Правила форума | ЧаВо | Группы

Все обо всем

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

ГИБЕЛЬ КОСМОНАВТА №0.

Свідомий
84 1647 16:52 12.04.2021
   Рейтинг темы: +2
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
За 19 дней до полета Юрия Гагарина в Звёздном городке произошла страшная трагедия. 23 марта 1961 года погиб член первого отряда космонавтов СССР Валентин Бондаренко.


Эта трагедия на десятилетия была засекречена, поэтому и сегодня о ней мало кто знает.
Нелепая первая жертва среди космонавтов.
Он погиб от пожара в барокамере на десятые сутки 15-суточного эксперимента.

ВОЗГОРАНИЕ СПИРТА.

Позже было установлено следующее. Валентин Бондаренко проходил испытания на одиночество в сурдокамере.
В помещении очень небольшого объема, где можно было только встать с кресла или же полуоткинутся в нём для сна, он провел девять суток.

Трагедия произошла на десятые. Как раз когда заканчивался эксперимент. У ног космонавта стояла электрическая плитка, на которой он разогревал пищу. Одновременно Валентин начал снимать с тела медицинские датчики. Протерев кожу ваткой, смоченной в спирте, он, не глядя, бросил ее в корзину для мусора. Но попал на включенную электроплитку. В атмосфере чистого кислорода пожар вспыхнул моментально. Сразу открыть двери оказалось невозможно из-за перепада давления.
Когда спасатели всё-таки ворвались, было уже поздно.
Бондаренко находился ещё в сознании. Он бормотал: "Никого не наказывайте. Я сам виноват. Сам…"

В архивных фондах музея Центра подготовки космонавтов имени Гагарина из более чем 20 тысяч документов и экспонатов лишь одна картонная папка хранит в себе память о Валентине Бондаренко.

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ.


Валентин Бондаренко родился в Харькове 16 февраля 1937 года в рабочей семье. Будущий космонавт грезил небом с детства. В старших классах занимался в Харьковском аэроклубе. В 1954-м он окончил школу, поступил в Ворошиловградское военное авиационное училище.
В 1956 году его перевели в Грозненское училище, оттуда — в Армавирское. Окончил его в год запуска первого искусственного спутника Земли.
Затем проходил службу в Прибалтике. "Трудолюбив. Летать любит, в полётах не устаёт… Летает смело, грамотно, уверенно…" — написано в аттестационном листке лётчика-истребителя Валентина Бондаренко.


С 31 мая 1960 года Валентин Бондаренко числился за воинской частью № 26266 — это военный городок в подмосковном поселке Чкаловский, где проходили тренировки космонавты из первой двадцатки.
Сегодня его называют "гагаринским отрядом."
"Валя был очень добродушным, весёлым парнем, — вспоминал космонавт ПАВЕЛ РОМАНОВИЧ ПОПОВИЧ. — Сам любил пошутить и никогда не обижался, когда подшучивали над ним.
Он отлично пел, голос и слух — выше всяких похвал. Мы называли его "Звоночек."
Каждое утро, а он жил на самом верхнем этаже дома, Валентин сбегал по лестнице и стучал во все квартиры: "На зарядку, на зарядку!"

Космонавты вспоминают такой случай.
Однажды на подоконник из квартиры на пятом этаже вылез мальчишка и в страхе застыл. А внизу уже собралась толпа. Стали уговаривать мальчонку вернуться внутрь, но тот боялся даже пошевелиться. Валя Бондаренко отреагировал мгновенно: поднялся по водосточной трубе на пятый этаж и снял ребенка с подоконника.
"Меня и теперь трясёт, когда вспоминаю, как Валентин поднимался по водосточной трубе. А ведь каждую секунду он мог свалиться вместе с трубой", — вспоминает лётчик-космонавт СССР Георгий Шонин.
Тогда всё окончилось благополучно. А через несколько недель случилась трагедия в сурдокамере.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за успешное выполнение задания правительства В.В. Бондаренко награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Посмертно присвоили ему и звание космонавта.
А ещё раньше, 15 апреля 1961 года, появился указ: "Обеспечить семью старшего лейтенанта В.В. Бондаренко всем необходимым как семью космонавта."
Валентин Бондаренко был похоронен в Харькове, где жили родители.
— Мы с мамой после гибели отца прожили в Звёздном ещё несколько лет и уехали к родным в Харьков, — рассказывает Александр Бондаренко, сын космонавта. — Думали, там полегче жить. Отдали здесь двухкомнатную квартиру и получили такую же в Харькове.
Помогали ли нам? Матери за отца выплачивали около ста рублей в месяц, — пока мне не стукнуло шестнадцать. Больше никто о нас не вспоминал…
Засекреченность гибели Бондаренко породила много слухов.
До сих пор ходит версия, что он был космонавтом № 0, то есть полетел в космос до Гагарина и там получил ожоги, приведшие к смерти.

Всего за 50 лет пилотируемой космонавтики произошло более двадцати катастроф, в десяти из которых космонавты погибли, а в остальных случаях посланцам Земли удалось выжить.
За полвека в полетах и на тренировках погибли 22 космонавта и астронавта: 5 советских, 16 американских и 1 израильский."

ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!















Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  PomidoroV
PomidoroV


Сообщений: 53572
17:09 12.04.2021
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> В атмосфере чистого кислорода пожар вспыхнул моментально.
quoted1

Интересовались? Сколько времени может просуществовать человек в атмосфере чистого кислорода?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:16 12.04.2021
PomidoroV (PomidoroV) писал (а) в ответ на сообщение:
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> В атмосфере чистого кислорода пожар вспыхнул моментально.
quoted2
>
> Интересовались? Сколько времени может просуществовать человек в атмосфере чистого кислорода?
quoted1

Каждому понятно, что космический полет был бы невозможен, если бы на борту корабля не удалось создать условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Множество хитроумных устройств, представляющих, как говорят специалисты, системы жизнеобеспечения, придуманы для того, чтобы космонавт мог дышать, пить, есть, соблюдать гигиену, чтобы ему было не слишком жарко и не слишком холодно.

В работе, которую предстояло проделать советским и американским специалистам для обеспечения безопасного перехода советских космонавтов и американских астронавтов из корабля в корабль, наиболее сложной оказалась проблема совместимости атмосфер.

На Земле все люди дышат воздухом, а вот в кораблях для дыхания космонавтов и астронавтов с самого начала космических полетов атмосфера создавалась разной. Советские специалисты, учитывая, что условия космического полета и без того связаны с воздействием многих непривычных для человека факторов, решили воспроизвести внутри корабля атмосферу, близкую к земной. Поэтому в «Востоках», «Восходах», «Союзах» и «Салютах» космонавты дышат воздухом, который по составу газов практически очень мало отличается от земного. Конечно, такая атмосфера с точки зрения комфорта наилучшая. Но у нее есть один недостаток: она очень неудобна, если в аварийной ситуации космонавту приходится надевать скафандр. При давлении воздуха в скафандре, равном давлению земной атмосферы, и наружном давлении, близком к нулю, человеку практически невозможно двигаться, а следовательно, и работать. В этом случае необходимо снижать давление в скафандре и переходить на дыхание чистым кислородом. А этот переход оказывается делом непростым.

В американских же космических кораблях применена, так сказать, «скафандровая», то есть чисто кислородная, атмосфера с давлением порядка 260 мм ртутного столба.

Такая атмосфера значительно упрощает конструирование систем регулирования окружающей среды в кораблях, удобна при переходе на работу в скафандрах, но имеет и свои серьезные недостатки. Прежде всего, чисто кислородная среда пожароопасна. (Исходя из требований обеспечения пожаробезопасности, в атмосфере корабля «Союз» не допускается содержание кислорода более 40 процентов). Кроме того, дышать чистым кислородом даже при низком давлении долго нельзя. Значит, для длительных полетов она не годится.

Наш и американский образцы внутренней атмосферы космических кораблей обладают, как видим, и достоинствами, и недостатками. И все же, на наш взгляд, можно утверждать, что атмосфера советских кораблей более удобна.

В длительных полетах повышенный комфорт будет все более необходимым. Тем более, что, вероятно, в составе экипажей будут находиться люди, к здоровью которых будут предъявляться менее жесткие требования, чем сейчас предъявляются к здоровью космонавтов.

Уже на первых встречах с американскими специалистами было единодушно решено, что целесообразно на борту будущих советских и американских космических кораблей иметь одинаковую атмосферу: азотнокислородную с общим давлением 760 ± 50 мм ртутного столба и парциальным давлением кислорода 160 — 180 мм ртутного столба. Оговорены были и пределы так называемых вредных примесей — аммиака, сероводородных соединений, окиси углерода и других. (Насколько известно, для нового американского космического корабля «Спейс Шаттл», полеты которого планируется начать в 1978 году, принята именно такая атмосфера.)

Но тогда, в 1972 году, ясно было, что нельзя принять для корабля «Союз» атмосферу корабля «Аполлон» и наоборот, ибо это вело к полной конструктивной переработке одного из кораблей. Вот в таком нелегком положении, начались поиски решения проблемы совместимости атмосферы.

Что будет, если человека резко переместить из нормальной земной атмосферы «Союза» в атмосферу чистого кислорода «Аполлона» с давлением 260 мм ртутного столба? Какие здесь возникают сложности и как их можно преодолеть? Эти и многие другие вопросы требовали ответа

Как известно, газообмен, в результате которого в организм поступает кислород и из него удаляется углекислый газ, осуществляется в легких. Все это происходит в альвеолах — легочных пузырьках, которыми заканчиваются мельчайшие разветвления бронхов. Состав воздуха и распределение парциальных давлений компонентов в окружающей атмосфере и в альвеолах существенно отличаются. Например, при внешнем давлении атмосферы 760 мм ртутного столба парциальные давления составляют: кислорода — 159 мм, углекислого газа — 0,2 мм, азота — 595 мм, паров воды — 6 мм. В альвеолах это распределение иное: кислород — 100 мм, углекислый газ — 40 мм, азот — 573 мм, пары воды — 47 мм.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:18 12.04.2021
С высотой общее давление атмосферы уменьшается. При этом уменьшаются и парциальные давления основных компонентов воздуха, но их процентное содержание до весьма значительной высоты сохраняется.

В альвеолах же парциальные давления углекислоты и паров воды остаются практически постоянными, но снижаются парциальные давления кислорода и азота. Следовательно, с увеличением высоты ухудшается обмен кислорода с кровью.

Действительно, с высоты трех километров человек постепенно начинает терять работоспособность, если он не привыкал, не адаптировался в течение длительного времени к этим условиям. На высоту около восьми километров без применения специальных средств подниматься уже нельзя, так как возникают явления, опасные для жизни.

Для обеспечения нормального кислородного обмена считается необходимым, чтобы парциальное давление кислорода в альвеолах было не менее 95 – 110 мм ртутного столба.

В связи с тем, что в легких 47 мм падает на парциальное давление паров воды при нормальном давлении атмосферы, во вдыхаемом воздухе парциальное давление кислорода должно быть не менее 140 – 160 мм, а при дыхании чистым кислородом общее давление должно быть не менее 190 – 200 мм ртутного столба. Именно такое давление кислородной атмосферы поддерживается в скафандрах и на борту американских кораблей. Кстати, слишком большое давление в кислородной среде тоже недопустимо, так как возможно отравление кислородом.

В обычной нормальной атмосфере большую часть объема составляет азот. Он насыщает кровь, ткани человека. Когда человек из нормальной земной атмосферы быстро переходит в атмосферу с пониженным давлением, в крови и тканях начинается выделение азота в виде пузырьков. Эти пузырьки могут закупоривать мелкие кровеносные сосуды, сдавливать нервные окончания. Человек начинает ощущать боль в мышцах и суставах, кожный зуд, а в тяжелых случаях при закупорке мозговых сосудов возможны явления частичного паралича. Это называется декомпрессионными расстройствами.

Как показали исследования, здесь многое зависит от быстроты перепада давления, а также имеют значение индивидуальные особенности человека, физическая нагрузка и возраст. При усиленной работе или в пожилом возрасте декомпрессионные расстройства в организме проходят в более тяжелой форме.

Во избежание декомпрессионных расстройств медицина разработала определенные методы перехода человека из нормальной атмосферы в атмосферу чистого кислорода с низким давлением. Суть этих методов состоит в том, чтобы удалить, «вымыть» растворенный в крови и тканях азот. Процесс этот называется десатурацией. Для этого человеку необходимо в течение нескольких часов дышать чистым кислородом при нормальном давлении. Можно также очень медленно, постепенно снижать общее давление.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:19 12.04.2021
Было известно, что безболезненный переход на дыхание чистым кислородом с давлением 190 – 250 мм ртутного столба можно обеспечить из азотно-кислородной атмосферы с давлением 400 – 430 мм при парциальном давлении кислорода 160 – 190 мм. А такое снижение давления потребует полной переделки «Союза».

Однако расчеты показали, что предлагаемая нами атмосфера тоже гарантирует безболезненный переход на дыхание чистым кислородом с давлением 260 мм ртутного столба.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:25 12.04.2021
Пожар – это всегда бедствие. В атмосфере с повышенным по отношению к воздуху содержанием кислорода, при насыщенности небольших по объему отсеков космического корабля электронной аппаратурой, кабелями, неметаллическими материалами проблема обеспечения пожаробезопасности превращается в одну из главнейших. Она преследует специалистов от начала проектирования до окончания эвакуации экипажа из корабля после приземления.

Обеспечить пожаробезопасность – это предотвратить возникновение пожара или сразу же его локализовать, не дать распространиться.

На космических кораблях особую опасность представляют электрические источники воспламенения: ведь на борту очень много электронных приборов, кабелей, электрических устройств.

Короткие замыкания из-за повреждения изоляции проводов, дуговой разряд при коммутации цепей, от пусковых токов – все это способно вызывать воспламенение. В среде чистого кислорода опасность возрастает.

От коротких замыканий предохраняют быстродействующие автоматы защиты различных принципов действия. Особыми мерами стараются уберечь кабели от повреждений, устанавливают строжайший контроль за качеством их изготовления, сборки и эксплуатации на всех этапах подготовки корабля к полету, ужесточают испытания всего оборудования.

Большое внимание уделяется неметаллическим материалам, применение которых с каждым годом возрастает. В основном на корабле применяются огнестойкие материалы, а если и допускаются материалы, которые могут гореть, то в небольших количествах после тщательного анализа. Такие материалы изолируют от контакта с кислородом атмосферы негорючими материалами или очень теплопроводными, чтобы понизить температуру в случае возгорания.

Все оборудование и применяемые на корабле материалы проходят специальные испытания в более жестких условиях по сравнению с теми, в которых они будут находиться. И только тогда их устанавливают на борт корабля.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  56760
56760


Сообщений: 227
17:39 12.04.2021
В Харькове в честь Бондаренко переулок назвали.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Аарон
48933


Сообщений: 4374
18:29 12.04.2021
PomidoroV (PomidoroV) писал (а) в ответ на сообщение:
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> В атмосфере чистого кислорода пожар вспыхнул моментально.
quoted2
>
> Интересовались? Сколько времени может просуществовать человек в атмосфере чистого кислорода?
quoted1

Чистый. Это правда. Но-с пониженным давлением, равным парциальному давлению его в атмосфере. Американцы именно такую атмосферу в кораблях своих вначале имели-в итоге и у них сгорели 3 астронавата на предстарте. А у нас эта трагедия подсказала раньше отказаться от чисто кислородной среды в корабле. Так что парень погиб не зря и не напрасано-могли быть и большие жертвы ….
Нравится: Свідомий
Ссылка Нарушение Цитировать  
  PodpenDOS
bumeroid


Сообщений: 24397
18:31 12.04.2021
просто гагарин - первый выживший космонавт...
узнать точно сколько погибло в гонке за первенство покорить человеком космос архивы не доступны...
Нравится: Свідомий
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Z_O_V
Z_O_V


Сообщений: 137710
18:41 12.04.2021
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:


Сердешный, а чего хотел рассказать то нам?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Василий Дальний
38165


Сообщений: 30816
19:08 12.04.2021
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> За полвека в полетах и на тренировках погибли 22 космонавта и астронавта: 5 советских, 16 американских и 1 израильский."
>
> ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
quoted1

Американских астронавтов погибло известно о 16 о советских космонавтов известно 5
Ссылка Нарушение Цитировать  
  littlegene
littlegene


Сообщений: 16255
19:17 12.04.2021
Первый блин - комом.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Separ
Separ


Сообщений: 6836
19:26 12.04.2021
Оккупанты проклятые, понастроили на аннексированной Украинушке школ, аэроклубов, военных училищ, заставляли учиться и каким-то покорением космоса прельщали. А так бы жил долго и счастливо в вильной нэньке, пас свиней, носил вышиванку и умер от старости в собственной мазанке.
Нравится: kaluk, Щукарь
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Пульсар
zzrr


Сообщений: 45412
19:29 12.04.2021
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Эта трагедия на десятилетия была засекречена, поэтому и сегодня о ней мало кто знает.
quoted1

Такие как ты мало знают...
Нравится: kaluk, Щукарь
Ссылка Нарушение Цитировать  
  filipok
filipok


Сообщений: 11361
20:19 12.04.2021
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> За полвека в полетах и на тренировках погибли 22 космонавта и астронавта: 5 советских, 16 американских и 1 израильский."
>
> ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
quoted1

интересно что плитка электрическая делала на полу?
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    ГИБЕЛЬ КОСМОНАВТА №0.
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия