Не стоит думать, что Украина не пыталась вернуть собственные реликвии. В феврале 1917 года только что образованная в Киеве Центральная Рада подняла вопрос возврата культурных ценностей из коллекций Эрмитажа и других российских музеев. Украинские историки и члены специальной комиссии подготовили полный реестр ценностей, и Рада в сентябре обратилась к России с требованием вернуть вывезенное. Вскоре грянул Октябрьский переворот, однако обращение украинцев не затерялось, как этого можно было бы ожидать.
Уже в начале ноября 1917 года Совнарком постановил вернуть в Украину «военные трофеи, взятые русскими у украинцев, главным образом, при Екатерине» (имелись в виду только знамена и другие реликвии Войска Запорожского), а вскоре это решение было подкреплено резолюцией ЦИК под названием «О передаче трофеев украинскому народу». В этой резолюции звучало такое обращение к украинцам: «Центральный исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов возвращает вам трофеи как память о вашей славной борьбе за свободу. Народ великорусский и революционный Петербург с приветом посылает вольному Киеву священный дар в знак братства народов».
Мало того, что «священным даром» ЦИК называет предметы, по праву принадлежащие Украине и попросту у нее украденные. Гораздо хуже, что большевики в этой же резолюции начинают искать лазейки для нарушения собственных обещаний. Под тем предлогом, что Киев обращался еще к Учредительному Собранию, а не к большевистским органам власти, а также ввиду «резкой формы, в которой представители Рады вели дальнейшие переговоры с Народными Комиссарами», переговоры «о сроке и порядке передачи реликвий» предлагалось продолжить. Обсуждение затянулось на долгие месяцы, процесс несколько раз прерывался по инициативе российской стороны, и в итоге никакие реликвии в Киев так и не вернулись.
При этом в течение всей Гражданской войны и вплоть до включения измученной Украины в состав СССР вывоз ценностей в Москву продолжался. Ну а с созданием Союза грабеж получил уже «законные» основания.
В 1930-х годах УССР еще раз попыталась вернуть национальные реликвии, однако украинские сокровища были слишком важны для России: они позволяли советским идеологам представить Россию как наследницу Руси – и это не говоря об огромной научной ценности экспонатов. Москва не только не слышала обращения Киева, но и продолжала опустошать коллекции Киево-Печерского заповедника, музеев, библиотек; в Россию вывозились казацкие клейноды, хоругви, булавы, оружие…
Довольно часто использовался такой нехитрый механизм, как вывоз экспонатов на всесоюзные выставки, после которых ценности включались в фонды музеев РСФСР. Именно таким образом в 1939 году в Эрмитаж попали уникальные сокровища Львовского исторического музея, найденные в XIX веке в Тернопольской области. Этот клад с золотыми украшениями VІІІ–VІІ вв. до н.э. (общим весом около 7 кг) не имел равных во всем Карпато-Дунайском бассейне.
Адам и Ева. Диптих. Лукас Кранах Ст. (1528 г.)
Многие ценности, хранящиеся в украинских музеях, были проданы Кремлем на Запад, чтобы получить валюту для индустриализации. Так произошло с диптихом Лукаса Кранаха Старшего «Адам» и «Ева» (1528), который был найден в Лавре в 1929 году. За него страна получила 10 тысяч долларов. Сегодня, пройдя через руки нескольких владельцев, включая Германа Геринга, диптих выставляется в музее Нортона Саймона (Пасадена, Калифорния), и его оценочная стоимость достигла 30 млн долларов.
На потребности индустриализации за 3 тысячи долларов были проданы и ворота Лаврской Крестовоздвиженской церкви, изготовленные в 1784 году киевским мастером Алексеем Ищенко. Сегодня эти кружевные ворота из чистого серебра, покрытого позолотой, выставляются в Лос-Анджелесском музее искусств.
С началом Второй мировой войны часть музейных фондов Украины, включая изделия из золота и ювелирные шедевры, была эвакуирована в Уфу – как вы уже понимаете, также безвозвратно.
Естественно, грабеж продолжило и гитлеровское командование. Нацисты вывезли экспонаты около 200 украинских музеев из Харькова, Львова, Днепропетровска, Полтавы, Сум, Херсона – всего более 300 тысяч предметов, включая 700 уникальных икон. После капитуляции Германии многие похищенные сокровища были возвращены в СССР – однако вновь не на территорию Украины. Украденное гитлеровцами присвоила Москва.
В течение 1970–1980-х годов на территории Украины действовали археологические комиссии российских учреждений, которые беспрепятственно вывозили все найденное – только опись их находок занимает 400 машинописных страниц. В российских музеях оказались античные драгоценности Юга Украины, скифские древности, древнерусские памятники Киева, Галича, Владимира-Волынского. Практически весь античный отдел Эрмитажа строится на находках из Крыма, Николаевской и Херсонской областей, отдельный зал отведен для находок дофракийского периода из Закарпатья. Попытки вернуть экспонаты ни к чему не вели: столичные музейщики отвечали, что украинские реликвии имеют слишком высокую художественную ценность, чтобы храниться в провинциальных музеях.
За годы существования СССР Украина утратила более 700 исторических коллекций.
Уже летом 1991 года, когда оставался один шаг до независимости, возле села Капустино в Черкасской области был найден большой монетный клад и мужской серебряный пояс. Находку передали в Шполянский райотдел милиции, однако там ее не смогли оценить и отправили для этого в Москву. Как вы сами понимаете, в Москве клад и остался, несмотря на неоднократные запросы Черкасской археологической инспекции.
Да, международное право защищает возврат культурных ценностей, и таким образом в Украину начиная с 2000 года уже возвращен ряд предметов из США, Канады, ФРГ, Италии – в основном они были вывезены в годы Второй мировой. Но РФ ничего возвращать не собирается.
Об этом говорит и принятый в 1998 году закон № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», согласно которому все реликвии, перемещенные на территорию России после войны, считаются ее национальным достоянием. Неимоверными усилиями украинских ученых были возвращены два надгробия VI–VII вв., вывезенные в 1964 году из Херсонеса «во временное пользование для выставки в Ленинграде», а также часть фресок Михайловского Златоверхого собора.
> > Хотелось бы напомнить пользователям из раши. > Сегодня ваше место на свалке истории,вы никто и звать вас никак.
> Отныне и на века вы будете вечными изгоями,потому,что ни одна цивилизованная страна не будет иметь с вами никаких дел,ну если только пираты Сомали,да Северная Корея и то,очень сомнительно. > Прошу запомнить на будущее,обсуждать ситуацию в Украине имеют моральное право только украинцы и никто более. > Вас сюда никто не звал,не суйте свое свиное рыло в чужую страну. quoted1
1. Рашка - это деревня в Сербии. Что она тебе плохого сделала? 2. Мы на форуме Украины и имеем полное право ее обсуждать. 3. Изгои???? На ссамите Япония-Россия который прошел сегодня подписанны многомллиардные контракты. Идет закупка в военной сфере. В России закупают самолеты и другую технику. Так что об изгоях это у вас, уважаеммый ложная информация. 4. Скажи умник, если против нас ввели ссанкции то почему нефть дорожает и бакс и евро дешевееют по отношению к рублю?
В российских музеях немало ценностей, имеющих для Украины не просто культурное значение. Они наполнены глубоким историческим смыслом и являются символами украинской державности.
Водосвятная чаша Богдана Хмельницкого
Так, в коллекцию Государственного исторического музея входит серебряная водосвятная чаша Богдана Хмельницкого. На ней отчеканен герб Войска Запорожского и инициалы гетьмана и начальные буквы его титула. В 2002 году эта и другие реликвии полгода выставлялись в национальном историко-культурном заповеднике «Чигирин», и украинские ученые очень хотели бы получить их обратно, однако переговоры не принесли результата. Представители Государственного исторического музея заявляют, что водосвятная чаша Богдана Хмельницкого «занимала, занимает и будет занимать… достойное место среди российских ценностей».
Сокровища из кургана Куль-Оба
В 1830 году в кургане Куль-Оба возле Керчи было найдено богатое скифское захоронение IV века до н.э. По свидетельству очевидцев, там было «множество различных бронзовых, серебряных и золотых сосудов и вещей, коих некоторая часть самой изящной работы и цены по археологическому достоинству и качеству металла… Никогда еще в сем краю не было сделано подобного открытия в отношении к древностям». Керченский градоначальник мечтал оставить богатую находку в городском музее и почти год тянул с передачей ценностей в Петербург. Однако весовые категории были неравны, так что после длительной переписки богатая находка стала жемчужиной собрания Эрмитажа, где хранится по сей день.
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> Украденная украинская история > > В российских музеях немало ценностей, имеющих для Украины не просто культурное значение. Они наполнены глубоким историческим смыслом и являются символами украинской державности. quoted1
В 1862–1863 годах была раскопана большая скифская могила конца IV века до н. э. в кургане Чертомлык, в окрестностях Никополя (Днепропетровская область). Золотые и серебряные украшения, оружие, а также амфора, на фризе которой изображены скифы, укрощающие диких лошадей, считаются лучшими образцами скифского ювелирного искусства. Хранятся они также в Эрмитаже.
Серебряная амфора из кургана Чертомлык
В 1912 году у села Малая Перещепина, в 13 км от Полтавы, был обнаружен огромный клад, включавший свыше 800 предметов, общий вес его золотых изделий превысил 25 кг, а серебряных – 50 кг. Предполагается, что это захоронение Кубрата, основателя Великой Болгарии. Содержимое клада хранится в Государственном Эрмитаже, в Особой кладовой. Часть находки разворовали крестьяне, и затем знаменитый украинский меценат Богдан Ханенко выкупил эти предметы на рынке антиквариата и передал киевским ученым. Перещепинский клад пытались вернуть в 1932 году, однако он так и остался в Ленинграде.
Дмитрий Солунский. Мозаика из Михайловского Златоверхого собора
Одним из важнейших экспонатов Третьяковской галереи стала мозаика с изображением Дмитрия Солунского из Михайловского Златоверхого собора, разрушенного в 1937 году. Сам собор был построен еще в XII веке, в домонгольский период, пережил множество реконструкций и имел огромное историческое значение. Однако в середине 1930-х годов его решено было снести, несмотря на сопротивление искусствоведов. К счастью, власти позволили снять со стен древние мозаики и фрески и перенести их в Софийский собор.
В 1938 году Третьяковская галерея временно, на 3 месяца, для выставки «750-летие Слова о полку Игореве» попросила предоставить ей мозаику «Дмитрий Солунский», а также еще несколько барельефов и фресок XII века. Прошло почти 80 лет, а взятое на 3 месяца так и не возвращено.
> > Хотелось бы напомнить пользователям из раши. > Сегодня ваше место на свалке истории,вы никто и звать вас никак.
> Отныне и на века вы будете вечными изгоями,потому,что ни одна цивилизованная страна не будет иметь с вами никаких дел,ну если только пираты Сомали,да Северная Корея и то,очень сомнительно. > Прошу запомнить на будущее,обсуждать ситуацию в Украине имеют моральное право только украинцы и никто более. > Вас сюда никто не звал,не суйте свое свиное рыло в чужую страну. quoted1
Ты это дяденьке Трампу скажи. Заодно и японцам, ато кляты санкции надумали снимать. Япономать их за ногу