Не все так просто. Для того что б понять мотивы списания долга надо,как миниум,отступить года на четыре, когда появились первые слухи о таком шаге со стороны России.
Кредиты вместо пушек Пока эксперты спорили о «послевоенном устройстве», политики занялись проблемой возвращения Ираком кредитов. Оценки внешнего долга Ирака колеблются от 42 млрд. до 146 млрд. долл., долга перед Россией – от 7 до 12 млрд. долл. Около 8 млрд. Ирак должен Франции, по 4 млрд. – Германии и США. Заявление Владимира Путина о том, что Россия теоретически готова обсуждать вопрос о списании долгов, вызвало у российских граждан новое недоумение: даже аудитория прозападных СМИ отнеслась к такой позиции весьма прохладно. Пока трудно сказать, является ли этот шаг главы российского государства эмоциональным жестом, призванным показать лояльность Вашингтону, или же Россия готова к серьезному и детальному «торгу» с Парижским клубом, рассчитывая в обмен на списание иракских кредитов добиться сокращения собственного долга перед участниками клуба. Если в многолетнем споре о долгах бывшего СССР будет достигнут прорыв и удастся добиться хотя бы незначительных уступок в части работы в Ираке российских нефтяников, это станет очередным крупным успехом Путина – и на международной арене, и особенно внутри страны. Российским гражданам легко будет объяснить, что режим Хусейна возвращать долги все равно не собирался, а требовать долги с обескровленного войной и многолетним нефтяным эмбарго Ирака и вовсе нерационально. Правда, пока нет уверенности, что приоритетом для Кремля станет именно долговая тема – вполне возможно, что Россия, как и раньше, поставит во главу угла более отвлеченные вопросы вроде реанимации ООН. Россия спешит присоединиться к победе над Ираком http://vinogradov.h1.ru/2003/4452_iraq.htm В январе 2004 года военно-политическая обстановка в Ираке заметно осложнилась. По сравнению с предыдущим месяцем возросла активность боевой деятельности местных сил сопротивления и иностранных террористических групп. Обострились противоречия между основными политическими силами страны по вопросам будущего государственного и политического устройства Ирака. Трудности в восстановлении экономики и нерешенность многих социальных проблем вызывают растущее недовольство у населения, что привело в ряде мест к массовым протестным выступлениям. США – главный игрок на иракской сцене – настойчиво продолжали прилагать разносторонние усилия по упрочению своих позиций в стране и расширению международной поддержки американской политики в отношении Ирака. В то же время внешнеполитическая активность Временного управляющего совета (ВУС) Ирака снизилась, и в значительной степени была сконцентрирована на вопросах получения зарубежного содействия в деле решения внутренних проблем страны. Регулярно проводимые американской армией операции по выявлению партизан, террористов и лиц, оказывающих им содействие, не в состоянии улучшить положение дел в сфере безопасности. Число нападений со стороны сил сопротивления оккупации остается высоким. В январе 2004 года ВС США в Ираке потеряли убитыми 51 человека и ранеными 199 человек (в декабре 2003 г. эти цифры составили соответственно 39 и 581 человек). Общее число американских потерь со времени официального окончания войны (1.05.03 г.) по 31 января 2004 года составило 392 человека убитыми и 2424 человека ранеными. С марта 2003 года другие участники коалиции потеряли убитыми 92 и ранеными 127 человек. Основными районами действий партизан и террористов по-прежнему остаются Багдад, «суннитский треугольник» севернее и северо-западнее столицы, районы городов Киркук и Мосул на севере Ирака. Вместе с тем все чаще боевые и диверсионные акции стали совершаться в южных городах страны, населенных преимущественно шиитами, а также в Иракском Курдистане. По оценкам американских военных, боевики централизованно планируют свои операции, имеют базы для подготовки новых бойцов, располагают хорошей сетью снабжения и наладили изготовление самодельных взрывных устройств и ракет. Они обладают значительными финансовыми средствами и достаточными запасами оружия, в их распоряжении имеется разветвленная сеть тайников с различными запасами, которых может хватить не только «на месяцы, но может быть и на годы». Партизаны и террористы постоянно совершенствуют тактику своих действий, а их арсенал пополняется современными видами оружия. Все это позволяет им успешно противостоять мощному противнику. Наиболее эффективными методами деятельности антиоккупационных сил остаются акции террористов-смертников, нападения из засад, минирование дорог, обстрелы различных объектов. В январе партизаны успешно применяли ПЗРК, сбив несколько американских вертолетов. Американцы вынуждены признать, что в создаваемые ими иракские центральные и местные органы управления, а также в силовые структуры продолжают проникать приверженцы свергнутого баасистского режима и другие лица, выступающие против иностранной оккупации. Они снабжают информацией силы сопротивления, что позволяет партизанам более успешно проводить свои операции. Сложной остается ситуация в экономике и социальной сфере Ирака. Сохраняются значительные трудности в снабжении населения и промышленности водой, электроэнергией и топливом. Значительные трудности испытывает транспорт. Многие из них связаны с проблемами безопасности при перевозках грузов и пассажиров. До настоящего времени в стране не восстановлено гражданское воздушное сообщение. В условиях дефицита многих товаров и услуг процветает «черный рынок». Высоким остается уровень безработицы. По официальным данным он составляет 60 процентов от числа трудоспособного населения. Медленно создаются новые рабочие места. Ухудшается санитарная ситуация в стране. Отмечаются случаи заболевания тифом, черной лихорадкой, туберкулезом . Низкими темпами восстанавливаются разрушенные школы и другие учебные заведения, невысоким остается качество преподавания, очень слаба учебно-материальная база учебных заведений. Отсутствие ощутимого прогресса в экономике и социальной сфере способствует росту протестных настроений у населения, которые в ряде случаев перерастают в массовые беспорядки, как это было в начале января в городах Эль-Кут и Амра. Администрация США меняет подход к распределению основных контрактов по восстановлению иракской экономики. Речь идет об основных подрядах, которые должны финансироваться из американской казны. «По мере того, как в течение последующих нескольких месяцев будут выделяться дальнейшие средства, мы сможем детально рассмотреть изменившиеся обстоятельства для различных стран», - заявила помощник Дж. Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс. В частности, доступ к иракским контрактам обещан Франции, не исключено, что это коснется также Германии и России. Зарубежные кредиторы продолжают изучать возможности списания части иракских долгов. В январе специальный представитель президента США Джеймс Бейкер посетил аравийские монархии с целью обсуждения этого вопроса. О своем намерении списать с Ирака большую часть его задолженностей заявили Катар (долг Ирака этой стране составляет 4 млрд долл.), ОАЭ (4 млрд долл.) и Канада. Саудовская Аравия также выразила согласие сделать это, но на определенных условиях: (1) правительством будет рассмотрен вопрос только о списании части долга Ирака саудовскому государству (9 млрд долл.), а вопрос о списании долгов частным банкам и компаниям (19 млрд долл.) следует решать только с ними; (2) долги будут списываться только если «Ирак возглавит законно избранное правительство», а (3) саудовские компании получат подряды на восстановление Ирака. http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/09-02-04.htm
Итак мы видим, что списание иракского долга РФ, ни есть акт доброй воли. И не случись США увязнуть в Ираке, вряд ли они бы стали кого туда заманивать тем же посредством предоставления разработки нефтяных месторождений Ирака,через списание ему долгов. Жадная российская углеводородная олигархия не могла упустить такого лакомого куска, и обслуживающая её интересы власть не устояла – списала, как это и требовали США иракский долг.
Россия списала долг Ираку, зато получили проект разработок(только неизвестно на какую сумму). Скорее эти списанные долги придут в РФ ввиде финансирования Ираком этого проекта. В общем-то может это не так уж и плохо, потому что реализованный проект придется обслуживать нашим компаниям. И прибыль некоторую мы будем иметь. Лучше, чем, возможно, ничего. 1 из версий!!!
Лёнин Покажите, где и в чем, лично для меня, отразится эта \"прибиль\"? В очередном повышении цен на энергорессурсы? А вот то, что тем самым,Россия взяла на себя часть содержания американской авантюры в Ираке, которая обходилась США в 500 млн долларов еженедельно, это уже очевидность, которую не покрывают, писанные вилами на воде обещания на допуск России к разработке иракской нефти
О том же говорил в своем интервью и Дерипаска (пример Таджикистана). Прощая государственные долги - Россия получает привилегии для частных компаний олигархов. т.е. и тут - народ оплачивает их аппетиты миллиардами долларов.
Т.е. возврат будет - другу Путина Алекперову, или кому нибудь другому, менее известному.