История православной церкви на Руси имеет тысячелетнюю историю и делится на несколько этапов. Первый этап - существование единой Киевской митрополии - охватывает период с середины X до середины XIII в. История православной церкви на Руси начинается с формирования собственной церковной организации Киевской митрополии во главе с митрополитом. Достаточно правдоподобно выглядит предположение, что основы церковной организации на Руси заложены еще в IX в., хотя в период правления князей - язычников вынуждена функционировать полулегально. Князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый только добавили ей завершенности и расширили ее пределы. Под власть митрополита Киевского попала огромная территория от Черного моря на юге до Белого моря на севере.
Канонически православная церковь в Древней Руси длительный период находилась в зависимости от Константинопольской патриархии. Тогда же власти константинопольского патриарха на землях древнего государства ограничивалась. В 992 году Киевская церковь разделяется на епархии. Сначала шесть епархий: в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, владимире-Волынском и Белгороде. К середине XIII в. епархий стало 15, их границы совпадали с границами удельных княжеств. Подъем земли защищало и ее епархию: в 1165 году Новгород выхлопотал своему епископу титул архиепископа тогда еще первый и единственный на Руси. Епархиальные епископы зависели от митрополита часто просто номинально, власть митрополита ограничивалась почти только наставлением епископов в епархии, и митрополит практически не вмешивался в их дела. Но удельные князья считали и эту номинальную зависимость тяжелой.
Князья и жители уделов пытались ограничить власть митрополита в назначении епископов. И если митрополит не спрашивал согласия князя и народа на кандидатуру нового епископа, князь мог его и не принять. В Новгороде епископ избирался на вече. В выборах принимали участие: князь, духовенство и народ. В спорных случаях прибегали к жеребьевке. Избранника посылали в Киев для посвящения. Воля князя и народа (или веча) могла быть и причиной изгнания епископа даже без церковного суда.
Киевские митрополиты ссылались, из Константинополя. Наставление митрополитов из Константинополя продолжалось до монголо-татарского нашествия. Из более 20 киевских митрополитов с 988 по 1240 годы только двое - русины, поставленные без благословения константинопольского патриарха. Как видно, уже тогда руськие князья думали о возможности иметь независимую от Константинополя церковь.
Первый митрополит Иларион избран на киевскую кафедру в 1051 году в период правления Ярослава Мудрого. До избрания Иларион, настоятель церкви св. Апостолов в княжеском селе Берестове близ Киева. Еще будучи священником, Илларион написал «Слово о Законе и Благодати», что стало классикой древнерусской литературы.
Второй после Илариона случай наставления митрополита из русинов произошел в 1147 году в период правления великого киевского князя Изяслава Мстиславовича. Князь созвал собор епископов Киевской церкви (присутствовали 9 архиереев) и предложил своего кандидата - Юшмента (Клима) Смолятича. Лучшего выбора нельзя было сделать. Высокого духа монах, схимник - затворник, человек огромного ума и образованности, философ, которых, по словам летописи, «в Руськой земле не было». Тогда же в Киевской Руси шла ожесточенная междоусобица за киевский престол, поскольку великий киевский князь считался верховным правителем Руси. И весь период константинопольский патриарх не утверждал Климента. Несколько раз при очередной смене княжеской власти митрополит Климент удалялся с киевской митрополичьей кафедры и возвращался на нее снова. Наконец, после прибытия на Русь из Константинополя новопоставленного митрополита Иоанна IV, Клименту Смолятичу пришлось ограничиться епархиальным архиерейством.
Впоследствии с Константинопольской патриархией установились нормальные отношения. С тех пор патриархи начали считаться с мнением великого киевского князя при постановке митрополитов.
На Руси христианство было введено с помощью государства, потому-то самостоятельно христианство удержаться не могло. Высшее духовенство Киевской церкви изначально содержалось за счет государственного обеспечения - десятины от княжеских доходов. Кроме десятины, митрополиты и епископы имели и другие источники доходов: пошлины с торговых мер и весов, судные пошлины - с церковного суда; «отношении» - за поставления в клир; доходы с недвижимого имущества (земли). Княжеские уставы предоставляли духовенству разные права, освобождение от мирского суда, службы и налогов. Казна архиереев, монастырей и церквей имела важное общественное значение. Вокруг соборов, церквей и монастырей сосредоточивалась общественная благотворительность, за их счет содержались больницы, богадельни, школы.
Действующие тогда монастыри стали средоточием христианской жизни. Сначала монастыри строились в городах или на их околицах. Строили монастыри князья, строили и бояре. Первым монастырем является Киево-Печерский, основанный святыми Антонием и Феодосием. Преподобный Феодосий является основателем монастырской жизни на Руси. И позже за высотой и чистотой монашеской жизни в Киево-Печерский монастырь оставался первым среди руських монастырей.
Уже в последней четверти XI в., по утверждению «Киево-Печерского патерика», число монахов достигло 180, в дальнейшем выросло еще больше. Монастырь - неисчерпаемый источник для поставления игуменов и настоящая школа архиереев. За 150 лет более 50 монахов приняли епископский сан. Киево-Печерских монахов можно было встретить во всех уголках руськой земли. Вслед за Киево-Печерским монастырем возникли новые обители К концу XII в. в Киеве насчитывалось не менее 17, в Смоленске - 5, в Чернигове - 4, в Галицком княжестве - 3 монастырей.В Москве не одного.Ее тогда не было.
Второй этап в истории православной церкви в Украине (XIV - середина XV вв.) - период распада единой Киевской митрополии, связанный с раздробленностью некогда единого государства - Киевской Руси на отдельные самостоятельные княжества. Княжества оказались неспособны противостоять монголо-татарскому нашествию (середина XIII ст.), на протяжении двух с половиной веков вынуждены были платить тяжелую дань монголо-татарам.
С XIV в. на территории Северо Восточной Руси новым центром, созданным Ордой, стало Московское княжество. Руськие земли Украины-Руси вошли в состав соседей - Польского королевства и Великого княжества Литовского.
Тогда же в пределах бывшей митрополии фактически действовали три митрополита - в Москве, Галиче и Киеве. Несколько раз возникал и отдельный литовский митрополит, который также титуловал Киевским. Разделение единой митрополии объяснялся исключительно политическими мотивами: каждое из государств, что не всегда находилась друг с другом в дружеских отношениях, стремилась сосредоточить в своих руках духовную власть над местным населением, оказывали давление на константинопольского патриарха с требованием создать отдельную митрополию или поставить во главе уже существующей собственного кандидата.
Митрополичья кафедра (резиденция) в Москве была сформирована Ордой с 1325 года,.. Глава московской кафедры под управлением Орды, имел титул «митрополита Киевского и всея Руси», хотя Киев принадлежал к Литовскому княжеству.
Около 1303 года образовалась Галицкая митрополия в составе пяти епархий в западноукраинских землях. Несколько раз Киевская метрополия упразднялась и восстанавливалась, пока в 1415 году официально не стала наместничеством Киевского митрополита, который с тех пор стал титуловаться митрополитом Киева и Галича.
Собственно Киевский митрополит Феодорит провозглашен в 1352 году, хотя в Москве сидел митрополит Феогност (также с титулом «Киевский»), Несколько раз власть над всеми частями Киевской митрополии сосредоточивалась в одних руках (например, за митрополита Фотия в 1420 - 1431 годах). На протяжении всего времени разделения единой Киевской митрополии Москва стремилась, с одной стороны, не допустить существование отдельной митрополии в Литве, а с другой, - к разрыву с Константинополем и получения полной автокефалии (самостоятельности).
В 1448 году собор епископов в Москве поставил первого собственного митрополита, сделав это без разрешения константинопольского патриарха. Этот митрополит - последний, кто носил титул «Киевский и всея Руси», следующий митрополит уже назывался «Московским и всея Руси».Фактически это означало провозглашение московской митрополией своей автокефалии. Каноническое оформление ее произошло произошло почти через полтора века. В 1589 году Московская церковь объявила о своем патриарший уклад, избрала собственного патриарха, заставив за хороший куш ,прибывшего с визитом константинопольского патриарха Иеремию II дать на это свое формальное согласие.
В противовес автокефалии московской митрополии с 1458 г. восстанавливается и значение митрополичьей кафедры в Киеве, где митрополит Григорий Болгарин, признается и константинопольским патриархом, Папой Римским, сеймом Великого княжества Литовского. Под юрисдикцией митрополичьей кафедры в Киеве оказались 9 епархий на собственно украинско-белорусских землях - Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Пинская и Туровская, Владимиро-Брестская, Луцко-Острожская, Холмская, Галицкая, Перемойская. Так произошло разделение древней Киевской церкви и образования двух независимых церквей - Московской (Русской) и Киевской (Украинской).