Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Кораблестроение «гнилого самодержавия»

тот самый Еремин
27 686 21:55 23.01.2018
   Рейтинг темы: +4
  тот самый Еремин
42118


Сообщений: 714
Даже в современной России часто можно прочитать про «гнилое самодержавие» и «лапотную Россию». А уж в СССР вся мощнейшая госмашина пропаганды работала на создание негативного образа Российской Империи, которая только и делала, что проигрывала одну войну за другой. Непонятно только, как эти «бездарные цари» смогли создать самое большое по территории государство в мире? Ну и один из самых популярных сегодняшних мифов — что вся тяжелая индустрия возникла при любимом Сталине. Что ж, поговорим сегодня о кораблестроении РИ.


К началу ХХ века у России сложилось два главных центра судостроения: на Балтике и на Черном море; зарождалась эта отрасль и на Дальнем Востоке. Старейшие Адмиралтейские верфи Северной столицы, основанные еще Петром I, в начале ХХ века были ключевым судостроительным предприятием на Балтийском море, со стапелей которого сходили лучшие корабли I ранга для Российского флота. Именно здесь были спущены на воду знаменитый крейсер «Аврора» и два из четырёх самых крупных линейных кораблей отечественного судостроения: «Полтава» и «Гангут». Сегодня АО «Адмиралтейские верфи» — специализируется на строительстве неатомных подводных лодок типа 636 и 677, глубоководных аппаратов и наукоемких высокотехнологичных судов военного и гражданского назначения.
Балтийский завод, еще один заслуженный судостроительный гигант Санкт-Петербурга, в 1906 году расширился «Отделом подводного плавания» или «Отделом подплава», где строились первые отечественные подводные лодки. В этом отделе имелось своё конструкторское бюро и свои мастерские. Большая часть подводных лодок Российской империи были построены именно здесь. В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») — первые российские линкоры. Сегодня АО «Балтийский завод» строит атомные ледоколы и другие суда.

Спуск на воду российского броненосца




Одно из старейших промышленных предприятий России и по совместительству один из главных промышленных гигантов Империи рубежа XIX-XX столетий — Путиловский завод — к 90-м годам XIX века освоил производство широкой номенклатуры продукции: от станков, промышленных, строительных и сельскохозяйственных машин, до паровозов и военных судов. К 1900 году Путиловский завод вышел на первое место в России по объёму производства, уступая в Европе лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. В 1911 году Путиловским заводом был спущен на воду самый быстроходный корабль своего времени — эскадренный миноносец «Новик», который считался лучшим в своём классе и стал законодателем мод в кораблестроении на долгие годы. «Новики» были столь хороши, что стояли на вооружении советского флота до середины 1950-х годов. С 1934 года сам Путиловский завод носит название «Кировский», а судостроительное отделение с 1948 по 1988 год именуется как «Завод им. Жданова». Сегодня это «Северная Верфь», которая, не изменяя традициям, заложенным в дореволюционной России, строит самые современные корабли для российского ВМФ: корветы проекта 20380 и фрегаты проекта 22350.

Легендарный «Новик» (максимальная скорость достигала 37 узлов)




Знаменитые Николаевские верфи, известные в советское время как «Судостроительный завод имени 61 коммунара», были ведущим центром судостроения на Черном море. В 1911—1914 годах для выполнения новых судостроительных программ на верфи строятся два стапеля с эллингами, сборочно-сварочный цех, ряд корпусов и достроечная набережная. Завод получает новое название — «Руссуд», именно здесь 13 сентября 1900 года будет спущен на воду знаменитый революционный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический», а 1 ноября 1913 года будущий «колчаковский» флагман Черноморского флота — линкор «Императрица Мария».

