Волжанин (Vladimir) писал (а) в ответ на сообщение:
> ПАЭС мощность 70 МВт заменит устаревшую и изношенную Билибинскую АЭС (45 МВт) и ещё кучи дизель-электростанций, которые работают на дорогом дизельном топливе. quoted1
Вопрос то был в другом, какие преимущества плавучей АЭС перед стационарными АЭС или ТЭЦ.
Думаю, достаточно безопасно, т.к ПАЭС рассчитывалась на заданные условия эксплуатации с большим запасом. По крайне мере безопасность должна быть выше, чем у атомных блоков на действующих кораблях.
> 4. Насколько экономически эффективно для малонаселенной северной территории. Разве что где сжиженный газ делают, но это не Чукотка. quoted1
По сравнению с дизель-электростанциями экономически эффективно однозначно. По сравнению с ТЭС тоже. Так как и дизельное топливо и бурый уголь для ТЭС на Чукотку завозят. И на Чукотке самые высокие тарифы на эл.энергию в РФ.
В европейской части России 40% электроэнергии генерируется на АЭС, а тарифы в 1,5-2 раза ниже (4-6 руб/кВт*час), чем на Чукотке и окупаются.
На википедии еще критика есть. Интересные вопросы.
Станция критикуется за крайне высокую стоимость, что вызывает сомнения в её окупаемости. Еще на старте проекта в 2007 году министр экономического развития и торговли Герман Греф отметил:[18] Стоимость одного киловатта установленной мощности плавучей атомной станции (ПАТЭС) — $7200. Это никогда не окупится. Это в семь раз выше, чем в теплогенерации.
Необходимо отметить, что за время продолжительного (12 лет) строительства ПАТЭС ее стоимость значительно увеличилась по сравнению с оценками 2007 года.
Технологический цикл ПАТЭС подразумевает 12-летнюю кампанию, после чего плавучий энергоблок необходимо отбуксировать на специализированное предприятие для среднего ремонта и перегрузки ядерного топлива, на что отводится год. В результате ПАТЭС не может быть единственным источником энергоснабжения и требует строительства резервного энергоисточника, обеспечивающего снабжение потребителей электроэнергией и теплом в то время, когда ПАТЭС проходит ремонт и перезагрузку топлива. Для резервирования ПАТЭС в Певеке запланировано строительство новой ТЭЦ мощностью 48 МВт, ориентировочной стоимостью 18,9 млрд рублей[19].
Из-за территориальной удалённости Певека от Билибино, ПАТЭС не сможет в полной мере заместить выводимую из эксплуатации Билибинскую АЭС (в первую очередь, в части теплоснабжения Билибино). В связи с этим в Билибино запланировано строительство резервной дизельной электростанции мощностью 24 МВт и водогрейной котельной, работающей на дизельном топливе, общей стоимостью 13,1 млрд рублей. Кроме того, для выдачи мощности ПАТЭС в район Билибино необходимо строительство линий электропередачи стоимостью 30,2 млрд рублей[20].
> Вопрос то был в другом, какие преимущества плавучей АЭС перед стационарными АЭС или ТЭЦ. quoted1
Строить АЭС или даже ТЭС в районах крайнего севера дорого и долго. А ПАЭС строится в доке в промышленной зоне, где под рукой все необходимые ресурсы. Легче утилизировать отслужившую ПАЭС, её отбуксируют опять же в док на завод-изготовитель, где разберут по частям.
Волжанин (Vladimir) писал (а) в ответ на сообщение:
> дизельное топливо и бурый уголь для ТЭС на Чукотку завозят quoted1
Там недалеко Ямал и месторождения газа. Вроде и сжиженный газ делают. Могли бы построить ТЭС, работающую на сжиженном газе. Завозили бы помногу на зиму запас. Было бы дешевле.
Хотя мне всё равно. В РФ деньги и затраты не считают. Пусть играются.
> На википедии еще критика есть. Интересные вопросы. > Станция критикуется за крайне высокую стоимость, что вызывает сомнения в её окупаемости. Еще на старте проекта в 2007 году министр экономического развития и торговли Герман Греф отметил:[18] > Стоимость одного киловатта установленной мощности плавучей атомной станции (ПАТЭС) — $7200. Это никогда не окупится. Это в семь раз выше, чем в теплогенерации. > > Необходимо отметить, что за время продолжительного (12 лет) строительства ПАТЭС ее стоимость значительно увеличилась по сравнению с оценками 2007 года. > > Технологический цикл ПАТЭС подразумевает 12-летнюю кампанию, после чего плавучий энергоблок необходимо отбуксировать на специализированное предприятие для среднего ремонта и перегрузки ядерного топлива, на что отводится год. В результате ПАТЭС не может быть единственным источником энергоснабжения и требует строительства резервного энергоисточника, обеспечивающего снабжение потребителей электроэнергией и теплом в то время, когда ПАТЭС проходит ремонт и перезагрузку топлива. Для резервирования ПАТЭС в Певеке запланировано строительство новой ТЭЦ мощностью 48 МВт, ориентировочной стоимостью 18,9 млрд рублей[19].
> > Из-за территориальной удалённости Певека от Билибино, ПАТЭС не сможет в полной мере заместить выводимую из эксплуатации Билибинскую АЭС (в первую очередь, в части теплоснабжения Билибино). В связи с этим в Билибино запланировано строительство резервной дизельной электростанции мощностью 24 МВт и водогрейной котельной, работающей на дизельном топливе, общей стоимостью 13,1 млрд рублей. Кроме того, для выдачи мощности ПАТЭС в район Билибино необходимо строительство линий электропередачи стоимостью 30,2 млрд рублей[20]. > https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B0... quoted1
На данном этапе с нуля создан первый промышленный образец реально работающей плавучей АЭС и технологии, необходимые для производства и эксплуатации данного высоко-технологического объекта. Это был своего рода венчурный проект, который оплатило государство. Следующие ПАЭС будут относительно дешевле в расчёте на 1 кВт вырабатываемой эл.энергии и мощнее.
Интересно, когда был создан первый смартфон или первый космический корабль, кто нибудь кричал о его экономической эффективности?
Если такие проекты доверять бухгалтерам типа Грефа, тогда никакого развития не будет и никогда ничего не построишь.
Но я не вижу ничего нового. Первый атомный ледокол в СССР был пущен на воду еще в 1960-е годы. Что нового, взять провода от электроустановки и бросить их на берег, а не по внутренней разводке корабля?
Economic (Economic) писал (а) в ответ на сообщение:
> Там недалеко Ямал и месторождения газа. Вроде и сжиженный газ делают. Могли бы построить ТЭС, работающую на сжиженном газе. Завозили бы помногу на зиму запас. Было бы дешевле. > > Хотя мне всё равно. В РФ деньги и затраты не считают. Пусть играются. quoted1
В данном случае идёт речь не об окупаемости пилотного венчурного проекта ПАЭС, а о закладке совершенно новой отрасли экономики (атомного машиностроения плавучих автономных АЭС) и о создании новых технологий в области атомного машиностроения. Вопрос окупаемости этой отрасли лежит далеко за рамками проекта ПАЭС «Академик Ломоносов».
Ну и ещё цена вопроса -- создание энергетической инфраструктуры Северного морского пути, который будет приносить в 21 веке миллиардные прибыли. Может посчитать прибыли-убытки в аспекте создания СМП?
Economic (Economic) писал (а) в ответ на сообщение:
> Но я не вижу ничего нового. Первый атомный ледокол в СССР был пущен на воду еще в 1960-е годы. Что нового, взять провода от электроустановки и бросить их на берег, а не по внутренней разводке корабля? quoted1
Вот и мне кажется, что ничего абсолютно. Тем-более что и двойные реакторы с тех же приблизительно времён на кораблях есть (во всяком случае у всех авианосцев класса Нимиц в США по два реактора) — с 1975 года
> В четверг, 19 декабря, произошло историческое событие для российской и мировой атомной энергетики: на Чукотке начала работу и выдала первый ток первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) "Академик Ломоносов". > > > > "19 декабря 2019 г. в городе Певеке (Чукотский автономный округ) плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС, проект госкорпорации "Росатом") выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского автономного округа", - сообщает "Росэнергоатом". > > В 2020 г. ПАТЭС подключат к тепловым сетям Певека и сдадут в промышленную эксплуатацию. > > ПАТЭС в составе плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" и береговых гидротехнических сооружений предназначена для энергоснабжения Чукотского автономного округа и Певека. Станция заменит мощности технологически устаревшей Билибинской АЭС и угольной Чаунской ТЭЦ. > > ПАТЭС стала самой северной АЭС в мире, забрав этот титул у Билибинской АЭС. Размещение ПАТЭС в Певеке создаст условия для ускоренного социально-экономического развития Чаунского муниципального района и Чукотки в целом, отмечает РИА "Новости". > > ПАТЭС станет одним из ключевых элементов инфраструктуры Северного морского пути (СМП) для обеспечения круглогодичной ледокольной проводки. >
> Станция разработана с большим запасом прочности для противодействия внешним угрозам, оснащена двумя реакторными установками ледокольного типа КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии, что достаточно для обеспечения энергопотребления города с населением 100 тыс. человек. > > Источник quoted1
Главное чтобы какие нибудь таджики с кувалдами и их дефективнеы менеджеры не испохабили такое дело. А так, в целом это очень рискованное предприятие, но может все будет нормально