Соцопрос в гетманской Украине об отношении к России и к украинизации
Харьковское губернское земство привело результаты любопытнейшего опроса общественного мнения, проведенного летом 1918 года, то есть еще в как бы «незалежной» гетманской Украине.
Опрос был проведен среди сельских жителей Харьковской губернии и был репрезентативен даже по сегодняшим меркам социологической науки (выборка составила 505 корреспондентов). Так вот на вопрос об отношении к отделении от России последовали следующие ответы: «Не согласны делиться» (Купянский уезд); «Народ верит и надеется, что Россия воссоединится в одно составное государство на началах равенства всех народов» (Ахтырский уезд); «Бажало було б що бы Украіна як вільний з вільним була вільною у Россійской федерации и рівни з рівним жили в ладу» (Валковский уезд) и т.д.
А вот просто шикарные ответы по поводу украинизации Харьковской губернии, против которой высказались 80% опрошенных (это ведь без городского населения!): «Украинский язык, который сейчас хотят ввести, ни один селянин не разберет. Без переводчиков дело плохо» (Купянский уезд); «Выдумывают чортовы паны чорт зна що» (Ахтырский уезд); «Сочинения Шевченка, Котляревского понятны, но украинский никак не присвою» (Сумской уезд); «Понимаем через пятое на десятое и у всех слушателей от этого смешливое настроение» (Старобельский уезд). Практически единодушно опрошенные высказались против украинизации богослужения: «Украинский язык недопустим, так как в переводе некоторые выражения вызовут смех, а не молитву: радуйся – рыгочись, аминь – эгэ» (Волчанский уезд).
Народность Шевченко, как и других выдающихся поэтов, слагается из двух родственных элементов — народности внешней, заимствований, подражаний, и народности внутренней, психически наследственной. Определение внешних, заимствованных элементов нетрудно; для этого достаточно ознакомиться с этнографией и подыскать прямые источники в народных сказках, поверьях, песнях, обрядах. Определение внутренних психологических народных элементов весьма затруднительно и в полном объёме невозможно. У Шевченко есть и те, и другие элементы. Душа Шевченко до такой степени насыщена народностью, что всякий, даже посторонний, заимствованный мотив получает в его поэзии украинскую национальную окраску.
Школьница за 2 месяца в Украине полностью овладела мовой.
На Полтавщину, в основном украиноязычная среда, из Молдовы вместе с родителями переехала на постоянное место жительство Кристина Подать. Сейчас учится в 10 классе в украиноязычной школе. Неполное среднее образование получила в Кишиневе. Самое интересное, что за 2 месяца научилась общаться на украинском языке. Иногда в разговоре может вставить русское слово. Говорит, первые несколько недель было очень трудно. Но по 2 месяцам обучения уже освоила украинское правописание.
Даже одноклассники девушки удивляются этому. - У нас политики за десятки лет не могут научиться говорить на государственном языке, а тут молдаванка с нами уже нормально разговаривает, - объясняет один. - Нет, те политики просто ленивы. К тому же у них ступор на все украинское, поэтому и подняли этот шум вокруг русского как второго языка в Украине, - говорит его товарищ. Кристина рассказывает, в Кишиневе училась в русскоязычной школе. Русский был 3-4 раза, а румынский язык - 5 раз в неделю. Украинской там не слышала. Говорит, системы обучения несколько отличаются. -Нынешние темы по математике в Молдове мы проходили год назад. К тому же там нужно в школе учиться 12 лет. И там 10-балльная система оценки, а не 12-балльная, как в Украине. Здесь тяжеловато еще дает украинский язык. Говорить уже могу, но с правописанием проблемы. Была контрольная по украинской литературы, то написала на 6 баллов.
Когда приехала в Украину, то самым прикольным словом для меня было "цікаво". Долго не могла понять, что оно означает. А на уроке химии больше недели не могла понять, что такое "речовини". Даже когда поняла, еще машинально говорила "вещества". Художественные книги для чтения в школьной библиотеке берет на украинском языке. - Это для меня принципиально. Так я скорее усвою грамматические обороты .
Т.Г.Шевченко родился в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии в многодетной семье Григория Ивановича Шевченко (1782—1825), крепостного крестьянина помещика П. В. Энгельгардта.
Через два года родители Тараса переселились в село Кириловка, где он провёл своё детство. Можно предположить,что великий кобзарь знал о великом прошлом Руси и не мог смириться с судьбой крепостного,не разделял Тарас Григорьевич ,видимо, версию о том ,что Россия это Русь на своей шкуре чувствуя рабскую долю.Вот и получается украинская окраска... Виктор Тула писал(а) в ответ на сообщение:
> Народность Шевченко, как и других выдающихся поэтов, слагается из двух родственных элементов — народности внешней, заимствований, подражаний, и народности внутренней, психически наследственной. Определение внешних, заимствованных элементов нетрудно; для этого достаточно ознакомиться с этнографией и подыскать прямые источники в народных сказках, поверьях, песнях, обрядах. Определение внутренних психологических народных элементов весьма затруднительно и в полном объёме невозможно. У Шевченко есть и те, и другие элементы. Душа Шевченко до такой степени насыщена народностью, что всякий, даже посторонний, заимствованный мотив получает в его поэзии украинскую национальную окраску.quoted1
> Можно предположить,что великий кобзарь знал о великом прошлом Руси и не мог смириться с судьбой крепостного,не разделял Тарас Григорьевич ,видимо, версию о том ,что Россия это Русь на своей шкуре чувствуя рабскую долю. quoted1
Можно предположить, что Торас не только не знав историю Руси, но и ты також ее не знав.
>> Можно предположить,что великий кобзарь знал о великом прошлом Руси и не мог смириться с судьбой крепостного,не разделял Тарас Григорьевич ,видимо, версию о том ,что Россия это Русь на своей шкуре чувствуя рабскую долю. quoted2
> а,.в принципе зачем те? Ты же с окраской, национальной. Лишской, чи татарской, фих знаэ. > > quoted1
Понимаете Себастьяныч,окраска просто так не возникает,нельзя придумать того чего нет в природе.Вы ж не станете утверждать что и во время Крещения Руси были холопы Нельзя спрятать природу...