Вардан Великий (XIIв.) Всеобщая история. Введение автора "И пришли князья миpa в землю Сеннаарскую на долину Халанскую, положили основание городу и выстроили его быстро. Затем на первом году Рагава они начали строить башню на золотых и серебреных основах, обложив ее кирпичом, выжженным в огне и имевшим в составе гипс, известь и нефть… Они работали без устали и лето и зиму… их природа была еще без болезней и страстей. До сорока лет Рагава они не переставали работать, пока довели (эту башню) до воздуха невидимого, жгучего, удушливого и убийственного, до которого не возносится птица, а если и дерзнет, то падает оттуда с опаленными крыльями. Говорят, что они провели золото, начиная от самого дна (башни) сквозь средину ее до самой вершины, и что оно таяло от жару; люди же всеми средствами старались оставаться невредимыми, не переставая работать, пока сжалился Господь над ними и повелел остановить бесполезный труд. "Существует сказание в доме Неврода, что сначала ангел пришел к Невроду, который был князем и сказал ему: “я — ангел Божий, начальник востока; так говорит Господь Бог неба и земли: “замолчите, перестаньте идти ко мне, ибо вы не достигнете этого. Я приду к вам в свое время и дам вам лестницу, по которой можно будет и вам придти ко мне" — Но они не послушались ангела. Тогда сам Бог сказал своим единосущим: “давайте сойдемте и разделимте язык их”. — И так как творения рук Его, устрашенные Его гневом, прибегли к нему, то Бог и не наказал, но только упоил их запахом рая; — ибо вершина башни прямо глядела на рай. Таким образом они утешились и, упоенные несказанным благоуханием, забыли первый язык. Бог не утрудил их, заставляя снова разрушить башню; но повелел ветру (исполнить) это дело. Он из них никого не убил, ибо не опрокинул, но развеял башню” 17. От этого много произошло доброго: во-первых, люди познали свое бессилие; а во-вторых, от этого произошли и познания, и изящество, и то еще, что от первого грубого необтёсанного языка получили начало языки: мягкий гелленский, сильный римский, грозный гуннский, просящий сирийский, богатый пapcийcкий, изящный аланский, смешной готский, глухой египетский, щебечущий индийский, богатый и приятный армянский. — Первый язык сохранился у Евера, который не согласился с прочими. И как грех разделил людей на два дома: Каина и Сива— точно также здесь род человеческий распался на две части: на Евера и на 72 домовладыки.
Мхитар Айриванский (XIIIв.) Хронографическая история. От сотворения мира 2638 год. Евер и Зуба, 133 лет, родили Фалека. Потомки Ноевы собрались вместе и спорили друг с другом, будучи не довольны уделами, назначенными им Ноем. Снова разделили землю сообразно многочисленности и малочисленности родов, и потому подверглись проклятию Ноя. После того они единодушно вздумали вступить в рай, но не могли, потому что рай был окружен морем. Тогда в страхе от Бога и второго Потопа они говорили: “давайте выстроим башню и взойдем на небо”. 2772 Фалек и Зиypa, 134 лет, родили Рагава. В то время 72 владетеля миpa, прийдя в долину Хаган, во главе их Гайк, Ламсур и Немврод, т. е. Бел, стали строит башню в продолжение 40 лет. Они украсили окна его золотом, серебром и цветными камнями, и достигли до воздуха удушливого и жгучего. Тогда явился ангел Михаил, и говорил им по повелению Божию: “Перестаньте подниматься ко мне, ибо Вы этого не можете; но когда исполнится время Я сам сойду к вам и дам вам лестницы, для восхождения на небо”. В этом нет ничего невероятного, ибо зверь Ован, учивший людей всем средствам жизни, был прежде ангелом. Когда же строители не послушались ангела, то Дух ветром развеял башню, и очаровав их благоуханием рая, смешал язык их на 72 говора, что и было причиною (возникновения) наук и красноречия. Так возникли языки — нежный Эллинский, резкий Римский, грозный Гуннский, жалобный Сиpийский, пышный Персидский, красивый Аланский, смешной Готский, робкий Египетский, пискливый (как у птиц) Индийский и приятный Армянский. Коренной же язык, Арабский, остался у Евера. На нем-то по воскресении нашем мы будем говорить. Сыновьям Сима досталось 25 языков и 37 стран; иафетидам— 15 языков и 12 стран.
Егише (Vв.) ТОЛКОВАНИЕ КНИГИ БЫТИЯ ...Красноречие произошло от одного большого языка: нежный - эллинский, решительный - римский, угрожающий - хонский, умоляющий - сирийский, велеречивый - персидский, прекрасный - аланский, насмешливый - готский, грубый - индийский, сладостный - армянский, который заключает в себе все (качества).
>> Украинский язык в том виде который сейчас есть имеет свою прародину не на Полтавщине, а в Побужье. >> >> )))))пацталом))))) quoted2
> > Родиною малорусского наречия должен считаться юго-западный угол древнерусской земли. Если мы взглянем на карту России домонгольской эпохи, то увидим, что в этом угле находятся те Галицкое и Волынское княжества, которые в конце XII в. объединяются в одно политическое целое. Ни то, ни другое не обнаруживает близких связей с Киевщиной. Что естественно: между цветущею Волынью и Киевщиной, в западной части Киевского княжества, находится болотистое и слабо населенное Полесье. > > > Малорусское наречие, превоначально занимало большой угол между Черным морем, Дунаем и Карпатами и еще до 16 века расширявшееся в своих пределах, в этом столетии значительно продвинулось на восток и к югу, заняло земли от Днепра до Дона и побережья Черного моря. >
опять вырываешь из контекста это раз а во вторых у соболевского ошибка сходу в географии "между цветущею Волынью и Киевщиной, в западной части Киевского княжества, находится болотистое и слабо населенное Полесье")))))) полесье находиться севернее волыни и киевщины, волынь плавно перетекает в киевщину новоград волынский (не самая восточная часть волыни куда ближе к киеву чем к луцку - стилице волыни))))) и никаких болот)))))) прямая дорога))))) все куда проще. зализняк в лекциях говорит о украинском и беларуском как развитии разговорной речи юга руси в литературные формы, а русского как развитие книжной речи северовостока руси в разговорно-бытовую форму
RadikSafin (RadikSafin) писал(а) в ответ на сообщение:
> Происхождение украинских слов. > Щерба (уст.) навар; жижа (в супе, похлебке). Видимо, происходит от северо-башкирского слова «шурпа» - бульон. Южно-башкирский (литературный) «hурпа» - суп, отвар.Крымско-татарский «sorpa» - бульон. Казахский «сорпа» - бульон, суп. Татары изменили букву: «шулпа» - бульон. quoted1
Происхождение украинских слов. По произношению украинское слово «щерба» - навар, ближе к таджикскому слову «шӯрбо» - суп /«шӯрбои» - бульон/, чем к узбекскому «шўрва» - суп. Боснийское слово «čorba» - бульон, суп, находится в одном ряду с гагаузским «çorba» - суп и караимским «šorba» - бульон.