Украинское общество XVI — XVII столетий, переживающее кульминационный период национальной истории, — явление чрезвычайно сложное. Завершающиеся этногенные процессы, самобытность такого яв- ления, как запорожское казачество, наделяли народное искусство исключительной оригинальностью и мно- гослойностью. Порожденные зависимостью от других государств, восстаниями и войнами экономические проблемы приводили к социальной нестабильности. Народное искусство не могло не отражать сложившей- ся ситуации. Украинские думы — наиболее поздние произведения героического эпоса, поэтика которых неразрывно связана с поэтикой более ранних жанров. Отражая прошлое и повествуя о настоящем, думы хранили много- слойность, в целом присущую фольклору. контексте противостояния. Вместе с тем уже в XIX веке Н. В. Лысенко отличал возможность заимствования интонационной и мет- роритмической структуры казацких дум непосредственно у крымских татар [15, с. 843−845]. Г. П. Сокаль- ский утверждал, что отличительные особенности украинской музыки могли появиться «…от общения с ближайшими соседями XII—XIII вв. — с валахами, венграми, турками и другими племенами» [23, с. 152]. Ф. Колесса в 1921 г. писал: «Непрерывные контакты с народами Азии, которые продолжаются в украинской истории с древнейших времен, а кое-где имеют место и теперь, оставили значительные следы в языке, на- родной словесности, обычаях, одежде, орнаменте и, кажется, более всего, в народной музыке украинцев» [12, с. 74−75]. Современная исследовательница С. Грица в статье «Народные думы в межэтническом диалоге» доказа- ла очевидность наличия в этих произведениях атрибутов связей с Востоком.
На наш взгляд, примером заимствования сюжетного мотива может служить дума «Козак-нетяга Фесько Ганжа Андибер».
Трое богатых казаков «стали в його червінці заглядати» и отношение к пришедшему изменилось. Когда же тому принесли дорогое гетманское облачение, «…тоді стали його вітати Медом склянкою І горілки чаркою». Но гетман не пил, а проливал все на свое дорогое одеяние, приговаривая: «Ей, шати мої, шати! Пийте, гуляйте! Не мене шанують, А вас поважають» [24, с. 41]. Достаточно оригинальный мотив кормления одежды пищей встречается в турецком анекдоте о Ходже Насреддине.
в 1531 г.). Насреддин, существовавший в реальной жизни, похоронен в Ашекире (окрестности Анкары). Надгробная надпись на могиле этой полулегендарной личности датирует его смерть 683 г. хид- жры (1284−85 г. г.) [6, с. 249]. Устная традиция переносит его в XVI в., эпоху Тамерлана. Дума о Гандже Андибере, по мнению ученых, была создана в 30−40 годы XVII столетия. Это позволяет предположить заимствование сюжета на Востоке, тем более, что анекдот указанного содержания есть в фольклоре множества тюркских народов [14; 16; 20].
Р. И. Музафаров обнаружил более 50 украинских анекдотов, сходных с анекдотами тюркских народов [17, с. 27]. Еще И. Я. Франко записывал в Жовкивском повете народный рассказ «Проповедь муллы». Со- временный исследователь Р. Гамада в своей статье отметил, что анекдот «Селянин та крамар» повторяет сюжет рассказа, в котором Насреддин расплатился звоном монет за запах кушанья [3, с. 164]. Учитывая недостаточную «проницаемость» эпических жанров, в особенности, позднего героического эпоса украинцев, следует отметить исключительно важное значение появления мотива анекдота насредди- новского цикла в украинской думе. Для того, чтобы оказалось возможным заимствование сюжета или отдельного сюжетного мотива, необ- ходима историко-типологическая обусловленность, совпадение миропонимания, мировоззрения.
капитан Себастьян Пере… (Бранко) писал (а) в ответ на сообщение:
> Народные думы в межэтническом диалоге" доказа- > ла очевидность наличия в этих произведениях атрибутов связей с Востоком. quoted1
Надо уже не только с Востоком связь украинцев искать, с Египтом ещё, от Тутмоса III начинать. Мол ещё во времена фараонов завоёвывали земли современной Украины. Но если раньше просто завоёвывали, то теперь деребан полный, так как одни завоеватели сделали себе столицу Тут Мос ква. Другие же с другой стороны
капитан Себастьян Пере… (Бранко) писал (а) в ответ на сообщение:
Виктор Тула (VictorTula) писал (а) в ответ на сообщение:
> Надо уже не только с Востоком связь украинцев искать, с Египтом ещё, от Тутмоса III начинать. Мол ещё во времена фараонов завоёвывали земли современной Украины. quoted1
капитан Себастьян Пере… (Бранко) писал (а) в ответ на сообщение:
> Непрерывные контакты с народами Азии, которые продолжаются в украинской > истории с древнейших времен, а кое-где имеют место и теперь, оставили значительные следы в языке, quoted1
А что по этому поводу «знаменитая» свидомая «писательница» Ницой думает?
LION-1 NVRSK (26637) писал (а) в ответ на сообщение:
> А что по этому поводу «знаменитая» свидомая «писательница» Ницой думает quoted1
А у нас тут и местные ницои думают. Например аквариум на вопрос откуда у них в укросказках царевны- сказал «украинцы жили 300 лет с вами в одном государстве»
Так что и тут логика та же откуда они знают тюрка Ходжу Насреддина.