В диссертации на основе комплексного изучения антропологического материала приведена общая реконструкция этнической истории населения Нижнего Поднипров’я в канун монгольской экспансии и в период Золотой Орды.
Анализ краниологичних серий Мамай Сурка, Благовищенко, Каменка и Каир показал смешанный антропологический состав и наличие разных морфологических типов.
Формирование оседлого населения Нижнего Поднипров’я происходило на основе аланского, славянского, болгарского, сарматского и кочевого компонентов. Миграции оседлого и кочевого населения прослеживаются как в канун монгольской экспансии, так и в период Золотой Орды из разных территорий – Среднего Поднипров’я, Крыма, Подоння, Поволжя и Северного Кавказа.
Обнаружена значительная морфологическая связь между оседлым населением Нижнего Поднипров’я и украинцами 17 – 19 ст.
Обобщающее антропологическое исследование населения Нижнего Поднипров’я 12 – началу 15 ст., которое проведено впервые, свидетельствует о неоднородном составе и наличии разных морфологических типов. Анализ краниологичних материалов могильщиков Мамай Сурка, Благовищенко, Каменка и Каир показал, что мужские серии значительно отличаются от женских. Монголоидна примесь (восточный комплекс краниологичних признаков) прослеживается в мужских и женских сериях, но в последних она существеннее. Физический тип средневекового населения Нижнего Поднипров’я сложился на основе древних краниологичних вариантов, морфологически неоднородных, которые принадлежат к южному кругу европеоидив. Антропологическое исследование доводит, что антропологический пласт, который определяет особенности физического типа оседлого населения времени средневековья, начал формироваться со времни сарматов.Населению Нижнего Поднипров’я 12 – началу 15 ст., которое оставило могильщиков – Мамай Сурка, Благовищенко, Каменка и Каир, присуща такая черта, как многокомпонентная антропологического состава. В каждом могильщике доминируют разные морфологические компоненты, на підґрунті которых происходило формирование населения, а именно: сарматка, аланский, болгарский, славянский и кочевой.
Наличие разных морфологических типов в сериях Мамай Сурка, Благовищенко, Каменка и Каир свидетельствует, что процессы метисации происходили постоянно, очевидно, за счет непрерывных миграций населения из разных территорий в домонгольский период и во время существования Золотой Орды. Исследованные антропологические материалы позволяют сделать выводы о значительных миграционных потоках населения из Среднего Поднипров’я, Крыма, Подоння, Поволжя и Северного Кавказа. В канун монгольской экспансии доминирующими в морфологическом типе оседлого населения Нижнего Поднипров’я 12 – началу 15 ст. выступают болгарский, славянский и кочевой компоненты. В период Золотой Орды главным морфологическим компонентом в составе населения становится аланский, присутствие славянского и болгарского компонентов чувствуется кое-что меньше.Влияние кочевого компонента на формирование антропологического состава оседлого населения незначительно, его присутствие прослеживается в домонгольский период. Славянский компонент весомее в домонгольский период, а наличие компонента сарматки отмечено в канун монгольского нашествия и в период Золотой Орды.
Процессы исторического развития Восточной Европы 12 – началу 15 ст. привели к появлению новых этнических спильностей, в частности, украинцев. Средневековые группы населения становятся той основой, на котором формировались физические черты украинцев. Исследование антропологических материалов из ґрунтових могильщиков Южной Украины – Мамай Сурка, Благовищенко, Каир, Каменка и Центральной Украины – Торговиця свидетельствуют о значительной морфологической связи с украинцами 17 – первой половины 19 ст. Формирование антропологического типа украинцев происходило под воздействием населения 12 – началу 15 ст. Южной и Центральной Украины.
> Формирование оседлого населения Нижнего Поднипров’я происходило на основе аланского, славянского, болгарского, сарматского и кочевого компонентов. quoted1
На основе археологических данных выделяется кыпчакская колонизация во второй половине 13-14 века из Крыма, представителями орды Бурджоглы на территорию юж. Поднепровья. Вторая волна колонизации-вторая половина 14 века-перемещение в нижнеднепровский регион центра Мамаевой Орды.
В последующиее время, к началу 15 века, культурные вливания крымских колонистов стали преобладающими.
Говоря о судьбе оседлого населения в золотордынский период, то в начале 15 века, наиболее крупные населения исчезают, однако значительное число небольших поселений продолжает существовать.
Памятники Золотой Орды Нижнего Поднепровья, итоги и перспективы\\М.Ельников
Т.е. население Поднепровья в постмонгольский период-20% славян. Всего.
«Собственно, трудно себе представить, чтобы они могли быть иными, ведь именно тесный и прочный политический союз между московитами и татарами (между Ивановым отцом Василием II и ханом Улу Мехметом) в значительной степени обусловил победу Москвы в гражданской войне XV века. В которой, кстати говоря, противниками Василия были его православные двоюродные братья.
> Физический тип средневекового населения Нижнего Поднипров’я сложился на основе древних краниологичних вариантов, морфологически неоднородных, которые принадлежат к южному кругу европеоидив. quoted1
Вот это прикольно. Дело в том, что славяне принадлежать к северным европеоидам. На то указывал Карлтон Кун исследовавший миграцию ранних славян.
А украинцы оказывается формировались из южных европеоидов. Такое может быть только назло москалям, потому как последние относятся к кругу северных европеоидов.
Да собственно выловить среди предков украинцев:
> сарматский, аланский, болгарский, славянский и кочевой. quoted1
\"С обоими исламскими союзниками Москва обменивалась бесчисленными посольствами, жестами доброй воли и символическими дарами: например, конями для хаджа в Мекку или пресловутой шапкой Узбека (Мономаха). Московские политики продавали татарам-мусульманам христиан в рабство, роднились с их княжескими домами. Вот так в действительности обстоит дело с вымышленным «татарским игом», — заключает автор.
Он также вспоминает о том, что именно славянские полки литвинов (предков белорусов) и украинцев в 1362 году разгромили монголо-татар на Синих Водах:
> Наличие разных морфологических типов в сериях Мамай Сурка, Благовищенко, Каменка и Каир свидетельствует, что
> процессы метисации происходили постоянно > , очевидно, за счет непрерывных миграций населения из разных территорий в домонгольский период и во время существования Золотой Орды. > Исследованные антропологические материалы позволяют сделать выводы о значительных миграционных потоках населения из Среднего Поднипров’я, Крыма, Подоння, Поволжя и Северного Кавказа. quoted1
Наши черкасы.
А собственно такая миграция-есть секрет только для украинцев. Во время Золотой Орды, черкасы, как полноправные члены Золотой Орды смогли расширить ареал своего обитания, выселевшись из малоземельных предгорий Кавказа в Поднепровье.
Единственная пока находка оковки щита описанного выше типа вне пределов северо-западного Предкавказья сделана в одном из погребений (№ 69) Яблоновского могильника в Поросье, недалеко от современного города Белая Церковь и древнерусского города Юрьева. Опубликовавшие материалы данного могильника Р.С. Орлов, А.П. Моця и П.М. Покас специально отметили неславянский, северокавказский обряд погребения - подкурганный, в очень неглубокой яме - практически на горизонте, с использованием камышовых плетенок в качестве подстилок, со следами костра
На наш же взгляд, оба предмета вооружения имеют четко выраженные признаки золотоордынской воинской культуры, характерные, особенно оковки щита, для северо-западного Предкавказья. Более того, само их появление связано именно с монголо-европейскими [43] контактами, имевшими место в этом локальном регионе, в погребении № 69 Яблоновского могильника захоронены скорее всего не аланы в составе половцев, а адыги, переселенные сюда монголами. Произойти это могло в период с середины 13 в., когда Поросье вошло в границы кочевий Куремсы, до 1362 г., когда в результате битвы при Синих Водах Ольгерд Литовский отвоевал у Орды власть над Киевщиной. Можно не сомневаться, что погребенные в Яблоновском могильнике были не единственными адыгами: население южной Киевщины не позднее 2-й половины 14 в. получило название черкесов - черкасов. Похоже, адыги здесь занимали видное положение, если свое монголо-тюрское наименование передали на века местному славяноязычному населению: главный город этих мест уже в 15 в. называется Черкассы