Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Евреи России в период до середины 19 века.

prank
23 3338 16:07 14.12.2008
   Рейтинг темы: +0
  prank
prank


Сообщений: 2242
Краткий экскурс, для тех кто интересуется историей, только на источниках научной литературы и документах. Подавать буду постепенно, т.к. свободного времени катастрофически не хватает.

На присоединенных к России бывших польских землях проживали многочисленные еврейские общины, образованные после изгнания евреев в 1290 году из Англии, в 1394 году из Франции, в 1492 году из Испании, в 1497 году из Португалии, в 14-15 вв гонения в Германии привели к тому, что центр мирового еврейства переместился в Польшу и Литву. (Бен-Сассон Х.Г. Средние века// Очерк истории еврейского народа. - Иерусалим, 1993. т.I, С. 341)
Польские короли благоволили евреям, т.к. евреи сыграли на первых порах значительную роль в развитии польских городов, включив Польшу в международную торговлю. Пользуясь благосклонностью королей, евреи заняли ведущее место в польской экономике. Борьба конкурентов христианских и ремесленных классов против евреев ни к чему не приводила, т.к. польские короли с 15 в и вплоть до конца 18 века неоднократно подтверждали привелегии евреев, гарантировали охрану синагог и кладбищ, запрет кровавого навета, обязательство придти на помощь еврею, подвергнувшемуся насилию, право свободного передвижения купцам, право жить по собственным религиозным законам и судиться в рамках общины, учреждали правительственные суды при синагогах. (Эттингер Ш. Новое время// Очерк истории еврейского народа. - Иерусалим, 1993. т.II, С. 432)
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Радиоинженер
saf63


Сообщений: 7696
08:44 15.12.2008
prank писал(а):
Развернуть начало сообщения


>
> На присоединенных к России бывших польских землях проживали многочисленные еврейские общины, образованные после изгнания евреев в 1290 году из Англии, в 1394 году из Франции, в 1492 году из Испании, в 1497 году из Португалии, в 14-15 вв гонения в Германии привели к тому, что центр мирового еврейства переместился в Польшу и Литву. (Бен-Сассон Х.Г. Средние века// Очерк истории еврейского народа. - Иерусалим, 1993. т.I, С. 341)
> Польские короли благоволили евреям, т.к. евреи сыграли на первых порах значительную роль в развитии польских городов, включив Польшу в международную торговлю. Пользуясь благосклонностью королей, евреи заняли ведущее место в польской экономике. Борьба конкурентов христианских и ремесленных классов против евреев ни к чему не приводила, т.к. польские короли с 15 в и вплоть до конца 18 века неоднократно подтверждали привелегии евреев, гарантировали охрану синагог и кладбищ, запрет кровавого навета, обязательство придти на помощь еврею, подвергнувшемуся насилию, право свободного передвижения купцам, право жить по собственным религиозным законам и судиться в рамках общины, учреждали правительственные суды при синагогах. (Эттингер Ш. Новое время// Очерк истории еврейского народа. - Иерусалим, 1993. т.II, С. 432)
quoted1

Поляки во все времена были продажными, хоть нам и родня.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  ФедяМитинБрат
Conkistador


Сообщений: 2633
09:14 15.12.2008
Они не продажные, а , сли верить утверждению, с помощью евреев поднимали и обогащали свою страну.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
11:22 15.12.2008
В начале 16 века, власть в Польше начинает переходить в руки шляхты, евреи начинают переселяться из королевских городов в поместья, под покровительство местной знати. Шляхта была заинтересована в передаче своих поместий в руки управляющих - это открыло перед евреями новые перспективы. Давление со стороны горожан и духовенства также побуждало переселятся в поместья шляхты.
