Но есть еще и в-третьих. Дело в том, что у России имеется лишь одно предприятие по производству твердотопливных МБР — Воткинский завод. Он строит ракеты для мобильного комплекса «Тополь-М». Он же производит «Булаву», а в придачу — еще и оперативно-тактические ракеты для комплекса «Искандер», пять бригад которых надо развернуть до 2015 года.
Воткинск, однако, переживает не лучшие времена. Оборудование устарело, и не только морально. В 90-е годы предприятию пришлось брать заказы для нефтегазового комплекса — они и поныне держат завод на плаву. В те годы порвалась сеть производственной кооперации, и многие партнеры завода прекратили существование. Уходят специалисты. Не хватает финансирования. И если в советские годы завод делал до 45 «Тополей» в год, то постсоветский «рекорд» поставили в 1997 году — 10 штук. Затем — 4, 6, 7 ракет в год. В 2007 году — 7 единиц. В итоге с 1991 года их изготовлено чуть более 50. Предел нынешних возможностей — не более десятка ракет в год. Ну, 12 штук от силы.
А тут еще «Булава»! До 2015 года в строй, возможно, станут 8 подлодок — потребуются 124 ракеты. Плюс 20% для «отстрела» — тренировки экипажей, конструкторских «доводок». Итого 150 единиц. Если она пойдет в серию хотя бы в 2012 году, то нужно будет выпускать ее по 40 штук в год! Возникает дилемма: либо «Тополя» (их для замены списываемых старых ракет потребуется хотя бы штук 300), либо «Булава». А еще нужны «Искандеры» на пять громко обещанных бригад, то есть еще более пятисот ракет!
Ситуация окончательно запуталась после того, как президент Медведев указом № 526 от 11 мая 2009 года вывел Воткинский завод и Московский институт теплотехники из перечня стратегических предприятий. Говорят что это сделано для передачи акций предприятий одной из госкорпораций, но с этим трудно согласиться после недавнего выступления Медведева, подвергшего сам институт госкорпораций резкой критике. К тому же начальник Генштаба Николай Макаров после августовской неудачи «Булавы» заявил, что ее производство планируется перевести на другой завод. По мнению экспертов, им может быть только Красноярский машзавод, строящий «Синеву». Но освоение совершенно новых для Красмаша технологий потребует как минимум двух лет и больших затрат.
Кстати, если причиной неудач «Булавы» является заводской брак и упадок технологической дисциплины на Воткинском заводе, как утверждают в МИТе (версию о диверсии – была и такая – рассматривать все же не будем), то в этом есть и вина министра обороны Анатолия Сердюкова. Он отменил на заводах военную приемку, чего никак нельзя было делать! Более-менее приемлемое качество военной продукции в СССР обеспечивалось двумя способами: громадными затратами труда и средств – и жесткой военной приемкой. Не вижу пока причин, по которым в новой России дела должны обстоять иначе.
И последнее. Булава издавна являлась не только боевым оружием, но и регалией, то есть символом царской власти. Это от нее ведет свое происхождение скипетр. Увы, похоже, она не по плечу нынешним российским лидерам! Проект, казавшийся специалистам, как минимум, проблемным, взял под опеку сам Путин. Изначально малоудачную ракету ВВП поминал при каждом удобном случае как некое чудо-оружие. И хотя последнее время он избегает связывать свое имя с неудачницей, «Булава» стала одним из символов веры в Путина. И не желает летать…