В 2015 году на белорусском рынке были официально проданы более 26 тысяч новых автомобилей. Прекрасный показатель для «кризисного» года — если бы эти цифры не нивелировались такой же долей «серого импорта».
— Это был год «высокого» пригона новых автомобилей из России. Да, там в силу определенных обстоятельств [ценовые] предложения более выгодные. Но впервые в нашей истории «серый ввоз» приобрел такую организованную форму. Люди даже не ездили сами за машинами в Россию — они точно знали, что могут купить их на рынке у «серых» перегонов. В стране работали целые предприятия, которые не платили налоги со своей деятельности, не уплачивали здесь утильсбор — в силу позволявших им это брешей в законодательстве, — поясняет председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич.
По его словам, дилеры постоянно требовали выравнивания условий торговли авто для всех — юрлица по сравнению с «серыми» предпринимателями несли дополнительную финансовую нагрузку. К концу года, говорит Сергей Михневич, государство их наконец-то услышало, поняло, какие суммы проходят мимо бюджета, — и повысило ставки утильсбора.
Представители БАА поясняют «на пальцах»: если, по их сведениям, белорусы вывезли с целью покупки машин за рубежом чуть менее одного миллиарда долларов (впервые за последние годы так мало!), то бюджет нашей страны недополучил ровно треть — более 350 миллионов долларов в виде налогов, сборов и пошлин.
— Можно констатировать, что в 4 квартале 2015 года объемы «серого ввоза» уменьшились — помимо воли перегонщиков, кстати: дилеры уменьшили свою маржинальную доходность, свою роль сыграла информация о порой криминальных продажах в России — случаи, когда наших соотечественников продавцы обманывали, отнимали деньги и даже убивали за них.
Важнейшую роль сыграли невиданные до сих пор цены в белорусских автосалонах: «Новые Renault от 6 тыс. долларов, VW, Skoda, Hyundai — от 8-ми… Еще два года назад стоимость нового автомобиля в белорусском автосалоне стартовала с 15 тыс.».
На задний план, насколько это возможно, ушли бэушки: снова же впервые за последние годы и даже десятилетия объемы ввоза в Беларусь новых авто не превысили объемов ввоза б/у машин — приблизительно 50 на 50.
Несмотря на три волны кризиса, которые уже прошла наша страна — в конце 2014 года, августе 2015 и январе 2016-го, — спрос на премиум-марки, говорят в БАА, остается стабильным: если, например, Audi несколько лет назад продавала здесь в среднем 700−800 автомобилей в год, то и сегодня белорусы ставят на учет столько же — но львиную долю официальных продаж отобрал «серый ввоз».
— Вот просто цифры: только за январь в стране поставлены на учет 25 новых автомобилей Audi — белорусский дилер продал 13 из них, остальные приехали из России. Зарегистрированы в январе 43 новых Mercedes — из них только один, проданный здесь официальным дилером. Из 47 новых «январских» BMW дилер продал всего два, — рассказывает член правления БАА Владислав Туркин.
С другой стороны, объемы продаж — более 46 тыс. новых авто за 2015 год на менее чем 10-миллионную Беларусь — позволили нашей стране впервые в истории войти в топ-25 европейских рынков. Рекордной, как мы уже сказали, стала и сумма вывезенной с целью приобретения автомобилей валюты — всего-то чуть менее миллиарда долларов. Впервые в истории автомобилей (новых и б/у), ввезенных из одной страны — России, — стало аж 90 процентов от общего прироста машин за год (еще в 2013-м из России мы привезли всего 16% авто, в 2014-м — 66%). Рекордным стал «пул» продавцов: 92% продаж новых авто в Беларуси «сделали» всего 10 автоцентров, остальные 12 компаний-дилеров разделили между собой жалкие 8% рынка.
С явными опасениями дилеры говорят о годе нынешнем, 2016-м. «На рост рынка, конечно, не рассчитываем. Экономика в наступившем году будет в одной из самых тяжелых ситуаций, которые уже проживала страна. Покупательная способность населения стремится к уровню конца 90-х — начала 2000-х годов. Оптимистичный прогноз — рынок продаж новых авто в Беларуси упадет на 10%, пессимистичный — на все 30%», — считает Сергей Михневич.
Многое в деятельности наших дилеров будет зависеть от ситуации на российском автомобильном рынке — мы повторяем его путь, видим его серьезное падение уже в 2015-м.
— Производство там было избыточным… Почти все «сборки» (сборочные производства) в прошлом году ушли в убытки, мировые бренды разочаровались в российском рынке и, возможно, больше не будут его поддерживать. Выживут лишь те производства, которые имеют высокую степень локализации. Но продавать им надо, продают за недорого — и если не сделают выводов по прошлому году, нас скоро снова ждет ценовая война, — прогнозирует Михневич. — Надеемся, россияне начнут поднимать цены на авто. С другой стороны, это будет значить, что и для нас вырастут закупочные цены — в итоге машины в шоу-румах станут дороже… Сложно говорить о том, каким будет год, пока мы все не понимаем, что будет с курсами российского и белорусского рублей, что будет с доходами граждан.
К импорту в Беларусь норвежской рыбы с 2016 года подключилось Управление делами президента Беларуси. На рыбный рынок оно вошло в виде одной из своих структурных единиц — «Торгово-логистического центра «Озерцо-логистик», пишет издание «Завтра твоей страны».
