Правила форума | ЧаВо | Группы

Беларусь

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

АРТУРЫЧ
52 5406 02:27 30.12.2015
   Рейтинг темы: +2
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Теория идеологии – методологическое основание изучения идеологии государства.
Идеологии государства или, точнее, государственная идеология есть один из видов идеологии. Например, если идеология белорусского государства стала объектом изучения буквально лишь несколько лет назад, то идеология как социально-политическое явление подвергается научному анализу уже более двухсот лет.





За это время сложился комплекс понятий и утверждений, объясняющих феномен идеологии. Этот комплекс содержит доводы относительно наличия идеологии как особого феномена сознания групп людей, определение понятия идеологии, представления об условиях ее возникновения и факторах развития, утверждения об особенностях языка идеологии, о формах и уровнях ее проявления, о выполняемых ею социальных функциях, о видах идеологии, ее соотношении с другими социальными явлениями.

Данный комплекс понятий и утверждений не только дает достаточно целостное представление об идеологии как явлении, но и содержит определенный механизм построения знания о ней и ее конкретных видах.
Поэтому он отвечает критериям научной теории и может служить методологической основой исследований различных видов идеологии.

Таким образом, теория идеологии является методологической основой изучения такого ее вида как государственная идеология. Опираясь на комплекс устоявшихся понятий и утверждений, относящихся к феномену идеологии, можно получить целостное представление и о содержании идеологии государства.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html

Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
02:28 30.12.2015
Идеология и политика. Основные функции идеологии.

Идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия людей в осуществлении политики.
Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов.
Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.
Идеология, как правильно отмечают исследователи, является «действенным и незаменимым социальным инструментом, посредством которого вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия людей» (В.А. Мельник).

Основные функции идеологии:
● Интегративная - объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей.
● Аксиологическая - производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальных норм.
● Мобилизующая - посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям (или бездействию).
● Прогностическая - идеология является специфическим инструментом социального прогнозирования.

Основным элементом прогноза является идеал, который носит нормативный характер, - он обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть.
В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры.

Целью идеологического прогнозирования, в отличие от иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействовать на действительность.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
02:35 30.12.2015
Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований.
Идеологию часто отождествляют с мировоззрением.
Это действительно схожие явления, но все же они не есть одно и то же.
Их подобие проявляется главным образом в том, что и одно и второе служат средством обеспечения ориентации человека в окружающей действительности.
Однако между ними существуют и принципиальные различия:

1) Мировоззрение и идеология различаются по охвату существующей реальности.
Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, на место в нем человека, общества и человечества, на отношение человека к миру и к самому себе; это – понимание людьми своего жизненного предназначения, своих идеалов, ценностных ориентаций, нравственных установок, принципов деятельности.
Идеология же связана исключительно с социальным бытием людей, она есть выражение понимания социальными группами своего места в существующей системе общественных отношений, осознания ими своих интересов, целей и путей их достижения.

2) В структуре мировоззрения гораздо большую роль, чем в структуре идеологии, играют знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Именно благодаря знаниям, прежде всего научным, человек лучше ориентируется и оценивает окружающую природную и социальную реальности.
В содержании каждой идеологии также в той или иной мере присутствуют научные знания, но здесь они носят избирательный характер и используются с целью обслуживания интересов тех или иных групп людей.
Идеологии, в сущности, есть особый тип верований, поскольку их постулаты принимаются носителями в качестве истинных без строгих доказательств.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
02:43 30.12.2015
Основания классификации и виды идеологий. Понятия идейно-политического течения и идейно-политического спектра.

Ориентироваться в идеологической мозаике современного мира помогает классификация идеологий.
Классификация политических идеологий может быть осуществлена по следующим основаниям:
• по их носителям (национальные, групповые, корпоративные и т.д.);
• масштабам притязаний их носителей (локальные, тотальные (глобальные));
• характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей социальной действительности и направленности выдвигаемых ими целей (прогрессивные, консервативные и т.д.)
• предлагаемым способам реализации сформированных идеалов, ценностей и целей (радикальные (революционные), умеренные (реформистские) и т.д.).

Перечисленные основания классификации относятся к самым распространенным. Разумеется, в основу деления идеологий могут быть положены и какие-то другие важные в том или ином отношении их свойства.

Идеологии подразделяют также на традиционные (с выделением среди них классических образцов и последующих их модификаций) и нетрадиционные.

Традиционные идеологии – те, которые оформились к середине XIX в. и обслуживали интересы основных социальных классов Нового времени. Таковыми идеологиями являются либерализм, консерватизм и социализм.
Модификациями их классического содержания (т. е. разработанного основоположниками) являются неолиберализм, неоконсерватизм, идейные доктрины социал-демократии (демократический социализм) и коммунистических партий (ленинизм, сталинизм, маоизм (Китай) и др.)

Нетрадиционные идеологии – те, которые либо актуализировались в первой половине XX в., либо оформились к рубежу XX – XXI вв. и отражают интересы самых различных по своему составу групп людей. К нетрадиционным идеологиям относят национализм, фашизм, пацифизм, феминизм, экологизм, глобализм, антиглобализм, фундаментализм и др.

Среди указанного ряда выделяют альтернативные идеологии, или идеологии новых социальных движений – те, которые выдвигают нетрадиционные цели и задачи общественного развития, а также специфические способы и методы их достижения. К таким идеологиям обычно относят феминизм, пацифизм, экологизм, антиглобализм.

В политической науке понятие идейного спектра или, точнее, идейно-политического спектра используется для обозначения определенной систематизации различных видов общественно значимых идеологий, а также их носителей – политических партий и общественных движений.
Понятие «идейно-политический спектр» описывает всю имеющуюся в обществе совокупность идейно-политических течений, подобно цветовому спектру, располагая в виде какого-то последовательно ряда.

Такое расположение идеологий и их носителей в идейно-политическом спектре совершается, как правило, по одной из двух осевых линий: «левые-правые» либо «либералы-консерваторы».
Определения «левый» и «правый» характеризуют содержание и степень радикализма политических идеологий и их носителей.

«Левыми» принято называть все идейно – политические течения, участники которых в целом разделяют приверженность идеям свободы, равенства, братства и общественного прогресса.

«Правыми» называются идейно-политические течения, участники которых в общих чертах разделяют приверженность существующему общественному порядку, принципам авторитета, иерархии и долга.

Полный спектр идейно-политических течений по линии данной оси выглядит так: крайне левые (или ультралевые) – левые - левоцентристские – центристские – правоцентристские – правые – крайне правые (или ультраправые ). Традиция деления идеологий и их носителей на «левых» и «правых» восходит к порядку рассадки депутатов Французской национальной ассамблеи 1789 г., согласно которому по разные стороны от спикера располагались сторонники идей свободы, равенства, братства, прогресса (слева) и те, кто выступал за сохранение монархии (справа), а депутаты, стоявшие на умеренных позициях, занимали места между теми и другими (центр). Эта модель получила широкое распространение и в других парламентах. Со временем понятия «левые», «центр», «правые» послужили основой понятия «идейно-политический спектр».

При расположении идейно-политических течений по оси «либералы-консерваторы» к первым относят тех, которые ориентированы на осуществление общественных нововведений, ко вторым - тех, которые направлены на сохранение существующего социального порядка либо выступают за возврат общества к некому прошлому его состоянию.

Представление о том, в какой части политического спектра по оси «либералы- консерваторы» находится то или иное идеологическое течение, та или иная политическая партия дают также такие термины, как радикалы, умеренные и реакционеры.
Радикалы занимают либо крайне левый (левые радикалы, или революционеры), либо крайне правый (правые радикалы, или реакционеры) фланги идейно-политического спектра.
Между этими полюсами находятся либералы, умеренные и консерваторы; перечисленные позиции различаются по своему отношению к темпам, глубине и методам осуществленных изменений, но все они выступают за новаторское содействие общественному развитию.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
02:55 30.12.2015
Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социальный либерализм.

Возникновение идеологии либерализма было связано с утверждением в Западной Европе капиталистического общества, и по времени совпадало с периодом буржуазных революций XVIII - XIX веков. По существу, либерализм - это идеология, выражающая интересы класса буржуазии.
Основоположниками либерализма являлись:
Дж. Локк (теория общественного договора),
Л. Монтескье (идея разделения властей),
А. Смит (теоретики рыночной экономики) и др.

