ПРЕДАНИЕ О БЕЛОЙ БЕРЕЗЕ И. К. Феоктистова В данной статье на основе системного анализа мифологических мотивов устных и письменных текстов раскрывается русское происхождение повествований о белой березе. Ключевые слова: образ, мифологический мотив, оппозиция, белая береза, черный народ. В Х1Х-ХХ вв. в ряде регионов нашей страны шись всеми семьями в этих ямах, изнутри обру- были записаны предания, повествующие об ис- шивали столбы с навесом. В результате таких чезновении коренного народа накануне прихода действий происходило самозахоронение автох- русских. Местные жители якобы каким-то обра- тонного этноса. зом узнавали о скором появлении нового народа В отдельных случаях исчезновение (гибель) и, не желая быть покоренными, предпочитали аборигенов связывалось с неожиданным появ- добровольную смерть: они выкапывали особые лением в их местах белой березы (белого дерева, ямы, сносили туда все самое ценное и, собрав- белого леса) накануне прихода русских. Такого рода тексты зафиксированы начиная с XIX в. на Русском Севере, Урале, в Западной и Восточной Сибири. Сюжеты их почти идентичны, поэтому достаточно привести в качестве примера один текст из этнографического описания югозападной части Томской губернии, сделанного Г. Н. Потаниным: «До прихода русских Сибирь была заселена чудью. У этой чуди было предсказание, что когда на сибирской почве вырастет белая береза, то и всей землей завладеет белый царь. Когда белая береза в самом деле появилась в Сибири, чудь закопалась заживо в землю со всеми своими сокровищами, поэтому бугры, в которых находят древности, и все, что в них найдено, называются чудскими» [15. С. 149]. Большое сходство преданий о самопогребении исчезнувшего народа (чаще всего именуемого чудью), включающих мотив появления белой березы, вызывало у собирателей и исследователей фольклора желание выяснить, почему именно береза играла роль «рокового дерева», побуждающего к самоубийству древний этнос.
ПРЕДАНИЕ О БЕЛОЙ БЕРЕЗЕ И. К. Феоктистова В данной статье на основе системного анализа мифологических мотивов устных и письменных текстов раскрывается русское происхождение повествований о белой березе. Ключевые слова: образ, мифологический мотив, оппозиция, белая береза, черный народ. В Х1Х-ХХ вв. в ряде регионов нашей страны шись всеми семьями в этих ямах, изнутри обру- были записаны предания, повествующие об ис- шивали столбы с навесом. В результате таких чезновении коренного народа накануне прихода действий происходило самозахоронение автох- русских. Местные жители якобы каким-то обра- тонного этноса. зом узнавали о скором появлении нового народа В отдельных случаях исчезновение (гибель) и, не желая быть покоренными, предпочитали аборигенов связывалось с неожиданным появ- добровольную смерть: они выкапывали особые лением в их местах белой березы (белого дерева, ямы, сносили туда все самое ценное и, собрав- белого леса) накануне прихода русских. Такого рода тексты зафиксированы начиная с XIX в. на Русском Севере, Урале, в Западной и Восточной Сибири. Сюжеты их почти идентичны, поэтому достаточно привести в качестве примера один текст из этнографического описания югозападной части Томской губернии, сделанного Г. Н. Потаниным: «До прихода русских Сибирь была заселена чудью. У этой чуди было предсказание, что когда на сибирской почве вырастет белая береза, то и всей землей завладеет белый царь. Когда белая береза в самом деле появилась в Сибири, чудь закопалась заживо в землю со всеми своими сокровищами, поэтому бугры, в которых находят древности, и все, что в них найдено, называются чудскими» [15. С. 149]. Большое сходство преданий о самопогребении исчезнувшего народа (чаще всего именуемого чудью), включающих мотив появления белой березы, вызывало у собирателей и исследователей фольклора желание выяснить, почему именно береза играла роль «рокового дерева», побуждающего к самоубийству древний этнос.
⍟ Ярополк (Константин2017), Предания о чуди на Урале возникли не на Урале, а на северо-западе, в новгородских землях в период спорадических отношений новгородцев с народностями Урала и Сибири (начиная с XI в.).
Название «чудь» известно русским давно, как показывают летописи. В «Повести временных лет» чудь упоминается в легенде о разделении земли «по потопе» между сыновьями Ноя как народность, живущая на земле, доставшейся Иафету, наравне с русскими, мерей, муромой, весью, мордвой, пермью, печерой, угрой и другими народностями. В одном месте она упомянута с прилагателным «заволочьская». (Повесть временных лет, стр. 205-206). В другом — без него, в числе народностей, которые дают дань Руси и говорят на своих языках. (Там же, стр. 209-210).
Летописная традиция связывает термин «чудь» с эстами и с заволоцкой чудью (конкретно, с вепсами). (В.В. Пименов. Вепсы. М.-Л., 1965, гл. 3; А.И. Попов. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. Л., 1973, стр. 69-70). Нам представляется убедительной концепция В. В. Пименова, по которой заволоцкая чудь предстает ответвлением древних вепсов. Предания о чуди возникли в условиях контакта первых русских колонистов с древними вепсами (весью) приблизительно в IX—X вв., они отразили, таким образом, в своих ранних вариантах один из этапов проникновения вепсов в Заволочье, начало которого, по-видимому, следует отнести к еще более раннему периоду (не позднее рубежа VIII- IX вв.). (В.В. Пименов. Вепсы, стр. 169).
Из концепции В. В. Пименова вытекает вывод о бытовании среди русского населения новгородских земель (область вепсов —чуди на северо-восток от Новгорода) рассказов о народе, необычном по языку, внешности, образу жизни, религии. На этом этапе развития повествований еще совпадает летописное и народное употребление термина «чудь». Когда же новгородцы проникли на Урал, они встретили там аборигенов — народности угро-финского племени — коми (пермяков, зырян), манси, югру (вогул), во многом сходных с вепсами — чудью по языку, внешности, образу жизни, религии. По аналогии с чудью заволоцкой аборигенов Предуралья и Урала новгородцы прозвали чудью. Через новгородцев сталоизвестно, что в земле Пермь живет чудь, наполовину в земле, говорит на своем языке, поклоняется идолам. По мере проникновения колонизации на восток, за Уральский хребет продвигалось на восток и представление о чуди, приобретая в разных местах «разнообразные областные значения народного характера» в отличие от сравнительно определенных, более или менее устойчивых летописных традиций». (А.И. Попов. Названия народов СССР, стр. 70).
По мнению Д. М. Лебедева, легенды о чуди нашли отражение в одном из ранних документов, появление которого относится к XV в. - в известном сказании «О человецехъ незнаемых на восточной стране и о языщехъ розныхъ». С автором можно согласиться, хотя в довольно ограниченной степени; речь может идти лишь об отголосках сюжета «живут в земле», дважды встречающихся в названной рукописи:
«В той же стране, въ верху реки Оби реки великиа, есть такова земля: Балдъ именуется; леса на ней нетъ. А людие на ней, какъ и прочий человеци, живутъ въ земле ...». (А.Титов. Сибирь в XVII веке, стр. 5). И еще: «Въ верхъ тоя жъ реки Обь великиа, въ той же стране, есть иная Самоедь: ходятъ по подземелью иною рекою день да нощь со огни»... (Там же, стр. 6). (подчеркнуто мной — В. К).
Прикрепление названия «чудь» к народу, живущему по Оби, в земле, отражает тот этап в судьбе преданий, когда «чудь» становится понятием нарицательным и начинает прилагаться к народностям, жившим до прихода русских. Убедительно свидетельствуют об этом сибирские летописи XVII в. В них выявляются следующие отголоски преданий о чуди:
а) во времена Чингиза чудь жила на реке Иртыш; (Сибирские летописи. СПб, 1907, стр. 18 (Строгановская летопись по сп. Спасского); стр. 114 (Есиповская летопись по Сычевскому списку); стр. 182 (она же по списку Ундольского); стр. 272 (она же по Погодинскому списку).
б) чудь жила по всей Сибирской земле, а как называлась - неизвестно: в памяти не сохранилось, в писаниях не найдено; (Там же, стр. 117 (Есиповская летопись по Сычевскому списку); стр. 185 (по списку Ундольского); стр. 262 (по Абрамовскому); стр. 272 (по Погодинскому).
Ваше Величество, один мой мурманский приятель еврей по отцу и финн по матери. При этом внешне - ну просто истинный ариец, ну прямо сын Одина, и в Финляндии был уже раз десять, а в Израиле - ни разу! Вы его примете в свою свиту?
Люди! Мы, вепсы, остались после всех неблагоприятных внешних условий и существуем до сих пор. Просто языковая ассимиляция уже почти завершена // Ristitud! Olem bepslaazed i jäim elegil tähäsai, olem olmas kaikid irdalizid sättutomusid vasthapäi. Kel'sulatand muite om läz täuz.
(язык - как доказательство).
Про берёзу всё не так. Это священное дерево. Как только человек может садить деревья, он садит берёзу недалеко от окна дома, и она считается его оберегом до конца жизни и даже после жизни (люди из Росатома и Роскосмоса меня поймут). Рубить её нельзя. Другой священный предмет - обеденный стол, ставится тоже у окна (в обычные дни), но в избе, видимо, чтобы чаще видеть свой оберег. В дни поминовения усопших захоронение окружают берёзовыми ветками - встречается тоже только у вепсов. И, конечно, это немногое из деревьев твёрдой породы существует с большим народно-хозяйственным значением, не глядя в мифологию.
Язык вепсов дожил до наших дней (это удивляет само по себе) значительно сохранившимся. Каждые 4 из 5 самых древних основ те же, что и в финском, в остальном различия настолько велики, что позволяют считать вепсов отдельной нацией. Наряду с многочисленными переплетениями основ с русским языком, существуют более 150 параллелей с японским языком, более 50 с китайским и более 20 с санскритом. Вы верите в телепортацию, потому что где Карелия - и где ареалы этих языков, и какая такая R1 в Японии и Китае, для неё и дела не было, там только N в числе до 2 процентов, и только в районе Куньмина N более трети? Скажем России "Доброе утро, Вьетнам" - вслед за Фоменко? Что думают знатоки параллелей вьетнамского языка с японским? Хуннов и монголов не назовёшь выходцами из Юго-Восточной Азии, а вепсов, и значит, и значительную долю русских - назовёшь. Таким образом, монголы и русские - разные народы, и нашествие было. Кто такие славяне? Видимо, так (slavs) западные историки назвали тех, кто кликал slava - "ура" по-китайски и до сих пор.
Мои горячие соболезнования сексотам ФСБ и прочим андреям паршевым..... О Бенедикте Спинозе. Прожил всего 44 года И успел за столь короткое время сделать потрясающе много. Спиноза жил в своеобразную эпоху. Ещё вовсю цвела и пахла отрыжка средневековья – Святая Инквизиция. И молодой человек в 24 года (!) не побоялся высказывать собственные идеи, иметь собственное мнение. Высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов и фактический отход от иудаизма приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины в 1656 году. В возрасте 24 лет его отлучили от еврейской общины, главным образом из-за идей, которые противоречили устоявшимся в обществе традициям. Он блестяще знал философию (греческую, средневековую) и новую, в том числе Гоббса, Гассенди, Макиавелли, Джордано Бруно. А изучать труды Джордано Бруно в ту, скудную юмором, эпоху дорогого стоило. Спиноза знакомится с трудами Рене Декарта Охранители, консерваторы, ревнители ТРАДИЦИИ не унимаются. - В 1660 году Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», Спиноза уезжает из Амсердама. Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) создаёт прочное мнение о Спинозе как атеисте. – А это уже пахнет обвинением со стороны инквизиции. От серьёзных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу В 1678 году все произведения Спинозы запрещаются. Труды философа представляют из себя синтез научных идей Средневековья и Древней Греции, философии стоиков, неоплатонистов и схоластики. Пытался распространить «коперниковскую революцию» на сферы метафизики, психологии, этики и политики. Его изречения: «Вещь не перестаёт быть истиной от того, что она не признана многими» «Свобода есть осознанная необходимость». И с первым и со вторым согласен я АБСОЛЮТНО. Вот так в 2016 году может быть не покрыто паутиной созданное философом-провидцем 350 лет назад. хасидизм как «тайное знание» возник ещё в начале нашей эры Хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме акцент на личном переживании. Собственно же хасидское движение как секта, выделившаяся из ортодоксального иудаизма и противопоставившая себя ему, появилась в Германии XII—XIII веков. Самый известный хасид Бешт организовал в Подолии народное движение, участники которого называли себя хасидами. Бешт родился в бедной еврейской семье на границе Польши. Некоторое время он был сторожем в синагоге и там познакомился с богатым приезжим юношей. Вместе они стали заниматься каббалой по тайным книгам, которые привез этот юноша. Во время одного из магических сеансов товарищ погиб от злых сил, а он сам бежал из родного города. Спустя некоторое время он выступил с проповедью религиозного пантеизма. - Это уже конкретный отход от авраамического направления. Это – бунтарство. Это – поступок. Марк Шагал - хасид. А для меня Шагал – интеллигент. Внесший колоссальный вклад в искусство XX века. Вы чётко даете понять - вы за традицию, за хранителей традиционности. Даже в иудаизме. – Парадоксальность, вам, ребята, не чужда. Вас, ребята с Лубянской площади, уедает НОНКОНФОРМИЗМ??? – Так это – обязательная примета интеллигентности. И Спиноза и его выводом о «Свободе как осознанной необходимости» И хасиды растабуировавшие пантеизм - НОНКОНФОРМИСТЫ. Пошедшие против массового течения. Подвергшие критике ТРАДИЦИЮ. Пошедшие поперёк течения СИСТЕМЫ (властной системы!), коей в их случае являлись раввины. Вас пугает именно это - отвержение традиции. То есть вас пугает ПРОГРЕСС. (Спиноза и по сию пору прогрессивен). Как к хасидам относятся еврейские прогрессисты - иудеи-реформисты точно не знаю. Но, видимо именно хасиды своим шагом критического отношения к единственно возможному в те времена течению иудаизма (ортодоксальному) и поспособствовали нарождению реформистского иудаизма. В основе мировоззрения реформистского иудаизма лежит идея свободы выбора. - Ну, что тут, будешь делать. Везде СВОБОДА. Ребята, закоренелые поборники Святой Руси, ортодоксального иудаизма (только чтобы ратовали за ТРАДИЦИЮ) интеллигентности для русских и тому подобного, я вам сочувствую.