Правила форума | ЧаВо | Группы

Все обо всем

Войти | Регистрация

Индекс колбасы

Проходящий
1 1049 04:18 16.01.2009
   Рейтинг темы: +0
  Проходящий
123456


Сообщений: 17477
Индекс колбасы
Сергей БЕЛОВ
29.09.2004 06:00

Говорят, судить об обществе, нации или народе можно по тому, какие разговоры ведутся в общественном транспорте. А можно посмотреть на этикетки двух сортов колбасы.







Среди изобилия отдела колбас в «Минимаксиме» — две одурманивающе пахнущие палки, висящие по соседству. Названия на этикетках с идеологической точки зрения еще те: Padomju («советская») и Ulmaņlaika («ульманисовских времен»). Причем оба «бренда», очевидно предназначенные для разных (а, возможно, и антагонистически настроенных) аудиторий не только сосуществуют рядышком, но и сделаны на одном и том же заводе. Кстати, литовском.

Наверное, есть некоторая символичность в том, что висят они бок о бок. Ведь оба продукта объединяет общий посыл в прошлое, хотя в каждом отдельном случае — к своему персональному «золотому веку». Что, кстати, имеет под собой статистические основания: вспомнить хотя бы недавний опрос общественного мнения, когда большинство ответило, что при Союзе все же жилось лучше, чем сейчас.

Уже на этом — самом ознакомительном — этапе можно попробовать сделать первые выводы о латвийской нации в ее политическом понимании.

Вывод номер Латвийское общество в более значительной степени направлено в прошлое, нежели в будущее (к примеру, во Франции вы не обнаружите паштет «якобинский» или колбасу «деголлевская», а в Португалии вряд ли выпускают портвейн «салазаровский», хотя, с другой стороны, в природе до сих пор существуют папиросы «Беломор-канал»).

Вывод номер Судя по такому сегментированию потребителя, в стране Латвии есть как минимум два массовых варианта отношения к прошлому.

Вывод номер При всех идеологических различиях обе аудитории на бытовом уровне уживаются вполне мирно (по крайней мере торговцы полагают, что соседство двух марок не приведет к столкновениям в магазинном зале сторонников советского и ульманисовского периодов с использованием в качестве последнего довода твердокопченых аргументов).

Вывод номер Особый момент для осмысления — факт, что до игры на чувствах сразу обеих латвийских аудиторий додумалось не латвийское же предприятие, а именно литовцы, которых стереотипически принято считать большими прагматиками (неужели со стороны видно настолько лучше?)

Из своей «прошлой жизни» латвийский потребитель (как, наверное, и любой другой пост-советский) вынес привычку к «докторской» и «советской». Соответствующие заводики, которые вроде бы вот уже 13 лет, как идеологически перековались, но все равно старательно обслуживают этот «нелояльный» социальный заказ. Достаточно зайти в супермаркет и взглянуть на серию разных продуктов с одним и тем же названием — «падомью». Как правило, изделий немало.

Отчасти это забавно: ведь на параллельном — политическом — уровне большая часть того же самого потребителя, через представляющее его парламентское большинство, хоть и опосредованно, но голосует за разработку Декларации об оккупации и осуждение СССР.

Занятно и то, что в латвийском случае только лишь «унаследованными» марками дело не ограничилось, и процесс творения политически и мировозренчески нагруженных колбасных символов продолжается, в нашем примере реализовавшись в некоем идеологически-мясном противовесе «падомью» — «ульманьлайка». Ставка и на «чёт», и на «нечет» сразу, этакие дивиденды, получаемые за счет эксплуатации взаимоисключающих идеологических установок.

Вывод номер Если принять, что политика — это сконцентрированная экономика, то умные политики тоже стараются «цеплять» сразу несколько аудиторий одновременно. Даже деятели из наиболее (анти)национально настроенных партий (ТБ/ДННЛ и ЗаПЧЕЛ) перед муниципальными выборами обращаются не только к своему, но и к «вражьему» избирателю, продавая как бы две колбасы одновременно. Аналогично ведет себя и крупный бизнес, зачастую спонсирующий одновременно и «правые латышские», и «левые русские» партии. Наконец, примечательно высказывание одного «зубра» латвийской политики, что, дескать, правым партиям нужно было еще в середине 90-х не концентрироваться на создании сильного правого блока, а создать свою же левую альтернативу — после чего время от времени меняться ролями «позиция-оппозиция», но уже только номинально, сохраняя реальную власть за неким единым центром, который выше идеологий. Этакая парламентская «советская» и «ульманьлайка» — но от одной партии-заводика. С последней затеей, впрочем, как-то не сложилось...

Однако вернемся к нашим, то есть литовским, колбасам. Насколько message производителя, аппелирующего к некоторым ассоциациям двух групп, в итоге достигает своей цели? Ведь вряд ли все покупатели «ульманьлайка» ностальгируют по межвоенной республике, а сторонники «падомью» все как один тоскуют по временам СССР.

— Обе колбасы продаются хорошо, — прокомментировал уровень спроса пресс-секретарь VP-Market Кестутис Люткус. — Какая идет лучше? Однозначно «советская»!