В 1886 году было основано одно из крупнейших ныне судоремонтных предприятий Украины — Азовский судоремонтный завод в Мариуполе. Через год возникает первая крупная верфь на Тихом Океане — «Дальзавод» во Владивостоке, где в 1891 году при непосредственном участии будущего императора Николая II будет заложен первый на русском Дальнем Востоке сухой док для кораблей океанского класса. Сегодня «Дальзавод» — главная ремонтная база Тихоокеанского флота России. В один год с «Дальзаводом» открылась новая верфь и в Астрахани. Сегодня это Судостроительный завод им. Октябрьской революции.
В 1907 году в Рыбинске построен судостроительный завод «Верфь братьев Нобель», который здравствует и процветает по сей день. В 1889 году Нобель купил лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля, который работал на сырой нефти. С 1899 года в России развернулось массовое производство таких двигателей, который в Европе получили название «русский дизель». В 1903-м на Сормовской верфи был построен речной нефтеналивной танкер «Вандал» с дизельными двигателями собственного производства, который стал первым в мире теплоходом и дизель-электроходом. Двигательная установка «Вандала» состояла из трёх четырёхтактных компрессорных дизельных двигателей мощностью по 120 л.с. каждый и электрической передачи. Благодаря электрической передаче судну была обеспечена высокая маневренность и возможность движения задним ходом. На Сормовской верфи, основанной еще в 1849 году, в 48 цехах и семи конструкторских бюро трудились 20 тысяч человек, а само предприятие неустанно развивалось и расширялось. Здесь выпускались пароходы, дизельные танкеры, специальные суда для нефтепромысла. За весь дореволюционный период верфь построила 489 кораблей и судов различных типов. В советское время предприятие переименовали в «Красное Сормово».

В 1894 году на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге заработал первый в России исследовательский центр с опытовым бассейном Морского ведомства. В нем создавались модели перспективных судов, проходили испытания, определялись заданные характеристики. С 3 января 1900 года заведующим бассейном был Алексей Николаевич Крылов. Именно Крылов выдвинул идею создания научно-исследовательского учреждения с бассейном, испытательной и физико-химической лабораторией для исследования судостроительных материалов, механической и электротехнической лабораториями. В помещениях этого бассейна начались проектирования и испытания моделей первых российских подводных лодок типа «Дельфин», здесь же проводились испытания модели первого в мире ледокола арктического класса «Ермак». Сегодня ФГУП «Крыловский государственный научный центр имени Алексея Николаевича Крылова» —это ведущий научно-исследовательский институт судостроительной отрасли современной России.

В 1895 году заработали судоремонтные мастерские, которые позже вырастут в Зеленодольский судостроительный завод. Сегодня это крупное предприятие производит малые ракетные корабли проекта 21631. В том же году «чугунолитейный и механический завод Вадона» в Херсоне расширился судостроительным отделом, положив начало довольно успешной деятельности «верфи Вадона». В том же 1896 году основан Киевский судоремонтный завод. Годом позже в Николаеве основан еще одна крупная верфь — Черноморский судостроительный завод, который тогда назывался «Наваль». 12 августа 1912 года со стапелей «Наваля» сошел на воду первый в мире подводный минный заградитель «Краб».

«Петропавловск» (в 1921—1943 назывался «Марат») линкор русского и советского Балтийского флота, третий (по дате закладки и дате спуска на воду) линейный корабль типа «Севастополь». В строю с 1914 года. Полное водоизмещение 26900 т. Основное вооружение: 12 (4×3) x 305-мм орудий.




Еще одна верфь открылась в 1907 году на реке Оке — «Навашинский судостроительный завод», сегодня — «Окская судоверфь». В 1910 году был построен судоремонтный завод в Хабаровске — ключевое предприятие для обслуживания и ремонта Амурской флотилии. В наши дни этот завод имеет номерное обозначение «179-й» и занимается в общем-то тем же, чем и более века назад. В том же году на Волге вырос Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод, а годом позже еще одна волжская судоверфь — «Нижегородский Теплоход».

В 1912-м на Путиловском заводе была построена отдельная крупная судостроительная площадка, вскоре она превратится в крупнейшее предприятие отрасли в стране, и сегодня известна как «Северная Верфь». С того же 1912 года начинается история еще одного крупного судостроительного предприятия на Неве — «Средне-Невского судостроительного завода», который тогда назывался «Усть-Ижорской верфью». Наконец, годом позже на Неве возникнет еще одна верфь — «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Надо сказать, что еще одна верфь — Мюльграбенская — была заложена также в 1913 году в Риге, но свою деятельность завод начал перед Первой мировой войной. Приближение линии фронта и последовавшая за этим эвакуация не позволили построить здесь законтрактованную серию из девяти «Новиков». За пару лет до Великой Войны фактически с нуля были построены три крупные верфи в тогда еще русском Ревеле.

