Документ T—S (Glass) 12.122, или Киевское письмо, представляет собой кусочек тонкого пергамента размерами 22,5 см в длину и 14,4 см в ширину в самой широкой части. Подобно другим письмам из генизы, предназначенным для перевозки и доставки, он имеет семь вертикальных складок и, возможно, одну горизонтальную, примерно в середине страницы. В пергаменте есть две дыры, видимо появившиеся позднее, поскольку одна из них не дает возможность прочитать текст. Цвет чернил теперь в основном коричневый, очевидно, в результате того, что первоначальный их цвет — черный — выцвел. Это общее явление в текстах генизы. Часть чернил в некоторых местах стерлась в результате естественных причин, особенно в левой части текста.
Весь текст, за исключением одного слова в последней строке, написан квадратным еврейским шрифтом, очевидно, пером с широким наконечником. Характер письма профессиональный, а не любительский или небрежный. Каждая буква читается [20] отчетливо. Но тем не менее оно написано с такими особенностями почерка, которые отличают его от любого другого документа генизы (рис. 1 и 3).
Я даю не по-порядку, а выборочно. Если что не понятно, спрашивайте.
Эта работа — результат сотрудничества, начавшегося почти два десятилетия назад, которое, как мы надеемся, продолжится и в будущем. История хазар и их обращение в иудаизм стали предметом интереса, постоянно растущего по мере того, как совершались новые открытия и публиковались новые труды. В начале нашей деятельности мы пришли к выводу, что источники по хазарской истории, особенно рукописи, заслуживают нового исследования. Настоящая работа является только шагом в этом направлении. До сих пор в английских и американских публикациях не было предпринято попытки перепроверить и уточнить чтение основного еврейского манускрипта, содержащего сведения относительно хазар, а также сделать его научный перевод на английский язык. Сверх того, первый из текстов, рассмотренных в этой работе, прежде не публиковался. Открытый в 1962 г. среди фрагментов Каирской генизы (Гениза — хранилище ветхих рукописей, уничтожение которых запрещено еврейской традицией. Крупнейшее их собрание происходит из Каирской генизы при синагоге Эзра в Фустате (Старый Каир). Часть рукописей, попавших в коллекцию А. Фирковича, хранится в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге; около половины рукописей (примерно 100 тыс. манускриптов), в том числе публикуемые в этой книге, приобрел для университетской библиотеки в Кембридже С. Шехтер.) (Комментарии, выделенные красным цветом принадлежат В.Я. Петрухину — Ingvar.), хранящихся в Кембриджской университетской библиотеке, он является в некотором отношении наиболее ценным средневековым текстом, относящимся к истории хазар. В отличие от других еврейских рукописей и от других известных средневековых источников, содержащих сведения об этом народе, данный манускрипт является автографом, документом подлинным — а не поздней копией — и явно написанным хазарскими евреями, проживавшими в Киеве в первой половине X в. (О датировке этой рукописи см. подробнее ниже. С. 17 и сл. и комментарий.) Помимо того, что Киевское письмо — древнейший оригинальный текст, содержащий ссылку на этот важный город, оно написано на превосходном еврейском языке. Подписано оно евреями, носящими хазарские имена, и содержит приписку на хазарском языке, написанную тюркскими рунами.
Наши нагло-саксонские партнёры весьма косноязычны и многословны, но придётся терпеть, собрание древних еврейских документов из Египта они свиснули.
Все эти обстоятельства придают документу ни с чем не сравнимую ценность. Они опровергают широко [11] распространенное убеждение (у некоторых, только подозрение), что все уже известные еврейские источники, описывающие иудаизацию хазар, являются подделками или невероятной выдумкой. Этот документ делает также весьма сомнительным мнение, которого упорно придерживаются многие авторы, что даже если иудаизация хазар и является подлинным историческим фактом, она была ограничена только царским двором и некоторыми представителями аристократии. Авторы письма, носящие как хазарские, так и еврейские имена, идентифицируют себя с представителями еврейской общины Киева. Этот факт устраняет необходимость поисков доказательств со стороны тех, кто защищал аутентичность известной до того хазарско-еврейской переписки. Переписка эта говорит об успешной прозелитической деятельности в Хазарии, охватывающей, вероятно, широкие круги городского населения. Доказательства должны искать теперь сторонники противоположных взглядов. Эти взгляды до сих пор не были подкреплены какими-либо документами. В их основе лежал только скептицизм в отношении возможности обращения в еврейскую религию средневекового царства.
ПОСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД ПИСЬМА 1 Тот, кто первый среди самых главных, тот, кто украшен диадемой «Конечный и Первый». 2 тот, кто слышит шепчущий голос и слушает громкую речь и язык — да хранит их 3 как зеницу (ока своего) и позволит им жить, вознесясь высоко, подобно Нахшону, как первым 4 людям правды, презирающим выгоду, дарующим любовь и доброту, представляющим милостыню, 5 стражей спасения, чей хлеб всегда доступен каждому страннику и прохожему, 6 святым общинам, разбросанным по всем уголкам (мира): да будет воля 7 Владыки Мира (покоя) дать им возможность жить, как корона мира (покоя)! Теперь, наши князья и господа,
8 мы, община Киева, (В рецензии на книгу Н. Голба и О. Прицака (Schwarzfuchs S. // Revue de l’Histoire de Religions. 1984. Vol. 201. P. 433—434) указывалась возможность иного прочтения: «мы извещаем вас, община Киева, о причиняющем беспокойство деле...» — в таком случае письмо было отправлено некоей еврейско-хазарской общиной в Киев, а не из Киева.) (этим) сообщаем вам о трудном деле этого (человека) Мар Яакова бен Р. 9 Ханукки, сына [добрых людей]. Он был тем, кто дает, а не тем, кто 10 берет, до того времени, пока ему не была предрешена жестокая судьба, и брат его пошел и взял деньги 11 у иноверцев: этот (человек) Яаков стал поручителем. Его брат шел по дороге, и тут пришли 12 разбойники, которые убили его и взяли его деньги. Тогда пришли кредиторы 13 (и в)зяли этого (человека) Яакова, они наложили железные цепи на его шею 14 и кандалы на его ноги. Он находился в таком положении целый год [... и после...] 15 этого мы поручились за него. Мы заплатили 60 [монет] и теперь еще [31] 16 осталось 40 монет; поэтому мы послали его по святым общинам, 17 чтобы они могли оказать милость ему. И теперь, наши господа, поднимите ваши глаза к небесам 18 и поступите в соответствии с вашим добрым обычаем, вы, кто знает, как велика добродетель 19 милостыни, как милосердие избавляет людей от смерти. Но мы не те, кто предостерегает, 20 а те, кто напоминает, и будет милость для вас перед Господом, Вашим Богом. 21 Вы будете вкушать ее в этом мире, и ее присутствие останется для мира грядущего. 22 Только будьте сильными и обладайте мужеством добра, и не бросайте слова наши 23 себе за спину; и пусть Всесущий благословит вас, и восстановит Иерусалим в ваши дни, 24 и спасет вас и также нас с вами. А(минь?) А(минь?) А(минь?) BQZ [.] 25 Авраам Парнас [...]эль бар MNS Реувен бар Самсон 26 GWSTT’ бар KYBR. Коген 27 Иуда, по прозвищу SWRTH Ханукка бар Моисей 28 QWFYN бар Иосиф MNR бар Самуил Коген 29 Иуда бар Исаак Левит Синай бар Самуил 30 Исаак Парнас (руническим письмом) HWQWRWM «Я прочел (это)»
Весь облик этого ветхого документа говорит о его большой древности. Прежде всего, он написан на пергаменте, как и некоторые другие очень древние письма из генизы: основная масса писем написана на бумаге. Такие особенности, как уникальное начертание букв и архаическая раввинистическая специфика еврейских идиом текста, позволяют отнести дату создания письма к начальному периоду накопления документов генизы. Все указанные особенности не обнаруживаются вместе ни в одном из писем, относящихся к наиболее характерному временному промежутку этого периода — XI и XII векам. Гипотеза вероятного более раннего происхождения, возможно в X веке, подкрепляется анализом несемитских имен и слова, написанного тюркскими рунами внизу манускрипта: в тексте используются особые формы, очевидно, существовавшие в первой половине X века. В таком случае неизбежен вывод, что наше письмо написано лицами, обладавшими элементами еврейской образованности раввинистического толка и проживавшими в Киеве примерно в X в.
В соответствии с широко распространенным взглядом, Киев был основан хазарами в VIII веке 8 (Проблема происхождения Киева в историографии чрезвычайно запутана как сторонниками исконно славянского «города Кия», основанного якобы уже в VI в., до появления хазар и варягов, так и исследователями, придерживающимися «евразийской» традиции (в частности, цитируемым здесь Г. Вернадским). Киев (Куйаба и т. п. — см. ниже) упоминается арабскими авторами X в. как самостоятельный славянский (?) город, затем — один из трех центров руси (см.: Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI—IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965). Древнейшие городские слои и погребения, открытые археологами, относятся лишь к первой половине X века, более ранние находки принадлежат к догородскому периоду истории Киева; по культуре город имеет типичный древнерусский облик (см. из последних работ по археологии Киева: Новое в археологии Киева. Киев, 1981; Археологические исследования Киева 1978—1983 гг. Киев, 1985; Стародавней Киiв. Археологiчнi дослiдження 1984—1989. Киiв, 1993). Единичные погребения (трупосожжения) салтовского облика (Каргер М.К. Древний Киев. М.; Л., 1958. С. 136-137) могли принадлежать представителям алано-болгарского компонента населения Киева или его округи (этот этнический компонент составлял и большинство населения Хазарии), но господствующее положение в Киеве X в., судя по материалам некрополя, занимали русские дружинники варяжского происхождения (см. также ниже, комментарий к с. 83—84).), но до последнего времени не было сведений о проживании там евреев в средние века (см. гл. 7). Исследователи обращали внимание на несколько исторических свидетельств. Все они достаточно ясно говорили о том, что в Киеве имелась в XI и XII вв. еврейская община, корни которой уходили в более ранние времена 9. Таким образом, находка документа X в. на еврейском языке, написанного киевскими евреями, полностью соответствует ранее известным сведениям о наличии еврейской общины в средневековом Киеве. Предлагаемый текст является, очевидно, наиболее ранним документом, содержащим упоминание названия Киев. Он также содержит самое раннее указание на еврейскую общину этого города 10.
2. Еврейские личные имена в письме и список хазарских царей
Еврейские и нееврейские имена, упоминаемые в письме, особенно полезны при оценке этнического происхождения [37] авторов Киевского письма и природы исповедуемого ими иудаизма. Имеется одиннадцать авторов письма, представляющих общину Киева. Их имена написаны внизу письма. Среди них 14 имен (включая патронимические) еврейского происхождения: Авраам, [...]эль ([...]ил), Реувен (Рувим), Симсон (Самсон) (В скобках дается традиционное церковнославянское написание библейских имен, передающее, как правило, греческую огласовку: Реувен, Реубен (Рувим), Симеон из др.-евр. Шимшон (Самсон) и т. д.), Ханукка, Моисей, Самуил (дважды), Синай, Иосиф, Иуда (дважды) и Исаак (дважды); 6 имен хазарско-тюркские. Одиннадцать различных еврейских личных имен (три из которых появляются дважды): 9 — имена библейских персонажей, одно — Синай — библейское имя собственное, но не используется в Библии как имя человека. Другое — Ханукка — совсем не встречается в Библии, а является наименованием еврейского праздника. Это имя отца главного персонажа письма, которого зовут Яаков.
Таким образом, авторы письма и их отцы большей частью носят иерофорные 11 имена библейских персонажей: Авраам, Исаак, Реувен (Рувим), Иуда, Иосиф, Моисей, Симcон и Самуил (в порядке их появления в Библии). Шесть из этих имен появляются в Пятикнижии, и только два из них фигурируют в книгах Пророков. Имя [...]эль ([...]ил) может быть, а может и не быть библейским. Нет имен из агиографов и имен (талмудических) раввинистов, таких как Акиба, Ханина, Хия или Иоси. Владелец письма также носил имя из Пятикнижия — Яаков. Два небиблейских имени — Синай и Ханукка — имеют явно иерофорную природу. Одно — наименование горы, а другое — наименование религиозного праздника.