Торопиться с выводом, что по Советам тоскуют больше, мы не будем: наверняка есть и те, кто исходит и из цены и купит «советскую» потому, что ее цена за кило — 3,99 лата, тогда как «ульманьлайка» — в полтора раза дороже (6,54 лата). Наконец, некоторые возьмут просто, чтобы попробовать. А кто-то — и постебаться.

Вывод номер Возможно, бизнес решил, что при Улманисе жилось примерно раза в полтора лучше, чем при Советах, или, по крайней мере, считает, что таков сложившийся в обществе стереотип, иначе логична была бы обратная ценовая политика. Не исключено, что наличие такого стереотипа в латвийском обществе действительно имеет место: чем дальше в глубь истории, тем шире молочные реки, тем гуще кисель берегов.

В любом случае, если уж литовцы хотят нас этим продуктом «зацепить», то это означает определенную их оценку нашего общества. И если исходить из этой оценки, тут есть как минимум две возможные альтернативы. Первая: латвийская нация в ее литовском понимании, выбирая в магазине колбасу, ностальгирует по своему «золотому веку». И вторая: латвийцы, покупая ту же «падомью», таким образом, возможно, даже не осознавая этого, готовы иронизировать над своим непростым прошлым.

Если верить в первый вариант, становится немного грустно, ведь, как говорил один персонаж на форуме dialogi.lv: «Мне на самом деле до смерти надоело жить историей. Я сегодня жить хочу. А меня почему-то туда заталкивают...» Если же склоняться к варианту номер два, подразумевающему стёб — появляется надежда: люди, способные с юмором относиться к непростым моментам своей истории, и особенно к себе, в эту историю попавшим, как минимум не безнадежны.

Какая из мотиваций более верна? Увы: опрошенные латвийские маркетологи склоняются к первому — на наш взгляд, пессимистичному, — варианту.

— Причина, по которой производители выпускают марки колбас «советская» или «ульманьлайка», проста: в маркетинге такая потребительская мотивация, делающая востребованными подобные бренды, называется ностальгией, — считает директор маркетингового агентства Inmind Янис Крусткалнс. — Конечно, ностальгируют не все покупатели, но те из них, кто берет такой продукт более-менее осознанно, исходят скорее именно из этого чувства. Возможно, им кажется, что в том прошлом все было лучше — и продукты, и качество жизни. Тех же, кто таким образом шутит над своим прошлым, значительно меньше...

Что ж. По Крусткалнсу, латвийское общество с его разнообразием колбас и сосисок скорее ностальгирует (или даже тоскует), чем подшучивает в духе соцарта. И все же хочется привести один контраргумент.

Именно в последние годы на сугубо латышских корпоративных тусовках (10-летие IBM, «уличный праздник» If Sampo) все чаще устраивают празднества, обыгрывая мотивы нашей общей советской жизни. Айтишники, например, устроили себе праздник по мотивам гайдаевских «Приключений Шурика» — с Трусом, Балбесом и Бывалым (что характерно — латышскоговорящими!), и с временным хождением на айбиэмовской территории советских денег, на которые можно было купить советские же леденцы в форме петушка (советские рубли меняли на латы, по курсу «один к одному», прямо 1940-й год какой-то, только в обратном направлении...) Страховщики же пили пиво под шашлык и ретро-блатняк а-ля «Постой, паровоз».

Как тогда отмечали профессиональные «праздникоустроители», это самая последняя в их индустрии тенденция: латвийцы, распрощавшись с идеологическим маразмом и мелкими бытовыми глупостями Союза, иногда хотят вернуться в то время. На один день. Понарошку. И из дня сегодняшнего посмеяться над тем «вчера» — и над собой тогдашним в том числе.

P.S. В экономике есть такой показатель — BigMac Index, по которому, сравнивая, сколько стоит один и тот же макдональдсовский «бигмак» в разных странах мира, измеряют покупательнyю способность разных валют. Как утверждают авторы этого метода, не стоит относится к такому измерителю слишком уж серьезно, добавляя однако, что более серьезные методологии — на самом деле не лучше. Так что и «индекс колбасы», как общественный барометр — это тоже не вполне всерьез. Впрочем, во всякой шутке есть доля шутки.

P.P.S. Перед самой публикацией материала нам удалось связаться с литовским производителем. По словам директора производства Vilniaus Mesa Даумантаса Масайкиса, в Литве: а) есть колбасы «советская» б) нет колбасных аналогов, отсылающих к коллективному бессознательному времен межвоенной Литовской Республики/диктатуры. Правда, есть колбаса «Жальгирис». И, как пояснил г-н Масайкис, «баскетбольный клуб тут не при чем. Это в память нашей исторической победы над крестоносцами».

P.P.P.S. Жальгирис — литовское название местечка Грюнвальд, при котором в 1410 году объединенное польско-литовско-русско-чешское войско нанесло поражение Тевтонскому ордену. В историографии каждого из народов «антитевтонской коалиции» упоминается решающая роль соответствующего национального контингента в одолении псов-рыцарей.


http://www.dialogi.lv/article.php?id=303&t=3&ru...
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Радиоинженер
saf63


Сообщений: 7696
13:29 16.01.2009
По моему блее выразительного идекса, чем \"индекс водки\" придумать вообще сложно.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Индекс колбасы
    . Index sausages
    Sergei Belov
    29.09.2004 6:00

    They say that to judge a society, ...

    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия