Талызина Нина Федоровна Педагогическая психология Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведении 1998
Общие виды познавательной деятельности (общие приемы) потому и называются общими, что они используются в разных областях, при работе с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение любой деятельности и др. К общим видам познавательной деятельности относятся и все приемы логического мышления: они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний. К числу логических приемов относятся: сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др. К общим видам деятельности относятся и такие, как умение запоминать, умение быть внимательными, умение наблюдать и др. Условно их можно объединить в группу «психологических»: они изучаются в психологии.
Специфические действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний. Примерами специфических действий могут служить звуковой анализ, сложение и др.
Причина всех этих ошибок — неумение применить логический прием подведения под понятие. Этот прием широко используется в жизненной практике людей, причем человек нередко встречается и с неопределенными ситуациями, когда главный вопрос состоит именно в том, может ли быть решена задача при данных условиях. Примером может служить диагноз врача: чаще всего ошибки объясняются тем, что в ситуации неопределенности, т. е. когда возможны несколько болезней, врач без получения сведений о недостающих признаках ставит диагноз.
Учащиеся допускают еще больше ошибок при выполнении классификаций, при выведении следствий из данных посылок. В то же время, как показывают исследования, многие из этих приемов учащиеся могут успешно усвоить уже в начальной школе, если работу вести планомерно и целенаправленно. Но с чего начать? В каком порядке формировать?
Очень важным приемом логического мышления, используемым в процессе всего школьного обучения, является также прием классификации. Часто этот логический прием оказывается не сформирован даже у людей с высшим образованием.
Специальное исследование Н.А. Подгорецкой умения проводить классификацию старшеклассниками, а также людьми, уже окончившими среднюю школу, показало, что этот прием усвоен ими плохо. Так, только 20% старшеклассников смогли правильно выбрать критерий для классификации, ни один учащийся не сумел соблюсти координацию объема и содержания классифицируемых классов объектов.
В задании на классификацию видов треугольников были допущены следующие типичные ошибки: 1) смешение критериев классификации на одном уровне (делили треугольники, например, на прямоугольные, равнобедренные и равносторонние); 2) сужение объема понятий классификации (многие ученики не указали вида разносторонних треугольников); 3) нарушение иерархии: большая часть старшеклассников не понимает, что равносторонний треугольник является частным случаем равнобедренного. Аналогичные ошибки были допущены при классификации видов предложений, видов поверхности суши.
Все это говорит о том, что без специальной работы прием классификации усваивается неудовлетворительно. В состав этого приема входят такие действия, как выбор критерия для классификации; деление по этому критерию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия; построение иерархической классификационной системы.
Естественно, что формирование этого приема должно происходить постепенно, на материале разных учебных предметов.
Мне нравится, что Вы за стартовую задачу взяли разговор о скорости гравитации. Дискуссия на подобную тему методами формальной логики должна быть достаточно интересной.
Один из способов измерения скорости гравитации связан с фиксацией гравитационных волн от далёких звёздных источников одновременно со световым сигналом. Первое такое измерение получили для гравитационной волны GW170817. Судя по этому событию, отклонение скорости гравитационных волн от скорости света, если такое отклонение существует, лежит в пределах от −3×10−15 до +0,7×10−15. Так как ожидаемая разница коэффициентов преломления и дисперсии межгалактической среды незначительна, то, в пределах погрешности, не обнаружено отличий от скорости света.
Если я правильно понимаю, это противоречит Вашим выкладкам. Вопрос в рамках тренинга — можно ли построить обобщающую модель показывающую кто и где ошибся?
> Талызина Нина Федоровна > Педагогическая психология > Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведении > 1998 > Общие виды познавательной деятельности (общие приемы) потому и называются общими, что они используются в разных областях, при работе с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение любой деятельности и др. К общим видам познавательной деятельности относятся и все приемы логического мышления: они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний. К числу логических приемов относятся: сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др. К общим видам деятельности относятся и такие, как умение запоминать, умение быть внимательными, умение наблюдать и др. Условно их можно объединить в группу «психологических»: они изучаются в психологии. > > Специфические действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний. Примерами специфических действий могут служить звуковой анализ, сложение и др. > > Причина всех этих ошибок — неумение применить логический прием подведения под понятие. Этот прием широко используется в жизненной практике людей, причем человек нередко встречается и с неопределенными ситуациями, когда главный вопрос состоит именно в том, может ли быть решена задача при данных условиях. Примером может служить диагноз врача: чаще всего ошибки объясняются тем, что в ситуации неопределенности, т. е. когда возможны несколько болезней, врач без получения сведений о недостающих признаках ставит диагноз. > > Учащиеся допускают еще больше ошибок при выполнении классификаций, при выведении следствий из данных посылок. В то же время, как показывают исследования, многие из этих приемов учащиеся могут успешно усвоить уже в начальной школе, если работу вести планомерно и целенаправленно. Но с чего начать? В каком порядке формировать? > > Очень важным приемом логического мышления, используемым в процессе всего школьного обучения, является также прием классификации. Часто этот логический прием оказывается не сформирован даже у людей с высшим образованием. > > Специальное исследование Н.А. Подгорецкой умения проводить классификацию старшеклассниками, а также людьми, уже окончившими среднюю школу, показало, что этот прием усвоен ими плохо. Так, только 20% старшеклассников смогли правильно выбрать критерий для классификации, ни один учащийся не сумел соблюсти координацию объема и содержания классифицируемых классов объектов. > > В задании на классификацию видов треугольников были допущены следующие типичные ошибки: 1) смешение критериев классификации на одном уровне (делили треугольники, например, на прямоугольные, равнобедренные и равносторонние); 2) сужение объема понятий классификации (многие ученики не указали вида разносторонних треугольников); 3) нарушение иерархии: большая часть старшеклассников не понимает, что равносторонний треугольник является частным случаем равнобедренного. Аналогичные ошибки были допущены при классификации видов предложений, видов поверхности суши. >
> Все это говорит о том, что без специальной работы прием классификации усваивается неудовлетворительно. В состав этого приема входят такие действия, как выбор критерия для классификации; деление по этому критерию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия; построение иерархической классификационной системы. > > Естественно, что формирование этого приема должно происходить постепенно, на материале разных учебных предметов. quoted1
Классификация — это вообще отдельная тема И однозначно сказать, что «эти критерии правильны, а эти — нет» почти никогда нельзя Кроме того, интересны способы классификации не загнанного в рамки догм сознания Могут дать много нового и интересного, кстати
Закулисинъ (Закулисинъ) писал (а) в ответ на сообщение:
> 2004fly2004 (2004fly2004) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Классификация — это вообще отдельная тема quoted2
>Перефразируя классиков — все люди разделяются на 10 классов — понимающих двоичную систему, и не понимающих её quoted1
Мне вообще-то тема «воспитаня-обучения» кажется актуальной, так как имхо родители лепят детей по своему образу и подобию, и не не успевают за развитием технологий, или успевают, но с трудом, вместо того, чтобы обгонять Такая тонкая грань между воспитанием и дрессировкой…
>Не мы (мы хорошие и современные) а печатальщики учебных пособий и видео. quoted1
:) как я себя не люблю, но и мы тоже:) и еще мне кажется, что по наследству передается не только первая сигнальная (инстинкты) но и вторая, навыки, приобретенные в жизни, хотя бы частично и наши дети приходят уже с определенным багажом знаний и навыков…
2004fly2004 (2004fly2004) писал (а) в ответ на сообщение:
> и наши дети приходят уже с определенным багажом знаний и навыков… quoted1
как только слух формируется — начинают подслушивать, как только глазки открывают — начинают подглядывать. а кого им копировать если не папу с мамой — вот и выходит «определенный багаж знаний и навыков»
> баш напоминает (раскрыть)
«У меня есть приятельница, а у приятельницы есть пятилетний сын. Приятельница учится на вечерке на ПММ, детку девать особо некуда, регулярно таскает его с собой -- малец сидит там на задней парте, рисует, читает, играет в нешумные игры. Это было предисловие.
