Аталычество (тюрк. аталык — отцовство, от ата — отец) - древний обычай зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому, ребёнок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечению определенного обычаем времени). В древности аталычество была присуще всем социальным слоям, впоследствии оно приняло резко выраженный классовый характер и чаще дети знатных родителей передавались в семьи вассалов или раных людей на воспитание. Аталычество часто выходило за рамки одного племени и одного народа, что способствовало изучению обычаев и языков соседей, являлось сдерживающим фактором при межплеменных и иных конфликтах.
Обычай был зафиксирован главным образом на Кавказе, а именно у следующих народов: — у абхазо-адыгских народов, то есть у абхазов, адыгов (в том числе черкесов, кабардинцев), абазин и убыхов, — у балкарцев и карачаевцев, то есть народов тюркской ветви, — у осетин, — у сванов.
Похожий обычай бытовал у древних кельтов, в феодальной Европе похожий обычай назывался фостеражем и в некоторых странах (например, в Англии) до сих пор иногда практикуется.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Существует несколько объяснений феномену аталычества: 1. Сыновей отсылают из дома, чтобы не разбаловать их и одновременно избежать конфликтных ситуаций, связанных с соперничеством отца и сына и т. п. (Так думают, по крайней мере, некоторые европейские учёные). 2. Связывание возникновения института аталычества с трансформацией матриархальных порядков под воздействием отцовского права. 3. Сохранение в качестве реликта первобытнообщинного строя специфических правил избегания, нормативно ограничивающих личные контакты между родителями и детьми. 4. Стремление людей специально развить формы искусственного родства с целью укреплению внутриобщинных связей, а также феодальной взаимозависимости. 5. Необходимость обучения детей определенным занятиям, которыми трудно овладеть в родительской семье.
Отличие кавказского аталычества от европейского. Если в средневековой Европе аристократические семьи чаще отдавали своих отпрысков в вышестоящие княжеские дома, то у кавказских народов, за исключением осетин, бытовал обычай отдавать своих детей в нижестоящие категории населения. При передаче «сверху вниз» ребенок был не только равноправным, но и привилегированным членом семьи. С этим связана, в первую очередь, автоматическая роль отца ребёнка в качестве покровителя всей семьи аталыка. Западноевропейские формы «воспитательства» выглядят более отчужденными и функциональными. Несмотря на определенную взаимозависимость семей, образующуюся при европейской форме аталычества, тем не менее, «породнения» при этом не происходит. Связь между ребенком и его молочными братьями имеет здесь характер индивидуальной привязанности, не распространяясь на остальных членов семьи. При более или менее равном семейном статусе приемный ребенок пользуется теми же правами, что и остальные дети.
Я с детства слышал что чеченцам на воспитание передавали детей разные князья разных народов. Это наверное имеет что то общее с данной темой. Но видать наших никуда не давали, так как у нас и князей не было, или каждый был князем))))
Институт аталычества у адыгов. Институт аталычества использовался также для установления более близких отношений и между соседними народами и даже государствами. Например, много случаев, когда грузинские князья и дворяне отдавали на воспитание своих детей кабардинским феодалам. А. М. Пейсонель писал, что почти все дети хана (крымского) и султана (турецкого) воспитываются в Черкесии. Ханам и султанам было желательно приучить своих детей с ранних лет к военному делу, поэтому отдавали их на воспитание кабардинцам и другим черкесам, которые постоянно находились под ружьем и отличались своей воинственностью и храбростью. Адыгские же феодалы этим приобретали могущественных покровителей, с помощью которых вели борьбу со своими врагами. С другой стороны, аталычество во многом способствовало примирению и сближению между собой разноплеменных горских семей и обществ. Институт аталычества, несмотря на эти особенности, сыграл важную роль в укреплении международных связей адыгов. Такого мнения придерживались многие авторы, в их числе К. Сталь, Н. Дубровин, Ф. Леонтович. В частности, Н. Дубровин писал следующее: «Обычай аталычества много способствовал примирению и сближению между собою разноплеменных горских семейств. Кроме того, при таком способе воспитания дети приучались говорить на чужих наречиях, что при существовании разноязычия для них бывало весьма полезно впоследствии». Если вернуться к связям адыгов (черкесов) с крымским ханством через институт аталычества, то мы здесь находим много любопытного. При этом необходимо отметить, что в Кабарде, в отличие от Западной Черкесии, не образовалось сословие султанов (хануко – сын хана). В Кабарде князь, взявший на воспитание сына крымского султана, естественно возвышался над другими князьями. В случае войны с Крымским ханством его владениям не грозило разорение. В условиях же мира ему обеспечивалась поддержка в борьбе с его противниками. Поскольку политические связи, устанавливаемые через аталычество, выходили за пределы, в частности Кабарды, то здесь неизбежно должны были столкнуться интересы государств, так или иначе заинтересованных в ее подчинении. Известно, что Крымское ханство, воюя с ней, прокладывало путь агрессивным устремлениям Османской империи. Но те же цели преследовала и Российская империя. Белградский мирный трактат (1739) и Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774), а затем ликвидация Крымского ханства в 1783 г. положили конец аталыческим связям с Крымом. Однако настоящим началом конца института аталычества на Кавказе является известная прокламация Ермолова от 1 августа 1822 г. В ней говорилось: «Отныне впредь воспрещается всем кабардинским владельцам и узденям отдавать детей своих на воспитание к чужим народам, то есть: к закубанцам, карачаевцам и вообще горским народам, но воспитывать их в Кабарде. Тех, кои отданы прежде, тотчас возвратить». Таким образом, одна из важных причин упадка института аталычества – в колониальной политике царизма на Кавказе, которая была связана с нарушением уклада жизни, общественных институтов адыгов (черкесов), как и остальных горцев Кавказа. Двадцатые годы девятнадцатого столетия являются не только потерей самостоятельности Кабарды, но и началом ликвидации ее сюзеренитета над соседними народами. Этой прокламацией наносится мощный удар на единство горцев Кавказа, и отныне институт аталычества замыкается в пределах Кабарды, к тому же в существенно ослабленном и деформированном состоянии.