По данным Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода, эта компания, предоставляющая складские и таможенные услуги, заявила в начале 2016 года и уже получила соответствующие разрешения на ввоз в Беларусь 400 тонн рыбы из Норвегии. Это охлажденные и мороженые лосось и форель, мороженые сельдь, скумбрия и мойва.
Напомним, с августа 2014 года прямой импорт норвежского лосося, форели и сельди запрещен властями России. Этим запретом при наличии единой таможенной территории воспользовались многие работавшие на рыбном рынке Беларуси компании. Кроме того, возможность заработать на перепродаже переработанного сырья в Россию привлекла многие компании из других секторов, а также заинтересовала инвесторов возводить новые рыбоперерабатывающие заводы и цеха.
С конца прошлого года в одного из крупнейших игроков на белорусском рыбном рынке превратилась компания «Табак-Инвест», больше известная по табачным изделиям и сети гипермаркетов «Корона». Компания стала одним из самых активных импортеров рыбы в первые недели 2016 года. Одним из главных источников ресурса для владельцев «Табак-Инвеста» Павла Топузидиса и Виктора Петровича является норвежская рыба. Компания также завозит крупные партии рыбы и из США, Канады, Исландии, стран Латинской Америки.
Если интересы владельцев «Табак-Инвеста» сосредоточены главным образом на обеспечении потребностей собственной сети, то такой новый игрок, как «Белросморепродукт» (она зарегистрирована в 2013 году) ориентируется на российский рынок. Компания перерабатывает на своем заводе в Смолевичском районе норвежскую и прочую рыбу для поставки в магазины крупнейших российских продовольственных сетей — «Магнит», Auchan и др.
«Белросморепродукт» — белорусско-российский бизнес. С белорусской стороны совладельцем успешного завода стала Белорусская федерация спортивного пятиборья. Исполнительным директором федерации является бизнесмен Игорь Горбатенко, а председателем — депутат нижней палаты белорусского парламента Николай Иванченко. Ранее Иванченко возглавлял концерн «Белресурсы», занимал должность заместителя главы Администрации президента Беларуси, а до избрания в парламент был помощником президента по Минской области. С российской стороны, которой принадлежит контрольный пакет «Белросморепродукта», инвестором является компания «Морской бриз».
Перепечатка о том. как белорусы спасали российский авто пром? Так это, ребят, вы не только российский, но и немецкий и французский спасаете. Своего то у вас нет (БЕЛАЗЫ не в счёт), вот и приходится спасать чужой))) Кстати, сколько тракторов и др. с/х техники закупает Россия, спасая белорусское тракторостроение? Наверное немало. сам собой на ум приходит вопрос, а что бы делала промышленность Белоруссии без России?
nina_cnn (nina_cnn) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вот так-то, россияне, ваш Владимир Владимирович - дитя малое, по сравнению с нашим. quoted1
Зыы)) Владимир Владимирович просто разрешает пошалить белорусским товарищам приторговывающим с Россией санкционными товарами. Так сказать, закрывает глаза на батькины шалости. Батьке тем не менее борзеть сверх меры тоже не следует, всё должно быть в меру!
> Никак в ЕС собрались , сильные и красивые ? quoted1
А то, 14 лет в Сочи отдыхали. Пора уж Коленьке мир посмотреть да себя покзать:
Коля Лукашенко играет в любительский хоккей под номером 1, как и отец
&w=662&zc=1&q=100
В Минске стартовал 18-й городской этап юношеского хоккейного турнира "Золотая шайба". За сборную Центрального района Минска выступает Николай Лукашенко.
Как передает телеканал СТВ , в игре между сборными Центрального и Советского районов столицы Коля забил несколько шайб в ворота соперников.
Главное условие турнира — участие в нем исключительно любительских команд.
nina_cnn (nina_cnn) писал(а) в ответ на сообщение:
> Да ты шо, в самый раз. вам у нас учиться и учиться: quoted1
А чем вы так "прогнулись" перед старушкой Европой? Неужто в правду батька демократизировался до среднеевропейского уровня Всё в диктаторах ходил и тут плюх, стал своим в доску. В чём фишка, Нина?
Тринадцатый (Alekcei4444444) писал(а) в ответ на сообщение:
> А чем вы так "прогнулись" перед старушкой Европой? Неужто в правду батька демократизировался до среднеевропейского уровня Всё в диктаторах ходил и тут плюх, стал своим в доску. В чём фишка, Нина? quoted1
Если я скажу правду, то через четверть часа будет мне и небо в клеточку и одёжка в полосочку.
А если совру - себя перестану уважать.
Ну а серьёзно: всё просто, как лопата. Возмите западную границу Российской Федерации. Кто остался из пограничных государств лояльным к России?
nina_cnn (nina_cnn) писал(а) в ответ на сообщение:
> Если я скажу правду, то через четверть часа будет мне и небо в клеточку и одёжка в полосочку. quoted1
Та к это, милая, помалкивай тогда что ль, за умную сойдёшь. А то блин, в самый раз. вам у нас учиться и учиться и прочее... Хороши учителя, лишнее слово сказать боятся, ибо небо в клеточку светит. Мда