Немецкий федеральный фонд «Бегство. Изгнание. Примирение» планирует открыть в Берлине выставочно-информационный и документационного центр.
В экспозиции также будут представлены и документы из истории Беларуси, касающиеся XX века, в основном советских времен, сообщает «Радыё Рацыя».
По словам историка Игоря Кузнецова, он получил письмо с обращением руководства этого фонда c просьбой помочь формированию белорусской части экспозиции:
«Предполагается, что в хронологическом порядке в экспозиции будет представлена информация о различных формах репрессий и про идеологической подоплеке изгнания энических меньшинств во время и после первой мировой войны. Существенная часть предполагаемой экспозиции будет посвящена тем процессам, которые были у нас - и расстрелы в Куропатах, и депортация населения в период коллективизации, и депортация населения после 39-го года».
Подобные письма направлены во многие страны бывшего СССР, в том числе Россию.
«Но, возможно, впервые проблематика советских репрессий в Беларуси будет представлена в таком объеме в большой зарубежной экспозиции», - говорит Игорь Кузнецов. Выставочный центр пока формируется. Открыть его планируется через 3 года.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Паляшка кались, из какой страны пишешь? Аляксандр тут, па долгу службы наверное, пытается нас на ложный след навести... Думаю из своей матушки - России, Паляшка пишет, тфу, копипастирует...
Прочитала в "СБ" статью "Простят ли живые мертвых" и плакала неделю. В годы Великой Отечественной войны я жила в небольшой деревеньке Самодуровщина (сейчас д. Родина), что в лесном массиве на границе Дзержинского и Узденского районов. С осени 1941 года наша деревня стала партизанской. Несколько соседних фашисты сожгли вместе с жителями - старыми и малыми. Там жили мои братья и сестры, мой первый учитель, школьные друзья и подруги. Всех их согнали в сарай и подожгли. Чудом спаслись только две девушки. Обгоревшие трупы, точнее, кости мы похоронили в одной могиле... А потом партизаны предупредили нас, что такая же участь уготована нашей деревне. Многие ее жители успели уйти в лес. Оставшихся стариков фашисты расстреляли, трупы забросали снопами пшеницы и подожгли. Сожгли и деревню. До освобождения мы жили в лесу, ходили по деревням, просили, чтобы пустили добрые люди в хату немного обогреться и дали поесть...
И вот сейчас ведут разговоры о том, чтобы упорядочить захоронения фашистских извергов и палачей, которые по сей день стоят у меня перед глазами. Если белорусская сторона ответит согласием, считаю, что надписи на могилах на немецких кладбищах должны быть справедливыми хотя бы по отношению к тем, кто, пожертвовав своей жизнью, спас мир от коричневой чумы: "Здесь похоронены палачи белорусского народа".
> Прощение - не забвение > > > Прочитала в "СБ" статью "Простят ли живые мертвых" и плакала неделю. В годы Великой Отечественной войны я жила в небольшой деревеньке Самодуровщина (сейчас д. Родина), что в лесном массиве на границе Дзержинского и Узденского районов. С осени 1941 года наша деревня стала партизанской. Несколько соседних фашисты сожгли вместе с жителями - старыми и малыми. Там жили мои братья и сестры, мой первый учитель, школьные друзья и подруги. Всех их согнали в сарай и подожгли. Чудом спаслись только две девушки. Обгоревшие трупы, точнее, кости мы похоронили в одной могиле... А потом партизаны предупредили нас, что такая же участь уготована нашей деревне. Многие ее жители успели уйти в лес. Оставшихся стариков фашисты расстреляли, трупы забросали снопами пшеницы и подожгли. Сожгли и деревню. До освобождения мы жили в лесу, ходили по деревням, просили, чтобы пустили добрые люди в хату немного обогреться и дали поесть... > > И вот сейчас ведут разговоры о том, чтобы упорядочить захоронения фашистских извергов и палачей, которые по сей день стоят у меня перед глазами. Если белорусская сторона ответит согласием, считаю, что надписи на могилах на немецких кладбищах должны быть справедливыми хотя бы по отношению к тем, кто, пожертвовав своей жизнью, спас мир от коричневой чумы: "Здесь похоронены палачи белорусского народа".
Неплохая идея... В Литве много могил красных оккупантов... Может быть тоже возле всех могил поставить надписи "Здесь похоронены палачи литовского народа"... Я бы за.
Кстати о литовских пособниках немецких карателей...
======================================== === На днях, выступая на встрече глав Европейского Совета, Валдас Адамкус, семидесятидевятилетний президент Литвы, назвал Беларусь "серым пятном на демократической карте Европы" и пообещал "помочь белорусам создать демократическое общество". Представляете, какой заботливый деятель руководит соседней страной? У самого проблем, поди, выше крыши, а он о нас, бедолагах, волнуется. Только не подумайте, что дедушка Валдас ограничится тем, что позаимствует у внучат акварельные краски и собственноручно перекрасит Беларусь на служебной карте в модный, очень популярный в Восточной Европе, оранжевый цвет, чтобы глазу приятно было. Нет! Старина Адамкус не так прост. Судите сами.