В то время Польско-Литовское государство становится крупным экспортером леса и сельхозпродуктов в Западную Европу. Материальные интересы привлекли внимание польского дворянства к восточным окраинам государства. Польские короли, жалуя шляхте латифундии на Украине, под давлением ее все более закрепощало украинское крестьянство. Огромную роль в освоении и заселении украинских степей сыграла административная, коммерческая и финансовая деятельность евреев. (Краткая еврейская энциклопедия. - Иерусалим, 1986. Т. 3 С. 256)
Экономический подъем Польши, близость Турции, доступ к Балтийским портам способствовало развитию еврейской транзитной торговли, вексельная система, введенная в оборот евреями и находящаяся полностью в их руках, говорила о высоком уровне развития торговой деятельности евреев. (Бен-Сассон Х.Г. Средние века// Очерк истории еврейского народа. - Иерусалим, 1993. т.I, С. 347)
В поьском обществе в это времявозникает напряжение в духовной и социально-классовой областях жизни, завязался узел противоречий, разрешение которого продолжалось беспуспешно на протяжении последующих веков. Усиление влияния иудаизма, растущий прозелитизм, связанные с Реформацией, привели к обострению антиеврейской агитации со стороны католического духовенства. Дискуссии с евреями и наветы приняли небывалый размах. ((Бен-Сассон Х.Г. Средние века// Очерк истории еврейского народа. - Иерусалим, 1993. т.I, С. 352)
Не прекращались попытки горожан ограничить права евреев, некоторые города изгнали их из своих пределов. Но особенный накал противоречий имел место на Украине, где вспыхнули крестьянские и казацкие бунты. Украинское крестьянство, в массе православное, подвергалось жестоким гонениям со стороны шляхты и католического духовенства. В 1496 г крестьянам запретили носить хорошую одежду, в 1503 г Петроковский сейм запретил им свободу передвижения, Радомский сейм лишил права подачи жалоб и подчинил их суду помещика, в 1521 г сейм окончательно закрепил их к земле. Большинство евреев обратились к аренде дворянских поместий, мельниц, корчем и т.д., превратились в преследователей и жестоких эксплуататоров. (Цеттербаум Макс. Классовые противоречия в еврейском обществе. - Киев, 1906. С.13).
Католическая церковь, насильно насаждая унию, отдавала православные храмы в аренду евреям. (Толстой М.В. История Русской церкви. - М., 1991. - С.526)
Ключи от храмов и колоколен, возможность проведения религиозных обрядов, церковных праздников - все это находилось в руках откупщика-еврея. (Цеттербаум Макс. Классовые противоречия в еврейском обществе. - Киев, 1906. С.15).
Жестокие насилия вызвали ответную реакцию со стороны украинских повстанцев в середине 17 века. (Костомаров Н.И. Материалы и исследования. Богдан Хмельницкий. - М., 1994. - С.220-240)
Казаки под предводительством Б. Хмельницкого, прозванного евреями \"Хмель-Злодей\", беспощадно расправлялись с поляками и евреями. (Цеттербаум Макс. Классовые противоречия в еврейском обществе. - Киев, 1906. С.16).
Тот факт, что они вешали рядом ксендза, дворянина, еврея и собаку свидетельствует о том, что движение носило в основном социальный, отчасти религиозный, но не национальный характер. (Дубнов С.М. Об изучении истории русских евреев. - СПб., 1891. С.44)
Результатом действий украинских повстанцев был разгром процветающих еврейских общин в Белоруссии и на Украине, толпы евреев хлынули в польско-литовские общины, тысячи были уведены в плен союзниками Хмельницкого крымскими татарами и проданы в рабство (большинство потом были выкуплены турецкими евреями). (Краткая еврейская энциклопедия. - Иерусалим, 1986. Т. 3 С. 257)

Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
14:09 15.12.2008
Слабость королевской власти способствовала продолжению смуты на Украине вплоть до окончательных разделов Польши. Вольное казачество еще целое столетие после Хмельницкого продолжало поднимать мятежи против польских панов, устраивать еврейские погромы. Последнее таким событием было в 1768 году в городе Умани, где гайдамаки вырезали, наряду с поляками, около 20 тысяч евреев. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 39)
Многовековая вражда между малороссами, поляками и евреями наложила отпечаток на их отношения между собой и в рамках Российской империи. Из всех национальных движений Восточной Европы именно украинский национализм выделялся особой ненавистью ко всему инородному в целом, и к евреям в частности. (Авинери Ш. Основные направления в еврейской политической мысли. - Иерусалим, 1990. С. 243)
Присоединение к России белорусских и украинских территорий имело положительное значение для евреев. Суровая политика российских государей в отношении своих подданых способствовало известному умиротворению в крае.
На территориях присоединенных к России, издавно проживали многочисленные, хорошо организованные и сплоченные еврейские массы. Несмотря на потрясения 1648-1648 гг., еврейская диаспора в Польше и Литве продолжала оставаться крупнейшим центром всего еврейского народа, а ее автономные учреждения пользовались влиянием за пределами страны.
Еврейская автономия достигла высшего расцвета в 16-18 вв. Официальным представителем всех евреев государства был главный раввин, с 1501 года избираемый всеми еврейскими общинами. Он пользовался неограниченными полномочиями судить, выносить приговоры, подвергать наказанию и отлучению от синагоги согласно Моисеевым законам и обычаям. В середине 16 в возник Ваад (Совет) из 9 областных общинных глав и трех раввинов, Верховный суд, заседавший на ярмарочных съездах, заложены основы взаимопомощи всех евреев государства. Основной ячейкой всей системы еврейского самоуправления была община, имевшая свое руководство и свои общественные и религиозные учреждения, обнимающие судебную, налоговую, благотворительную и другие сферы жизни. Община имела своего ходатая, защищавшего ее интересы перед властями и горожанами.
Из сохранившихся денежных отчетов еврейских общин в Польше видно, что в среднем 70% и более всего бюджета общины уходило на подкупы и подарки недоброжелателям из среды духовенства и власти а также на судебные издержки. 14-15 % расходовались на благотворительные цели, остальяная - на административные издержки и жалованье. (Краткая еврейская энциклопедия. - Иерусалим, 1986. Т. 3 С. 259)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
02:33 16.12.2008
Ваады строго регулировали жизненный уклад евреев всего королевства, выносили решения по вопросам личной и общественной жизни еврейства (например, оказывали давление на еврейских арендаторов, чтобы на арендованных поместьях крепостные не работали по субботам на барщине. (Краткая еврейская энциклопедия. - Иерусалим, 1986. Т. 3 С. 260)
К середине 16 векаобщина польских евреев трансформируется в новую более развитую общественную организацию - кагал. Выросший из недр еврейской жизни, усвоив структурные особенности немецких городов, кагал стал основным посредником между еврейством и властями. Численный состав должностноых лиц кагала зависел от размеров общины. Он избирался по двухстепенной системе из состава прихожан всех синагог общины. Важную роль играли старшины (роши и тувы), упрвлявшие делами, даяны (судьи) и габан (попечители, старосты религиозных и воспитательных учреждений). В структуре кагала существовали различные комиссии, ведающие отдельными частями управления - контрольные, благотворительные, больничные и т.д. Кагал собирал в пределах своего района подати, вносил их в государственную казну, производил раскладку общих и специальных налогов, заведовал молитвенными домами, школами и прочими общинными учреждениями, совершал купчие крепости на недвижимое имущество, устанавливал правила торговли и ремесел, разбирал тяжбы между членами общины. Высшим духовным представителем считался раввин, находящийся в зависимости от кагала, бравшего его на службу.
Кагал почти сразу оказался в руках общинной верхушки.Обладая в союзе с раввинатом всей полнотой власти, руководство кагалов нередко злоупотребляли ею: расхищали общественные средства, неправильно раскладывали подати, преследовали хасидов и стремившихся к светскому образованию. До социальных конфликтов, однако, дело не доходило - религиозно-этнические факторы преобладали над социальными различиями, укрепляли общинную солидарность. Располагая столь широкой автономией, не усвоившее даже польского языка, имея весьма напряженные отношения с местным населением, 900-тысячное еврейство оказалось в русском подданстве. (Сборник материалов об экономическом положении евреев в России. - СПб., 1904. Т.1 С. XVIII)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
06:43 16.12.2008
Российское правительство не осознавало всю сложность специфических еврейских проблем, полученных в наследство от Польши, которые усугубились из-за различий польского и российского общественно-государственного строя.Наибольшее воздействие испытали торгово-промышленные классы польского общества. Вырванные из сферы международной торговли, им пришлось существовать в рамках иного экономического уклада. В то же время многочисленность еврейского населения, его сплоченность и обособленность, весь груз социально-экономическихз и общественно-культурных еврейских вопросов привели к смене проводимой до этого в России случайной политики в отношении евреев (личные симпатии государей, религиозные соображения и т.д.) политикой, диктуемой соображениями политическими и социально-экономическими.
По воссоединении в 1772 г Белоруссии, Именной указ 16 августа 1772 г признал всех жителей (в том числе евреев) русскими поддаными \"на одинаковых правах с прочими жителями\". (1ПСЗ. Т.19. №13850. СПб., 1830. С.555.)
Евреи сохраняли право вероисповедания, собственности и прочие вольности и преимущества русских поданных. Россия оказалась первым государством в Европе, которое предоставило право евреям избирать и быть избранными в городские думы. (Эттингер Ш. Новое время// Очерк истории еврейского народа. - Иерусалим, 1993. т.II, С. 439)
13 сентября 1772 г легитимизированы еврейские кагалы, указами 17 октября 1776 г и 16 июня 1782 г кагалам было придано значение специально-еврейских учреждений с административно-судебными функциями. Таким образом русское правительство признало национально-религиозную автономию евреев. (1ПСЗ. Т.19. №13865 СПб., 1830. С.571; 1ПСЗ. Т.20. №14522 СПб., 1830. С.436-437; 1ПСЗ. Т.21. №15436 СПб., 1830. С.583-584)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
12:24 16.12.2008
Стремясь развить экономическую роль городов, Екатерина II удовлетворила просьбу евреев о приписке к купечеству, указ 1780 г полагал взимать с них сбор с капиталов в размере какой был установлен для прочего купечества, незаписавшиеся в оное в 1783 г были включены в мещанство. (1ПСЗ. Т.20. №14962 СПб., 1830. С.907; 1ПСЗ. Т.21. №15724. СПб., 1830. С.910)
Указ Сената 3 мая 1783 г отменял стеснительные для евреев законы, воспрещавшие евреям арендовать, а помещикам отдавать им в аренду винокурни и корчмы в своих деревнях. Указ потребовал не принуждать евреев селится в городах, если они живут в деревнях, не запрещать им заниматься промыслами в уездах, не запрещать им отлучки из города, подати и общественные сборы предоставить им платить по свободной между ними раскладке, допустить их к выборам в судейские и прочие от купечества и мещанства должности, к занятию должностей в городовых магистратах, ратушах и городских думах, оказывать содействие евреям в делах о раздаче в городах мест под строительство и т.д. (1ПСЗ. Т.21. №15724. СПб., 1830. С.910)
Евреи активно воспользовались этими правами. В 1784 г в Могилевской губернии из 15593 евреев, обложенных государственным сбором, числилось в купечестве 10%, а среди христианского торгово-промышленного класса из 7522 душ купцов было около 5,5%. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 58)
Широкое участие в выборах, а затем и деятельность в органах самоуправления вызвали протесты со стороны заинтересованных кругов христианского общества, а также негативную реакцию местных властей.
13 мая 1785 г. Екатерина II повелела белорусскому генерал-губернатору Пасеку исполнения закона о равноправии евреев, хотя местные власти, стесняя права евреев заниматься винным промыслом и жить в селах и деревнях, действовали по российским законам, запрещающим купцам и мещанам проживать в уездах. (Кизеветтер А. Посадская община в России 18 в. – М., 1903. С. 51, 54)
Екатерина II нарушила собственное повеление Сенату от7 февраля 1782 г по поводу «непорядков» в Олонецкой губернии, причину которых она усмотрела в том, что мещане и купцы, проживая в крестьянских поселениях, пользуются «прибытком сих последних с крайним их утеснением. (1ПСЗ. Т.21. №15459. СПб., 1830. С.623)
Завязался узел противоречий, разрешение которого затянулось на полтора столетия.
Переселяя русских купцов и мещан в города, администрация видела перед собой группу лиц, составляющих часть русского населения. Когда же стали выселять евреев, то оказалось, что этой мере подвергается все еврейское население, проживавшее в уездах, ибо, кроме купцов и мещан, среди евреев не было членов других сословий. С другой стороны, при крепостной зависимости основной массы русского православного населения (крестьянства), а также государственного закрепощения христианского торгового класса (русские мещане еще в 1796 г не могли переходить из губернии в губернию, даже с согласия начальства), еврейское население, во всей своей массе распологая правом проживания, виноторговли и промысла в селах и деревнях, а также правом внутреннего самоуправления, получало известные преимущества перед христианами. Положение усугублялось тем, что основная масса евреев проживала именно в уездах, кроме того евреи стали активно записываться в купечество вне Белоруссии во внутренние губернии России, в то время как христиане-купцы еще не получили права свободного передвижения. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 63, 41) Это вызывало протесты со стороны христианского торгового класса, а местная администрация, вопреки указу императрицы о равноправии евреев, продолжала издавать распоряжения ограничительного характера.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tim X
aq555


Сообщений: 1041
17:13 16.12.2008
Вот так начиналось еврейское иго в России..
Затем были масоны, сврежение царя, уничтожение православных, а теперь уже открытый грабеж и замаскированное физическое уничтожение населения России..
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
07:10 17.12.2008
Екатерина II была вынуждена отступить от принципа равноправности евреев в указе 23 декабря 1791 г. В нем разрешалось евреям поселяться в Новроссии и записываться в купечество и мещанство в Екатеринославском наместничестве и Таврической губернии, но запрещалось записываться в купечество во внутренние российские города и порты, причем правом гражданства и мещанства указ дозволил пользоваться только в Белоруссии. (1ПСЗ. Т.23. №17006. СПб., 1830. С.287.)
23 июня 1794 г вышел указ о взыскании двойной подати с евреев мещан и купцов в некоторых губерниях и Таврической области. (1ПСЗ. Т.23. №17224. СПб., 1830. С.532.)
7 сентября 1994 г воинская повинность для евреев была заменена денежной. (1ПСЗ. Т.23. №17249. СПб., 1830. С.554.)
Указом 3 мая 1795 г евреев, пребывающих в селениях, предписывалось по возможности переселять в уездные города, «дабы сии люди не скитались во вред обществу». (1ПСЗ. Т.23. №17327. СПб., 1830. С.694.)
Отношение к евреям коренного населения, вынудило правительство, вопреки желанию императрицы, встать на путь ограничения торговой и промышленной деятельности евреев, их права жительства и доступа в сельские местности. Слабость христианского купечества и крепостное право постепенно приводили к уяснению верховной властью мысли о необходимости определенной защиты христианского населения от более предприимчивых и сплоченных евреев. Процесс осмысления существа еврейской проблемы только начинался. На первый план выдвигалась задача учета мнения большинства коренного населения в отношении евреев, с целью не допустить возможные социальные потрясения на национально-религиозной почве. Проблемы еврейского населения, во многом исходящие из оригинальной исторической судьбы, в учет не принимались, т.к. не были еще известны. Из-за несоответствия жизни в Польше к жизни в России возникла черта оседлости. Отличные своим укладом внутренние губернии были закрыты для евреев. В черте оседлости евреи, получив одну треть мест в органах самоуправления были изъяты из под власти помещика, став лично свободными. Определением от 1 августа 1800 г Сенат решил, что помещик не имеет право суда и расправы на евреями, а должен обращаться с жалобами в присутственные места. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 67)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
14:18 17.12.2008
Впервые для законодателя еврейский вопрос обнаружился во всей сложности и противоречивости после причин голода в Белоруссии сенатором, поэтом, впоследствии министром юстиции Г.Р. Державиным. Игнорируя сложившийся в Польше своеобразный социально-экономический уклад еврейского населения, обратив внимание на ведущее место евреев в хозяйственной жизни края и их обособленность от окружающего населения, он объявил в своей официальной записке именно евреев главными виновниками бедствия крестьян. Придя к заключению, что еврейский народ нечестным путем властвует над коренным населением, сенатор предложил следующие меры: ликвидировать долги христиан евреям, сделав перепись евреев, оставить в Белоруссии лишь часть, остальных переселить в Астраханскую и Новороссийскиую губернии, уничтожить кагалы, отменить кагальные сборы, сравнять евреев с прочими жителями в уплате податей, учредить школы с преподаванием на русском языке, поощрять их к земледелию и другим отрослям полезного труда. Все это он изложил в своих записках.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
06:05 18.12.2008
Державин выявил ряд характерных черт еврейской общественной жизни, такие как невежественность значительной части евреев, полную изолированность от окружающего населения, отвращение от производительного труда.
Талмудист, поборник просвещения Менаше Илиер видел причину нищенского существования многих евреев в нежелании добывать средства к жизни собственным трудом и в ранних браках, из-за чего молодые люди, обремененные семьями и не имеющие никаких заработков, толпами обращались к торговле, а так как «она не может прокормить всех …прибегают к обману». М. Илиер призывал евреев к земледелию. Обвиняя кагальную верхушку в игнорировании интересов народа, распоряжений правительства, хотя бы они несли с собой блага для народа, он призывал ученых евреев сделать изменения в религиозных обрядах и отказаться от нелепой системы воспитания. Предложения М. Илиера были встречены в еврейской среде враждебно, лишь из уважения к учености его не предали херему, но книги Менаше изъяли из обращения. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 171)
На основании представленных Державиным сведений о ситуации в Белоруссии, 9 ноября 1802 г был учрежден Особый комитет по еврейским делам, которому поручалось рассмотреть проект Державина и «распространить благоустройство евреев и в прочих приобретенных от Польши, а равно и в полуденных губерниях». Из рассекреченных в конце 70-х годов 19 века кагальных документов минского еврейского общества выяснилось, что записка и сами действия правительства вызвали тревогу и переполох в еврейском мире. Кагалы и предводители городов собирались на чрезвычайные собрания через каждые три дня, а затем решили послать в Петербург депутацию с целью просить государя, чтобы «у них никаких нововведений не делали». Так как это требовало больших расходов, то все еврейское население было обложено значительными сборами, невзнос которых влек за собой отлучение от народа (херем). (Гессен Юлий. Евреи в России. Очерки общественной, правовой и общественной жизни русских ервеев. – СПб., 1906. С.74)
Державину, стало известно, что евреи и на Державина наложили херем по всем кагалам «яко гонителя», собрали на подарки по сему делу один миллион рублей и послали в Петербург, прося приложить старания о смене его с генерал-прокурорской должности, а если это невозможно, то посягнуть на его жизнь. (Записки Гавриила Романовича Державина. 1743-1812. М., 1860. С.474-475) Из биографии Г.Р. Державина мы знаем, что вскоре он был отправлен в отставку.
Предлагаемые Г.Р. Державиным меры не были утверждены правительством. В то время Александр I был полон либеральных идей, которыми увлекался, будучи наследником престола. Атмосфера вокруг императора не допускала в отношении евреев стеснительных мер. Огромное влияние на Александра и его сподвижников оказал член Лондонского миссионерского общества Льюис Вей, приехавший в Россию по еврейским вопросам. Вей увлек Александра идеей, что евреи царственная нация и все христианские народы должны оказывать им величайшие почести и благодеяния. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 180, 192)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
10:34 18.12.2008
Еврейский вопрос в это время начинает занимать общественную мысль. Так Пестель (декабрист) в своей «Русской правде» считал их вредными эксплуататорами крестьянской массы и думал переселить их в Палестину, причем хотел дать им необходимую военную мощь. (Пестель П.И. Русская правда. Указ Временному Верховному Правлению. – СПб. 1906. С.50-53.)
Широкое распространение сентиментальных вкусов, благосклонное отношение к евреям правительства, его веротерпимость не способствовала тогда укоренению на русской почве кровавого навета. Широко развитая польскими ксендзами и еврейской сектой франкистов ритуальная литература не имела большого хождения в России. Циркуляр правительства 6 марта 1817 г вообще запретил подобные обвинения евреев. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 183-184)
Все второе десятилетие 19 в в России Библейское общество Л.Вея превратилось практически во второй официальный орган ведомства духовных дел (А.Н. Голицын, тогда синодальный прокурор, а позже министр «сугубого министерства», был одновременно и председателем общества). Деятельность общества развивалась очень быстро и с большим успехом, по всей империи сразу же раскинулась сеть его отделений, а особое отношение к нему правительства в лице императора и князя Голицына сдерживало местные власти от каких-либо мер, против евреев. (Флоровский Георгий. прот. Пути русского богословия гл. V) 25 марта 1817 г импрератором Александром и князем Голицыным учреждено Общество Израильских христиан. (1ПСЗ. Т.34. №26752. СПб., 1830. С.119-123.) Желая облегчить положение новообращенных из иудейства христиан, закон бесплатно отводил им в потомственное владение земли, позволял, не записываясь в цеха и гильдии, повсеместно торговать и заниматься ремеслами, освобождал навсегда от гражданской и военной службы, земских повинностей и прочее, подчинял их только государю. . (1ПСЗ. Т.34. №26753. СПб., 1830. С.123-124.) Общество так и не основалось – евреев, желающих обратиться в христианство, не оказалось. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 193-194)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
11:28 19.12.2008
Состав еврейского комитета, учрежденного 9 ноября 1802 г, включал личных друзей Александра I: министра внутренних дел графа Кочубея, товарища министра иностранных дел князя Чарторыжского, графа Северина Потоцкого, графа Зубова, представитель старого режима, министр Юстиции Г.Р. Державин, был вынужден покинуть комитет до завершения своей работы. Управление делами комитета было поручено М.М. Сперанскому. Евреям было предложено выбрать из своей среды депутатов для участия в заседаниях. В их число вошли известный откупщик, подрядчик по кораблестроению, финансист, близкий друг Сперанского Абрам Перетц, его бывший учитель Лейба Невахович, наставник в доме Перетца Мендель Левин и Леон Элкан из сенатского департамента геральдики, впоследствии сблизившийся с графом Потоцким.
Выработанное комитетом «Положение о евреях» от 9 декабря 1804 г, ставило основной задачей приобщение евреев к полезному труду и устранение невыгодных для коренного населения последствий их промышленной деятельности. Запрещение проживания вне городских поселений, содержание аренд и занятие питейным промыслом сочеталось с предоставлением различных льгот желающим заняться полезным, с точки зрения государственных интересов, трудом.
Евреи, пожелавшие обратиться в земледельцев, признавались свободными и не могли быть ни за кем прикреплены, навсегда освобождались от двойной подати, а в первое время были вообще свободны от оной, им дозволялось приобретать, продавать, закладывать, дарить и завещать незаселенные земли в Литовских, Белорусских, Новороссийских и Малороссийских губерния, а также в Астраханской и Кавказской, брать в содержание помещичьи земли. При условии не заниматься питейной торговлей, им предоставляли право обрабатывать земли наемными рабочими. Фабрикантам и купцам, ремесленникам разрешалось на время выезжать во внутренние губернии России, все они освобождались от двойной подати. Фабрикантам, кроме того, отводились необходимые земли, предоставлялась ссуда и разрешение устраиваться на помещичьих землях.
Для приобщения евреев к общероссийской жизни они получили право обучаться в народных училищах, гимназиях, университетах на равных. На переходный период предполагалось учредить еврейские школы где преподавались бы польский, немецкий и русский языки.
Евреи могли избираться в члены магистратов, подчинялись в полицейском отношении ведомству местной полиции, а в судебном – обыкновенным присутственным местам. Сохранялась национально-культурная автономия еврейства. Власть кагалов оставалась не только в неприкосновенности, но даже усилилась – они стали распоряжаться вверяемыми им от общества суммами на законном основании.
Евреям по-прежнему запрещалось селиться вне черты оседлости, но сам черта была расширена: к ней были отнесены губернии Астраханская и Кавказская. (1ПСЗ. Т.28. №21547. СПб., 1830. С.731-737.)
Как видно, положение 1804 г «проникнуто искренним желанием приобщить евреев к общегражданской жизни, устранить их от той обособленности, в которой они находились по условиям, исторически сложившимся». (Слиозберг Г.Б. Политический характер еврейского вопроса. – СПб., 1907. С. XV.)
Причиной благожелательного отношения к евреям крылась в атмосфере царившей в высших государственных кругах. Предполагалось, что после приобщения к светскому образованию и производительному труду, евреи станут достойными подданными государства. Однако остро для евреев и православных крестьян стоял давний вопрос о проживании евреев в селах и деревнях.
После нескольких отсрочек действие статьи 34 о начале выселения евреев из сел и деревень было приостановлено. Причиной послужила записка князя Кочубея о невозможности подобных мер из-за бедности евреев и слаборазвитости экономики края. Указом 5 января 1809 г царь учредил третий еврейский комитет (председатель сенатор В.С. Попов) и предписал «войти в особенное и окончательное» рассмотрение вопроса. (1ПСЗ. Т.30. №23424. СПб., 1830. С.753; . 1ПСЗ. Т.30. №23435. СПб., 1830. С.756;)
К 1812 г комитет пришел к мысли о невозможности выселения евреев из деревень, что это повредит экономическим интересам всех классов и что евреи в уездах очень полезны, в связи с чем комитет сенатора Попова предлагал отменить статью 34 положения 1804 г.
Неудача постигла правительство и в предпринятых действиях по привлечению евреев к земледелию. Сказывались: многовековое отчуждение от производительного труда, отказ в поддержке желающим заняться земледелием со стороны еврейских обществ, известные предрассудки к физическому труду вообще. В немногочисленных новороссийских колониях сохранялось прежнее кагальное управление, вследствие чего поселения вновь оказывались в изоляции от окружающего населения. (Материалы комиссии по устройству быта евреев (по Империи). Часть I. – СПб., 1879. С. 7)
Не откликнулись евреи на предложенную правительством культурную реформу. Созванные в 1807 г представители кагалов настаивали на отмене культурно-просветительных постановлений положения 1804 г. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 170) В 1817 г Минский прокурор обращал внимание на то, что в местных общих училищах не было ни одного еврея, а в еврейских школах продолжали по прежнему обучать лишь еврейскому языку. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.1 С. 188)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  prank
prank


Сообщений: 2242
17:29 20.12.2008
В связи с начавшимися в начале века войнами в России остро встал вопрос о контрабанде. Необходимость в деньгах заставляла бороться с утечкой средств за границу. Еврейство, веками промышлявшее торговлей в пределах тогдашней Польши, после разделов ее на три части, трансформировало торговые связи в контрабанду. Александра I выразил недовольство перед еврейскими депутатами в январе 1817 г из-за лавины контрабанды которой занимались евреи. Депутаты обратились к кагалам с требованием прекратить контрабанду. Правительство с 1812 г неоднократно пыталось выселить евреев из пограничной черты. (Мыш М.И. Руководство к русским законам о евреях. – СПб., 1914. С. 109) 30 июня 1825 г сенатский указ окончательно запретил им селиться в пределах 50-ти верст от границы, кроме городов и местечек, где имелись кагалы, однако, попытки удаления их с этих территорий натолкнулись на непреодолимые препятствия. (1ПСЗ. Т.40. №30402. СПб., 1830. С.344)
Общее поправение курса в 20-е годы отразилось и на еврейской политике Александра I. Указ 29 ноября 1821 г потребовал выслать всех евреев из казенных селений Черниговской губернии в те города и местечки, где они были приписаны, оставлялись лишь те, кто имел откупа, но до конца откупного четырехлетия. 13 мая 1822 г указ распространен на Полтавскую губернию, через год на Могилевскую и Витебскую губернии. (1ПСЗ. Т.37. №28821. СПб., 1830. С.931; 1ПСЗ. Т.38. №29036. СПб., 1830. С.194; 1ПСЗ. Т.38. №29420. СПб., 1830. С.910.)
На основании данных ревизии и ходатайства белорусского дворянства 11 апреля 1823 евреям было запрещено держать в селениях аренды, шинки, кабаки и постоялые дворы, их контракты сохраняли силу до 1 января 1824 г. (1ПСЗ. Т.38. №29420. СПб., 1830. С.910.)
Вследствие обнаружения высокого прироста еврейского населения в России (на 175 тысяч в 1804 и на 400 тысяч в 1824 гг) правительство подтвердило запрещение водворение в страну иностранных (в основном австрийских) евреев, 30 июня 1825 г Высочайшее повеление изъяло из черты оседлости Астраханскую губернию и Кавказскую область. 26 октября 1825 г мнение Государственного совета вновь указало о недопущении еврейской торговли вне пределов 15 губерний, поименованных в положении 1804 г. (1ПСЗ. Т.39. №30004. СПб., 1830. С.458-460; 1ПСЗ. Т.40. №30404. СПб., 1830. С.348; 1ПСЗ. Т.40. №30561. СПб., 1830. С.574.)
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Евреи России в период до середины 19 века.
    The Jews of Russia in the period up to the mid-19th century.. A brief digression for those who are interested in history, the only sources of scientific ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия