Stakanoff (Stakanoff) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Не стоит пускать идеалистические пузыри носом > Извини, твои слова скопипастил (за язык тебя никто не тянул) ! quoted1
Так какого ж он тогда пускает СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ пузыри носом? Моя претензия не к тому, что он богат, а к тому, что он выдает себя не за того, кто он есть на самом деле. Приписывает себе заслуги, которых у него нет. А это ОБМАН избирателей.
Последнее время тема советского питания сделалась остро-популярной. Люди спорят, галдят, ругаются на тему «Какая была при Андропове „Любительская“ колбаса?» или «Куда исчезло наше вкусное мороженое?!» В чём глубинная причина шумного интереса к теме еды, которая, о, простите, давно уже переварена — лично я не разумею. Мне понятны дискуссии относительно советского высшего образования или — коммунистической идеологии, но скандалить из-за того, что публицист Икс или блогер Игрек обругали отечественные макароны конца 1980-х — это мне странно. Почему надо клеймить позором человека, давившегося невкусной кашей в пионерском лагере? Это его каша и его детская психотравма, раз он по сию пору о ней кричит. Примечательно: задав этот вопрос читателям Живом Журнале, я получила ответ от известного блогера Дмитрия Румянцева, пишущего под псевдонимом Germanych: «Еда — что может быть более важным для жизни человека? Медицинское обслуживание, образование, общественный транспорт, центральное отопление, отдельная квартира и т. п. — это всё ценности, которые вошли в сознание человеческого общества лишь в XIX — начале XX вв. А вот еда — это изначальная ценность. Еда — это сакральное понятие. Ни одно социальное потрясение, ни одна революция былых времён — по крайней мере до середины XX века — не происходили из-за каких-либо ещё причин, кроме еды». Видный публицист Егор Холмогоров в своей статье «Что и как ели в СССР?» тоже дал свой ответ: «Почему эта тема важна? Потому что продовольственный кризис стал одной из основных причин краха советской модели. Люди в своем большинстве довольно долго могут прожить без свободы, без собственности, иногда кое-как выживают без закона и даже, увы, без Бога. Но вот без еды люди умирают очень быстро, а качество своей жизни оценивают по тому, как много и насколько вкусно могут есть». Иначе говоря: поесть, покушать и пожрать — это основной инстинкт (и пусть шарлатан Зигмунд Ф. не втирает нам о сексе — попробовал бы недельку поторчать без хлеба и воды).
Даже ненавистники советской системы и бывшие диссиденты вспоминают великолепные молочные изделия — глазированные сырки, творог, сметану, сырковую массу с изюмом, кефир — именно кефир, который можно было есть ложкой, а не вот эту жидкую кислятину с лживой надписью 3,2%. Сейчас тоже есть в продаже дорогостоящий и приличный кефир. Повторю — дорогостоящий. И не прямо-таки во всех магазинах. Некоторым точкам просто не выгодно брать на реализацию «нормальный» продукт — он быстро портится и не имеет мега-спроса. В целом же, утверждать, что вся советская еда оказывалась дрянью или же — наоборот — амброзией с райским яблочком — не приходится. Советское государство ставило себе конкретную задачу: накормить, причём быстро и по ГОСТам. ГОСТ — фактор съедобности. Никакие «усилители вкусов» да прочие «ароматы ежевики и лесного утра» (тут должна быть красивая формула) не использовались. Критики полагают, что это — не завоевание, а напротив — слабость, ибо если бы при «совке» бурно развивалась пищевая химия, то все эти сырки-ряженки благоухали бы полимерной малиной. Господа всё время забывают, что «вкус колбасы, близкий к натуральному» — это сугубо коммерческая программа. Цель: продать как можно больше и в кратчайшие сроки. Сделать товар наиболее привлекательным и — дешёвым в производстве. Вкусно? Пахнет? Ура! Но. Дивные йогурты с наполнителями и шоколад-без-шоколада — лишь имитация еды. От неё сил — нуль. В рекламе да: оскаленная моделька расскажет, как она бодрится на творожках фирмы N, успевая в офис, на фитнес и к любовнику, а в другой рекламе — позитивный мажор-детёныш сделает аж тридцать три сальто — на печеньицах марки L. В реале и модельки — с убитой печенью, и детёныши — не вылезают из стационаров. Неслучайно современные девочки 16−17 лет уже имеют целлюлит, характерный для женщин зрелого возраста. Кстати, советские тётки, даже набирая значительный вес, казались мощно-литыми, а не дрябло-жирными, как нынешние «пампушки». Есть нюанс: на мясе с макаронами и торте «Подарочный» или на чипсах с газировкой и шоколадных батончиках, где от какао-бобов — только отдушка и воспоминание? О, если бы только целлюлит!
