Есть самооценка, на ней строится менталитет. Самооценка бывает трех типов. а) завышенная (раб-слуга-хозяин) б) точная=адекватная (делатель-организатор-лидер) в) гармоничная (умеец-талант-гений)
Завышенная самооценка строится на личной исключительности (уникальная божественная душа с уникальным неисчерпаемым внутренним космосом). Суть такая. Наша душа — это сомножество целостных отражений других душ (основа совести). Человек существо общинное, создан природой в первобытных стаях (50−70 особей) — обеспечивающих довольный баланс человека с природой.
Исключительность личности позволяет человеку игнорировать интересы других личностей, совесть упрощается на процент людей второго сорта. Внутренняя энергия высвобождается, бремя общинной ответственности облегчается, дышится легче, внутренний мир и чувства раскрываются, становятся более важными чем реальные внешние процессы и явления.
Раб игнорирует 20% живых душ. Слабаки, чудики, извращенцы. Слуга игнорирует 80% живых душ (ищи своих). Хозяин игнорирует 95% живых душ.
Распределение самооценок в обществе прямо связано с системой управления обществом. Где первична лидерная пирамида (старший-младший, лидер-ведомый). Обычно рабов примерно 80%, слуг 15%, хозяев 1%, точных людей 5%. При этом точные люди суть реальные управители лидерной пирамиды. Потому что только они устойчиво удовлетворены жизнью.
А вот гармоники это типа параллельная вселенная. Они растворены в лидерной пирамиде по отдельности, играют ее роли (рабов-слуг-хозяев-точников). Но имеют особенность = способны воспринимать и преобразовывать в плюс качественное новье. То есть творят новый мир. В сумме их вес составляет 1−3% общества. При феодализме 1%, при капитализме 2%, при социальном капитализме 3%. Именно они определяют уровень организационно-технического прогресса общества. Но никто этого как бы не видит, потому что все «очки"/взгляды/стереотипы лидерные.
Избирательная святость — это второй уровень завышения самооценки. Ее можно назвать тормозной, так как базовый прием такого возвышения такой: увлечь — разогнаться — неожиданно затормозить. Кто не увлекся — тот чужой (от слова вообще). Кто увлекся — в искусственном фиктивном направлении — после потери лидера, получения полномочий — делает ошибки, глупости. И тут ему/им на помощь приходит наш тормоз. Помогает типа искренне и тем снимает напряжение и зарабатывает очки благодарности. Понятно, что наш искусный манипулятор не считает своих поклонников своими — это ведь рабы. Они такие примитивные, глупые, все время попадаются на его удочку.
Теперь умножьте это на менталитет сообщества или народа. В рамках лидерной пирамиды тормоза объективно занимают место слуг, управляют рабами в интересах хозяев. Здесь же мы получаем культуру служения причем чужому отечеству, чужой вере. Это и есть избирательная святость. Добавьте сюда заповеди Божии, которые услышал и записал Моисей на горе в тот раз, когда он таки донес свои каменные скрижали до народа. Рано или позже каждый еврей открывает эти заповеди и видит что так оно и есть.