Свою революционную деятельность Владимир Ульянов начал, участвуя в студенческих сходках в Казанском университете. Затем постепенно стал профессиональным революционером. Его арестовывают и Ульянов проводит несколько месяцев в камере предварительного заключения. В «Справке департамента полиции» читаем: «Привлеченный к дознанию в качестве обвиняемого, Ульянов не признал себя виновным в принадлежности к социал-демократическому сообществу, отказался давать какие-либо объяснения о своем знакомстве с другими лицами и утверждал, что никогда не бывал в каких-либо кружках рабочих».
Один из биографов Ульянова-Ленина пишет: «Тюремный день у него был загружен работой, которую прерывали обед, прогулка и ужин и те необходимые процедуры уборки камеры, которые были обязательны для заключенного. Время бежало незаметно». Странно, неужели в царских тюрьмах можно было свободно писать антиправительственные тексты?
В начале 1897 г. Ульянов в административном порядке высылается в Восточную Сибирь под надзор полиции на три года. Ему было позволено совершить поездку за свой счет, но сначала Ильич заехал к матери и погостил у нее. В феврале будущий вождь выезжает в Красноярск — тогдашнюю конечную железнодорожную станцию. Врач В. Крутовский, которого просили помочь Ульянову в пути, так как он возвращался из Петербурга к себе в Енисейскую губернию, вспоминал впоследствии: «…Начиная от Тулы я на каждой остановке поезда замечаю молодого человека небольшого роста, довольно худощавого, с маленькой клинообразной бородкой, очень живого и подвижного, который все ссорится с железнодорожным начальством, указывая на ужасное переполнение поезда и требуя прицепки лишнего вагона». Видимо, излишне добавлять, что это был Владимир Ульянов.
Местом пребывания Ильичу определили город Минусинск, где жило довольно много ссыльных, самых разных по политической направленности, уровню образования и пр. Владимир, однако, попросился в более спокойное место, и минусинский исправник предложил ему поехать в Шушенское. Это было большое село с волостным правлением, школой, церковью и тремя кабаками. Крестьяне Шушенского жили зажиточно, имели большие хозяйства, просторные дома, сотни голов крупного скота, тысячи овец. Местную интеллигенцию представляли священник, два учителя, фельдшерица и волостной писарь.
Поселился Ильич в просторной крестьянской избе, в отдельной комнате. Написал матери: «Сегодня ровно месяц, как я здесь, и я могу повторить то же самое: и квартирой и столом вполне доволен». Действительно, еда в селе стоила очень дешево: и баранины, и овощей будущий вождь мог покупать сколько угодно. В другом письме Ульянов пишет: «Здесь тоже все нашли, что я растолстел за лето, загорел и высмотрю совсем сибиряком. Вот что значит охота и деревенская жизнь! Сразу все питерские болести побоку!». Ильич в ссылке приобрёл столь упитанный вид, что приехавшая в Шушенское в мае 1898 года вместе с Крупской её мать, увидев его, не могла воздержаться от возгласа: «Эк вас разнесло!»
В СССР жизнь и деятельность Ленина была мифологизирована. Целые отряды скульпторов и художников создавали образы вождя мирового пролетариата, нередко довольно комические. На этой картине, к примеру, Ильич почему-то довольно странно одет для сибирской деревни.
Одному жить скучно, поэтому вскоре к будущему вождю мирового пролетариата приехала невеста — Надежда Крупская, причем вместе со своей матерью. В июле молодые венчаются в местной церкви. Крупская писала матери Ленина: «Дорогая Мария Александровна! Добрались мы до Шушенского, и я исполняю свое обещание — написать, как выглядит Володя. По-моему, он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий сравнительно с тем, какой был в Питере».
Нашлась и подходящая квартира — три комнаты и кухня на берегу Шуши. Молодая жена начинала семейную жизнь: «Полдома с огородом наняли за четыре рубля. Зажили семейно. Летом никого нельзя было найти в помощь по хозяйству. И мы с мамой вдвоем воевали с русской печкой. Вначале случалось, что я опрокидывала ухватом суп с клецками, которые рассыпались по исподу. Потом привыкла».
