультурного развития в регионе, которое, по его мнению, в конечном итоге привело к формированию особого этноса, отличного от других восточных славян. Таким образом, согласно концепции Грушевского Русь рассматривалась как форма украинской государственности, т.е. как «Украина-Русь». Опираясь на данное историографическое допущение, Грушевский, с одной стороны, провозглашал этногенетическое различие украинского и русского народов и принципиальное расхождение векторов их развития, а с другой стороны, постулировал государственную преемственность украинцев как гегемона в отношении Киевской Руси[3]. При этом политика собирания русских земель, предпринятая Великим княжеством Московским в XV-XVII веках, рассматривалась Грушевским как сугубо негативное явление. Концепция Грушевского послужила важной вехой в истории украинского сепаратизма в XX веке.
По отцовский линии Михаил Грушевский возводил свой род к казацкому роду Грушей-Грушевских, упоминаемому в казачьих реестрах с XVII ст., одна ветвь которого стала впоследствии лицами духовного звания[4].
Михаил Грушевский родился в Холме, (ныне — Хелм, Польша) в семье профессора русской словесности Сергея Фёдоровича Грушевского и Глафиры Захарьевны Грушевской (в девичестве — Опокова), происходившей из польской шляхты[5]. В момент рождения Михаила Сергей Фёдорович работал учителем русского языка и словесности в греко-католической гимназии в Холме[6][7]. Сергей Грушевский был автором принятого министерством образования Российской империи и многократно переизданного учебника церковнославянского языка. Авторские права на данный учебник приносили семье, а позже — самому Михаилу Грушевскому, стабильные доходы, позволившие ему сосредоточиться на исторических исследованиях.
Юношеские годы Михаил Грушевский провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии.
В 1886—1890 годы учился на историко-филологическом факультете Киевского университета. За свою студенческую работу «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV в.» получил золотую медаль и был оставлен при университете.
По окончании университета Грушевский публиковал статьи в «Киевской Старине», «Записках научного общества имени Шевченко», издал два тома материалов в «Архиве Юго-Западной России» (часть VIII, т. I и II). Предисловие к этим материалам составило магистерскую диссертацию Грушевского, названной «Барское староство» (Киев, 1894). В 1894 году защитил магистерскую диссертацию «Барское староство. Исторические очерки».
В своих произведениях Грушевский разработал свою собственную теорию происхождения и развития Древнерусского государства и его народа.
Галицкий период[править | править вики-текст] В 1894 году во Львовском университете (Австро-Венгрия) была открыта кафедра всеобщей истории со специальным обзором истории восточной Европы, которую и занял Грушевский.
Во Львове Грушевским написаны и изданы его исторические работы «Виімки з джерел до історіі Украіни-Руси» (1895), «Описи королівщини в землях руських XVI в.» (1895—1903, 4 тт.), «Розвідки и матеріяли до історіі Украіни-Руси» (1896—1904, 5 тт.) и начал работать над своим главным трудом — восьмитомной «Историей Украины-Руси».
Постепенно Грушевский становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции: с 1895 работает редактором «Записок Наукового Товариства імени Шевченка», а в 1897 избран председателем этого общества. Принял на работу в общество лидеров национального движения Галичины — Франко и Павлика[8]. В 1899 году Грушевский активно участвовал в создании Украинской национально-демократической партии в Галиции.
В 1906 году Харьковский университет присвоил Грушевскому степень почётного доктора русской истории. В 1908 году, продолжая оставаться профессором Львовского университета и председателем «Наукового Товариства», Грушевский выставил свою кандидатуру на кафедру в Киевском университете, но получил отказ.
