Люди, жившие за тысячи лет до нас, порой создавали просто поражающие воображение строения. Настолько масштабные, что ученые столетиями ломают головы над тем, кем и для чего, а главное — как они были воздвигнуты. И высказывают самые разные теории, вплоть до неземных и мистических.
Стоунхендж, Англия Согласно эпосу, каменный комплекс воздвиг волшебник Мерлин. На самом же деле Стоунхендж появился задолго до гипотетического времени жизни спутника короля Артура. Но как люди транспортировали неподъемные глыбы из каменоломни, найденной в сотнях километров? Не совсем понятно и назначение постройки: то ли это была обсерватория, то ли святилище (именно в таком качестве ее использовали жрецы кельтов — друиды).
Дольмены Кавказа, Россия По склонам гор разбросаны домики, сложенные из плоских камней. На фасадах имеется отверстие, закрывающееся пробкой. Удивляет такой факт: вес плит исчисляется тоннами, однако подогнаны они настолько точно, что между ними не может протиснуться и лезвие ножа. При этом возраст артефактов достигает 5 тысяч лет. Интересно, что «дольменная традиция» прослеживается в разных уголках Земли.
Одно из крупнейших городищ майя затаилось в зеленых джунглях. Здесь есть и искусственные пруды, и поле для игры в мяч, и дворцы. Но особое внимание — пирамидам, образующим площади города. Строили их по временной закономерности, соответствующей периодам его развития. Теорий об их функциях немало: культовые сооружения, научные центры, кладбища или и то и другое. Неясна и этимология названия «Тикаль». Зато есть более понятное «прозвище» — Город голосов. Потому что даже шепот в нем отдается гулким эхом.
Большой Заяцкий лабиринт, Россия Острова Соловецкого архипелага украшают причудливые каменные кружева — лабиринты спиралевидной формы. Местные жители величают их «вавилонами». Вход и выход единый, то есть если идти строго по колеям, сформированными валунами, через некоторое время можно выйти там же, где вошел. Но чем все это являлось раньше? Одни ученые пишут о практичности: ловушки для рыбы. Другие — об увеселениях: площадки для хороводов и игр. Но большинство уверено: ритуальные сооружения на границе с потусторонним миром.
Каменные шары, Коста-Рика
Доисторические петросферы с тихоокеанского побережья чуть было не стали жертвами вандализма: рабочие, их нашедшие, верили, что внутри спрятано золото. Так или иначе, артефакты все равно пострадали: чтобы завлечь туристов, их установили на городских площадях. Из-за постоянных перемещений точная датировка невозможна. Теория их происхождения под действием воды оказалась несостоятельной. И, в конце концов, что это вообще такое: символы планет, обозначения границ? Предположения без доказательств.
Ангкор-Ват, Камбоджа Европейцы не знали о комплексе до XIX века. А узнав, усомнились в том, что его построили кхмеры. Кладка очень плотная: швы порой не отыщешь. Камни чрезвычайно гладкие. Держатся конструкции под тяжестью собственного веса. Ансамбль из 200 храмов спланировали так, что приближающийся с любой стороны путник видит только три из них. Особенно потрясающий вид в сезон дождей: широкий ров, заполненный водой, делает Анкгор-Ват похожим на остров посреди бескрайнего океана.
Тимбукту, Мали Согласно преданию, город возник благодаря старухе Букту и ее колодцу («тим» по-туарегски), радушно встречавшим караваны. Он был главным героем средневековых небылиц: улицы из золота и жители-мудрецы... Смельчаки, пытавшиеся покорить африканское Эльдорадо, не возвращались обратно, пока француз Рене Калье не притворился паломником. Каково же было его удивление, когда он увидел бедный городишко из глинобитных зданий. Так что теперь любителей приключений манит уникальная архитектура мечетей.
Статуи острова Пасхи, Маленький кусочек суши в водах Тихого океана усеян гигантскими моаи. Есть сведения, что их перемещали с места на место и переворачивали. В наличии и ритуальные подставки, в разы тяжелее самих истуканов. К сожалению, люди, потомки которых сейчас могли бы пролить свет, давно погибли из-за работорговцев. Путь к разгадке тайн острова один — обратиться непосредственно к молчаливым статуям. Но эксперименты подтвердили только то, что все манипуляции с ними были возможны как таковые.
Человеческое воображение безгранично. Благодаря ему по всему миру творческие люди создают уникальные скульптуры. Некоторые из этих творений бросают вызов логике и противоречат законам физики. Они парят в воздухе, зависают вниз головой или держатся с помощью загадочных технических уловок. Можно только представить, сколько труда, таланта, скрупулезности стоит за каждым таким произведением.