В Украине идет полемика какое правильное размещение цветов должно быть на украинском флаге-жовтоблакитным или блакитножовтым.Но сначала историческая справка о происхождении слова прапор.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ «ПРАПОР» И «ФЛАГ»
С происхождением слова «прапор» и его синонимов связана очень интересная история. Одно из древнейших славянских слов «знак» - происходит от слова «знать». Отсюда происходит и слово «знамя, «знамена». Однако слово «стяг» происходит от слова «стягиваться» (собираться вокруг вождя), то есть собираться на войну или по другим важным делам. Кстати древнерусский «стяг», как и «прапор» нередко употреблялись в переносном значении – «военный отряд», «полк», «дружина». Слово «прапор», имеющее значение «стяг» известно практически всем славянским языкам. Именно слово «прапор» - это южная форма, а изначальная, которая вошла в употребление, встречается например, в одном из Прологов (сборник житий) ХV столетия: «поропор». Происхождение этого слова связано с корнем современных слов «перо» и русского «парить».Однако, самые древние стяги наших предков, как и первые флаги других народов, были простыми длинными шестами, на которых укреплялись пучки трав, перья, конские хвосты. В русском языке слово «прапор» активно употреблялось, как основной термин на протяжении XVI и XVII столетий и оставило после себя слово «прапорщик» ( в начале – воин под знаменем, несущий знамя). Но с 1699 года уже зафиксировано употребление слова «флаг», которое Петр1 позаимствовал в Голландии и настойчиво заставлял употреблять. Это фламандское слово, которое, в свою очередь происходит от латинского flagrum «бич, плеть, батог» и одновременно flagro «гореть, блестеть, вызывать любовь». Эти два слова в латинском языке связаны между собой и филологам до сих пор непонятно почему древние германцы употребляли слово «прапор», которое позаимствовали из латинского языка. Они имели ввиду – первую бичеподобную форму стяга ( сравните с древнеславянскими «поропор», «пороть»), или из-за условного «блеска» флага и его принадлежности к блестящей власти. Сегодня изучением флагов и знамен занимается особая историческая, дисциплина, родственная геральдике – вексиллология. Предметом изучения вексиллологии являются флаги, знамена, штандарты, вымпелы и прочие флагоподобные предметы. Широкий интерес к вексиллологии появился в Америке и Европе в 1960-х годах нашего века. Вскоре было основано множество специализированных периодических изданий, существующих до наших дней. Это – чешская «Вексиллология». Американский «Флаг-бюллетень», английский «Флагмастер», канадский «Флагскан и др. Вексиллология разделяет изучаемые ею объекты на две большие группы флаги и знамена. Знамя (прапор)– это единичное изделие. Оно, как правило. Изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой, бахромой, кистями, лентами. Само полотнище состоит из двух прямоугольных кусков ткания., сшитых по периметру. Знамя(прапор), крепят непосредственно к древку с помощью специальных знаменных гвоздей .Утрата знамени(прапора) его владельцем, например войсковой частью, считается большим позором. Флаг – наоборот, изделие массового производства. Отсюда следуют и его качества: как правило, простота рисунка и простота изготовления. Полотнище флага обычно однослойное. Флаги не являются самостоятельной продукцией и требуют, как правило, вспомогательных приспособлений, главным и основным из которых является флагшток. Флагштоки делаются из определенного металла и комплектуются в различных вариантах соответствующими аксессуарами – по желанию заказчика. Флаг может заменятся, если он пришел в негодность от погодных условий. Можно еще раз подчеркнуть, что последнее время очень повысился интерес населения как к истории флага, так к флагам, как продукции. Каждый день на улицах городов появляются флаги с логотипами разных фирм и компаний развевающиеся на мачтах-флагштоках, которые провозглашают успех и процветание.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Сочетание желто-голубых цветов впервые встречается в упоминаниях относительно битвы под Грюнвальдом.
Грюнвальдская битва 1410 року (Битва під Танненбергом 1410) — это битва, которая состоялась во время «Великой войны» 1409-1411 годов между войсками государства Тевтонского ордена (Civitas Ordinis Theutonici) и объединенными войсками Королевства Польского и Великого княжества Литовского, Руського и Жемайтийского вблизи деревень Грюнвальд (тогда — Грюнефельде) и Танненберг — ныне Стембарк (земли государства Тевтонского ордена, ныне территория Польши) 15 июля 1410 года.
Здесь есть сочетания желтого и голубого цветов на хоругви Львовской земли.
На ней имеем основное изображение, выполненное желтым цветом на голубом фоне. В соответствии с геральдическими правилами, цвет основного изображения является главным, а цвет фона является второстепенным, подчиненным. Догадайтесь: как такие цвета переносятся на флаг? Или золотистый должен быть сверху, или снизу?
Кроме этого: издавна в оккультных науках лев символизирует солнце в апогее (прообраз Верховного существа, Бога-Творца в подавляющем большинстве мировых религий). Никакой связи с рожью и полями.
Казацкие флаги чаще всего содержали малиновые краски. Однако и желтый с голубым встречались очень часто.
В частности, как утверждает Н.Битинський: во времена казачества гетмана Мазепы наиболее популярным цветом был малиновый. “От гетмана Мазепы постепенно начинают заводиться у казачества хоругви синие или голубые с золотыми или желтыми нашитыми на них крестами. С течением времени подобные флаги с золото-желтыми и сине-блактними красками становятся очень модные, и мазепинские времена оставили о них достаточно свидетельств”. Источник: “Украинские военные знамена и хоругви. Исторический очерк” Николай Битинський.
На голубом (синем) полотнище казаки с охранной целью изображают фигуры Девы Марии, Архангела Михаила и других святых.
Цитата: “С XVIII столетия полковые и сотенные казацкие флаги Войска Запорожского стали изготавливать преимущественно из голубого полотнища, на котором желтой краской наносились звезды, кресты, оружие. Традицию использования казаками желто-голубых цветов подтверждает и то, что еще накануне Великой отечественной войны в Эрмитаже хранились казацкие знамена с сочетанием этих цветов. На одном из флагов был изображен архистратиг Михаил, одетый в золотую кирею и голубые штаны. Также знамя «1774 года 28 января созданное на средства последнего кошевого Запорожской Сечи Петра Калнышевского» представляло собой прямоугольник голубого цвета, на котором были вышиты яркие золотые гербы”. Источник:.В.Кукса “КАЗАЦКИЕ КЛЕЙНОДЫ И ИХ СУДЬБА”
На картине Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” слева мы видим желто-голубой флаг.
Относительно этого полотна как подтвержденного исторического факта есть несколько замечаний.
Кое-кто сомневается, что флаги переданы правдиво и, возможно, их изображение диктовалось исключительно фантазией художника. Цитата: “Кроме известных историков и искусствоведов, картину тщательно “облизал” (выражение Репина) выдающийся российский филолог, знаток древних памятников культуры Украины Федор Евгеньевич Корш (1843-1915). Он подал на имя царя свое “всеподданейшее заключение”: “Ваше Величество..., знамена козацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему цветовому набору никаких иностранных веяний, а отражают в себе извечную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличий в Южной Руси (Малороссии) еще во Бремена Великих князей киевских, вплоть до роспуска запорожской вольницы... Сказанному имеется предостаточно письменных подтверждений в отечественных и иностранных сугубо исторических источниках, а равно — в ряде предметов материального искусства тех древних Времен“. Источник: Обменяю А.Л. Морские походы запорожцев. – Днепропетровск : Січ, 1995. – с. 124-131.
Еще есть версия, будто слева на картине изображен не желто-голубой стяг, а копье, разрисованный “змейкой”.
Давайте вместе подумаем: сколько в те времена стоило разрисовать копье в золотисто-голубые краски?
А какая может быть потому целесообразность, если копье после первого же удачного поединка будет испачкан кровью противника?
Сочетание желто-голубых цветов на казацких знаменах применяется все чаще.
В 18 веке среди флагов стали преобладать голубые полотнища с золотыми или желтыми изображениями гербов и частично другие признаки, как небесные светила, оружие, фигуры святых Михаила, Юрия, Казака и других образов.
Казак – защитник украинского народа, степняк, путешественник, воин, мудрец, сказочник и чародей в одном лице. Его образы можно встретить почти в каждом доме рядом с иконами.
С именем Козак Мамай тесно связан древний термин «мамаювати» (путешествовать, казаковать, вести казачий образ жизни), «ходити на мамая» (идти наугад, куда глаза глядят).
Картина о смерти Петефи была написана ориентировочно в 1855 году. Здесь мы видим три копья с желто-голубыми флажками и один – с сине-желтым.
Сине-желтое размещения не было слишком распространенным. Это в значительной степени обусловлено и технологией изготовления флагов: если желтая краска “потечет” на голубую, то останется желтый верх и светло-непонятного цвета флаг.
Но, если расположить сверху синий цвет – то со временем такой флажок имеет все шансы превратиться в сплошное зеленоватое полотнище.
В 1848 году собор руських ученых во Львове утверждает флаг, состоящий из двух традиционных цветов: синей и золотой. Расположение лент на стязі не указывается, однако есть ряд исследователей, которые убеждены, что в 1848 году флаг был желто-голубым.
“Провозгласив своим гербом старинный символ галицких князей – изображение льва. Главная руськая рада приняла соответствующий флаг. За геральдическими предписаниями он стал желто-голубым: вверху – желтый (золотой) цвет знака -льва, внизу – голубой цвет гербового щита. С того времени желто-голубое полотнище достаточно широко употреблялось на западных украинских землях, приобретая в рамках Галичины символа национально-освободительного движения“. Источник: К.ГЛОМОЗДА, А.ПАВЛОВСКИЙ “Украинская национальная символика: происхождение, традиции, судьба” – Киев, 1989 год.
Вот как описывает краски и символику украинского флага того времени один из его авторов Яков Головацкий: “Народный барвы просвещали намъ и выображали не богатства, збытокъ, но сильную, щирую волю, благое намереніе. Синий цветъ, якъ чистое небо южной Руси, ясный, погодливый, якъ душа истинного не бешеного Русина, изьображавъ миръ и спокой, которого до розвитія нашего народного потребность. Золотый цветъ, якъ тіизорницъ на ясномъ небе, изъображали ясное светло, к которому намъ стремитися принадлежит”.
В тот период Галичина входила в состав Австро-Венгрии.
Прапор, утвержденный Собором Руських ученых просто не мог быть сине-желтым, потому что одна из земель Австро-Венгрии (Нижняя Австрия) уже имела сине-желтый флаг.
Кстати, император Австрии Франц Иосиф и родился именно в Нижней Австрии. Поэтому, довольно часто, принимая визиты императора, чтобы должным образом почтить его использовался и сине-желтый флаг рядом с желто-голубым.
Кажется, что на приведенной фотографии усадьбы в Киеве сверху расположен более светлый цвет.
Некоторые исследователи утверждают, что это явный признак того, что сверху – голубой цвет. Якобы первые фотографии настолько искажали цветопередачу, что золотой цвет становился темнее. А синий (или голубой) имел более светлое отражение.
Фалеристические памятники украинского пожарного гимнастического общества «Сокол» появились на волне подъема национально-освободительного движения в Австро-венгерской Империи, вызванного революцией Т. 3. «Весны Народов» в 1848 г.
Основания украинской сокольской организации тесно связано с именем Владимира Лавровского и Василия Нагорного. В. Нагорный опубликовал в журнале «Родина» за 1886 г. несколько статей, в которых доказывал необходимость создания пожарно-спортивных обществ, а в следующем году опубликовал «Устав общества страже огневой Сокол».
Ощутимым толчком до основания украинской сокольской организации стал приезд во Львов чешских соколов в 1892 году.
Этого самого года. Лавровский с группой сторонников провел первое общее собрание учредителей общества «Сокол» и подготовил новый устав «Устав гимнастического общества «Сокол». Этот устав был утвержден Министерством внутренних дел в июле 1893 г. А 11 февраля 1894 г. состоялись первые общие сборы «уконститованого» общества, деятельность которого проходила под желто-голубым флагом.
Образец Герба начале 20 веке, когда архангела Михаила видели гербом Приднепровья, а может и всей объединенной Украины в будущем.
На транспаранты слева на право видим: “Ще не вмерла Украина”, “Автономная Украина в Федеративной Республиканской России”, “Обнимите, братья мои наименьшего брата”.
Мда.... свидомый Свiдомий удаляет посты. Впрочем, что ждать от свидомого, не желающего стать укpoпрапором и пойти в окопы? Энурез до диареи? Не, свидомый Свiдомий? Кстати, повторю про синегнойное наследие шведского холуя Мазепы - это подражание хозяевам - шведам. И. вообще, укpoпрапора - самые вороватые прапора в мире.
В статье газеты “Свобода” за 1917 год есть два текста: в одном из них указано о желто-голубой флаг, а в другом – сине-желтый.
Это свидетельствует о том, что украинцы не различали желто-голубой и сине-желтый флаги. Или же, о том, что оба сочетания цветов использовались в равной степени.
На фото с Софийского Майдана 1917 году и флаги с темным верхом и светлым низом. Но более распространенное сочетание цветов, где светлый верх, темный низ.
> Мда.... свидомый Свiдомий удаляет посты. Впрочем, что ждать от свидомого, не желающего стать укpoпрапором и пойти в окопы? Энурез до диареи? Не, свидомый Свiдомий? > Кстати, повторю про синегнойное наследие шведского холуя Мазепы - это подражание хозяевам - шведам. > И. вообще, укpoпрапора - самые вороватые прапора в мире. quoted1
Это ты свою жопу подымай и иди в окопы.И не отвлекай меня своей сранью которая не несет ничего ценного.Бздишь идти за русский мир то не тошни на форуме за окопы.
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> С именем Козак Мамай тесно связан древний термин «мамаювати» (путешествовать, казаковать, вести казачий образ жизни), «ходити на мамая» (идти наугад, куда глаза глядят). quoted1
Мамай - предок свидомых, беклербек Орды из монгольского рода Кият-Юркин. Разбит на Куликовом поле объединенным войском русских княжеств под командованием Великого князя Московского Димитрия, удавлен генуэзцами в Крыму.