На рабочем столе компьютера фотография: пять актеров Русского театра им. Горького. Все улыбаются, еще в костюмах и в гриме. Первая слева девушка загримирована под зайчика. Смешная такая - серая шапочка, розовые ушки. Это - Амина. Фотография сделана в 2005-ом году. Играли спектакль «Зайка-зазнайка». Один клик мышкой и фотографии уже нет. На экране статья об убийстве дагестанского шейха Саида Афанди. И слова: «по оторванной голове следователи установили личность смертницы - это Аминат Сапрыкина». Оторванная голова. Смертница. Зайка-зазнайка.
Когда-то я написала о заметку о спектакле, в котором играла Амина Сапрыкина. С тех пор прошло почти 10 лет, и я про заметку забыла. Но не забыл интернет.
И как только информация об Аминат Сапрыкиной появилась в сети, мне стали названивать коллеги журналисты. Будто я, раз написавшая про эту девушку, должна что-то эдакое о ней знать. И у меня тоже возникло такое чувство. Что должна.
И вот, никогда не бравшаяся за такие темы, я «спрыгнула» со сцены в жизнь, отправилась говорить с людьми. Наверное, потому что девочка была из «своих». Театральная.
Театральная» девочка
Однажды я слышала запись телефонного разговора между оставшейся в осаждаемом спецназом доме беременной Написат Мусаевой и Айшей Макашариповой, которая убеждала подругу не сдаваться, а умереть шахидкой. Поразила даже не логика убеждения, больше – интонация. Это была интонация девочек из неблагополучных семей, пэтэушниц с городской окраины. И о смерти говорили, как о новых туфлях с Восточного рынка: «это будет шикарно», «прикинь, минуть 10-15-20, и всё для тебя закончится. Там будет всё спокойно, в безопасности, прикинь, у Аллаха…».
Но Амина…. Всегда думала, что театр, знакомство с мировой культурой – это надежная прививка от фанатизма и религиозной экзальтации.
Оказалось, что нет.
Но почему мне кажется, что вся эта история очень… театральная какая-то?
Мавр сделал свое дело в её судьбе?
«Дипломный спектакль они делали по пьесе испанского драматурга Хосе Луис де Сантос «Отправиться к маврам». Я тогда работала завлитом в Русском театре, нашла эту пьесу и она показалась мне очень интересной».
Мы сидим в ресторане «Фиеста», зал практически пустой, из-за стены слышны аккорды клавишных, это лениво «разогреваются» музыканты. Одуряющее пахнут жареные грибы на тарелках, но есть как-то неловко. Сценарист Ариза Батырова то крутит в руках вилку, то перекладывает с места на место телефон. И продолжает:
«Это история брата и сестры. Оба неприкаянные, брат где-то сапожничает, а сестра Чуса (эта роль и досталась Амине) – взбалмошная девка, приторговывает наркотой.
Она старшая, уверена в себе, в чем-то беспринципна, а в чем-то трогательная и ранимая. Она руководит всем, ей подчиняются охотно и радостно. Финал горький – любимый Чусы уходит к девочке, которую она нашла на улице и пригрела…. Потому что они, хотя дурака и валяли, но оба были детыми из приличных семей, и как только запахло жареным, быстренько вернулись под крылышко родителей, предав Чусу и ее брата.
И вот с этим спектаклем случилась такая история – переписали концовку. В пьесе все заканчивалось разговором брата и сестры, который оставлял какую-то надежду, мол, да, мы преданы, проданы, но мы молоды и мы есть друг у друга.
Но зритель увидел другой вариант. В финале Чуса бьется в бешеном танце-истерике, а потом, обессилев, забивается в угол и сидит там, размазанная по стене, в ярких всполохах света, все потерявшая, помертвевшая, разуверившаяся во всем и всех.
Я не суеверна, но мне стало страшно за Амину, будто это была какое-то предсказание ее судьбы».
И лес, и бес…
Они пришли на сцену почти одновременно, в 2003-ем, мальчишки и девчонки, вчерашние студенты дерзкие, молодые. Одни в труппу Русского театра, другие в театр Оперы и балета. Играли в «Колесе жизни», в «Солнечном диске», танцевали брейк…. Семь или восемь человек из их тогдашней компании, как у нас говорят, ушли в религию. Затем ушли из театра. А некоторые ушли и из жизни. «Марат и Аминка были замечательной парой, история их любви одна из самых красивых и романтичных, из тех, что я видела. И люди, и обстоятельства пытались их разлучить, но не вышло, поженились.
В спектакле «Ведьмы» по Куприну была сцена, где Олесю раздевают. И тут из зала кто-то выкрикнул скабрезность, так Марат кинулся туда, чуть не выволок подонка из зала, говорил – это моя жена, да я за нее любого порву!
А потом Марат из театра ушел, а за ним и большая часть их компании. И поползли слухи, что связались с «лесными». А потом Амина «закрылась».
Что было странно, у них в семье отмечались христианские праздники, и сама она в церковь ходила. Как-то под настроение сказала, мол, бесы ее терзали, мучили, а приняла ислам, и стало легче».
И это всё – о ней
Опять бесконечное хождение по этажам Русского театра, опять разговоры с разными людьми. Одни говорят – муж был один, Марат и дочка одна – от него же, другие, что мужей было то ли трое, то ли даже 4.
На моем диктофоне голоса тех, кто знал Амину:
«Уже после смерти Марата ее еще раз видели, она приходила с мамой в театр, где Марат работал, вроде как хлопотать о пенсии по потере кормильца. Ей отказали. Нет, ну а чего она ждала? Если он погиб как террорист – чего ждала?»
«И вот тогда я почувствовал, что она талантливее меня, если бы не было ее на курсе, я бы, наверное, не рос профессионально. Она подстегивала, увлекала и все делала с упорством пожизненной отличницы. Она была человеком с хорошим чувством юмора, могла подколоть, но никогда не переходила границы».
«Я вот уверена, что она была заводилой в этой их ваххабистской группе и занималась вербовкой. У нее были прекрасные задатки руководителя, организатора, способность убеждать».
«Мы, конечно, косились немного – ну подумай, человек приходит в театр в хиджабе, переодевается и на репетицию. В гримерке коврик молитвенный. А потом…. Это было на спектакле «Золушка», Марат к тому времени редко в театре появлялся, а тут пришел зачем-то. Амина стояла за кулисами, ждала своего выхода, без хиджаба, конечно. И он ТАК на нее глянул! Ну и после спектакля она подошла к завтруппой и сказала, что больше не придет. Спектакль на следующий день пришлось отменить».
«Фигня все это, ни к чему Марат ее не принуждал, мы с одноклассницами как-то встретили ее на улице, уже «закрытую» и она насмешливо так говорит – если вы думаете, что меня «муж заставил» – ошибаетесь. Скорее, наоборот».
Клевые ребята
Одним из мужей Амины СМИ называют Тимура Курбанмагомедова , того самого друга Марата, который учился с ним на актерском, а потом работал в театре. Мы как-то встречались с ним. Я написала заметку о спектакле «Колесо жизни», где прошлась и по самому спектаклю и по танцорам, после чего ребята, Марат и Тимур позвонили в редакцию и попросили о встрече. Честно говоря, я немного перетрусила, вдруг по башке дадут. Неприятно все же. Но они меня удивили нетипичной для Дагестана деликатностью. Мы стояли на темной лестничной клетке, за окном был вечер, а разговор шел такой душевный, будто встретились люди, которым есть, о чем поговорить. Они уходили, а я думала – черт, не все пропало, какие же клеевые ребята!
В 2010-ом об одном из «клевых ребят» прошла такая информация. «Вечером 9 января сотрудники УФСБ попытались остановить на автодороге Махачкала – Хасавюрт автомобиль «Ока», в котором находились подозреваемые в участии в незаконных вооруженных формированиях. По данным «Интерфакса», один из уничтоженных членов бандподполья опознан как один из лидеров НВФ, т.н. «эмир Махачкалы» Марат Курбанов».
А через полгода стало известно и о втором, «Тимур Курбанмагомедов, считавшийся пропавшим и якобы похищенный 20 августа в Махачкале, явился с повинной в ОВД по Новолакскому району Дагестана. Курбанмагомедов признался в совершении ряда преступлений – поджогах торговых точек, торгующих спиртными напитками. Он сознался, что с января 2009 года оказывал содействие участникам НВФ». Тимура я нашла через соцсети. Робко поздоровалась. Он узнал, ответил на приветствие и, не дожидаясь расспросов, написал. «Если ты по поводу Амины и последних событий, то уже так надоело все это. Я был близким другом этой семьи. Не хочу опровергать сообщение, что был ее мужем, но и не признаю этого. Подобные слухи ходят с момента смерти ее мужа, когда я на себя взял опеку его семьи (Амину и ее дочь)». Что наша жизнь? Уже после гибели Саида Афанди Чиркейского я прочла где-то, что он, сказал, что если к нему когда-нибудь придет убийца, то не станет бороться за свою жизнь: «Не хочу обагрять свои руки кровью. Пусть это будет его грехом, не моим». Слова мудреца, понимающего, что смерть станет не последним эпизодом его жизни, а центральным. Равно далекая, как от суфиев, так и от салафитов, ужасающаяся как и большинство людей самим фактом убийства, понимающая, к каким ужасным последствиям это может привести, не могу не отметить, как по-театральному выстроена картина.
Что самое страшное в этой истории, то что успешные на первый взгляд молодые люди во имя каких-то непонятных идей (что хотела доказать эта Аминат другим своим поступком, пойдя на убийство? Что мир станет добрее и чище??) творят зло. Ксенофобом себя не считаю, но уж очень часто в начале 21 века возникает страшное равенство ислам=смерть.
> Что самое страшное в этой истории, то что успешные на первый взгляд молодые люди во имя каких-то непонятных идей (что хотела доказать эта Аминат другим своим поступком, пойдя на убийство? Что мир станет добрее и чище??) творят зло. Ксенофобом себя не считаю, но уж очень часто в начале 21 века возникает страшное равенство ислам=смерть. quoted1
Ну ничего другого я от тебя не ожидал, а еще что-то впаривал про равенство. Хотя спасибо, что осилил так много текста, сейчас многие и на это не способны)))
> Что самое страшное в этой истории, то что успешные на первый взгляд молодые люди во имя каких-то непонятных идей (что хотела доказать эта Аминат другим своим поступком, пойдя на убийство? quoted1
сложно об этом говорить на самом деле, мне лично самому не все понятно, а тем кто живет в Центральной России совсем невозможно это понять, это какая же у людей убежденность, что они жертвуют собой, убивая еще других людей, фанатики, что тут еще скажешь, они убеждены в своих взглядах.
> Ксенофобом себя не считаю, но уж очень часто в начале 21 века возникает страшное равенство ислам=смерть. quoted1
Простите великодушно, но натяжечку Вы тут допустили небольшую. Много людей исповедует ислам. Но не все придерживаются салафитскиъ взглядов. Но даже из тех кто придерживается этих самых салафитских взглядов, вовсе не каждый идет убивать окружающих.
Согласны со мной? Давайте не будем совсем уж отрываться от земли, Oleksa1975. Давайте ка мы станем всё писать как есть. Чтоб было не прибавить, не убавить
Одному мне кажеться, что у женщины совсем с головой плохо было ? --"Как-то под настроение сказала, мол, бесы ее терзали, мучили, а приняла ислам, и стало легче" А человеку с нездоровой головой мозги промыть нетрудно.
>Но не все придерживаются салафитскиъ взглядов. Но даже из тех кто придерживается этих самых салафитских взглядов, вовсе не каждый идет убивать окружающих.
Но как-бы совем недавно их вовсе не было а тенденция несколько настораживает.
Ну может где и были -"высоко в горах, не в нашем районе" но не слышно и не видно было. Ну и живые бомбы - это недавняя арабская фишка. Насколько знаю отправлять женщин на смерть -не совсем в кавказском менталитете было (да вообще мало какие из нормальных людей на это способны), а как поменялось все буквально на глазах
Хорошая фотка. Мне понавилась. И та "Аминат" - зайка вполне ничего.
Я тут тоже подыскал хорошую фотку, относящуюся к этой зайке.
В тот миг, когда эта зайка зашла к Саиду Афанди и её никчмная окровавленная голова с глупыми удивленными глазами оторвалась от шеи, да как то странно подлетела к потолку и нелепо шмякнулась о потолок,
то вместе с находившимися в комнате погибла и мать этого парня. Звали её Мугумаева Патимат. Она пришла просить у Саида Афанди помощи. Её сын два года как с перебитым позвоночником упорно борется с недугом. Шла к Саиду Афанди она с большой надеждой. Верила она в Саида Чиркейского. Очень верила. Может и помог бы ей, а может не смог. Не узнаем. Заяц дорогу перебежал.
> Насколько знаю отправлять женщин на смерть -не совсем в кавказском менталитете было (да вообще мало какие из нормальных людей на это способны), а как поменялось все буквально на глазах quoted1
Представители радикальных течений не признают национальных традиций и менталитета, только религиозные понятия и стандарты, они своеобразные интернационалисты
> Одному мне кажеться, что у женщины совсем с головой плохо было ? > --"Как-то под настроение сказала, мол, бесы ее терзали, мучили, а приняла ислам, и стало легче" > А человеку с нездоровой головой мозги промыть нетрудно. quoted1
Конечно же со умственным здоровьем там было "не слава богу". Была она уже женой четвертого убитого боевика-ваха. То есть четырежды вдовой. Эти ваххабитские жены, знаете ли имеют большой опыт в самых различных сферах и переходят от одного к другому, как у спортсменов спортивный кубок. Да еще и сами переходят, заявляя, он - де (предыдущий) был слабым мусульманиномэ И по части религиозных самоограничений они редко бывают сильны. Живут эти дамы иррациональными страстями и дома у них уж точно не все.
> Представители радикальных течений не признают национальных традиций и менталитета, только религиозные понятия и стандарты, они своеобразные интернационалисты quoted1
Да понятно, салофиты это что-то вроде протестантов самого крайнего толка (типа кельвенистов) в христианстве. и не дай Бог они победят. все станут ходить в одинаковых кошерных галошах и паранжах и балакать по арабски. Вам по идее это должно быть страшнее чем нам, нас-то хоть пока много, а невеликим кавказским народам растерять свою культуру и стать просто "муслимами" ну не знаю, не должно особо хотеться.
> В тот миг, когда эта зайка зашла к Саиду Афанди и её никчмная окровавленная голова с глупыми удивленными глазами оторвалась от шеи, да как то странно подлетела к потолку и нелепо шмякнулась о потолок, quoted1
Извините. но у Вас странные наклонности, к чему подобные подробности?