Центральное место в либерализме занимает идея индивидуальной свободы (от латинского «liberatus» - свободный).





Принцип свободы рассматривается либералами как важнейшее условие реализации человеком своих неотъемлемых естественных прав.
В политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от чрезмерных ограничений со стороны государства.
«Лучшее правительство то, - подчеркивал американский президент Т. Джефферсон, - которое меньше всего управляет».
Именно в либеральной идеологии была выдвинута идея приоритета гражданского общества перед государством.
Как утверждал один из основоположников либерализма Дж. Локк: «...гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него».

Еще одной важной особенностью либерализма является то, что его идеологи с самого начала были последовательными сторонниками разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Такое разделение они считали надежным средством от узурпации власти и злоупотребления ею.

Функции государства, по мнению либералов, должны сводиться к минимуму:
охране частной собственности,
установлению общих правил свободной конкуренции,
обеспечению общественного порядка и контролю за соблюдением законов в обществе,а также
защите страны от внешней опасности.

В экономической сфере главными принципами либерализма являются:
частная собственность,
личная предпринимательская инициатива,
свободный рыночный обмен,
конкуренция.

В социальной сфере либералы – сторонники индивидуализма и противники социального равенства.

В духовной сфере – сторонники свободы взглядов, слова, совести.

Таким образом, классический либерализм, каким он был в XIX - первой трети ХХ века, являлся идеологией, отрицательно относившейся к активному вмешательству государства в общественную жизнь.

Однако, по мере развития капиталистического общества, выявились не только положительные, но и отрицательные стороны такого отношения. Стихийно функционировавшая рыночная экономика все чаще и чаще стала переживать кризисы перепроизводства. Эти кризисы сопровождались закрытием огромного числа предприятий, массовой безработицей, уничтожением колоссальной массы товаров и катастрофическим ростом социальной напряженности.

В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века разразился мировой кризис, поразивший все страны Западной Европы и Северной Америки одновременно и поставивший капиталистическое общество на край гибели. Под воздействием кризиса либеральная идеология претерпела серьезные изменения и возник неолиберализм (Р. Даль, Дж. Роулс и др.).
Он дал возмож-ность выработать и осуществить систему мер, по существу, преобразивших ка-питализм и открывших новые перспективы его развития. Главная особенность неолиберализма состоит в том, что он по-новому трактует экономическую и социальную роль государства.
С точки зрения нео-либералов, для того, чтобы избежать разрушительных кризисов, государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь через гибкую систему налогообложения, государственную собственность, бюджет, планирование. Оно должно формировать специальные социальные фонды, за счет которых оказывать помощь беднейшим слоям населения и тем самым способствовать разрешению социальных конфликтов.
По существу, неолибералами была раз-работана новая модель государства, которое они назвали «государством всеоб-щего благоденствия». По их мнению, такое государство является надклассовым и выступает в роли посредника между разными социальными общностями, дей-ствуя ради общего блага.
Неолибералы стали проповедовать принципы плюралистической демо-кратии, которая, по их мнению, наилучшим образом может обеспечить учет ин-тересов всех социальных общностей. Они по-новому стали толковать понима-ние социальной справедливости. По их мнению, это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права для всех граждан.
Необходимо признать, что либерализм и неолиберализм оказали огром-ное влияние на развитие человеческой цивилизации. Именно они сыграли определяющую роль в процессе выработки и утверждения таких универсальных ценностей, как демократия, свобода и самоценность человеческой личности.
Внедрение принципов неолиберализма в политическую практику с наибольшей полнотой имело место в США в период с 30-х годов по 70-е годы ХХ века.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
03:26 30.12.2015
Консерватизм – идейная основа политики сохранения сложившихся форм общественной жизни. Неоконсерватизм.

Термин «консерватизм» происходит от латинского «conserve», что в переводе означает «сохраняю, охраняю».

Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относится к народным движениям и революционным изменениям.
Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.
Сформировалась эта идеология в начале XIX века и явилась противовесом либерализму.
Если либерализм выражал интересы буржуазии, то консерватизм - интересы землевладельческой аристократии (Англия - Э. Берк, Франция - де Местер и де Бональе).

Каковы главные принципы консерватизма?.
Прежде всего, это принцип нравственного абсолютизма, суть которого состоит в том, что признаются неизменными и вечными нравственные идеалы и ценности, которые, по мнению консерваторов, совершенно не зависят от воли человека, а формируются социально-экономическими и политическими условиями и учреждениями.

Важным принципом консерватизма является положение о том, что любые проекты лучшего общества, какими бы замечательными они ни казались, таят в себе неизвестность и поэтому должны быть отвергнуты. Осторожные реформы признаются консерваторами только как возможность избежать социальные потрясения.

Не менее важен и принцип традиционализма. Он предусматривает сохранение всего лучшего, что создано в прошлом, как основы для успешного развития в настоящем и обеспечения единства поколений.

Характерен для консерватизма и такой принцип, как политический реализм. Суть его в том, что всякая истина, по мнению консерваторов, сосредоточена не в теории, а в конкретном опыте, и поэтому лучшим ориентиром для политики является то, что многократно подтверждено практикой.

Одним из важнейших принципов консерватизма является отрицательное отношение к идее социального равенства. Консерваторы не приемлют социальное равенство, исходя из того, что люди от природы наделены неравными дарованиями и способностями.

И еще один принцип консерватизма - отрицательное отношение к политизации людей, а значит, и демократии. Консерваторы отрицают приоритет политики в жизни людей и считают, что для них гораздо важнее реализовать свои частные интересы. Политика, по их мнению, - это сфера деятельности наиболее способных и специально подготовленных для этого людей, т.е. политических элит.

Можно выделить несколько разновидностей консерватизма в зависимости от того, как он относится к социальным изменениям. Выделяют
консерватизм реакционный, стремящийся возродить отжившие порядки, направляющий усилия на сохранение существующего порядка, и
консерватизм реформистский, которым не только признаются, но активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении всего лучшего из прошлого и настоящего.

Большие социально-политические и экономические изменения, произошедшие в мире на протяжении XIX и ХХ веков, заставили консерваторов, также как и либералов, пересмотреть некоторые положения своей идеологии, что привело во второй половине ХХ века к появлению неоконсерватизма.
Наиболее видными представителями современного неоконсерватизма являются Д. Белл, М. Новак, С. Хантингтон, Р. Арон и др.

Парадоксально, но факт – неоконсерваторы выступают инициаторами перемен. В этом плане они, однако, проявляют изрядную степень известного и ранее прагматизма, оппортунизма, т.е. умения приспосабливаться к создавшимся условиям.
Неоконсерваторы четко уловили настроение широких народных масс, требовавших принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни развитых стран Запада в 80-ые гг. ХХ века.
Неоконсерваторы в наши дни из противников научно-технического прогресса превратились в убежденных его сторонников.

В странах Западной Европы и США различают три формы неоконсерватизма:
либерально-консервативную – выступает за необходимость тесной взаимосвязи рыночной экономики, индивидуальной свободы и власти закона; наиболее распространена в Великобритании и США;
христианско-демократическую – утверждает ценность христианского морального порядка, государственного регулирования поведения людей;
авторитарную – отстаивает идею сильного государства, его право вмешиваться в экономику и деятельность социальных институтов; представлена во Франции, Ирландии, Германии.

Согласно неоконсерваторам, стабильная и эффективная экономика предполагает слияние индивидуального предпринимательства и групповой кооперации с правительственным регулированием.

Основной целью государственно-экономического регулирования является расширение рыночных возможностей как механизма разрешения социальных проблем.
Другими словами, свободный рынок и свободная конкуренция в неоконсерватизме, как и в либерализме, объявляются единственно надежным средством обеспечения экономического роста, воспроизводства и распределения рабочей силы.

Государственному же регулированию вменяется в обязанность обеспечение благоприятных возможностей этой конкуренции, в первую очередь – создание и расширение рынков.

Согласно неоконсерваторам, подлинный порядок в обществе зиждется на образовании, дисциплине и социальных институтах, а свободу может обеспечивать только сильное государство.

В идеологии неоконсерватизма также утверждается вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, выражается убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «духовную корпорацию», такую, фактически, как церковь.

Порядок, справедливость и свобода объявляются продуктами очень длительного развития человеческой истории. Поэтому для сохранения стабильности «общества-корпорации» первостепенное значение имеет сохранение «беспрерывной преемственности и связи жизненной артерии».

Изменения в обществе не должны производиться каким-либо искусственным образом, поскольку оно само производит их естественным путем.

Как и старые консерваторы неоконсерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое – будущему. Для сохранения стабильности человеческого общества, по их мнению, также безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума, в силу того, что «индивид глуп, а род мудр».

В наши дни неоконсерваторы отстаивают три основных принципа:
принцип солидарности, в основе которого лежит представление о единстве труда и капитала,
принцип справедливости, предполагающий «справедливое распределение доходов и собственности», « справедливую заработную плату», « справедливую налоговую политику» и др.;
принцип субсидиарности , который означает помощь для содействия самопомощи и частной инициативе через социальное законодательство, налоговую политику и политику распределения доходов.
В соответствии с этими принципами люди сами должны решать свои социально-экономические проблемы, а задача государства – создать необходимые благоприятные условия для реализации частной инициативы граждан.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
03:36 30.12.2015
Социализм и его разновидности. Идейные доктрины социал-демократии и коммунистического движения.

Идеи, которые впоследствии стали называть социалистическими, впервые появились в Западной Европе в XVI веке. Они стали отражением стихийного протеста наиболее обездоленных, подвергшихся жестокой эксплуатации слоев населения в условиях первоначального накопления капитала и нарождающегося капиталистического общества.
В этих идеях были воплощены представления угнетенных классов о более справедливом общественном строе, который навсегда избавил бы их от эксплуатации и нищеты.

С наибольшей полнотой в тот период данные идеи бы-ли выражены в «Утопии» Томаса Мора и «Городе солнца» Томазо Кампанеллы. Этих мыслителей считают основоположниками «утопического социализма».
Длительное время это учение носило характер учения-мечты, которое невозможно осуществить на практике.

Важнейшими элементами социалистической (коммунистической) идео-логии являются идеи коллективизма, общественной собственности на средства производства, солидарности, социального равенства и справедливости, ликви-дация классового разделения общества и эксплуатации человека человеком.

Существует два направления в социалистической идеологии - революционное и реформистское.

Идею перехода к социализму путем осуществления революции выдвинули и обосновали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
Это направление получило название марксизма.

Основные принципы марксизма-ленинизма сводятся к следующему:
1) капиталистическое общество, основанное на частной собственности и эксплуатации человека человеком, должно быть коренным образом преобразовано в более справедливое социалистическое общество, основанное на общественной собственности, свободном труде и распределении по труду;
2) преобразование может быть осуществлено только путем социалистической революции;
3) одна из основных задач революции - слом буржуазного государства и создание государства трудящихся;
4) осуществить революцию и создать новое государство может только рабочий класс (пролетариат), вооруженный передовой революционной теорией;
5) руководящей силой в таком государстве будет коммунистическая партия как наиболее последовательный выразитель интересов рабочего класса и всех трудящихся;
6) государство должно провести обобществление средств производства, превратив их в собственность всего народа, обеспечить планомерное развитие народного хозяйства в интересах трудящихся;
7) после окончательного утверждения социалистического строя начнется переход к коммунизму. На этой стадии развитие производительных сил достигнет такого высокого уровня, а сознание населения - такой высокой степени, что осуществится принцип « от каждого по способностям, каждому - по потребности».
Исчезнет деление общества на классы и отпадет необходимость в государстве как институте ограничения, подавления и принуждения. Утвер-дится система коммунистического общественного самоуправления.
На практике реализация этого проекта столкнулась с огромными, по существу непреодолимыми, трудностями. К началу 80-х годов ХХ века влияние и популярность марксизма-ленинизма резко снизилась. Решающий удар был нанесен распадом СССР и государств «социалистического лагеря».

Социал-демократическая идеология возникла из марксизма в конце XIX - начале ХХ века, ее основатели Бернштейн и К. Каутский под влиянием изменений в самом капиталистическом обществе отказались от ориентации на революцию и сориентировались на социальные реформы.
Современные социал-демократы в качестве важнейшей руководствуются идеей демократического социализма:

- в области политической
наличие свободных выборов; реальная воз-можность выбора между различными политическими программами;
возможность смены правительства мирным путем; гарантии прав лич-ности и меньшинства;
наличие независимой судебной системы, осно-ванной на верховенстве закона;

- в области экономической
многообразие форм собственности с преобладанием общественной;
рыночные отношения в сочетании с государственным регулированием;
соучастие представителей трудящихся в управлении предприятиями частнособственнического сектора;
соци-альная направленность экономики;

- в социальной области -
высокая степень социальной свободы и защищенности человека;
доступность всех ступеней и форм образования, духовных ценностей,
благоприятное состояние окружающей среды и т.д.
(С наибольшей полнотой эти идеи реализованы в Скандинавских странах, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии).

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
03:58 30.12.2015
Национализм, его базовый принцип и основные разновидности. Фашизм как крайняя форма экспансионистского национализма.

Одной из широко распространенных идеологий глобального типа является национализм.
Он представляет собой систему идей, взглядов, представлений и практических действий, основанных на этноцентризме (абсолютизации выдающейся роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим этнонациональным общностям) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп иных наций.

Главной идеей данной доктрины является понимание и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государственно-политической и социокультурной системы общества.
Идеи национализма стали формироваться в процессе образования наций и национальных государств в период промышленных революций к XVIII - началу XIX веков.

Великая французская революция способствовала утверждению принципа суверенности нации как субъекта государственной жизни. Впервые революция обосновала идею о праве национального государства устанавливать права и обязанности граждан.

Исследователи отмечают, что национализм может проявляться в различных формах, которые есть выражение
либо процесса формирования национального самосознания этнической или просто территориальной общности,
либо способов защиты общностью своей идентичности или своих интересов.

В зависимости от преобладающей сферы выражения национальных чувств и устремлений группы различают национализм
политический,
языковый,
культурный и
экономический.

Исторически первая форма национализма – политический национализм. Он есть не что иное, как проявление стремления определенной общности людей либо создать собственное государство как результат осознания себя нацией, либо обеспечить доминирование уже имеющегося собственного государства на международной арене.

Национализм можно характеризовать также по степени интенсивности проявления носителями данной идеологии соответствующих чувств и связанного с ними характера их поведения.
По данному критерию принято выделять
либеральный,
консервативный и
экспансионистский национализм.

Либеральный национализм ориентируется на безусловную реализацию права народов на самоопределение, на создание ими собственного национального государства. Такой национализм не отдает предпочтения одной нации перед другим, для него все нации равны.
Идеалом либерального национализма является мир суверенных наций-государств. В такой трактовке национализм представляется консолидирующим как отдельные нации, так и международное сообщество фактором.
Вместе с тем либеральный национализм также небезупречен. Либералы, как известно, убеждены в том, что все люди, независимо от расы, вероисповедания, языка, социального статуса, имеют или должны иметь одинаковые права и свободы. Сегодня эта идея закреплена в доктрине прав человека.
Ставя индивида выше нации, либералы, по сути, допускают возможность нарушения национального суверенитета под предлогом защиты прав человека. Поэтому они ратуют за расширение компетенции, точнее, за придание властных полномочий международным организациям, которые могли бы на «законных» основаниях вмешиваться во внутренние дела наций-государств.
Внутренне противоречив и либерально-националистический идеал мирового порядка как сообщества наций-государств. В современном мире практически нет гомогенных наций: в действительности все так называемые «нации-государства» объединяют множество языковых, религиозных, этнических и региональных групп и некоторые из них вполне могут претендовать на статус «нации».
Поэтому право народов на самоопределение фактически противоречит праву государств на сохранение суверенитета и территориальной целостности.
Ни одна конституция в мире не допускает выхода из состава государства какой-либо его части, однако это то и дело происходит на практике.

Консервативный национализм ориентируется главным образом на проблемы сохранения единства нации, ее защиты от угроз либо внутреннего, либо внешнего характера.
В этой идеологии в качестве внутреннего дестабилизирующего нацию фактора рассматривается классовая разобщенность общества; отсюда лейтмотивом консервативной мысли становятся призывы к национальному единству.
«Внешними врагами» нации рассматриваются иммиграция и усиление наднациональных начал в международных отношениях. При этом считается, что иммиграция способна подорвать этническую идентичность общества и может обернуться сплошными расовыми беспорядками и насилием.
На этих положениях выстраивают свои идейные доктрины Национальная партия Британии, Национальный фронт Ле Пена во Франции, крайне правые группировки в Германии.
Точно также считается, что развитие наднациональных структур типа Европейского союза и глобализация культуры таят в себе угрозу национальной идентичности и, следовательно, безопасности нации.

Экспансионистский национализм выступает как самая высокая – агрессивная и воинственная – степень проявления националистической позиции и соответствующей ей политики.
В его основе – психология ревностного, подчас истеричного, националистического энтузиазма. Нация, в представлении носителей данного чувства, есть замкнутое этническое целое, чистоту каждого следует сохранять всеми возможными способами.
Естественно, что такой национализм получает свое выражение в доктринах этнического и расового превосходства одних народов над другими, что уже граничит с откровенным расизмом.
Крайняя форма экспансионистского национализма ассоциируется с шовинизмом. Своим происхождением слово «шовинизм» обязано Николя Шовэну, французскому солдату, прославившемуся фанатичной преданностью Наполеону и делу Франции. В шовинизме мир четко делится по принципу «свои - чужие», причем «чужие» представляются как причина всех и всяческих бед и невзгод, выпадающих на долю «своих». Поэтому «чужих» следует всячески призирать и ненавидеть, а еще лучше – бороться с ними и, по возможности, уничтожать их.
Присущее носителям такого рода национализма чувство неприязни и враждебности к представителям других наций, к их образу жизни, мировоззрению, психологическому складу принято называть ксенофобией (от греч. xenos – чужой и phobos – страх).
Нагляднее всего национализм в его экспансионистском виде проявил себя между двумя мировыми войнами в Германии и Италии, где он принял форму идеологии и практики фашизма – агрессивного подавления, подчинения и порабощения народов других стран представителями «высшей» расы.

Таким образом, как отмечал русский философ Н.А. Бердяев, в национализме присутствует два начала и, следовательно, национализм бывает двух типов:
творческий, созидательный, и
деструктивный, разрушительный.

В первом случае он способствует сплочению общности, образованию нации-государства, или национального государства;
во втором – направлен против других народов или их представителей и несет в себе угрозу не только для противника, но и для своего сообщества.

Фашизм (ит. fascism, от fascio – пучок, связка, объединение) определяется как праворадикальное идейно-политическое движение, возникшее вскоре после Первой мировой войны в ряде стран Европы.
Наиболее полное воплощение идеология и практика фашизма получила в тоталитарных политических режимах Б. Муссолини в Италии в 1922–1943 гг. и А. Гитлера в Германии в 1933–1945 гг. и др.
Возникновению фашизма способствовала обстановка мирового экономического кризиса и усиления революционных настроений среди населения, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России.
Можно сказать, что это идейно-политическое движение было взращено на изощренной демагогии, спекулировавшей популярными в то время антикапиталистическими и социалистическими лозунгами.
В Германии росту фашизма способствовали также ущемленные Версальским мирным договором 1919 года национальные чувства немецкого народа. Поэтому не удивительно, что фашизм находил свою опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов.

Вместе с тем фашизм отличает от иных форм тоталитарных режимов наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых «вожди» обещают определенные социальные выгоды.
Во всех своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый “новый порядок” или, иными словами, тоталитарный политический режим и предельно жесткие средства его утверждения.
Фашизм опирается на массовую военизированную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Его отличают абсолютная нетерпимость к инакомыслию внутри общности, а также агрессивность во внешней политике.

Непременным элементом идеологии и практики фашизма является деление социального целого по принципу «свой - чужой» с обязательной направленностью уничтожения всего «чужого», культивирования образа врага.
Фашизму во всех его разновидностях свойственны воинственный иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию, неприязнь к образованности.
Идеологи фашизма исходили из того, что принципы этого движения не нуждаются в теоретических доказательствах, а их подтверждение следует искать в самой практике. Они считали, что апеллировать следует не к разуму людей, а к их чувствам, эмоциям, инстинктивным началам.
Поэтому главную задачу государства в области образования они видели не столько в том, чтобы накачивать обучаемых возможно большим количеством знаний, сколько в том, чтобы растить из них здоровых людей.
Интеллектуальная деятельность, по их представлениям, - это удел высших кругов общества, а не более или менее широких категорий населения. Элитарность верхов обосновывалась в том числе и биологическими аргументами.
В фашистской идеологии присутствует четкая ориентация одних ее элементов на элитные слои, другая – на народную массу.
«Любая пропаганда, - утверждал Гитлер, - должна быть народной и в своем интеллектуальном уровне равняться на восприятие самых ограниченных слушателей».
Вожди фашистских режимов и движений широко использовали популизм, предельное упрощение путей решения существующих общественных проблем. В демагогических целях они эксплуатировали близкие простой массе людей идеи социальной справедливости, защиты интересов трудящихся, достижения всеобщего благосостояния.

Еще одной особенностью идеологической конструкции фашизма является то, что в ее содержании доминируют не какие-то новые оригинальные идеи, а перечень тех идей, ценностей и принципов, которые фашизм отвергает. Иными словами, в нем присутствует мощное «анти» и, следовательно, фашизм формировался как разновидность антирационализма, антииндивидуализма, антилиберализма, антидемократизма, антикапитализма, антимарксизма, антикоммунизма, антиэгалитаризма, антипацифизма, антисемитизма, антихристианства, антиславянства и т.д.

Фашизм безоговорочно отвергает все идейные доктрины, проповедующие свободу и социальное равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических предпочтений.
Тем не менее, стержневой в идеологии фашизма является идея нации, а в немецкой разновидности этой идейной доктрины, именуемой чаще всего нацизмом, - идея расы. Именно раса, согласно идеологам нацизма, - источник и нации и государства. Суть нацизма в том и заключается, что провозглашается превосходство одной расы над всеми другими, чем, соответственно, и «обосновывается» ее право на господство.
Розенберговский «миф XX века» - это навязываемая им идея, или миф, о превосходстве «чистой крови», именно превосходстве «арийской», «нордической» крови, над всеми прочими.
Исходя из этого постулата идеологи нацизма внушали массам, что именно немцы составляют «высшую расу», что именно в них течет чистая «арийская кровь», и потому самой судьбой они предназначены для мирового господства. Ради обеспечения своего господствующего положения, считали они, немцам следует исключить смешение с другими расами.
Вот как наставляла молодое поколение «Хрестоматия немецкой молодежи» (1938): «В своей крови мы несем священное наследство своих отцов и предков… Именно поэтому наша кровь священна.. Отрицать свою кровь – значит отрицать самого себя… Быть расой – значит уметь мыслить определенным образом. Тот, кто обладает мужеством, верой и честью во всем, что характерно для истинного немца, принадлежит к расе, которая должна господствовать… Любой, кто смешивается с чуждыми низшими расами, уничтожает кровь и душу, которые даны ему для передачи детям. Его дети становятся нечистыми, и он совершает самое тяжкое преступление с точки зрения национал-социализма».
Для достижения своих целей как во внешней, так и во внутренней политике фашистские идеологи и вожди считали приемлемыми любые средства и потому основную ставку делали на насилие.
Гитлер откровенно заявлял, что мир будет управляться согласно естественным законам силы. Чего нельзя получить добром, говорил он, то следует брать силою кулака.
Осуществление внешнеполитических замыслов фашисты связывали с созданием сильной армии, способной обеспечить уничтожение любого противника и колонизацию захваченных земель. В решении внутренних проблем они использовали тотальный террор. В период правления фашистов – как в Германии, так и в Италии – произошла полная милитаризация общественной жизни. В Германии даже официальное приветствие сопровождалось взмахом вперед правой руки и произнесением лозунга «Хайль Гитлер!».
Тотальный контроль над личностью и обществом осуществлялся не только с помощью институтов государства, но и партийных структур, так называемых «профсоюзов», военизированных формирований (штурмовые и эсэсовские части в Германии и отряды “скуадре” в Италии»). В этих условиях не могло быть и речи о сохранении каких-либо демократических свобод и институтов.
Логическим завершением приведенных идейных постулатов явились мифы об установлении «тысячелетнего рейха» в Германии и о возрождении «величия Рима» в Италии. Ими оправдывалась политика завоевательных войн, покорения все новых и новых народов, установления мирового господства.
К чему привела такого рода политика хорошо известно – лагеря смерти, «душегубки», планомерное уничтожение «низших» рас и «недочеловеков» (евреев, цыган, славян), рабская эксплуатация народов оккупированных стран во имя процветания и благополучия «высшей расы».
И итальянская, и немецкая разновидности фашизма из демагогических соображений включали в свою идеологию популярные в первой трети ХХ в. идеи социализма, давая им специфическую трактовку.

Муссолини рассматривал социализм как единую корпорацию, в которой профсоюзы и предприниматели решают свои проблемы к взаимной выгоде под эгидой институтов государства. Итальянские фашисты на практике реализовали идею «корпоративного государства», которое через созданные им учреждения распространило свое влияние на все сферы национальной жизни.
Гитлер понимал социализм как полное единство целей нации и каждого ее представителя. Термин «социализм», говорил он, есть дополнительное определение понятия «национализм». Он означает ответственность общественной структуры за индивидуума, тогда как «национализм» означает, что индивидуум всего себя отдает этому целому; в национал-социализме же объединяются оба эти элемента. Отсюда следует и название немецких фашистов – национал-социалисты.

Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во Второй мировой войне привел к ликвидации фашизма «классического» образца и запрету этой идеологии. Однако фашизм время от времени вновь дает о себе знать в виде неофашистских партий и групп в различных странах. Его появление провоцируется экономическими трудностями, межэтническими противоречиями и тому подобными явлениями.
Неофашистские группировки пытаются заручиться поддержкой социально ущемленных слоев населения. Для них характерно также применение так называемой стратегии напряженности, призванной создать впечатление о неспособности законно избранных правительств обеспечить общественный порядок и привлечь тем самым часть избирателей на свою сторону.
Препятствием росту неофашистских тенденций является всемерное развитие принципов и институтов демократии.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
04:02 30.12.2015
Базовые идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма и религиозного фундаментализма.

Анархизм.

Напомним, что к нетрадиционным принято относить те идейно – политические течения, которые либо актуализировались в первой половине XX в., либо возникли на рубеже XX – XXI вв.
Перечень их по сравнению с традиционными идеологиями гораздо шире. Все они сформировались как реакция различных групп населения главным образом индустриально развитых стран на новые общественные проблемы и конфликты, которые вполне проявились уже в первой половине XX в. и особенно остро дали о себе знать на исходе второго тысячелетия.
Из таких идеологий наиболее давнюю историю своего развития имеет анархизм. С него мы и начнем рассмотрения базовых постулатов данной группы идеологий современности.

Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми.

Как идейно-политическое течение анархизм сложился в 1840–70–е гг.в Западной Европе. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером (1806–1856) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809–1865). Видными представителями анархизма были также русские революционеры М. А. Бакунин (1814–1876) и П. А. Кропоткин (1842–1921).
Сущность человека, по Бакунину, свобода.
Государство, считал он, принципиально несовместимо со свободой индивида и потому должно быть уничтожено вместе с частной собственностью, являющейся основой экономической эксплуатации.

Безгосударственный строй будущего как полное осуществление свободы – добровольная федерация свободных общин, в которых уже не будет места какому-либо господству человека над человеком.
Основой мировоззрения анархизма является индивидуализм.
Сторонники этого течения крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности.
Естественно, что наиболее враждебно анархисты относятся ко всем разновидностям государственной власти, в которой они видят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности. Поэтому государство, любую власть вообще они объявляют злом, которое должно быть немедленно уничтожено.
По их мнению, основной задачей социальной революции является установление безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей.

В обыденном употреблении термином “анархия” зачастую обозначается полный хаос, беспорядок, которые случаются в жизни при отсутствии необходимого управления.
Но неверным было бы полагать, что и анархисты идеал будущего безгосударственного устройства жизни видят в хаосе, неупорядоченности и неуправляемости общественных процессов.
Напротив, только анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их убеждению, и может породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении и взаимодействии всевозможных ассоциаций индивидов.
Именно в таком смысле следует понимать широко известный девиз сторонников этого движения: “Анархия – мать порядка!”.

Разумеется, устранение государства из жизни общества на данном этапе его исторического развития немедленно приведет к хаосу и социальным потрясениям, но иного мнения на сей счет придерживаются анархисты.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
04:05 30.12.2015
Пацифизм

Термином «пацифизм» (от лат. pacificus – умиротворяющий) принято обозначать принципиальное отрицание войны и всех форм насилия, а также общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей.

Сторонники пацифизма стоят на позициях морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы, в т. ч. и справедливой освободительной войны.

В основе пацифистской установки лежат гуманистические идеи о всеобщем братстве людей, о неотъемлемом праве каждого человека на жизнь.
Пацифизм как идейная установка и общественное движение возник в XIX в. и получил свое развитие в XX – XXI вв.

В различные периоды его видными представителями были писатели Лев Толстой, например, политики Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг и др.
Основной формой борьбы пацифистов за ненасильственный мир – убеждение и личный пример. Участники пацифистского движения ведут пропаганду, убеждают власти решать конфликтные вопросы путем переговоров, отказываются участвовать в любых насильственных актах, организуют массовые выступления, направленные на мирные урегулирование международных конфликтов.
Первые пацифистские организации возникли в США (1815) и Великобритании (1816), как реакция на наполеоновские и англо – американскую войны. В 1848 году состоялся первый международный конгресс пацифистов в Брюсселе.
Наибольшего развития пацифистское движение в XIX веке получили в его 80- 90 гг. Многочисленные международные конференции, проводимые в то время, пацифистов, призывали правительства всех стран к запрещению войн к всеобщему разоружению и урегулированию международных конфликтов путем принудительных третейских судов.

После Второй мировой войны, по сути, формой пацифизма становиться движение сторонников мира, а затем - антивоенного движения.
Важными вехами их развертывания стали Конгресс деятелей культуры в защиту мира (Вроцлав, 1948), I Всемирный конгресс сторонников мира (Париж – Прага, 1949), II Всемирный конгресс (Варшава, 1950). Данный форум учредил руководящий орган сторонников мира – Всемирный Совет Мира.
Его важнейшей акцией стала организация кампании по подписаниям Стокгольмского воззвания (1950), по которым поставили свои подписи около 500 млн. человек. В данном документе атомная война квалифицируется как преступление против человечества. Эта акция положила начало антиядерного пацифизма.
Во второй половине XX века. пацифисты вместе с участниками движения организуют кампании против войн западных стран со своими колониями.
Особый размах в начале 1970- х получили акции против войны США во Вьетнаме. Основной результат деятельности пацифистского и антивоенного движений, достигнутый к началу XXI столетия, состоит в том, что идея мирного решения политических проблем заняла прочные позиции среди мировой общественности.
Пацифизм внес существенный вклад в развертывание современного движения людей на всех континентах за выживание человечества и сохранение биосферы, за безъядерный, ненасильственный и безопасный мир.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
04:21 30.12.2015
Феминизм

Феминизм (фр. feminisme от лат.femina – женщина) – теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повышение роли женщин в обществе и, в конечном счете, достижение равенства полов.

В более широком смысле термином «феминизм» обозначаются течения философской, политической и правовой мысли, занимающиеся женской проблематикой.
Возникновение феминизма связано с эмансипационными процессами, т.е. освобождением людей от зависимости и угнетения, стимулированными Французской революцией 1789 г.
Непосредственным толчком к появлению феминистского движения послужил отказ творцов революции признать женщин в качестве полноправных граждан своего отечества.
Провозгласив в «Декларации прав человека и гражданина» положение о том, что «все люди рождаются свободными и равными в правах», они одновременно специальным декретом запретили женщинам участвовать в политических действиях.
В такой позиции поборников «свободы, равенства и братства» дал о себе знать господствовавший на протяжении тысячелетий подход к пониманию мужчины как полноценного, социально активного субъекта, творца истории, а к женщине – как вторичного существа, функцией которого является лишь продолжение рода человеческого.
Конечно, и до Французской революции выдвигались идеи, в которых опровергались устоявшиеся на сей счет представления, однако они оставались малоизвестными и невостребованными.
Общественное звучание проблема равноправия женщин получает после Французской революции.

Первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791 г. из-под пера Олимпии де Гуж (1745-1793) «Декларация прав женщины и гражданки», за которую она, по сути, поплатилась жизнью (в 1793 г. по ложному доносу ее отправили на гильотину). По ее убеждению, «естественным правом» обладает каждый человек, в том числе и женщина, и женщина ничуть не менее способна к его отправлению; конституция же не действительна, если она выработана не большинством всех индивидуумов, из которых состоит нация.
Практически в это же время, в 1792 г., появляется работа английского социального философа Мэри Уоллстонкрафт (1759-1797) «В защиту прав женщин». В ней на основе идеи «неповторимости и уникальности личности» доказывается необходимость предоставления женщинам равных с мужчинами прав, особенно права на образование. По мнению Уоллстонкрафт, образование и свобода позволяет женщине лучше исполнять и свою роль жены и матери.
Отмеченные идеи стали теоретической основой так называемой «первой волны феминизма», которая разворачивалась с ХIХ до середины ХХ вв. Она была представлена главным образом возникшим сначала в Великобритании, а затем и в других западноевропейских странах движением суфражисток (от англ. Suffrage избирательное право), участницы которого требовали предоставления женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав.
Можно сказать, что цели этого движения в основном достигнуты, по крайней мере в большинстве стран.
Впервые женщины получили избирательные права в Новой Зеландии (1893) и Европе в Финляндии (1906).
После Первой мировой войны суфражизм одержал победу в большинстве стран Старого и Нового Света. США предоставили избирательные права женщине в 1920, Англия – в 1928, Франция – в 1944, Швейцария – в 1971, Лихтенштейн – в 1986.

Появление «второй волны» феминизма, или неофеминизма, относится к 1960-ым годам. Идейным предтечей современного феминизма стала французская писательница и философ Симона де Бовуар (1908-1986). Вышедшая в 1949 году ее книга «Второй пол» до сих пор считается самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с положением женщины в обществе. Писательница поставила своей целью выяснить, что стоит за понятием «природное назначение пола», какими историческими обстоятельствами вызвано положение женщины в современном мире и чем оно отличается от положения мужчины, способна ли женщина в принципе состояться как полноценный социальный субъект и если да, то при каких условиях и на каких путях. Ее выводы состоят в том, что неравенство между мужчиной и женщиной носит исторический характер, что общество конструирует мужское как позитивную норму, а женское как негативное отклонение от нормы, что во всех сферах жизни и в интеллектуальной деятельности существует отношение к женщине как к Другому и что, следовательно, «распря между мужчиной и женщиной будет продолжаться до тех пор, пока они не признают взаимного равенства». Их этого вытекает принципиальная недостаточность традиционного теоретического анализа женского вопроса и необходимость для его решения политических действий.
Выводы Симоны де Бовуар стали отправным пунктом многочисленных исследований по женской проблематике, появившихся в 1970-е гг. Их внешним стимулом явились противоречия современной цивилизации, выражающиеся, с одной стороны, массовым притоком женщин во все сферы общественной жизни, а с другой – прежними общественными структурами, которые создавались с расчетом на женщину – домохозяйку и которые ныне налагают на женщину двойное общественное бремя.

Все эти выводы стали идейной основой современного феминистского движения, которое стремится направить ход развития цивилизации по гуманистическому и демократическому пути, с тем чтобы обеспечить фактическое равенство женщин с мужчинами.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
04:24 30.12.2015
Экологизм

Термином «экологизм» (от греч. oikos дом, жилище, местопребывание и logos, слово, учение) принято называть систему взглядов, т.е. идеологию, характеризующуюся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущей к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды.

Отправным в данной идеологии является положение, согласно которому человек является частью природы, а не ее «господином», как считалось в классических идейных доктринах.
«Экологисты» настаивают на том, что одержимость идей экономического роста, с которой связывали свои надежды сторонники и либерализма, и консерватизма, и социализма, привела к истощению природной среды и, нарушив хрупкое экологическое равновесие, от которого зависят все живые организмы, поставила под угрозу само выживание человеческого рода.
Из этого вытекает следующий постулат экологизма: поддержание окружающей среды выше удовлетворения потребностей человека.
Как видно, экологизм отличается от традиционных идеологий тем, что несет в себе принципиальную альтернативу антропоцентризму – подходу в социально-политической теории и практике, ориентированному на человека.
В экологизме нет того сугубо потребительского отношения к природе, при котором она рассматривается не более как неисчерпаемый резерв для удовлетворения потребностей людей. Понимание нынешнего состояния человечества как кризисного, вызванного его развитием по пути индустриализма, питает участников экологического движения.

Каков же выход из сложившегося положения предлагают теоретики экологического движения?
В качестве стратегической задачи экологисты считают глубокую экологическую трансформацию мышления, которое повлечет изменение подхода к содержанию и целям преобразовательной деятельности людей.
При этом предполагается добиться радикального преобразования всех видов человеческой активности в плане экологической целесообразности, начиная с материальной (характер производства и потребления) и кончая духовной (устоявшиеся привычки, взгляды, убеждения).
По сути дела, речь идет о таком масштабном изменении культуры в целом, что можно говорить об экологической революции как глобальном феномене, результатом которой должно стать новое состояние общества.
Такое общество должно будет функционировать на основе познания законов самоорганизации и саморегуляции биосферы. Только в этом случае люди смогут избежать тех разрушительных для среды их обитания последствий, которые вызвала производственная деятельность, развивавшаяся ранее стихийно по отношению к биосфере.

В плане конкретных действий экологисты делятся на умеренных, или «светлозеленых», и радикальных, или «темнозеленых».

Умеренные экологисты уповают на то, что чувство самосохранения и осознания человечеством нависшей над ним опасности в конце концов принудят его перейти на позиции экологически здравой политики и образа жизни. При этом они настаивают на необходимости создания соответствующих институтов экологической политики и проведении широкомасштабных природоохранных мероприятий, включая использование ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии.

Наиболее радикальные приверженцы экологизма выступают за фундаментальную перестройку политических отношений, полностью отвергают приоритеты «общества потребления», призывают к изменению образа жизни, стандартов потребления, консервации невозобнавляемых природных ресурсов. И те, и другие добиваются разработки и неуклонного применения экологического права, введения жестких санкций по отношению к виновникам «преступлений против окружающей среды».

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
04:31 30.12.2015
Глобализм и антиглобализм

Глобализм

Термином «глобализм» (от лат. globus – шар) ныне принято обозначать,
во-первых, направление научного, политического, философского мышления, отражающего особенности современного этапа развития человечества, и,
во-вторых, идеологическую доктрину, обосновывающую политику глобализации, направленную на преобразование разрозненного мирового экономического, политического и культурного пространства в единую глобальную систему.

Глобализация представляет собой объективный и отчасти управляемый процесс изменения всех сторон жизни общества, ведущий к превращению мирового сообщества в целостный организм.
Этот процесс выражается в становлении системы мировых взаимосвязей, в которой произошедшие изменения или события в одном регионе мира влияют на действия людей, живущих во всех других его регионах.

Суть глобализации, таким образом, заключается в том, что расстояния и территориальные границы между нациями-государствами перестают играть прежнюю роль.
Глобализацию можно рассматривать в экономическом, культурном и политическом измерениях.
Основы глобализма как идеологической доктрины закладывались главным образом участниками так называемого Римского клуба – международной неправительственной организации, собравшей видных ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира.

Толчком к формированию идеологии глобализма послужил доклад Римскому клубу «Пределы роста» (1972), подготовленный группой ученых во главе с Д. Медоузом. Авторы доклада пришли к выводу, что имеющихся ресурсов планеты не достаточно для обеспечения процветания всех. Следовательно, ограниченность ресурсов накладывает пределы мировому экономическому росту.
С этого момента мышление значительной части западных интеллектуалов и представителей правящих кругов обращается к поиску путей обеспечения выживания не столько всего человечества, сколько населения западных стран.
В итоге возобладала идея того, чтобы изъять жизненно важные планетарные ресурсы у тех, кто ими владеет, но “не умеет” или “не желает” ими цивилизованно распоряжаться (слаборазвитые страны), и передать такие ресурсы в руки преуспевающей части человечества (развитые страны).
В аспекте политической практики глобалистские идеи периодически обсуждаются в рамках такой международной организации, как «Трехсторонняя комиссия», объединившей политиков и экспертов самого высокого ранга из развитых западных стран – США, Канады, Англии, Германии, Италии, Японии.
С точки зрения идеологов и проводников политики глобализма, развитие человечества осуществляется в едином направлении в соответствии с принципами либерализма, который по результатам «холодной войны» стал, по их мнению, безусловным победителем среди конкурирующих традиционных идеологий.

Ключевым положением идеологии глобализма является либеральное понимание человека как автономного («атомарного») индивидуума, жизнедеятельность которого не должна опосредоваться какими-либо социальными группами или общностями – кастовыми, сословными, классовыми, национальными, цивилизационными.
Данный постулат, считают глобалисты, должен быть положен в основу политической практики в планетарном масштабе.
Фасад такой политики составляют борьба против нарушений прав человека за пределами западных стран и международного терроризма, а также повсеместное утверждение либеральной демократии.

В действительности же эта политика направлена на достижение иных целей, затрагивающих самые основы человеческого существования.
Ее общим знаменателем должно стать стирание последних различий между культурами и цивилизациями.

В последнее время политика глобализации сопровождается мерами по силовому устранению «непокорных» правительств и лидеров либо организацией их свержения посредством так называемых «цветных революций».
Наиболее активные сторонники глобализации выступают за сознательную передачу власти от суверенных государства глобальным структурам управления международными экономическими и политическими процессами на основе применения обновленных норм международного права.
Словом, они выступают за слияние всех народов и государств в единое планетарное образование с наличием богатого меньшинства и бедного большинства и с установлением мирового правительства, которое управляло бы человечеством.
---------------------------------------- ----------------------------------------
Антиглобализм

Антиглобализм (от греч. аnti приставка, обозначающая противоположность, враждебность чему-либо, направленность против чего либо, и глобализм) – международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональным финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно на разработку и реализацию демократической модели глобализации.
Антиглобализм возник как реакция со стороны различных категорий общественности разных стран, международных организаций (как правительственных, так и неправительственных), государственных и общественных деятелей, видных ученых, представителей духовенства основных религиозных конфессий на нарастание в мире всех форм неравенства, вызванного политикой глобализации.

Идеология антиглобализма в определенной мере складывались в ответ на глобалистские идеи, разрабатывавшиеся участниками Римского клуба.

Среди виднейших идеологов антиглобализма можно назвать мексиканского индейца Инсурхенте Маркоса, американского философа и лингвиста Ноама Хомского, Славоя Жижека и др.

Антиглобализм проявляется как в виде критики политики глобализации, так и в виде акций протеста против проявлений такой политики и ее активных проводников. Формально за дату рождения антиглобализма можно считать 1994 год, когда субкоманданте Маркос во главе небольшого отряда индейцев попытался захватить четыре главных города штата Чиапас на юге Мексики.
Вскоре Маркос смог добиться многого: были приняты законы относительно этнических меньшинств, сам Маркос выступил с главной трибуны страны и стал одним из теоретиков и организаторов антиглобалистского движения.

Первая крупная международная акция антиглобалистов – 50-ти тысячная демонстрация – состоялась в 1999 г. в Сиэттле, участники которой протестовали против открытия в этом городе сессии Всемирной торговой организации (ВТО) и навязывания западными странами своих торговых правил всему остальному миру. Эту акцию затем стали называть «битвой при Сиэттле», поскольку она вылилась в ожесточеннейшие схватки с полицией.
В дальнейшем выступления антиглобалистов стали приурочивать к саммитам глав государств и правительств экономически развитых стран и форумам различных международных организаций, задействованных в политике глобализации.
В этой связи массовые демонстрации антиглобалистов прошли в Гетеборге и Давосе, в Вашингтоне и Праге, в Квебеке и Ницце, в Генуе и Брюсселе.
Особенно значительные волнения произошли в 2001 г., во время встречи «Большой восьмерки» в Генуе, когда не менее 300 тыс. антиглобалистов участвовали в баррикадных столкновениях.
В последующем в различных странах стали возникать организации и объединения антиглобалистской направленности.
Следует иметь ввиду, что участники антиглобалистского движения не выступают против глобализации как естественного процесса усиления взаимодействия, взаимозависимости и взаимосближения различных стран и народов в мировом масштабе.
Они стремятся повернуть данный процесс в русло сотрудничества различных народов, в русло диалога культур с уважением особенностей и традиций каждого народа, сохранением суверенитета и территориальной целостности государств, соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела государств и сохранением многополярного мироустройства.
Они выступают против отождествления объективного процесса глобализации мира с навязыванием однополярной системы международных отношений, с созданием единой универсальной цивилизации.
Они выступают против форсированной глобальной интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни, ведущей к усилению неравенства между различными обществами и внутри каждого общества в отдельности.

Формулу водораздела сторонников и противников политики глобализации выразил Н. Хомский следующими словами: «На одной стороне – власть, на другой – население. Мы – за глобализацию в интересах населения всего мира; они – за особую форму глобализации в интересах предпринимателей».

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
04:33 30.12.2015
Религиозный фундаментализм

Термином «фундаментализм» (от лат. fundamentum – основание) принято обозначать образ мыслей, предполагающий существование определенных «глубинных и окончательных истин», не подлежащих сомнению каково бы ни было их содержание, такой способ мышления характерен для религиозно настроенных групп людей.

Они склонны трактовать политику и все вообще стороны жизни человека и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений.
С этой точки зрения политическая и социальная жизнь должны быть организованны на «изначально данных» религиозных принципах, которые, согласно верованиям возвещены Творцом в священных текстах.

Поскольку такие принципы отвечают интересам определенных групп людей и обычно оформляются в виде целостных систем, то фундаментализм, по сути, является видом идеологии.

Первоначально фундаментализмом называлось одно из течений современного протестантизма, представители которого требуют принятия в качестве основы («фундамента») вероучения всего содержания Священного Писания и отказа от попыток его критического пересмотра.

Возникновение фундаментализма связывают с распространением в США в 1910 – 1912 гг. анонимных брошюр «Фундаменталисты. Свидетельство истины», в которых либеральный протестантизм был осужден как модернизм, разрушающий христианскую веру.

Наибольшего расцвета фундаментализм достиг в 1920 – хх гг., когда по инициативе его сторонников в многих южных штатах США были приняты так называемые «антиэволюционные законы», запрещавшие преподавание учения Ч. Дарвина.

В настоящее время понятие «фундаментализм» стало употребляться в более широком смысле - для обозначения религиозных направлений, отстаивающих идею возвращения к первоосновам того или иного вероучения.

В разных регионах мира складываются различные разновидности религиозного фундаментализма. В США, например, с 1970-х годов растет влияние христианского фундаментализма, сторонники которого выступают за запрет абортов, введение молитвы в школах и пр. Исламский фундаментализм стремится утвердить в мусульманских странах общественные порядки, существовавшие во времена пророка Мухаммеда и т.д.

Понятие «фундаментализм» обычно употребляется в отрицательном смысле, означая закостенелость, догматизм и авторитарность мышления.

Однако фундаментализм может быть связан и с позитивными явлениями, например, с бескорыстным поиском истины, утверждением социального равенства и справедливости, проявлением верности устоявшимся этическим нормам.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
04:47 30.12.2015
ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Понятие «национальная идея». Нация-государство как результат практической реализации идеи нации.

Национальная идея — систематизированное обобщение национального самосознания.

Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации.

В мировой науке не существует общепризнанного определения нации, особенно если речь идет о его соотношении с понятием государства.

