Дети отказываются читать, и они в этом совершенно правы, и надо им в этом помогать.
Об этом пишет известный российский журналист Александр Невзоров в своем блоге на сайте «Сноб». Приводим текст статьи целиком:
- Мы слышим плач толстых министров, черносотенцев и филологических дам — они очень сожалеют, что дети не читают.
Никто не задался вопросом: а что, собственно говоря, этим детям читать? Классику? А почему ее надо читать? Почему надо употреблять продукт, у которого явно закончился срок годности? Почему до сих пор никто не хочет называть вещи своими именами?
Богоискательская истерика Достоевского имеет к сегодняшнему дню такое же отношение, как шумерские глиняные таблички. Пафосное, мучительное, многословное фэнтези Толстого о войне 1812 тоже свое отжило. В этом жанре появились образцы и поинтереснее. Тема многолетних предсовокупительных терзаний самок в кринолинах тоже сегодня особого интереса не представляет.
Конечно, существуют какие-то максимально влиятельные образцы культуры. В трилогии Толкиена современная литература сварилась, как в котле. Но Толкиен не сильно пропагандируется, потому что все боятся простой и очевидной аналогии с Мордором.
Как сказал классик, духовность — это газ, который выделяют попы из разных бородатых отверстий. И это очень точно сказано, особенно сегодня. Вообще, что такое сегодня духовность? Духовность — это не знание астрономии и астрофизики, это полное невежество в вопросах молекулярной биологии, физиологии, структурной геологии. Следующий этап культа духовности — аттракционы типа наполнения бассейнов гноем Иова Многострадального и коллективных заплывов в нем. Тоже очень духовненько.
Нет, наверно, в мире литературы, столь же агрессивной и дидактичной, как русская. Когда-то она была очень актуальной, отчего сегодня особенно бессмысленна, потому что языковая и мировоззренческая картина мира сменилась полностью. Вся русская литература имеет отчетливый, навязчивый, великодержавный подтекст с культом солдафонов. Есть ли в этом хотя бы воспитательный эффект? Он нулевой. Сегодня это особенно хорошо заметно.
Вскормленные романтизмом усатые мальчики в Славянске некрасиво прячутся в библиотеках, прачечных и за всяких торговцев крыжовником. Вместо того, чтобы выйти в чисто поле и принять там бой с украинской армией, не подвергая риску мирное, офигевшее население. Они же прячутся в жилых кварталах, как какие-нибудь сирийцы, которые никогда не читали Бердяева или Хомякова. Выглядит это все предельно паскудно. Можно подумать, что на юго-востоке Украины мало больших свекольных или картофельных полей должной гектарности, где можно было бы разгромить украинскую армию. В такой ситуации, конечно, можно погибнуть. Но если эти имперские мальчики являются теми, за кого себя выдают, то такой пустяк их смущать не должен. Там, кстати говоря, все эти колорадские аксессуары смотрелись бы лучше, чем в подворотнях.
Конечно, у русской литературы до сих пор есть фанаты. Достоевский из могилы весьма успешно дергает за ниточки даже самого Милонова, не говоря уже о его мелких подражателях типа Проханова, Дугина, Холмогорова и других черносотенцев. Эти персонажи, конечно, симпатичны, но они на вряд ли обеспечат русской литературе вторую жизнь.
Все наши архаисты переходят на административный крик, и всю эту милую макулатуру XIX века окончательно хоронят, потому что они превращают Пушкиных, Толстых и Достоевских в личного врага каждого школьника.
Вообще, эта имперская идеология тащит на себе безумный культ старья и нелепых, корявых, антисанитарных артефактов. Считается, чем больше будет Россия похожа на лавку старьевщика, тем она будет величественнее и страшнее. А того, кто пытается произвести уборку, выкинуть всякое гнилье, затхлости и заплесневелости, почему-то называют русофобом. Хотя самые страшные враги России — это черносотенцы.
И еще одна важная заметочка по поводу чтения, касающаяся скорее современной литературы.
Мы видим, как ломанулись писатели в православие. Очень трудно найти столь же благочестивую публику, как писатели. Они воодушевились продажами милого, но блеклого пропагандистского чтива Тихона Шевкунова, и поняли: совершенно не важно, какая книжка, а важно, через сколько торговых точек она распространяется. Если получить вожделенный гриф патриархии, то книжку можно продавать через десятки тысяч свечных лавок при каждой церкви.
С другой стороны, есть всякие Задорновы, которые всерьез говорят о том, какие американцы тупые. Задорнов хороший сатирик, и если он хотел рассмешить, то у него получилось. Давайте сравним количество нобелевских лауреатов. В России — 23 лауреата, а в тупой Америке — 356.
Дети отказываются читать, и они в этом совершенно правы, и надо им в этом помогать. Устами младенца глаголет истина. Не надо заставлять детей читать. Надо признаться, что читать им в общем нечего.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
на самом деле есть что читать. окультуриваться нужно. хотя кроме литературы русской не забывать о литературе мировой. возможно в школах надо больше давать литературы мировой. или не надо в школах. в вузе. в школе должно быть скучно и среднеинтересно. самые интересные должны идти в вуз.
> Пафосное, мучительное, многословное фэнтези Толстого о войне 1812 тоже свое отжило. quoted1
Это не фэнтези, а если кто заинтересуется, что это такое дворяне России, то лучше чем у Толстого это не узнаешь. Кому надо это всегда прочтут, а всем без исключения этого не надо вообще делать, пусть интересуются новостями интернета.
И как ты себе это представляешь? Один к другому подходит - ты прикинь какая чёткая тема есть, окультуриваться нужно, вон ирка пипец какая окультуренная!
> на самом деле есть что читать. окультуриваться нужно. > хотя кроме литературы русской не забывать о литературе мировой.
> возможно в школах надо больше давать литературы мировой. > или не надо в школах. в вузе. в школе должно быть скучно и среднеинтересно. > самые интересные должны идти в вуз. quoted1
Литературу русскую, классическую, уже потому давать надо, что без неё не усвоишь свой, классический, язык.
>> Пафосное, мучительное, многословное фэнтези Толстого о войне 1812 тоже свое отжило. > Это не фэнтези, а если кто заинтересуется, что это такое дворяне России, то лучше чем у Толстого это не узнаешь. Кому надо это всегда прочтут, а всем без исключения этого не надо вообще делать, пусть интересуются новостями интернета.> quoted1
Действительно, а чему можно научиться у героев Толстого? Умирать на поле брани???????????? Зачем??????? Когда можно просто свалить в Лондон.
После слова "колорады" захотелось дать в морду. А если по теме, то пусть не врёт, иуда, я с удовольствием читал и Толстого и Достоевского в школе. Не думаю что нынешние дети сильно отличаются. Насчет программы можно спорить, конечно. Толкиен, да, сильная вещь.
> Вскормленные романтизмом усатые мальчики в Славянске некрасиво прячутся в библиотеках, прачечных и за всяких торговцев крыжовником. Вместо того, чтобы выйти в чисто поле и принять там бой с украинской армией, не подвергая риску мирное, офигевшее население. Они же прячутся в жилых кварталах, как какие-нибудь сирийцы, которые никогда не читали Бердяева или Хомякова. Выглядит это все предельно паскудно. Можно подумать, что на юго-востоке Украины мало больших свекольных или картофельных полей должной гектарности, где можно было бы разгромить украинскую армию. В такой ситуации, конечно, можно погибнуть. Но если эти имперские мальчики являются теми, за кого себя выдают, то такой пустяк их смущать не должен. Там, кстати говоря, все эти колорадские аксессуары смотрелись бы лучше, чем в подворотнях. quoted1
Что это, плять? После этих слов его место возле параши
Дети отказываются читать, и они в этом совершенно правы, и надо им в этом помогать. Устами младенца глаголет истина. Не надо заставлять детей читать. Надо признаться, что читать им в общем нечего.
Дети отказываются читать, только по одной причине. Эта причина в том, что детям преподносится ложная картина мира. Современная система образования устарела.Она не отражает объективного мира.
Да при чем здесь классика вообще. Дело в другом, уже лет пять как бьют тревогу. В среднем воспитанием ребенка родители заняты 15 минут в день! Всего 15 минут. Ребенок где сидит и проводит большую часть времени, на просторах интернета. Вот тут то самое интересное, начинает появляться патология концентрации внимания. Просто нервная система еще не готова к таким нагрузкам. Вот и получаем мы в итоге человека, который не может читать то что заставляет концентрироваться на себе более 10 минут.Проблема уже есть и теперь чтоб как то ее смягчить пытаются внедрить ИТ в школах, чтоб школьник был в привычной среде, а учитель стал ему хоть как то интересней.