«Киевское письмо», которое датируется первой половиной X века.
Это самый древний на сегодняшний день документ, в котором упоминается город Киев.
В письме представители еврейской общины Киева обращаются к соплеменникам из других общин с просьбой помочь Якову бен Хануке. Говорится, что этот когда-то состоятельный человек был поручителем у своего брата, взявшего в долг деньги у иноверцев. Брат Якова погиб, сам поручитель не смог расплатиться с кредиторами и в результате попал в долговую тюрьму. Киевская община выкупила Якова бен Хануку за шестьдесят монет, но необходимо было заплатить кредиторам еще сорок монет, и Яков отправился просить пожертвования в других еврейских общинах.
Судя по тому, что письмо еврейской общины Киева было найдено в Каире, можно предположить, что податель письма в свое время добрался до Египта, но дальнейшая его судьба неизвестна.
Начало письма, первые семь строк, — это вступление, содержащее традиционное восхваление Всевышнего. «Тот, кто первый среди самых главных, тот, кто украшен диадемой „Конечный и Первый“. Тот, кто слышит шепчущий голос и слушает громкую речь и язык — да хранит их как зеницу и позволит им жить, вознесясь высоко, подобно Нахшону. Как первым людям правды, презирающим выгоду, дарующим выгоду, дарующим любовь и доброту, представляющим милостыню. Стражей спасения, чей хлеб всегда доступен каждому страннику и прохожему. Святым общинам, разбросанным по всем уголкам (мира): да будет воля Владыки Мира (покоя) дать им возможность жить, как корона мира (покоя). Теперь, наши князья и господа».
Далее появляются слова «община Киева» и излагается основное содержание письма. «Мы, община Киева, уведомляем вас о прискорбном положении господина Якова бен Хануки, происходящего из хорошего рода. Он был из дающих, а не из берущих, пока суд не осудил его за деньги, взятые его братом у иноверцев. Этот Яков дал гарантию. Брат его был в пути, и пришли грабители, которые зарезали его и взяли деньги. Потом пришли кредиторы, и взяли Якова, и надели железные цепи на его шею и железо вокруг его ноги. Он оставался там целый год, [а потом] мы дали гарантию за него. Мы уплатили 60 [монет], и ещё осталось 40 монет [долга]. С этим послали мы его между святых общин, чтобы сотворили милосердие к нему, чтобы они могли оказать милость ему».
В завершение письма говорится о заповеди подавать нуждающимся и упоминание Всевышнего. «И теперь, наши господа, поднимите ваши глаза к небесам и поступите в соответствии с вашим добрым обычаем, вы, кто знает, как велика добродетель милостыни, как милосердие избавляет людей от смерти. Но мы не те, кто предостерегает, а те, кто напоминает, и будет милость для вас перед Владыкой, Вашим Богом. Вы будете вкушать ее в этом мире, и ее присутствие останется для мира грядущего. Только будьте сильными и обладайте мужеством добра, и не бросайте слова наши себе за спину; и пусть Всесущий благословит вас и восстановит Иерусалим в ваши дни, и спасет вас и также нас с вами. А (минь) А (минь) А (минь)».
В конце письма стоят имена одиннадцати составителей:
«Авраhам Гапарнас — […]эль бар Манас — Реувен бар … — Гостята бар Кьябар Коhен — Шимшон Йеhуда, прозванный Сварта — Ханука бар Моше — Куфин бар Йосеф — Манар бар Шмуэль Коhен — Йеhуда бар Ицхак Леви — Синай бар Шмуэль — Ицхак Гапарнас».
На письме есть ремарка, написанная тюркскими рунами: «Хокурум» («Я прочел [это]»), вероятно, поставленная чиновником хазарской администрации Киева, что позволяет отнести время написания письма к периоду хазарского контроля над Киевом в начале Х века.
Таким образом, письмо, написанное на иврите, на сегодняшний день является самым древним историческим документом, в котором упоминается город Киев.
Chel (Verona454000) писал (а) в ответ на сообщение:
> ТС ты хоть понял как ты своих сородичей евреев подставил? > > Сейчас свидомые уже высчитывают проценты по этой долговой расписке и уже завтра они с вас требовать будут через суд эти деньги quoted1
>>> Седой777 (Артурыч777) писал (а) в ответ на сообщение:
>>>> Таки вот они какие — дгевние укгы! >>> >>> Когда москвичи лягушками в Москве квакали, укры уже на еврите писали quoted3
>>Запутанная история. Понятно только, что в Украине кто-то кого-то кинул. Мало что изменилось с тех пор. quoted2
>
> Что тут не понятного? Евреи шастали везде и занимали бабки у всех. 40 монет торчат до сих пор, инфляция+проценты+штрафы+налоги за 10 веков накапало… > > Если свидомые у монголов пару лет назад требовали выплаты то евреям они теперь насчитают по полной quoted1
Как они у xoxлoв занять умудрились? Хотя бы и евреи …
Karabas_il (Karabas_il) писал (а) в ответ на сообщение:
> "Киевское письмо", которое датируется первой половиной X века. > Это самый древний на сегодняшний день документ, в котором упоминается город Киев. quoted1
Не, ну вам только бы в рост дать.
Первое летописное упоминание о Киеве содержится в «Повести временных лет» и относится к 860 году.