Считаете, что индустриальные пятилетки придумали коммунисты? Вовсе нет. В Российской Империи в 1912 году была принята пятилетняя программа развития флота в соответствии с законом «Об усиленном судостроении в ближайшее пятилетие 1912 — 1916 гг.» Именно согласно этой программе началось строительство самых больших в истории России кораблей — линейных крейсеров «Измаил» (головной), «Кинбурн», «Бородино» и «Наварин». Полное водоизмещение корабля такого типа должно было составить 32500 тонн, основное вооружение: 12×356 мм орудий. Эти гиганты после завершения строительства по уровню вооружения превосходили бы все линкоры мира, кроме американских. Завершить их строительство не удалось, в 20-х годах разобрали на металлолом.

«Измаил» на стапелях




Нельзя сказать, что всё в судостроительной отрасли Российской Империи было прекрасно, но масштаб ее развития в начале ХХ века не может не поражать. Раскручивался маховик импортозамещения, предприятия судостроительной отрасли росли как грибы после дождя, значительно расширяются и модернизируются уже существующие, появляется первый научно-исследовательский центр кораблестроения. За 5−6 лет построены и приняты на вооружение 7 линейных кораблей, а еще 5 на момент революции находились в постройке; 30 эсминцев типа «Новик» (еще 28 застали революцию на стапелях); десятки крейсеров различного класса; 24 подводные лодки типа «Барс» и еще 7 — других проектов.

Российское кораблестроение при Николае II — это первый в мире подводный минный заградитель, первая в мире дизель-электрическая подводная лодка, первый в мире теплоход и дизель-электроход, первый в мире пассажирский теплоход, лучший в мире эсминец, первые в мире трехорудийные башни линкоров, первый в мире многотрубный торпедный аппарат. Морской бюджет с 1910 по 1914 годы вырос в 2,3 раза, а расходы на новое судостроение за тот же короткий период — в 10 раз! Примечательно, что ассигнования на развитие и содержание флота, ежегодно растущие на 7%, не оказывали при этом особого давления на бюджет, который рос на 6,5% в 1912—1914 годах ежегодно соразмерно росту экономики. Таким образом, сложившаяся перед Первой мировой войной благоприятная экономическая обстановка позволяла Российской Империи создать первоклассный военно-морской флот, что не было реализовано по известным всем причинам.

Именно при Николае II у России — первой в мире — появился ледокольный флот. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, российские ледоколы провели 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив сначала в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт. Командовал походом и спас Балтфлот каперанг Щастный. За участие в «ледовом походе» ледокол «Ермак» был награждён почётным революционным Красным знаменем ВЦИК. Алексея Михайловича Щастного, как это было принято у большевиков, в знак благодарности расстреляли.

Итак, можем констатировать: Российская Империя была столь «отсталым» государством, что в кратчайшие сроки смогла многократно расширить судостроительную отрасль и создать флот мирового уровня. Принципиально важное дополнение — без массовых репрессий, раскулачивания, голода с миллионной смертностью и лагерей ГУЛАГа. И когда вам будут в очередной раз вешать лапшу на уши про отсталую Россию с сохой, просто вспомните, что большинство предприятий, появившихся при самодержавии, работают до сих пор.

Источники:
Военное кораблестроение Российской Империи https://aftershock.news/?q=node/462845&full
Император Николай II и российский флот http://armflot.ru/index.php/flot/389-imperator-...
Техника Николая II, опередившая время http://nick2.ru/texnika-nikolaya-ii-operedivsha...
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
22:16 23.01.2018
Красивые корабли, спасибо.

До Петра I, тоже строили корабли. Правда в принятую «историю» это не попало, а жаль.
Ссылка Нарушение Цитировать  
22:20 23.01.2018
В целом же, известные нам черты конструкции кораблей Древней Руси позволяют придти к достаточно однозначному выводу о том, что древнерусское кораблестроение было включено в единый для всего северного побережья Европы процесс.

Спорным моментом может быть лишь то, имела ли развитая кораблестроительная традиция местные корни, или же она была принесена на Русь извне, например, теми же скандинавами?

Археология как будто свидетельствует в пользу второго варианта: наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси судов с полностью наборными корпусами относятся лишь к IX веку, которым датируются находки досок обшивки, заклёпок и похожей на скандинавские образцы Т-образной стойки судового навеса в Старой Ладоге.
Широко же ладейные заклёпки отмечены в археологической летописи центров Древеней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и другие) лишь с X века. Опираясь на это, П.Е. Сорокин считает, что скандинавская кораблестроительная традиция была именно в это время привнесена на Русь уже в готовом виде, а до этого там строились лишь более примитивные однодеревки и набойные лодьи.

