> Брамис, Мальтийский крест - восьмиугольный, а Вы не тот привели. Этот больше похож на тамплиерский, но у него не округлены стороны. quoted1
В интернете приводят разные формы мальтийского креста, в том числе и такие. Интересен сам факт. Почему поменяли форму креста над короной? Ведь именно первоначальная форма соответствовала реальной...
> В интернете приводят разные формы мальтийского креста, в том числе и такие.Интересен сам факт. Почему поменяли форму креста над короной? Ведь именно первоначальная форма соответствовала реальной... >
Да не мальтийский это крест, мальтийский всегда был восьмиугольным и будет. А это -георгиевский. Вероятно, в представлении геральдиков георгиевский крест символизировал большую демократичность...
> В интернете приводят разные формы мальтийского креста, в том числе и такие. > Интересен сам факт. Почему поменяли форму креста над короной? Ведь именно первоначальная форма соответствовала реальной... quoted1
Bramis, Типа Русский прав. У мальтийского креста всегда 8 углов. А крест, который изображён у тебя на нижнем рисунке - скорее всего, готический.
На верхнем рисунке, как я понял, большая императорская корона РИ, сдеоанная для Екатерины 2 в 1762 году. На ней над шпинелью (огромным тёмно-красным камнем весом в 400 карат, напоминающим рубин) укреплён бриллиантовый крест, состоящий с 5 камней. Я точно не могу сказать, почему стороны креста имеют ромбовидную форму (возможно, просто из-за самого лёгкого способа огранки).
Мне кажется, что выбранные тобой герб и корона представляют несколько нетипичные формы крестов, потому что на большинстве других гербов конца 19-начала 20 веков использовали именно клинообразную форму сторон креста (примерно такую, как в ордене св. Георгия).
Вообще ромб символизирует женское начало, а также мощь и плодородие. Клинообразная форма креста (с расширяющимися в стороны концами) означает надёжность и устойчивость.
Ну, да. Сейчас так говорят. Но вот штука-то, всадник на коне очень старый символ. В ВКЛ он стал "Пагоней", в РИ его как-то незаметно отождествили с Георгием.
> Ну, да. Сейчас так говорят. Но вот штука-то, всадник на коне очень старый символ. В ВКЛ он стал "Пагоней", в РИ его как-то незаметно отождествили с Георгием. quoted1
Герб представляет собой червлёный щит с всадником на серебряном коне. В правой руке рыцарь держит поднятый меч, а в левой — лазоревый щит с золотым шестиконечным крестом[2]. На некоторых изображениях с левой стороны у всадника ножны, из-под седла свисает трёхконечная попона. (извините,"пукопедия"...) Да,действительно,очень старый СИМВОЛ,как и изображения Георгия-Великомученника на иконах.И это разные персонажы с точки зрения геральдики "Всадник с мечом в руке" и "Всадник поражающий змия". Не думаю что древние геральдисты так фривольно относились к делу. (ИМХО)
"Василий II Темный чеканил монету со всадником, поражающим змея копьем (чтобы не вызывала сомнения персона всадника, его сопровождала надпись «кн[язь]») (Возможно, подобное изображение появилось на московской монете еще при его отце – Василии I Дмитриевиче, сыне св. Дмитрия Донского.) При Иоанне III под ногами княжеского коня на печати впервые в московской истории появилось изображение змеи или дракона (змея). В 1490-х годах для этого же великого князя была создана знаменитая печать, лицевая сторона которой была занята аллегорической фигурой князя на коне, поражающего фантастического змея, а оборотная – изображением двуглавого орла. Первоначально эти композиции были раздельными, причем всадник первенствовал по отношению к орлу (что абсолютно естественно: изображение самого Иоанна III было выше рангом, чем его эмблема). Лишь Иоанн IV Грозный объединил оба изображения воедино, расположив всадника на фоне орла – в своеобразном картуше-нагруднике, подражавшем геральдическим «сердцевым щитам».
Кем был юный герой в древних доспехах, поражающий чудовище на печати Иоанна III? Изображал ли он самого великого князя, или же это был святой Георгий? Сегодня можно считать доказанным первое: всадник-змееборец являлся условным портретом правителя как защитника своей державы и своего народа (ездца, как его часто называли на Руси). Устойчивое отсутствие нимба вокруг головы всадника в контексте изобразительной культуры Древней Руси является убедительным показателем изначально светского характера изображения. Ездец был понятным символом для русских, но нередко вводил в заблуждение иностранцев. Некоторые из них полагали, что всадник совершенно наг (эта иллюзия возникала из-за архаичной формы лат, повторяющих очертания торса). Другие считали ездца святым Георгием. Отсутствие нимба у святого в контексте российской церковной иконографии – явная аномалия, а в контексте ренессансного искусства Запада – всего лишь допустимая вольность. Характерной ошибкой иноземца было понимание ездца как герба правящего дома или его главного владения – по аналогии с династическим щитком на груди орла в гербе Священной Римской Империи. В действительности же, как орел, так и всадник в равной степени обозначали Российское царство – или, как еще его называли, государство Московское. Обычно ездец изображался скачущим вправо от зрителя. Нередко на его голове виднелась корона.