Условному капиталисту (включая маркетолога и продавца) вообще всё равно, как вы будете себя ощущать после такого арома-вкусо-наполненного шоколада. Пойдёте к врачу, а потом — в аптеку с рецептом? Великолепно! Прикормите заодно фарма-королей. Миссия — выполнима: реализовать свой хитроумный бизнес-план. Застолбить место на рынке! Понравиться едоку! Запихнуть в него своё изделие, предварительно напичкав манящей рекламой — с губастыми дивами и успешными супер-мачо, которые куют бабло, отхлёбывая из правильной бутылочки. Советскому же производителю оно было не нужно — он выполнял план по выпуску ГОСТовского продукта и не задумывался на тему: «Как бы мне тот шоколад-кефир-зефир улучшить пластмассовыми клубничками?» Безусловно, эта ситуация имеет две стороны — как хорошую, так и плохую. Да, пищепром годами не модернизировался, но он и не гнал всякую дрянь к нашему столу. По факту мы имеем ровно то же самое, что и при Советах: в те годы мы стояли в очередях за колбасой, а теперь её… ищем. Нормальную. Съедобную. Желательно, мясную. Каприз у хомо-сапиенса такой извечный — мясом питаться. Неслучайно так популярны всяческие маркет-уловки, вроде «По старинному рецепту» и «Только что от фермера». Без ГМО! Без глютена и пальмового масла! В прессе мелькают советы: если яблоки некрасивые, червивые и чуть битые, так они просто на-сто-я-щие! А вот шикарные плоды с крепкими боками — они прямо-таки неродные и даже не вполне яблочные. Больное и проблемное население никак не выгодно государству, но очень выгодно большому числу предпринимателей. От хозяев глянцевой health-прессы — до держателей аптек. От просветлённых знахарей, лечащих пареной репой, клизмой и заговором — до магнатов элитной фармакологии. Государство же постоянно сталкивается с «неликвидными» новобранцами или же с молодыми инвалидами, которые, к примеру, получили диабет в тридцатилетнем — зрелом, работоспособном возрасте. Но что делать? Капитализмус. А те гешефтмахеры (как производители сыра-без-сыра, так и аптеки, больше напоминающие супермаркеты) налог платят, а поэтому всё-таки нужны государству! Замкнутый круг.
В силу вышеизложенных причин «жирная Америка» (и один из несомненных лидеров в области онкологии) ещё в 1950-х годах столкнулась с негативным влиянием «быстрой», то есть дешёвой и напичканной добавками, еды — на состояние здоровья. Европе тоже досталось вкусностей. В комедии с участием Луи де Фюнеса «Крылышко или ножка?» (1976) орудует его смешной и — бескомпромиссный персонаж — ресторанный критик Шарль Дюшмен. Он борется с натиском фастфуда и вступает в противоборство с фабрикантом Жаком Трикателем — владельцем сети «бюджетных» ресторанов, пользующих искусственные продукты питания. Искусственные — в прямом смысле этого слова. Дюшмен тайно проникает в цеха, где стряпается «натуральная рыба» и «сочное мясо» из… резины и прочих несъедобных ингредиентов. Шутка — шуткой, но проблема за эти годы никуда не ушла. Напротив. Тема генно-модифицированных продуктов вообще сделалась настоящей притчей во языцех. Одни с пеной у рта защищают ГМО, другие — не менее активно — бранят, на чём свет стоит. Зачем нужны ГМО? Ответ прост — для резвого, яркого созревания и такого же быстрого попадания к нам на стол. Занятно — учёные, как нам говорят, с успехом доказали, что продукты с добавлением ГМО-субстанций совершенно безвредны, однако же, производители еды непременно втискивают строчку на упаковке: «Без использования ГМО». И почему так? Потребитель настолько глуп и — глух к научным доводам? Феерия недоверия! Кроме того, широко распространены слоганы: «Как в детстве!», «Провансаль — сквозь годы!», «Чай с тем самым слоном!» и «Пломбир за 48 копеек!». Все понимают, о чём речь — о советском пломбире за 48. То есть — без дряни. Наверное. Надеемся! Популярны ретро-установки с «той самой газировкой» — люди готовы доплачивать за возможный, гипотетический вкус детства. Это не ностальгия. Это — тот самый основной инстинкт. Пожевать, отхлебнуть что-то съедобное.
В 1990-х годах, когда к нам хлынул «долгожданный» жвачково-сникерсовый поток, в моду вошли пакетики с быстрорастворимыми напитками — Invite, Zuko и Youpi. Броская и хлёсткая телереклама направлялась адресно — малолетним любителям острых вкусовых ощущений: «Invite — просто добавь воды!» Или — «День рождения не был на праздник похож, был бесцветным — безвкусным — безрадостным, пока не появился Youpi!» И родители, которые в то время занимались активным добыванием денег, благосклонно взирали на приобщение их чад к цивилизовано-западной дольче-вита. Помимо юпи-инвайтов-зуко, в продажу поступило много красиво упакованной гадости — от консервированной ветчины и тамошнего маргарина — до ароматных йогуртов с иноземными буковками на крышке. Оно — привлекало и манило. Отменно пахло. Ура! У нас теперь тоже 150 видов сыра и столько же — творожков. Эйфория иссякла довольно скоро. Когда люди распробовали «цивилизованную» изюминку, они живенько отрезвели. Безвкусный-бесцветный-безрадостный «совок» оказался — …здоровым и правильным.
Мне несказанно повезло в жизни! Я поняла это, когда прочитала ряд воспоминаний-откровений о кошмарном и лютом советском детстве, написанные блогерами, политиками и публицистами. Они будто бы сговорились рассказывать всем про липкую кашу в детском саду, холодный, осклизлый омлет в школе, подтухшие котлеты в пионерском лагере и вонючий кофе (срам и помои!) в студенческой столовой. Особо мерзко их кормили «на картошке», то бишь на сельхозработах, куда загоняли будущих корифеев науки — помогать колхозникам собирать урожай. Это напомнило сцену из какого-то американского док. фильма, где битые мужьями домохозяйки сидели в уютных креслах и выбалтывали психологу все свои… детские обиды. Именно — детские. Мол, освободи прошлое от пут и развяжешь узлы в настоящем. Тогда-то и полегчает. Ещё бытуют клубы анонимных алкоголиков, например, или ВИЧ-инфицированных. У нас — не то.
В наших краях сформировался кружок пострадавших от советского общепита. Клуб Недоедальцев и Пострадальцев. А мне, как выяснилось, просто по-вез-ло! Не было у нас прогорклых сырников и железобетонных саек. И кефир — вкусный, как о том говорит инопланетный персонаж Весельчак из «Гостьи…» Да! Моя бабушка, если и стояла в очередях за колбасой или мясом, то никогда не брала меня с собой (ещё одна психотравма, описанная недоедальцами — это стояние на морозе за каким-нибудь деликатесом — с непременной старенькой бабушкой — и её-то априори жалко). Впрочем, я никогда не была фанатом колбасно-сосисочных изделий, посему и тут мне подфартило — я прекрасно обходилась без финского сервелата, за который убивались предки недоедальцев, а потом и сами недоедальцы.