Арест и ссылка[править | править вики-текст] 11 января 1914 г. Грушевский был арестован в Киеве по обвинению в австрофильстве и причастности к созданию Легиона украинских сичевых стрельцов; после нескольких месяцев тюрьмы выслан по постановлению главного начальника Киевского военного округа в Симбирск «на время состояния местностей, из коих он выслан, на военном положении». 7 апреля 1915 г. за М. С. Грушевским по распоряжению Департамента полиции МВД был учреждён гласный полицейский надзор.[9]
Мемориальная доска М.С.Грушевского в Казани Недолго пробыв в Симбирске, с помощью профессора Императорского Петроградского университета А. А. Шахматова М. С. Грушевский получил разрешение поселиться в Казани. 2 сентября 1915 г. он выехал из Симбирска. Вместе с М. С. Грушевским следовали его жена М. С. Вояковская и их дочь Екатерина. 4 сентября 1915 г., по прибытии в Казань, он дал подписку казанскому полицмейстеру в том, что не должен никуда отлучаться из города без разрешения казанского губернатора и при переменах квартир заявлять об этом как полицмейстеру, так и соответствующим участковым приставам. В Казани М. С. Грушевский сначала проживал в номерах (гостинице) «Франция», расположенных в центре города на ул. Воскресенской (д. 33), а затем в Суконной слободе - на ул. Большой в «доме Леонтьева» (д. 29, кв. 7.).[9][10]
Во время пребывания в Казани М. С. Грушевскому удалось убедить сочувствующих ему представителей либеральной интеллигенции в том, что местные условия ставят под угрозу не только его научную работу, но также жизнь и жизнь его родных. За перевод М. С. Грушевского из Казани в Москву перед министром внутренних дел А. Н. Хвостовым ходатайствовали все шесть членов Государственного Совета от Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и университетов Д. Д. Гримм, В. И. Вернадский, М. М. Ковалевский, И. Х. Озеров, А. А. Васильев и С. Ф. Ольденбург. В соответствии с прошением М.С.Грушевского, командующим войсками Московского военного округа ему разрешено было «перейти на жительство в г[ород] Москву». 9 сентября 1916 г. М. С. Грушевский выбыл из Казани в Москву, где и проживал до Февральской революции, после которой вернулся в Киев.[9]
В ссылке М. С. Грушевский написал, в частности, историческую драму «Хмельницький в Переяславі» и «Ярослав Осмомисл», сюжетом которой послужила запись в Ипатьевской летописи об изгнании в 1173 галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери «смерда».
«История Украины-Руси» (укр. Історія України-Руси) — десятитомная монография украинского историка и идеолога «украинства» Михаила Грушевского. Охватывает историю земель современной Украины до середины XVII века. Первый том «Истории Украины-Руси» был издан с помощью австро-венгерских властей во Львове в 1898 году. Последний, десятый том, посвящённый событиям 1657–59 годов, был напечатан уже после смерти Грушевского в 1936 году.
В отличие от основных исторических трудов того времени по истории Юго-Западной Руси, Грушевский в своём сочинении выдвинул тезис о том, что украинцы и русские являются не только разными, но и разновекторными народами, с различным этногенезом и историческими государственностями. Придуманным с помощью Владимира Антоновича гибридным термином «Украина-Русь» Грушевский пытался продемонстрировать преемственность нового этнотопонима «Украина» от Руси.
Содержание[править | править вики-текст] В своём фундаментальном труде Грушевский выражал точку зрения, что история украинцев начинается с IV века со славянских племён антов[1]. По его мнению, Киевская Русь была украинским государством[1]. В отличие от большинства представителей российской науки, Грушевский считал преемницей Киевской Руси не Владимиро-Суздальскую землю, а Галицко-Волынскую[1]. Важным элементом концепции Грушевского являлось утверждение о непрерывном развитии украинской нации. Возражая большинству историков в том, что монгольское нашествие привело к запустению Поднепровья и усилило уход населения на северо-восток, Грушевский утверждал, что главная роль в последующем заселении Приднепровья принадлежала «не пришлому, а местному населению, которое до конца никогда не исчезало». Главную же генетическую основу великорусов Грушевский видел в финно-угорском населении.
Относительно Великого княжества Литовского Грушевский придерживался точки зрения, что восточнославянское население играло в нём весьма значительую роль и считал это государство продолжением Киевской Руси, не отрицая, однако, его последующего окатоличивания и полонизации, которые заставили украинцев переориентироваться на Москву. Вместе с тем высказывался тезис о «предательстве» московским правительством условий Переяславских статей. В Речи Посполитой, Московской Руси и Российской империи украинцы, по мнению Грушевского, являлись безучастным объектом управления либо же находились в острой оппозиции к государственному строю, не оказывая на политическую жизнь государства никакого прямого влияния. Единственным содержанием их истории являлись только культурные и экономические процессы.
Грушевский придерживался мнения о широком демократизме украинцев, выразившемся в устройстве Гетманщины и состоявшем в противоречии с преобладавшим в России монархическим началом. Все проявления антирусских выступлений описывались Грушевским сочувственно.
>Алексан, ну нет ценителей Грушевского, нету. > Пошли коммунистический строй разбирать) > quoted1
Мы поссоримся, я марксист. Сейчас лучше и важнее разобрать на запчасти фундамент украинского национализма. Тогда и всё бандеро-фашистское сооружение рухнет. А вот потом....