О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою Враждуют эти племена; Не раз клонилась под грозою То их, то наша сторона. Кто устоит в неравном споре: Кичливый лях, иль верный росс? Славянские ль ручьи сольются в русском море? Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали; Вам непонятна, вам чужда Сия семейная вражда; Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага — И ненавидите вы нас...
339 За что ж? ответствуйте: за то ли, Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах — попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постеле, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?.. Так высылайте ж к нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди нечуждых им гробов.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> > О чем шумите вы, народные витии? > Зачем анафемой грозите вы России? > Что возмутило вас? волнения Литвы? > Оставьте: это спор славян между собою, > Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, > Вопрос, которого не разрешите вы. > > Уже давно между собою > Враждуют эти племена;
> Не раз клонилась под грозою > То их, то наша сторона. > Кто устоит в неравном споре: quoted1
> Славянские ль ручьи сольются в русском море? > Оно ль иссякнет? вот вопрос. > > Оставьте нас: вы не читали > Сии кровавые скрижали; > Вам непонятна, вам чужда > Сия семейная вражда; > Для вас безмолвны Кремль и Прага; > > > > Бессмысленно прельщает вас > Борьбы отчаянной отвага — > И ненавидите вы нас... > > 339 > За что ж? ответствуйте: за то ли, > Что на развалинах пылающей Москвы > Мы не признали наглой воли > Того, под кем дрожали вы? > За то ль, что в бездну повалили > Мы тяготеющий над царствами кумир > И нашей кровью искупили > Европы вольность, честь и мир?.. > > Вы грозны на словах — попробуйте на деле! > Иль старый богатырь, покойный на постеле, > Не в силах завинтить свой измаильский штык? > Иль русского царя уже бессильно слово? > Иль нам с Европой спорить ново? > Иль русский от побед отвык? > Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, > От финских хладных скал до пламенной Колхиды, > От потрясенного Кремля > До стен недвижного Китая, > Стальной щетиною сверкая, > Не встанет русская земля?.. > Так высылайте ж к нам, витии,
> Своих озлобленных сынов: > Есть место им в полях России, > Среди нечуждых им гробов.quoted1
Культ Ивана 4 появился в советское время - конкретно при Сталине. Благодаря тому, что Сталин выше всего ставил не внешнеполитические успехи, а борьбу за централизацию власти. И здесь есть некоторая терминологическая ловушка. Централизация власти в Европе и в России - разные вещи. То, что принято называть европейским феодализмом было основано на договоре между королем и землевладельцами, затем между королем и городами и т.д. и т.д. Договоры подчас нарушались, однако это не считалось нормой. Централизация власти, таким образом, подразумевала распространение общих договорных правил на всю страну. И прекращение произвола местных князьков (вроде частных таможен и прочей пакости) - явление очевидно полезное. То есть, это централизация закона, которая в итоге привела к нынешнему развитому миру. А вот власть в России в основе имела не договор (договоры были, вроде договоров Новгорода с князьями, эдакая русская Хартия вольностей, но с этим было покончено еще до Ивана 4). В основе лежало "вотчинное устройство", в рамках которого действовала абсолютная власть хозяина вотчины над домочадцами и прислугой.
Русский дворянин - это именно что прислуга, а не субъект контракта, как в Европе (на эту тему есть как раз познавательная переписка Ивана 4 с Елизаветой 1) Централизация власти в России - это расширение вотчины на большую территорию. "Собирание земель" - по сути просто включение чужих вотчин в свою. Добивание Иваном 4 старых боярских родов - это ликвидация последних альтернативных вотчинных хозяйств. С заменой на "служилых людей" т.е. на прислугу.