Одни исследователи нацией считают естественное, объективно существующее, сообщество людей, обладающих общей идентичностью.
В основе такой идентичности может быть общность происхождения, языка, истории, культуры или просто общность занимаемой территории.
При этом считается, что нация может быть государственно организованным сообществом, но может и не быть таковым.
Тем не менее, необходимым признаком нации рассматривается явное стремление общности к автономии и самоорганизации в форме отдельного государства.

Другие же исследователи полагают, что между нацией и государством существует неразрывная взаимосвязь: в качестве нации признается только политически организованное сообщество людей.
В данном случае нация понимается как совокупность всех граждан одного государства как политического сообщества.
При таком подходе понятие «нация» охватывает все территориальное сообщество, т.е. народ, независимо от происхождения, языка, цвета кожи, обычаев, религиозных убеждений составляющих его людей.
При этом считается, что только организационно-правовое самооформление территориальной группы людей в виде государства делает ее способной на коллективное действие и, следовательно, превращает ее в подлинный субъект политики.
Иными словами, нацией признается государственно организованная группа людей.
Такую группу людей называют также гражданской или политической нацией.

Нетрудно видеть, что при таком подходе понятия государства и нации совпадают. Отсюда и название «Организация Объединенных Наций», хотя ее членами являются государства.

В отечественном обществоведении в воззрениях на нацию вплоть до недавнего времени господствовал первый из упомянутых подходов. Он был использован И.В. Сталиным (1879-1953) в 1913 году в работе «Марксизм и национальный вопрос».
Согласно ему, для того чтобы какая-нибудь группа людей могла называться нацией, она должна обладать четырьмя неразрывно связанными между собой чертами: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

Как видно, данное определение к нациям относит культурно отличительные территориальные группы людей и умалчивает об организационных аспектах их бытия, т.е. исходит из того, что нация не обязательно должна являться политическим сообществом.
Такое определение нации близко к тому, что ныне исследователи называют этносом – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освещенных традицией и отличающих ее от таковых других
. Очевидно, что проживающая на определенной территории самобытная по своей культуре группа людей, как бы кто ее ни называл – этнос, народ или нация – не является социальным субъектом, если она не имеет собственных организационных структур.
Этнос по определению не является политическим сообществом, а значит, и реально действующим субъектом.
Попытки же создания такового только в рамках определенной этнической группы неизбежно оказываются безуспешными, поскольку совершенно однородные в культурном отношении территориальные группы встречаются крайне редко, разве что совсем крохотные. В силу этого практически все современные государства являются полиэтническими сообществами людей.
Поэтому вполне понятным является тот факт, что в мировом правоведении и в юридических академических словарях слово «этнос» отсутствует, а термин «нация» определяется как государственно организованное, т.е. обладающее субъектностью, территориальное сообщество людей.
В этом значении термин «нация» будем употреблять и мы.

Взаимосвязь между понятиями «государство» и «нация» позволяет соединить их в одном понятии: «нация-государство».
Как в отечественной, так и в западноевропейской литературе понятие «нация-государство» употребляется как полное тождество понятия «национальное государство».
Оба они отражают тот факт, что исходной предпосылкой образования государств в Европе являлось культурная (языковая и/или религиозная) гомогенизация проживающей на определенной территории группы, что вело к ее осознанию себя особой нацией и последующему самоопределению в качестве национального государства.
Превращение этнокультурной или однородной в каком-либо ином отношении территориальной группы в национальное государство или, проще говоря, в нацию-государство, знаменует собой рождение суверенного субъекта политики, а именно государства современного типа, пришедшего на смену феодальным, династическим и религиозным политическим сообществам.
Данная форма самоорганизации территориальной группы людей в качестве политического субъекта первоначально возникла, повторяем, в Европе, а затем утвердилась и в других регионах мира.
Политические и административные институты наций-государств устанавливаются, как правило, конституциями, законами и иными правовыми актами.
Следствием утверждения нации-государства как формы политического сообщества стало формирование современной системы международных отношений. В ее основе лежит принцип национального, или государственного, суверенитета и потому ее принято определять как нацио-центристсткую или, что то же самое, государственно-центристскую международную систему.

---------------------------------------- --------------------------------------
Национальная идея – исходное положение белорусской государственной идеологии.

Как мы видели, в одной и второй трактовках нация предстает как территориальная группа людей, отличающаяся какой-либо общей идентичностью ее членов, осознающая общность своих базовых, или жизненных, потребностей и в той или иной мере стремящаяся к обеспечению условий для своего самосохранения и развития.
Следовательно, к нациям также применимо понятие «идеология»: каждая национальная общность объективно является носителем совокупности идей, ценностей и представлений, которые выступают в качестве результата ее группового мышления.
По крайней мере, каждая нация – будь то этнокультурная общность или политически организованное сообщество – вырабатывает определенную совокупность представлений о самой себе – своем происхождении, своей истории, своем отличии от других общностей и своем подобии с ними.
Такую совокупность представлений обычно принято называть национальным самосознанием.
Более широкий круг явлений отражает сознание национальной общности, организованной в государство и действующей как полноправный субъект политики.

В данном случае нации являются носителями относительно целостной системы идей, ценностей и представлений, в которых они осознают себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью государственной власти.

При этом каждая определяющая себя в качестве нации-государства общность людей вырабатывает и определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития.

Указанную совокупность воззрений можно назвать не просто национальным самосознанием, а национальной идеологией.

Доминирующее в сознании определенной общности людей представление, согласно которому она рассматривает себя в качестве нации и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить как свою внутреннюю жизнедеятельность, так и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей.

Она есть исходный момент процесса формирования национальной идеологии, это – ее базовая идея.

Содержание национальной идеи обычно конкретизируется ответами на ряд вопросов относительно исторического бытия общности.
Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, его генетических истоках, процессе становления цивилизационной идентичности и социокультурной уникальности, месте в современном мире, отношениях с соседними народами, особенностях национального характера и др.
Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания, отражающее основной итог исторического пути народа, его современное состояние, его чаяния и устремления; она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях.

Когда национальная идея овладевает сознанием группы (общности) людей, находящейся в составе политически организованного сообщества, то она, как правило, становится отправным моментом формирования движения данной общности за национальное освобождение. Если это движение наталкивается на сопротивление со стороны властей, то оно именуется борьбой за национальное освобождение.
Следует подчеркнуть, что нации в готовом виде не рождаются; в качестве наций самоутверждаются или самоопределяются, т. е. организуются в виде политических сообществ, группы людей (этнокультурные общности) в процессе своего исторического развития. И свою жизнеспособность доказывают лишь те общности людей, которые в состоянии осознать, выразить и постоянно подтверждать свою культурную отличительность.
Мысль о самоопределении территориальной общности в качестве особой нации - национальная идея - не изобретается произвольно, она возникает в сознании общности как итог пройденного ею исторического пути и одновременно как своеобразная основа ее дальнейших помыслов и устремлений.
Поэтому национальная идея, можно сказать, заключает в себе двуединый смысл:
с одной стороны, она есть выражение самоосознания (самоидентификации) территориальной группы людей как самобытной общности, как особого народа,
с другой — ее послание окружающему миру о своем бытии, о своих идеалах, ценностях, интересах и о своей решимости их отстаивать.

Однажды возникнув, национальная идея становится имманентным, т.е. внутренне и постоянно присущим, сознанию этно-культурной общности феноменом.
Национальная идеология, будучи формой выражения (само) сознания народа, есть конкретно-исторический феномен, ее содержание формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самой нации.
Это означает, что от эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяет свои формы и обогащает свое содержание, формируя новые приоритеты в устремлениях народа с учетом достигнутых результатов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности.
При этом в содержании национальной идеологии сохраняется ее, так сказать, генетическая основа, т.е. базовые (жизненно важные) потребности, идеалы и ценности, в которых проявляются социокультурная самобытность, особенности мировосприятия, психологического (душевного) склада и характера данного народа.
Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена смысло-образующими ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или ее ассимиляции с другой национальной общностью.

Источник: http://reftrend.ru/1107947.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


В этой теме оставлять сообщения запрещено.
Если тема актуальна, продолжите пожалуйста ее создав новую тему: Создать новую тему

Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 8
    Пользователи:
    Другие форумы
    ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия