С автором можно спорить или соглашаться в целом, или в отдельных местах. Это так, безусловно. Только глупец может принимать все безоговорочно на веру. Но крайней мере автор дает пищу для размышлений и поиска ответов на возникшие вопросы.
> к убыхскому вопросу привлекает внимание интересная и печальная книга абхазского советского писателя Баграта Шинкубы «Последний из ушедших», где он описал свою встречу в конце 1960-х — начале 1970-х годов с последним человеком, являвшимся носителем убыхского языка. quoted1
Ха-ха! Парень видимо не читал «Последнего из ушедших»! Писатель в своем романе пересказывает встречу своего земляка, побывавшего в Турции в 40-х годах 20 века, с одним из убыхов - 100 летним Заурканом. Последним убыхом он не мог быть. Зауркан, по книге, участник Русско-Кавказской войны. Соотв. до 1970 г. он дожить не мог.
Книга, в общем-то, интересная и печальная, но художественная и написана с позиций советских идеологических законов, т.е.простые бедняки и крестьяне - это хорошие люди, а служители религиозных культов и богачи, это алчные трусы и злодеи, которые и погубили убыхов.
Хочу отметить, что статьи А. Епифанцева расчитаны на простых обывателей, которые верят тому, что написано, особо не задумываясь и не проверяя где правда,а где вымысел или подтасовка фактов. Я неоднократно наблюдал как его не раз выводили на чистую воду и уличали в передергивании - причем так ловили что он нагло и цинично матерился. Чтоб не попасть впросак, он дискутирует в своем же блоге анонимно, боится что в очередной раз облажается.
> Книга, в общем-то, интересная и печальная, но художественная и написана с позиций советских идеологических законов, т.е.простые бедняки и крестьяне - это хорошие люди, а служители религиозных культов и богачи, это алчные трусы и злодеи, которые и погубили убыхов. quoted1
Можно подумать что подобного не было.
> > Хочу отметить, что статьи А. Епифанцева расчитаны на простых обывателей, которые верят тому, что написано, особо не задумываясь и не проверяя где правда,а где вымысел или подтасовка фактов. quoted1
Ну это твое мнение. На мой взгляд эта статья как раз и побуждает думающих разобраться в вопросах. Обыватели такие статьи не читают. Слишком много "букафф"!
> Я неоднократно наблюдал как его не раз выводили на чистую воду и уличали в передергивании - причем так ловили что он нагло и цинично матерился. quoted1
Уличали теми же передергиваниями.
> Чтоб не попасть впросак, он дискутирует в своем же блоге анонимно, боится что в очередной раз облажается. quoted1
>> Книга, в общем-то, интересная и печальная, но художественная и написана с позиций советских идеологических законов, т.е.простые бедняки и крестьяне - это хорошие люди, а служители религиозных культов и богачи, это алчные трусы и злодеи, которые и погубили убыхов. quoted2
Наверное было, но это одна из причин, не единственная.
Также, в книге, один из лидеров освободительной борьбы убыхов Керантух Берзек представлен трусливым и корыстным лицемером, который призывал к борьбе с русскими, а сам вел переговоры с турками о переезде своей семьи и имущества, а затем подбивал простой народ уезжать в Турцию, обещал свою поддержку и поддержку султана не чужбине. В итоге, сам уплыл в каюте 1 класса, поселился во дворце и праздно жил в роскоши с гаремом, слугами и т.п.
На самом деле Керантух Берзег был легендарным военначальником и руководил отрядами черкесов во многих сражениях на Кавказе. Он пытался объединить убыхов, адыгов и абхазов в единый военно-политический союз. Был главой черкесского национального парламента "Сочинского Меджлиса" на которм была провозглашена Декларация независимости Черкесии. Во время блокады побережья российским флотом в 1846 г, которая вызвала голод на побережье, Берзег встречался с генералом И.Р. Анрепом и обратился к нему со следующими словами, ставшими впоследствии знаменитыми: "Оставьте нас в покое. Оставьте нас порядочными врагами. Разве поступает человечно тот, кто голодом пытается добиться того, чего не смог достичь оружием! Голод привел меня к вам, бедствия моего народа запали мне в душу, но я пришел не для того, чтобы покориться, а напомнить вам о нашем праве и вашей чести! Это хваленое великодушие вашего падишаха? Что, он хочет оставить нас голодными, господствовать над нами через нашу смерть? Мы не требуем ваш хлеб - мы требуем свободы. Вы считаете нас преступниками за то, что мы не хотим принять бразды вашего правления - и это дает вам право оставить нас голодными?!…" Еще отрывок из письма Керантуха Берзега российскому командованию: "...мы не станем вам ни на волос повиноваться... оставьте крепости, находящиеся в черкесской земле, перейдите за Кубань, и мы туда ходить не станем... Тогда, если захотим, то будем жить с вами в дружбе... В письме вашем Вы просили выдачи от нас аманатов и хотите поставить начальника над нами.., кто над нами начальник и кто может давать нам приказания? Тем ли Вы возгордилисъ, что овладели на берегу моря клочком земли величиной с рогожу. Более мы к Вам переговорщиков посылать не будем, и Вы не посылайте...» После выселения в Турцию, Берзег искал любой возможности продолжить борьбу с захватчиками своей Родины. Так, во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. убыхи во главе с Керентух Берзегом (тогда ему уже было 73 года) успешно действовали против своих старых противников по Кавказской войне - русских войск. В пожилом возрасте Хаджи Берзег Керантух командовал на Балканах адыго-абхазо-убыхским кавалерийским отрядом. Хаджи Берзег Керантух умер в Турции в 1897 г. в возрасте 93 лет
> Также, в книге, один из лидеров освободительной борьбы убыхов Керантух Берзек представлен трусливым и корыстным лицемером... quoted1
Наверно эти вопросы надо задавать автору?
> На самом деле Керантух Берзег был легендарным военначальником и руководил отрядами черкесов во многих сражениях на Кавказе. Он пытался объединить убыхов, адыгов и абхазов в единый военно-политический союз. Был главой черкесского национального парламента "Сочинского Меджлиса" на которм была провозглашена Декларация независимости Черкесии. > Во время блокады побережья российским флотом в 1846 г, которая вызвала голод на побережье, Берзег встречался quoted1
Спасибо за биографию Берзега, которую я давно знаю.
> Еще отрывок из письма Керантуха Берзега российскому командованию: "...мы не станем вам ни на волос повиноваться... оставьте крепости, находящиеся в черкесской земле, перейдите за Кубань, и мы туда ходить не станем... Тогда, если захотим, то будем жить с вами в дружбе... В письме вашем Вы просили выдачи от нас аманатов и хотите поставить начальника над нами.., кто над нами начальник и кто может давать нам приказания? Тем ли Вы возгордилисъ, что овладели на берегу моря клочком земли величиной с рогожу. Более мы к Вам переговорщиков посылать не будем, и Вы не посылайте...» quoted1
Прекрасный пример недоговороспособности одной из сторон конфликта и неодооценки обстановки. Но судить как надо было поступить Берзегу или русским войскам - уже бессмысленно, тем более с современной точки зрения. Берзег сделал свой выбор, и прошел свой путь до конца.