От нелегальной иммиграции европейские страны спасаются кто как может, без оглядки на Брюссель
Созванное экстренное заседание Еврокомиссии на уровне министров внутренних дел, посвящённое проблемам иммиграции и возможности восстановления внутренних границ между странами Евросоюза, завершилось, в общем, ничем. Еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальстрем признала, что «для «обеспечения стабильности Шенгенской зоны, возможно, потребуется предусмотреть временное возвращение ограниченного внутреннего пограничного контроля», но только «в самых чрезвычайных обстоятельствах», что, собственно, и так было предусмотрено действующим Шенгенским соглашением. Тем временем отдельные страны Евросоюза, не дожидаясь, пока в Брюсселе раскачаются, восстанавливают свои границы – но не все, а только на «проблемных» участках. Так стихийно, явочным порядком непомерно разросшийся Евросоюз легализует давно назревшее разделение на центр и периферию.
Министр финансов Дании Йорт Фредрихсен заявил в четверг, что его страна в ближайшее время частично закроет границу с соседними Германией и Швецией. На мосту Эресунд, соединяющим Копенгаген со шведским Мальмё, появятся пограничные и таможенные посты, выборочные проверки начнутся также на паромных линиях, соединяющих Данию со Швецией, а также на сухопутной границе с Германией. Естественно, датское правительство заверило партнёров по Евросоюзу, что меры эти временные, направленные «на борьбу с наркотрафиком, контрабандой оружия и торговлей людьми»; столь же естественно, что в Европе решение Копенгагена восприняли, как очередные происки крайне правой Датской народной партии (Dansk Folkeparti, DF), последовательно выступающей за ограничение иммиграции неевропейского населения в Данию.
Между тем, Дания действительно является перевалочным пунктом на пути основного транзита потоков легальной и нелегальной иммиграции из континентальной Европы в Скандинавию. Одновременно, будучи сама скандинавской страной, с привлекательным для потенциальных иммигрантов уровнем жизни и, как следствие, «страной-адресатом» иммиграции. О фактическом разделении стран Евросоюза на «адресатов» и «транзитёров» нам рассказала аналитик брюссельского Center for European Policy Studies (CPSE) Лорна Шреффлер:
- Попадая на территорию Евросоюза через «окна» в пограничных странах, основная масса нелегальных иммигрантов отнюдь не собирается оседать именно там. Их пугает близость границ, лёгкость, с которой местные власти могут выдворить их обратно, а главное – сравнительно невысокий уровень жизни в пограничных странах, по крайней мере по сравнению с государствами «ядра» Евросоюза, куда основные потоки иммигрантов и устремляются Налицо фактическое разделение Евросоюза на «союз стран-адресатов» и «союз стран-транзитёров». И если первые заинтересованы в том, чтобы не пустить иммигрантов на свою территорию, задержав их если не на внешних границах, то хотя бы на территории соседей-«транзитёров», то последние, напротив, стремятся как можно быстрее, не чиня им по пути лишних препятствий, пропустить иммиграционные потоки через территорию своих стран к богатым соседям.
До середины двухтысячных годов главным и практически единственным «транзитёром» Евросоюза была Греция. Именно на греческую территорию проникала основная масса беженцев из Турции и стран Ближнего Востока, чтобы, легализовавшись в качестве таковых, немедленно двигаться в направлении богатых стран континентальной Европы и особенно привлекательной своими жизненными стандартами Скандинавии.
После так называемого «большого взрыва» 2004 года, когда в зону действия Шенгенского соглашения были включены страны Восточной Европы и прибалтийские республики, на границах богатой Германии и Скандинавии образовалось новое транзитное окно – с Ближнего Востока и Средней Азии, через Россию и бывшие республики Советской Прибалтики. Скандинавские правоохранительные органы устами президента Норвежской полицейской ассоциации Эгила Хааланда уже открытым текстом заявляют, что «80% всех преступлений в регионе совершаются преступниками-выходцами из стран Балтии, либо преступниками, связанными с организованными преступными группами из Балтии». Очевидно, вскоре примеру Дании, которую не устраивает роль «транзитёра» и «адресата» одновременно, последуют и другие скандинавы, а за ними, возможно, и другие богатые страны Евросоюза.
Шенгенское соглашение, созданное для объединения стран «старой», Западной Европы, очевидным образом в своём нынешнем виде не годится для всех европейских стран в целом. Вступление новых стран-кандидатов – Болгарии и Румынии – в Шенген тормозится по вполне понятным причинам: богатые западноевропейские страны боятся, что новые партнёры ещё шире откроют свои внешние границы для иммигрантов, да и сами начнут, пользуясь шенгенскими визами, перебираться поближе к сытой Германии, Франции или той же Дании. О присоединении к «европейской семье» республик бывшей Югославии (на что те, собственно, и рассчитывали двадцать лет назад, отделяясь от Белграда) речи сегодня и вообще не идёт.
Единственной альтернативой стихийному восстановлению национальных границ внутри Шенгенской зоны – которое неизбежно повлечёт за собой конец Евросоюза, как единого экономического и политического проекта – могло бы стать разделение Европы на «центр» и «периферию» и соответствующая дифференциация шенгенской визовой системы. Однако решится ли на такой шаг Брюссель, неизвестно. Вопрос о реформировании Шенгенского соглашения перенесён на 24 июня, на саммит лидеров Евросоюза.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!