К осени дело наладилось: «Наняли девочку, которая теперь и помогает маме по хозяйству и всю черную работу справляет.» Однако, товарищи, это же эксплуатация человека человеком, да еще детский труд! Где же принципы?
Еще одна картина ленинианы. Возможно, тов. Ленин разъясняет деревенским детям свою работу «Материализм и эмпириокритицизм».
Жила молодая семья на государственное пособие — 8 рублей в месяц. Это была для деревни весьма внушительная сумма. Кроме того, Ленин активно выпрашивал деньги у матери. «Финансы получил, дорогая мамочка, и первые, и вторые (т.е. и от 28/XI и от 20/XII). Теперь у нас и пособия получаются правильно, так что дело в этом отношении вошло вполне в норму, и я думаю, что долго (сравнительно) не понадобятся никакие экстра-добавления». Перерыв в обращении за помощью недолог, уже в марте 1898 года посылается матери следующее письмо: «С Н.К. пришли мне, пожалуйста, побольше финансов… Расходы могут предстоять изрядные, особенно если придётся обзаводиться своим хозяйством, так что я намерен прибегнуть к изрядному округлению своего долга, и к повторному внутреннему займу». Обратите внимание, какой слог!
«Дешевизна в этом Шушенском была поразительная, — писала Крупская, Например, Владимир Ильич за своё „жалованье“ — восьмирублёвое пособие — имел чистую комнату, кормёжку, стирку и чинку белья — и то считалось, что дорого платит. .. Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест; как съест — покупали на неделю мяса, работница во дворе — в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, — тоже на целую неделю… В общем ссылка прошла неплохо.»
Интересно, знай крестьяне про предстоящие продразверстку, раскулачивание и коллективизацию, что бы они с Ильичом сделали?
Пленник «кровавого царизма» в ссылке увлекался охотой, катанием на коньках. Тетёрки, утки, зайцы, дупеля не сходят с их стола. «Зайцев, — писал Ильич родным, — здесь я бил осенью порядком, — на островах Енисея их масса, так что нам они быстро надоели…» Помимо охоты революционеры баловались стрельбой из револьвера — ссыльный финн Оскар Энберг учил стрелять Ленина. Позже с помощью брата Дмитрия купил и с нарочным доставил себе новое ружье: «централку Франкотта». Из письма Владимира к Дмитрию: «Получил твое письмо по ружейной части и спешу ответить, не дожидаясь обещанного прейскуранта. Дело в том, что у меня есть прейскурант оружейного магазина И. Шенбрунера. В этом прейскуранте особенно подходящими мне показались централки Авг. Франкотта в Люттихе…"(26 января 1899 г.) Опробовали новое ружье прямо во дворе — палили по забору.
Ленин свободно получал через родных тюки журналов, газет; русские, немецкие, французские книги, в том числе и нелегальные издания. В Шушенском плодовитый Ильич написал более тридцати теоретических работ: «Задачи русских социал-демократов», «Развитие капитализма в России» и пр.
Но не все в трудах протекали дни. Бывали и праздники. Например, 1 Мая: «Утром пришел к нам Проминский. Он имел сугубо праздничный вид, надел чистый воротничок и сам весь сиял, как медный грош. Мы очень быстро заразились его настроением и втроем пошли к Энбергу… Оскар взволновался нашим приходом. Мы расселись в его комнате и принялись дружно петь: «День настал веселый май…» Спели по-русски, спели ту же песню по-польски и решили пойти после обеда отпраздновать май в поле. В поле нас было больше, уже шесть человек, так как Проминский захватил своих двух сынишек… Вечером собрались все у нас и опять пели… А вечером мы с Ильичем как-то никак не могли заснуть, мечтали о мощных рабочих демонстрациях, в которых мы когда-нибудь примем участие…»
Срок сибирской ссылки Ленина окончился в январе 1900 г. Въезд в столичные города был ему запрещен, и он выбрал местом жительства Псков. А потом и вовсе уехал из негостеприимной России. Его ждали Женева, Лондон, Капри и прочие удобные места для спокойной подготовки революции и гражданской войны в России.
Все так, однако) Бывал я в Шушенском неоднократно. жили мы тогда с женой в общежитии, комнатка метров 10, умывальник-удобства на этаже, с перспективой на долгие годы там застрять, и ленинские «хоромы» впечатление таки произвели неизгладимое. нехорошей зависти — ссылка, блин! У нас к остепененным специалистам отношение куда хуже, после 60 лет «уже построенного социализма». Пианино, мебель привезенная из столиц, конторка для работы вместо письменного стола, метров так на 40 жилой площади, высокие потолки, но — больше всего удивил факт — что ссыльный (!) Ильич развлекался охотой, бегая с ружьишком по окрестностям. причем далеко бегая, до других деревень бывало, и не на сутки уходил. Наверное, эт из-за дворянского происхождения «великоросса из дворян»? Виссарионыч в Туруханском крае как бы без такого шика жил, чай не дворянин… правда, и статьи у него были покруче — эксы, вооруженный разбой.
> А нынешние рЭволюционеры никак не сообразят, что революцию в России из Швейцарии надо готовить… quoted1
Угу. Только, исторической справедливости ради — ее еще и в Лондоне готовили. Где и сейчас непротив. И ещо пара мелочей — начать всеевропейскую войну, и в ее разгар завезти этих «ррэволюционеров» в пломбированном вагона под охраной врага и с его же финансированием.
тот самый Еремин (42118) писал (а) в ответ на сообщение:
> Интересно, знай крестьяне про предстоящие продразверстку, раскулачивание и коллективизацию, что бы они с Ильичом сделали? quoted1
жалко, что не провели с ним «воспитательную работу».
чем же военный коммунизм отличался от наглого рэкета? типа большевики крышуют крестьян от капиталистов, а крестьяне взамен должны отдавать весь урожай.
> Совок-б/у (Alxan) писал (а) в ответ на сообщение:
>> А нынешние рЭволюционеры никак не сообразят, что революцию в России из Швейцарии надо готовить… quoted2
>Угу. Только, исторической справедливости ради — ее еще и в Лондоне готовили. Где и сейчас непротив.
> И ещо пара мелочей — начать всеевропейскую войну, и в ее разгар завезти этих «ррэволюционеров» в пломбированном вагона под охраной врага и с его же финансированием. > > quoted1
Как показал опыт достаточно в опломбированном вагоне доставить и одну «чумную бациллу», а остальная массовка для прикрытия…
Пролетарий (36673) писал (а) в ответ на сообщение:
> чем же военный коммунизм отличался от наглого рэкета? > типа большевики крышуют крестьян от капиталистов, а крестьяне взамен должны отдавать весь урожай. quoted1
Вот тем и отличался, что даже чересчур наглому рэкету не выгодно отбирать ВСЁ.
chasovoi (chasovoi) писал (а) в ответ на сообщение:
> ⍟ тот самый Еремин (42118), ⍟ Натали (Natasha78), ⍟ Совок-б/у (Alxan), > > Господа «патриоты» вы хоть постеснялись бы на Ильича наезжать, всё-таки он вашему любимому Путину местечко в мавзолее греет! quoted1
Пролетарий (36673) писал (а) в ответ на сообщение:
> чем же военный коммунизм отличался от наглого рэкета? > типа большевики крышуют крестьян от капиталистов, а крестьяне взамен должны отдавать весь урожай. quoted1
Бандиты, во всяком случае, реально защищают своих подопечных от наездов других банд. А от чего защитили крестьян большевики? От раскулачивания — нет, от грабежа имущества, подлежащего коллективизации — нет, от шантажа, угроз и издевательств над единоличниками — нет, от голода — нет, от нищенских зарплат — нет, от отсутствия соцобеспечения, пенсий — нет. Они просто тупо выжимали из крестьянства все соки, мучили и грабили, как фашисты в войну. Большевики намного хуже любых бандитов, ведь они стали единственной бандой в стране, устранив всякую конкуренцию.
> Поручик, я бы посоветовал слово «кровавое» взять в кавычки, ибо кровавость самодержавия во многом изобретена коммунистическими. Теме +. quoted1
Тогда «красные» сразу поднимут вой и будут вспоминать ленский расстрел, кровавое воскресенье и прочие эксцессы. Я не идеализирую самодержавие, но при нем народу действительно жилось легче, чем при большевиках.