На прошлой неделе меня навестил мой литовский коллега. Практически с порога он огорошил вопросом:
-- А ты знаешь, какую речь сейчас чаще всего можно услышать в центре Вильнюса?
--???
-- Белорусскую и казахскую! Ваши и антиназарбаевские оппозиционеры в массовом порядке приезжают сегодня в Литву на учебу и переподготовку. Весь Вильнюс заполонили, пока вы тут в шапку спите! Между прочим, приезжают не только профессиональные р-революционеры, но и деловые люди, и творческие личности. Даже чиновники попадаются. В общем, массовая миграция белорусов в столицу бывшего Великого княжества Литовского. Никогда такого не было! Впрочем, многие из визитеров даже до Вильнюса не добираются: доезжают до ближайшего к границе ресторанчика и получают инструкции там. Сам видел.
Честно говоря, услышанному я не поверил и получил в подарок пачку литовских газет. На первой же из них я обнаружил набранный аршинными буквами заголовок: "ШТАБ БЕЛОРУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ -- в ВИЛЬНЮСЕ". Из другой узнал, что "еще 27 апреля Сейм Литвы выразил готовность поддержать трансляцию на территорию Беларуси финансируемых Конгрессом США радиопрограмм. В частности, такую поддержку действующей в Литве радиостанции "Baltijos bangu radijas" декларировал Комитет по иностранным делам Сейма. Если вспомнить, какую роль эта радиостанция сыграла в подготовке развала СССР, -- пишет газета, -- то в дальних целях этого проекта сомневаться не приходится". Как сообщает газета, согласно ее источникам, "от ЕС и США "Baltijos bangu radijas" надеется получать ежегодно не менее 8 млн. литов, что для локальной радиостанции совсем неплохо". Порадовавшись за коллег из сопредельного государства, которым, судя по всему, голодать не придется, я вспомнил разговор со знакомым оппозиционером, который, между прочим, похвастался, что в прошедшем году побывал в Литве аж 11(!) раз. Тогда, каюсь, этому бахвальству я должного значения не придал. Оценил только теперь, после знакомства с литовской прессой. Оценил и понял, что к обещаниям милейшего дедули Валдаса следует относиться на полном серьезе. Тем более, что нам наши литовские соседи "помогают" уже не в первый раз. Так, 64 года назад они основательно "помогали" нам "избавиться от ####в коммунистов и прочих российско-советских оккупантов". Уже в конце июня 1941 года немецкие оккупанты сформировали из числа литовских коллаборационистов 24 так называемых "шуцманшафтбатальона". Их костяк составили служащие полиции, армии и карательных органов буржуазной Литвы. Общая численность военнослужащих этих формирований достигала 13 тысяч, из них 250 были офицерами. Каждый батальон имел в своем составе немецкую группу связи из офицера и 5-6 унтер-офицеров. Личный состав носил литовскую или германскую военную униформу либо гражданскую одежду с различными нарукавными повязками. На головные уборы обычно крепилась литера "D" белого металла, обозначавшая "Draugovnmka", что в переводе с литовского значит "помощник". Не правда ли, символично!
6 октября 1941 года в 5 часов утра 2-й литовский "шуцманшафтбатальон" под командованием майора Антанаса Импулявичюса в составе 23 офицеров и 464 рядовых отбыл из Каунаса в спецкомандировку в Белоруссию. По прибытии в Минск он перешел в подчинение 11-го немецкого полицейского резервного батальона майора Лехтгаллера. Вот выдержки из дневника действий батальона в Белоруссии:
"14.10.1941 г. -- произведена облава против евреев, коммунистов и враждебных Германии элементов в м. Смиловичи. Уничтожено 1300 человек.
15-16.10.1941 г. -- производилось усмирение в окрестностях Логойска. В Логойске расстреляно 6 партизан и 1 коммунист. В Плещеницах 52 еврея и 2 партизана.
18.10.1941 г. -- произведена облава в лагере арестованных гражданских лиц в Минске и ликвидировано 1150 коммунистов.
21.10.1941 г. -- облава в Койданове. Ликвидировано 1000 евреев и коммунистов...".
Один из непосредственных участников расправ Юозас Книримас вспоминает: "...1941 года осенью, точной даты не помню, мне пришлось участвовать при повешении советских партизан в Минске... Командир батальона Импулявичюс повел батальон в центр Минска к тюрьме. Подойдя к тюрьме, командир через Гецевичюса переговорил с немецкими офицерами, так как Гецевичюс знал немецкий язык. После этого Гецевичюс передал командирам рот, чтобы они выстроили солдат по кругу площади возле тюрьмы... Гецевичюс назначил солдат, которые будут вешать. Среди них были: Варнас, Шимонис и я, Книтримас, Вепраускас и Ненис. Мы должны были накинуть петли на обреченных. Насколько помню, в городском саду повесили четверых -- трех мужчин и одну женщину. Петли накидывали Шимонис и Варнас. В городском саду вешали в двух местах по два человека. В одном месте обреченный упал, так как развязалась веревка. Я поднял этого мужчину и поддержал, пока Варнас прикрепил веревку... Перед казнью нам давали пить. Водку выдавал Гецевичюс, который, видимо, получал ее для этих целей. Кроме этого, других арестованных вешали в других местах г. Минска, но кто вешал, я не видел, только знаю, что солдаты нашего батальона. От Гецевичюса я узнал, что были повешены советские партизаны. Было казнено 8 человек".
В 1962 году на вильнюсском процессе было установлено, что в 1941 году в Минске помимо мирного населения литовскими карателями было уничтожено около 9 тысяч советских военнопленных, в Дукоре -- 618 граждан, в Руденске -- 1188 человек, в Слуцке -- около 5 тысяч. Слуцкая расправа производилась так, что даже немецкие оккупанты возмутились. Вот выдержка из письма немецкого комиссара г. Слуцка генеральному комиссару г. Минска:
"30 октября 1941 г.
27 октября из Каунаса прибыл адъютант командира 12-го литовского полицейского батальона безопасности. Он сообщил, что их батальон получил задание в течение двух дней ликвидировать все еврейское население города. Я заявил ему, что абсолютно с этим не согласен... Однако спустя несколько часов мне пришлось констатировать, что где только находили евреев, они их задерживали, сажали в грузовики, увозили за город и расстреливали... Их действия граничили с садизмом. Весь город выглядел ужасающе.
На улицах появились горы трупов расстрелянных евреев. Перед убийствами их жестоко избивали чем только могли -- палками, резиновыми шлангами, прикладами, не щадя женщин и даже детей. Это было похоже на настоящие акты вандализма. Во время акции литовцы грабили не только евреев. Много домов белорусов было ими ограблено. Они забирали все -- кожу, обувь, ткани, золото. По рассказам солдат вермахта, они буквально с кожей стаскивали кольца с пальцев своих жертв..." (ЦА ФСБ России).
Спросите, почему у нас раньше не писали о "подвигах" литовских "помощников"? А чтобы не осложнять добрососедские отношения белорусского и литовского народов. Говорят, что на этот счет существовала договоренность между Машеровым и первым секретарем ЦК КП Литвы Снечкусом. Нынешние власти Литвы о добрососедстве, похоже, не думают. А может, просто забыли о зверствах своих карателей? Не думаю. Ведь сам Валдас Адамкус в годы войны служил во 2-м полку сформированной немцами Tevynes Apsaugos Rinktine (бригада "Армия обороны отечества"), которой командовал немец, полковник вермахта Георг Мадер. Понятно, что не знать о "заслугах" своих комбатантов Адамкус просто не мог. Возможно, что сам Валдемарас Адамкивячюс (так звали нынешнего литовского президента до эмиграции в США) не был в спецкомандировках, но то, что с белорусами его военные пути-дороги пересекались, известно доподлинно. Осенью 1944 года литовские части прикрывали отступление немецких войск под городом Седа, но оба полка Tevynes Apsaugos Rinktine были рассеяны войсками третьего Белорусского фронта. Вот что об этом пишет сам Адамкус: "10 октября 1944 года под Мажейкяем началось массированное наступление советской армии. Сметая все вокруг, в городок ворвались русские танки. ... по нам открыли сумасшедший огонь, вынудивший нас спасаться бегством через открытое поле, которое бороновали снаряды и пули. Большинство жямайтийцев нашего полка полегло в окопах. Мне сопутствовала удача. Это была последняя попытка литовских солдат зацепиться за жямайтийскую землю. Живым оставалось только отступать. Свисая с бортов военных грузовиков бегущей немецкой армии, мы двигались в сторону Балтийского моря" ("Дружба народов" 2000, №4 ).
Понятно, что человек с такой страницей в биографии имеет полное право отказаться от участия в юбилейном параде Победы.
Паляшик, опять ты какую то старинную ересть копипастируешь... Ничего более нового не нашел?
>Понятно, что человек с такой страницей в биографии имеет полное право отказаться от участия в юбилейном параде Победы.
Какой "победы"? Победы красной чумы над коричневой? Ни мазохисты литовцы, чтобы праздновали победу режима, принесшего намного больше несчастья народу, чем тот же Гитлеровский...