В моём советском детстве имелись новогодние мандарины, подарочные (тоже новогодние) наборы конфет — кремлёвские башенки, дивно пахнущие настоящим шоколадом, нормальная школьная столовка (нет, я училась не этих ваших элит-питомниках с ин-язами, а в обычной дворовой школе). Моя бабушка неплохо готовила, и котлеты у неё получались именно котлетами, а не тем, о чём вы там пишете, многоуважаемые недоедальцы. Может, будем честными наконец-то? Быть может, вашей маме было попросту некогда баловать вас разносолами? — она всё-таки работала, как подавляющее большинство женщин Страны Советов. Так, яишенку — себе, вам и папе — он всё равно читает «Советский спорт» и ему всё равно, чем «заедать» Рината Дасаева и Елену Водорезову. Или бабушка полагала, что хлеб с маслом и чай с сахаром — лучший завтрак? Её можно понять, учитывая голодноватую юность и военные будни. Или вы никак не можете накушаться ананасов, которые наконец-то хлынули в 1990-х? Такое, право, ощущение, что некоторые наши современники пытаются списать какие-то нынешние проблемы на… кашу в детском саду (прямо, как те отчаянные домохозяйки — мужьями битые об печку. Или обо что там на Оклахомщине бьют wives and скво?) А мне-то как повезло — я и в детский сад не ходила.
Летом — на даче — мы варили варенье и делали прочие заготовки на зиму. Старые — еще послевоенные яблони. Кусты смородины. Дедушка ездил в совхоз «Матвеевский» — выбирать саженцы. Клубника. Повезло мне — дедушка мало того, что до 80 лет ходил на работу, он ещё и в огороде копался. Советские дачи являли собой некий аналог старорежимных имений — по сути и по духу — а порядочная барыня (из курса классической литературы) завсегда варила крыжовенное да вишнёвое. Бабушка и варила. А у недоедальцев и пострадальцев были какие-то печальные бабули — кормили отварной докторской колбаской и плохо прожаренной картошкой. Точнее — неправильно жареной. Безусловно, у нас был особый доступ к благам социализма — моя мама работала в министерстве, а потом — в конторе с фирменным лейблом «Зарубежтрансстрой». Да. Там были пресловутые «заказы» с чёрной икрой, колбасой формата «салями» и ещё какими-нибудь солёными орешками импортного развеса. Так я же и не спорю — повезло! А в 1984 году она привезла мне из дьюти-фри коробку датского печенья. Волшебная вещь, если оно настоящее! Но я и наше — овсяное любила кушать. И «Юбилейное» до сих пор люблю.
В моём детстве были вкусные глазированные сырки, купленные в обычном гастрономе и нормальное сливочное масло, купленное там же. Недавно прошла реклама на ТВ — как раз рекламировали сырки. Угадайте с трёх заходов, как он называются? Ладно, скажу: «Советские традиции». С чего бы вдруг нынешним бизнес-боссам давать своей продукции заведомо проигрышное имя? Деловые люди весьма озабочены проблемой нейминга — то есть буквально «называния» того или иного товара для его удачной реализации. (Заодно, раз уж вы сё ещё здесь — посоветую прочесть классику жанра — Филипп Котлер «Основы маркетинга»). Хлебобулочные изделия также не вызывали никаких отрицательных эмоций. Мягкость хлеба проверялась специальной ложечкой, прилагавшейся (привязанной, прикрученной) к витрине. А ещё там водились рогалики, булочки за 3 копейки, булка «Свердловская» бублики и прочие бараночки. Вспоминайте! Вам — тоже повезло. Некоторые тут пишут, что им баранки формата «челночек» (такие длинные) привозили из соседнего городка. А так — дефицит. Опять же не спорю — у каждого был свой СССР и свои баранки.
