В сталинские времена шла антирелигиозная пропаганда и разрушение храмов. В период с 1920 до 1930 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. В данной статье я напомню о разрушении храма Христа Спасителя.
В июне 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась наступление на религию. В стране начали закрываться храмы, проводилась конфискация церковного имущества и вскрытие святых мощей. В первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов. В августе было закрыто 103 храма. Через год были проведены две кампании — антипасхальная и антирождественская. В качестве примера я предоставлю план антипасхальной кампании по Тамбовскому округу в 1930 г:
> ********* (раскрыть)
С 5 апреля по 1 мая. Цели: а) за осуществление пятилетки в четыре года; б) классовая сущность пасхи и вред религии в осуществлении социалистического строительства; в) разъяснение сущности крестовых походов и подготовки военного нападения на СССР; г) итоги пятилетней работы СВБ и дальнейшее разширение его рядов; д) разъяснительная работа против религиозного обрядов.
Ячейки СВБ организовывать на предприятиях, в учреждениях, в цехах, в колхозах и совхозах ударных безбожных бригадах.
Ячейки СВБ проводят широкую вербовку новых членов СВБ. В школах по линии юных безбожников праздование 5-летия СВБ провод под лозунгом вовлечения в группы 100% учащихся. С 5 по 30 апреля по всем предприятиям проводить беседы на тему «Религия — враг социалистического строительства» и добиваться решения рабочих и служащих об осуждении прогулов и пьянки и об отказе соблюдать религиозные обряды и праздники. В сельской местности среди колхозников и рабочих совхозов проводить за отказ от празднования пасхи, за 100% выход на работу в пасхальные дни, а также за создание во всех совхозах и колхозах ячеек СВБ. 16 апреля в Доме культуры провести конференцию окружного СВБ с домашними хозяйками на тему «Откуда взялся праздник пасхи и пасхальные обряды».
В клубах армейских частей по три антирелигиозных вечера. Ряд докладов по радио.
29 апреля в канун Пасхи во всех клубах, кино и театрах устроить бесплатные антирелигигозные постановки и кино-картины до 2 ч. ночи, комсомольцам проводить карнавал, на открытом воздухе кино. Декарировать лозунги, плакаты, в театрах, кино, столовых, больницах, заведениях, мастерских, учреждениях, авто. Антирелигиозные витрины в магазинах. В клубах антирелигиозные уголки. В библиотеках антирелигиозные выставки. Ячейки СВБ организовать книгонош. В «Тамбовской Правде» ряд статей на антирелигиозные темы. Ударная работа для вербовки подписчиков на органы СВБ. Школа. Собрания по отказу от пасхи. Ряд разъяснительных бесед. Организовать посылки заграничным безбожникам. 7 и 12 апреля провести антирелигиозные конференции учащихся, составить послания родителям о вреде празднования пасхи. 19 днем шествия и вечером до окончания службы. Организационная работа. Сбор утиль сырья на областную безбожную тракторную колонну. Запретить продажу красных яиц, красок, куличей.
На этом фоне советское руководство принимает решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Против Храма-памятника была развернута целая кампания в печати: советские академики клялись, что он не имеет художественной ценности и является образцом «царской пропаганды». В числе немногих защитников храма был художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — брат В.М. Васнецова. Здание разбирали очень усердно. Сначала разграбили алтарь, потом смыли позолоту. Аполлос Иванов был свидетелем этих событий. Он говорил: «Однажды, проходя по набережной близ Храма Христа, я заметил на главном куполе нескольких верхолазов. Они разрезали и снимали с купола позолоченные листы медной кровли и передавали их через люк внутрь купола. Через две недели на куполах остались лишь металлические ребра ажурной обрешетки с раскосами, образующие полусферы сводов и напоминающие богатырские шеломы. В тот же день мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти. Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим — к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы.Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам.» Вспоминает кинооператор В. Микоша: «Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер: „Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…“ 5 декабря 1931 храм взорвали. Но стены устояли и пришлось заложить второй заряд. В итоге храм был взорван. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.
На фото: Взорванный храм. На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках. Но строительству дворца не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.
Советская власть в первые месяцы своего существования приняла законы о свободе совести и верований, и отделила церковь от государства и школу от церкви (декреты от 16 и 18 декабря 1917 г. и 20 января 1918 г.). Религия была признана частным делом граждан, церковь потеряла право участия в государственной деятельности. Преподавание закона божьего в школах отменялось. Устанавливался гражданский брак и развод по суду. Церковная собственность, в том числе крупные монастырские поместья, объявлялась народным достоянием. Эти декреты лишали православную церковь положения государственного института и в значительной степени подрывали источники ее доходов.
Реакционные церковники с ожесточением выступили как против этих, так и других декретов Советского правительства. Только от имени Всероссийского священного собора патриарх Тихон подписал 16 антисоветских посланий и воззваний к духовенству и верующим.
19 января 1918 г. патриарх Тихон выступал с посланием к верующим, в котором призвал «стать на защиту церковного достояния» и «если нужно будет, и пострадать за дело Христовой веры». Предавая анафеме Советскую власть, он приказывал:
«А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном деланьи, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых прав церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов».
27 января 1918 г. Всероссийский священный собор объявил советские декреты «сатанинским гонением» на церковь. «…Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении церкви от государства, — говорилось в решении собора, — представляет собою… злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения… всякое участие как в издании сего враждебного церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к православной церкви и навлекает на виновных кару вплоть до отлучения от церкви».
Павел Нахимов 42023 (42023) писал (а) в ответ на сообщение:
> Советская власть в первые месяцы своего существования приняла законы о свободе совести и верований, и отделила церковь от государства и школу от церкви quoted1
Естественно, большевикам же свою религию надо было втюривать народу, а православие мешало. Традиционные христианские мораль и нравственность антагонистичны большевистским: «убий», «ограбь», «отбери»…
> Естественно, большевикам же свою религию надо было втюривать народу, а православие мешало. > Традиционные христианские мораль и нравственность антагонистичны большевистским: «убий», «ограбь», «отбери»… quoted1
Так большевики и Россию не считали своей Родиной, тем более православные святыни. Они рассматривали захваченную страну как огромную ферму, из которой можно выжать побольше, и как плацдарм для Мировой революции.
Натали (Natasha78) писал (а) в ответ на сообщение:
> Совок-б/у (Alxan) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Естественно, большевикам же свою религию надо было втюривать народу, а православие мешало. >> Традиционные христианские мораль и нравственность антагонистичны большевистским: «убий», «ограбь», «отбери»… quoted2
>Так большевики и Россию не считали своей Родиной, тем более православные святыни. Они рассматривали захваченную страну как огромную ферму, из которой можно выжать побольше, и как плацдарм для Мировой революции. quoted1
Интернациональные нехристи-большевики Россию захватили:
"Большевикам удалось сравнительно чрезвычайно легко решить задачу завоевания власти как в столице, так и в главных промышленных центрах России. Но в провинции, в отдаленных от центра местах советской власти пришлось выдержать сопротивление, принимавшее военные формы и только теперь, по истечении более чем четырех месяцев со времени октябрьской революции приходящие к концу. В настоящее время задача преодоления и подавления сопротивления в России окончена в своих главных чертах. РОССИЯ ЗАВОЕВАНА БОЛЬШЕВИКАМИ"
Натали (Natasha78) писал (а) в ответ на сообщение:
> Так большевики и Россию не считали своей Родиной, quoted1
Это и правильно, русские пишут слово «родина» токо с малой буквы, что и замечено в малом академическом словаре русского языка, так как ведут свой род по отцу, а либералы ведут свой род по матери поэтому и пишут слово родина с большой буквы.
Натали (Natasha78) писал (а) в ответ на сообщение:
> Совок-б/у (Alxan) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Естественно, большевикам же свою религию надо было втюривать народу, а православие мешало. >> Традиционные христианские мораль и нравственность антагонистичны большевистским: «убий», «ограбь», «отбери»… quoted2
>Так большевики и Россию не считали своей Родиной, тем более православные святыни. Они рассматривали захваченную страну как огромную ферму, из которой можно выжать побольше, и как плацдарм для Мировой революции. quoted1
Сталин расстрелял всех сторонников Мировой революции.