Однако археологическая летопись всегда крайне неполна, в неё попадает лишь меньшая часть существовавших предметов, тем более сделанных из дерева. Кроме того, наличие традиции использования вицы вместо металлических заклёпок позволяет говорить о том, что сами по себе заклёпки не могут быть использованы для однозначной датировки начала строительства наборных корпусов на Руси.

Вполне возможно, что клинкерная кораблестроительная традиция являлась общим наследием народов Северной Европы (славян, балтов, скандинавов и германцев) и развивалась во всех этих регионах параллельно, при наличии достаточно тесных контактов между ними и постоянного заимствования новых идей и решений. Впрочем, вывода в нашем случае это не меняет, поскольку наличия активного технологического обмена древнерусского кораблестроения с Северной Европой в любом случае не отменяет.

https://paulus-raul.livejournal.com/10858.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  W2q
SA97


Сообщений: 6734
22:25 23.01.2018
тот самый Еремин (42118) писал (а) в ответ на сообщение:
> Итак, можем констатировать: Российская Империя была столь «отсталым» государством, что в кратчайшие сроки смогла многократно расширить судостроительную отрасль и создать флот мирового уровня. Принципиально важное дополнение — без массовых репрессий, раскулачивания, голода с миллионной смертностью и лагерей ГУЛАГа.
quoted1

Могу порыться в специальной литературе того времени и найду Вам что кроме корпусов РИ практически ничего делать не могла. Так что кому было выгодно многократное расширение судостроительной отрасли в РИ ещё вопрос тем более при Путилове финансировавшем европейский фашизм.
Ссылка Нарушение Цитировать  
22:26 23.01.2018
тот самый Еремин (42118) писал (а) в ответ на сообщение:
> Российское кораблестроение при Николае II — это первый в мире подводный минный заградитель, первая в мире дизель-электрическая подводная лодка, первый в мире теплоход и дизель-электроход, первый в мире пассажирский теплоход, лучший в мире эсминец, первые в мире трехорудийные башни линкоров, первый в мире многотрубный торпедный аппарат.
quoted1

Вот этого -то и боялись страны, ставшие потом Антантой.
«Союзнички»
Ссылка Нарушение Цитировать  
22:31 23.01.2018
В 12 в. на Руси впервые были построены палубные суда.

Организованное морское судостроение в России началось в конце 15 в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов.

В 1552 году после взятия Иваном Грозным Казани, а затем и завоевании в 1556 г. Астрахани, эти города становятся центрами строительства судов для Каспийского моря.

При Борисе Годунове были предприняты безуспешные попытки основать в России военный флот.

Первое в России морское судно иноземной конструкции «Фридерик» было построено в 1634 г. в Нижнем Новгороде русскими мастерами.

В 1667−69 г. на верфи в с. Дединове был построен морской корабль «Орел» организатором постройки был боярин Ордын-Нащекин. Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра Первого.
Ссылка Нарушение Цитировать  
22:33 23.01.2018
В 1719 г. крепостной Ефим Никонов обратился к Петру с челобитной о разрешении на постройку модели первого «потаенного» судна. Первое испытание, состоявшееся в 1724 г. окончилось неудачей, а после смерти Петра I все работы были прекращены.

==

А вот это наверняка была попытка построить подводную лодку.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  W2q
SA97


Сообщений: 6734
22:43 23.01.2018
ЦиляСоломоновна (ЦиляСоломоновна) писал (а) в ответ на сообщение:
> Организованное морское судостроение в России началось в конце 15 в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов.
quoted1

А под кем тогда были Соловки? К какой России они имели отношение тогда ?