У нас напротив дома была чайная — именно чайная, а не просто кафе. Там подавались пирожные — от дешёвых колечек, обсыпанных орешками до шикарных эклеров и безе. И чай там не разбавляли, а наливали не из помойного ведра. Вот столовка «диетическая» по соседству — та была намного скучнее. Там и пахло… не очень. Только я всё больше вспоминаю тут чайную, а не ту столовку. Нет у меня детской психотравмы, связанной с котлетами. Быть может, память избирательная или же — …да, повезло, наверное. Ассортимент чайной — помню, а чем кормили в не ароматной столовой — нет. Безусловно! Растворимый кофе считался дефицитом, как и чай в пакетиках — особенно с фруктовыми добавками. Помню восторг, который вызвал привезённый из-за рубежа пакетированный Pickwick. Или всё те же пресловутые жвачки. Или — финские конфеты с ликёром Fazer. Диковина-хреновина. Примерно, как в том самом фильме «Икра заморская — баклажанная!» Ну, теперь-то вы упились дрянной растворяшкой в своих офисах? Нажевались всяческого бабл-гама? Поняли, что чай должен быть не в красивых пакетиках, а именно — чай? И можно с тортом. Помните «Подарочный» с орешками? Или «Полёт» из безе? А, может, «Птичье молоко»? Вот оно, да, тоже — в дефиците было. А сейчас — дефицита нет, а вкуса — тоже. Точнее, он есть, но за дорого. Наверное, это правильно. Цивилизованный капитализм — такой. (Раз мы его избрали, как лучший из путей), но и ругать советское детство, мазать его какой-то липкой кашей — ни-ни. Мы были сыты, счастливы и готовы к труду-обороне, чего и вашим детям желаю искренне.
> когда погань коммуняк нам начнет диктовать, что читать, что смотреть, что носить и во что верить ! quoted1
Правильно! Заставляли читать Фонвизина, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Достоевского, Л. Толстого, А. Толстого, Куприна, Шолохова, Бальзака <nobr>и т. д.</nobr> А в дни весенних школьных каникул устраивали, страшно сказать, книжкину неделю
Смотреть «Балладу о солдате», «Родная кровь», «Девять дней одного года», «Ну, погоди», фильмы Крамера, с участием Софи Лорен и Марчело Маастрояни, Ж. Габена и А. Делона <nobr>и т. д.</nobr> А с целью оболванивания детишек даже киностудию создали целую киностудию
Носить заставляли валенки и телогрейки — это и ежу ясно А верить в дружбу, добро, необходимость обучения, любить родину, в исполнении целей, …
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> В наших краях сформировался кружок пострадавших от советского общепита. Клуб Недоедальцев и Пострадальцев. А мне, как выяснилось, просто по-вез-ло! Не было у нас прогорклых сырников и железобетонных саек. И кефир — вкусный, как о том говорит инопланетный персонаж Весельчак из «Гостьи…» Да! Моя бабушка, если и стояла в очередях за колбасой или мясом, то никогда не брала меня с собой (ещё одна психотравма, описанная недоедальцами — это стояние на морозе за каким-нибудь деликатесом — с непременной старенькой бабушкой — и её-то априори жалко). Впрочем, я никогда не была фанатом колбасно-сосисочных изделий, посему и тут мне подфартило — я прекрасно обходилась без финского сервелата, за который убивались предки недоедальцев, а потом и сами недоедальцы. quoted1
Аналогично Я вообще не понимаю этих воплей. Никогда не голодал в СССР. А например заводская столовая, в которой мне доводилось обедать когда проходил практику — вообще на порядок лучше чем многие современные кафе. И кстати очень я любил там именно котлетки с гречей или пюре… ммммм….прямо вспомнил вкус. И по цене это было смешно — копеек 25, а то и меньше. так уже надоело вранье этих младолибералов, которые сами при СССР не жили, но отлично помнят как там было плохо.