История: едем мы тут на днях вместе с приятельницей и мальцом в троллейбусе. А на Кирова магазин тканей, в витрине которого из штук ткани выложена буква „S“. Малец, философски: -- Ну вот. И тут интеграл. Какой-то дядечка лет 40+: -- Где интеграл? Какой интеграл? Малец показывает пальцем: -- Вот там — неопределенный. Дядечка: -- Почему неопределенный?! Малец, уже устав от дядечкиной бестолковости: -- Потому что пределы интегрирования не обозначены…»
Закулисинъ (Закулисинъ) писал (а) в ответ на сообщение:
> Если я правильно понимаю, это противоречит Вашим выкладкам. Вопрос в рамках тренинга — можно ли построить обобщающую модель показывающую кто и где ошибся? quoted1
Мои выкладки основаны на формуле всемирного тяготения и общепризнанных фактах: массы Солнца-Юпитера, данные орбиты Юпитера, скорость и направление реликтового излучения http://pro3001.narod.ru/marx/scoro_gravi2.htm
Математика там простая. С системой Солнце-Земля математика схожая, но там слишком много деталей значимых для точного расчета. Пришлось напрячься. Можете сами оценить на каком ходу ваш интеллект сдастся.
Что касаемо ловли и измерения гравитационных волн, то там все слишком условно — очень сложные выкладки, очень тонкие параметры и т. д. Зарегистрировали некое возмущение, непонятно где и непонятно как (тысячи компьютеров что-то там насчитали), которое интерпретировали как «наверное это две черные дыры столкнулись, тогда наверное они могли быть такими». Датчане например не поверили https://hi-news.ru/science/datskie-fiziki-usomni...
Я привожу целый ряд фактов гигантских ошибок теории относительности и квантовой механики, вызванных фиктивностью понятия энергии и всех соответствующих формул http://pro3001.narod.ru/marx/energia.htm
Например, масса фотона уже на 19 порядков меньше чем должна быть по формуле E=mc2. В общем, там мошенник на мошеннике.
А мои выкладки для системы Солнце-Юпитер может проверить человек со средним образованием. Удивительное очевидно. Как и фиктивность понятия энергии и формулы E=mc2.
Так что показывать-сравнивать нечего. Надо просто включить общую логику, чему и посвящена данная тема.
> 2004fly2004 (2004fly2004) писал (а) в ответ на сообщение:
>> и наши дети приходят уже с определенным багажом знаний и навыков… quoted2
> > как только слух формируется — начинают подслушивать, как только глазки открывают — начинают подглядывать. а кого им копировать если не папу с мамой — вот и выходит «определенный багаж знаний и навыков» > > > баш напоминает (раскрыть) > "У меня есть приятельница, а у приятельницы есть пятилетний сын. Приятельница учится на вечерке на ПММ, детку девать особо некуда, регулярно таскает его с собой -- малец сидит там на задней парте, рисует, читает, играет в нешумные игры. Это было предисловие. > > История: едем мы тут на днях вместе с приятельницей и мальцом в троллейбусе. А на Кирова магазин тканей, в витрине которого из штук ткани выложена буква «S». > Малец, философски: -- Ну вот. И тут интеграл. > Какой-то дядечка лет 40+: -- Где интеграл? Какой интеграл? > Малец показывает пальцем: -- Вот там — неопределенный. > Дядечка: -- Почему неопределенный?!
> Малец, уже устав от дядечкиной бестолковости: > -- Потому что пределы интегрирования не обозначены…" > quoted1
и все-таки… много мам таскало детишек и полвека назад но толку было меньше
> И однозначно сказать, что «эти критерии правильны, а эти — нет» почти никогда нельзя > Кроме того, интересны способы классификации не загнанного в рамки догм сознания > Могут дать много нового и интересного, кстати quoted1
Классификация это базовый навык, востребованный уже в начальной школе. Этот навык строится на навыке сравнений, которые строятся на навыке выделения существенных и несущественных свойств. Плюс нюансы.
Предметное содержание всегда неоднозначно, поэтому всегда имеет договорной характер.