ЦиляСоломоновна (ЦиляСоломоновна) писал (а) в ответ на сообщение:
> Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра Первого.
quoted1
А здесь мы находим французских мастеров и голландцев находящихся в зависимости от Франции.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  тот самый Еремин
42118


Сообщений: 714
23:24 23.01.2018
W2q (SA97) писал (а) в ответ на сообщение:
> Могу порыться в специальной литературе того времени и найду Вам что кроме корпусов РИ практически ничего делать не могла.
quoted1

Смысл рыться, если ты уже знаешь это?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  тот самый Еремин
42118


Сообщений: 714
23:25 23.01.2018
ЦиляСоломоновна (ЦиляСоломоновна) писал (а) в ответ на сообщение:
> Вот этого -то и боялись страны, ставшие потом Антантой.
> "Союзнички"
quoted1

Нормальные союзники, какие к ним претензии? Они десятки тысяч россиян спасли во время голода 1921-22, пока большевики вкладывались в мировую революцию.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  W2q
SA97


Сообщений: 6734
23:37 23.01.2018
тот самый Еремин (42118) писал (а) в ответ на сообщение:
> Могу порыться в специальной литературе того времени и найду Вам что кроме корпусов РИ практически ничего делать не могла. quoted1Смысл рыться, если ты уже знаешь это?
quoted1

Мало ли кто-то засомневается, а там такие цены за всё что для флота покупалось что никакого наращивания не захочешь. Покупалось почти всё, вплоть до мелочей, но это только по памяти.
Нравится: Егор Ардов
Ссылка Нарушение Цитировать  
  тот самый Еремин
42118


Сообщений: 714
23:46 23.01.2018
W2q (SA97) писал (а) в ответ на сообщение:
> Покупалось почти всё, вплоть до мелочей, но это только по памяти.
quoted1

Не удивительно, в рыночной экономике так принято. Скажу по секрету, даже большевики вынуждены были покупать почти всё.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Егор Ардов
antoninid


Сообщений: 12687
01:34 24.01.2018
тот самый Еремин (42118) писал (а) в ответ на сообщение:
> Скажу по секрету, даже большевики вынуждены были покупать почти всё.
quoted1
Пока не создали своё…
И тогда покупать стали у СССР…

«Откроем статистический сборник "Внешняя торговля СССР в 1981 году" и посмотрим на структуру экспорта СССР.

На вторую экспортную позицию, на уровне под девять миллиардов рублей, удерживала статья «Машины, оборудование и транспортные средства».

В 1980 году — мы экспортировали
— электростанции и дизели,
—  электромоторы крановые и трансформаторы,
— кабель морской и кабель телефонный,
— прокатные станы и турбобуры,
— станки деревообрабатывающие и компрессоры,
— скреперы и подшипники,
— тракторы и комбайны,
— вагоны метрополитена и суда на подводных крыльях,
— агрегаты доильные,
— пальто и обувь, нитки и холодильники,
— табак «Дунза» и электроды сварочные.

Мы продали в 1980 году за рубеж
— 3003 электровоза,
— 77 самолётов,
— 92 вертолёта,
— 35 тысяч мотоциклов,
— 328 782 легковых автомобиля…
Всё это мы сегодня почти полностью или в большей мере импортируем

Мы экспортировали полмиллиона тонн рыбы (сейчас даже хек нам везут из Китая), почти двадцать тысяч тонн чая и даже 45 тонн продуктов тибетской медицины.
Ссылка Нарушение Цитировать  
07:16 24.01.2018
тот самый Еремин (42118) писал (а) в ответ на сообщение:
> ЦиляСоломоновна (ЦиляСоломоновна) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Вот этого -то и боялись страны, ставшие потом Антантой.
>> «Союзнички»
quoted2
>
> Нормальные союзники, какие к ним претензии? Они десятки тысяч россиян спасли во время голода 1921−22, пока большевики вкладывались в мировую революцию.
quoted1

Да, спасли, беженцев. Но не российскую государственность. От второго уклонились, хотя возможности имели.

Егор Ардов (antoninid) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> "Откроем статистический сборник «Внешняя торговля СССР в 1981 году» и посмотрим на структуру экспорта СССР.
>
quoted1

в 1981 году экспорт машин и прочего оборудования шел только в страны третьего мира, вроде Кубы, Анголы
Не кормили бы целую толпу идеологических "приживалок", может у себя жили бы как люди, без очередей за всем подряд.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  тот самый Еремин
42118


Сообщений: 714
08:39 24.01.2018
ЦиляСоломоновна (ЦиляСоломоновна) писал (а) в ответ на сообщение:
> От второго уклонились, хотя возможности имели.
quoted1

Ну если сами россияне уклонились, то какого лешего союзники должны пахать за них?
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 12
    Пользователи:
    Другие форумы
    Кораблестроение «гнилого самодержавия»
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия