Три строки
Количество слогов в строках 5-7-5
Слоги считаются по количеству гласных в строке
СМЫСЛ ХОККУ. Трёхстишье заключает в себе: тезу, связку и антитезу. Это означает, что в первой строке заявляется образ, который посредством второй строки связывается со вторым образом, который имеет некие аналогичные признаки, похожие на первый образ. Например:
рогатый месяц (теза) забыт кем-то в поле (связка) блестящий серпень (аналогия или антитеза)
В данном случае, образ рогатого месяца имеет свою аналогию в блестящем серпе. Оба находятся на широком пространстве неба-поля. Перед нами возникает некое "зеркальное" отображение двух противоположных, но очень похожих друг на друга предметов.
Таким образом, становится понятно, что хокку - это лаконичная картинка, заключающая в себе два сопоставимых образа. Образы могут быть либо взаимосвязаны, либо противоположны по виду и смыслу. Они создают некую задачу для ума или напротив: заключают в себе откровение, или просто создают настроение и приносят эстетическое удовлетворение.
В ХОККУ РАЗРЕШЕНЫ:
- все виды визуальных, реальных образов (как существительных, так и прилагательных, и глаголов). Предметы, животные, растения, географические особенности местности, виды цветовой гаммы... - все виды звуков: например, журчание, скрип, пение, чириканье и прочее. - все виды запахов и вкусов: например, горький, сладкий, кислый, пряный и прочее. - все виды телесных ощущений: шершавый, гладкий, скользкий, тёплый, холодный и прочее.
Допустимы прямые (зримые) выражения чувств: плач, смех. В форме глаголов: плачет, смеётся. То, что сопровождается внешними сопутствующими выражениями (слезами, например, или звуками - смешками или вздохами).
В ХОККУ допускаются личные местоимения: я, ты, он, мы, они, но их использование нежелательно, так как хокку не может быть антропоморфным и персонифицированным.
В ХОККУ ЗАПРЕЩЕНЫ: - указание времени: завтра, вчера, сегодня. В хокку все события происходят непосредственно, в данную минуту. - определения, типа: душа, тоска, уныние, веселье, мечта, вечность и т.д. - слова, типа: вот, как бы, чтобы... выражающие сравнения или неопределённости.
В ХОККУ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО использование двух и более глаголов. Желательно обходиться вообще без них, однако использование одного глагола настоящего времени вполне допустимо и даже оправдано в зависимости от смысла.
Несколько слов о ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ. Желательно их избегать, то есть, при сочинении хокку стараться, чтобы в них не было необходимости. Конечно, смысловые паузы приходится в некоторых случаях выделять запятыми, дефисами, двоеточием, но восклицательный знак и вопросительный - табу. Точка в конце не нужна, как и многоточие.
Хокку - это простота. Если у вас нет перед глазами картины, которая отражает внутренний мир героя хокку, то хокку не удастся. Внешний мир это отражение внутреннего мира, одновременно противопоставление двух миров и единение их. Через простые слова, отсутствие метафор, через жизнь вещей мы показываем жизнь человека. Человек всегда в центре мира, но он проявляет себя через этот мир. Поэтому: 1) избегаем метафор и сравнений. 2) избегаем "красивости" и украшений стиха. Слов мало - мыслей много. Разбитая чашка скажет вам больше о горе в доме, чем слова "Как мне больно". 3) пишем в настоящем времени. Буддисты знают только "сейчас", не забываем о том, что хокку/хайку родилось не в христианском или мусульманском мире, это система мировоззрения, в котором огромное значение придается настоящему. 4)пишем об обычных, ежедневных событиях в природе и в человеческой жизни - но не объясняем их, выбираем события, которые принесли вам момент понимания или осознания истинной сути вещей вокруг 5) чувства в стихотворении не называются, они возникают при прочтении стиха. 6) предлагаем взять два образа и поставить их рядом в стихе, чтобы создать гармонию или контраст, используя конкретные, обычные, естественные слова. *** Всем удачи
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> СМЫСЛ ХОККУ. Трёхстишье заключает в себе: тезу, связку и антитезу. > Это означает, что в первой строке заявляется образ, который посредством второй строки связывается со вторым образом, который имеет некие аналогичные признаки, похожие на первый образ. quoted1
Ущербный смысл — незавершенный какой то. Как по мне — хокку — это культурный примитив.
Совершенно же понятно что каждая строка должна иметь один смысл и объединять гармонию мироздания в разных аспектах вызывая удовольствие.
Сначала накидываем пару строк-аспектов мира из разных полярностей. Потом следующей строкой их объединяем. А где простите строка с итоговым результатом? или её читатель должен писать? или понимание автора уже никому не нужно?
В японских стихах о гармонии мира — не достает гармонии и симметрии строк!
Можно ли превратить стихи Блока в хокку просто отняв последнюю строку? конечно можно — только стоит ли?
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет.
Но пару хокку я всё же напишу:
Увядший Северный поток, И мост построенный к войне. ТРУБА качает интересы.
Чтоб обойти. И что б объехать… Стоит лишь та труба с названьем «Братство»!
Стрекозы жили на земле еще в доисторические времена. Некоторые из них были невероятно крупными, судя по окаменевшим останкам, найденными палеонтологами.
В Японии стрекоза когда — то считалась символом отваги, а также насекомым, которое приносит удачу. В Великобритании считалось, что стрекоза указывает рыболову место, где много рыбы. В Северной же Америке существовало когда — то поверье, что, если человек убьет стрекозу, то все его члены семьи вскоре умрут.