Требование Путина выйти на нулевой дефицит в 2015 г. выполнено не будет
Изменения параметров бюджета, предложенные Минфином, являются не секвестром, а выбором приоритетов, уверен министр финансов Антон Силуанов. Бюджетная комиссия при правительстве России рассмотрела в понедельник бюджетные проектировки на 2014-2016 гг., где предусматривается снижение основных показателей — как по доходам, так и расходам, с увеличением дефицита.
Медведев объявил о секвестре бюджета →
«Естественно, все новации, связанные с перераспределением денег, сложно даются для решения, некоторые воспринимают [их] как секвестр, или урезание расходов. На самом деле это не урезание, а просто выбор приоритетов с учетом новых задач», — сказал Силуанов журналистам.
Согласно предложениям Минфина, одобренным на комиссии, дефицит бюджета вырастет в 2014 г. на 268,6 млрд руб. до 412,2 млрд руб. (0,56% ВВП), в 2015 г. — на 532,8 млрд руб. до 543,6 млрд руб. (0,7% ВВП), в 2016 г. составит 549,3 млрд руб. (0,6% ВВП).
Доходы бюджета, согласно предложению Минфина, в 2014 г. будут на 628,6 млрд руб. меньше параметров, утвержденных в законе о бюджете на 2013-2015 гг., и составят 13,435 трлн руб., в 2015 г. они сократятся на 923,4 млрд руб. до 14,692 трлн руб., в 2016 г. доходы прогнозируются на уровне 15,74 трлн руб. Расходы в 2014 г. будут меньше утвержденных в законе о бюджете на 360 млрд руб. и составят 13,847 трлн руб., в 2015 г. расходы снизятся на 390,6 млрд руб. до 15,236 трлн руб., в 2016 г. расходы составят 16,289 трлн руб.
Силуанов подчеркнул, что в номинальном выражении расходы увеличиваются на 460 млрд руб. в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом, в 2015 г. расходы вырастут на 1,388 трлн руб., а в 2016 г. расходы вырастут на 1,053 трлн руб. «У нас существенный рост, но этот рост съедается уже принятыми решениями по закупке вооружений и военной техники, по денежному довольствию, по госпрограммам», — сказал Силуанов.
В связи с этим, по его словам, «пространство для маневра» у Минфина есть только внутри самого бюджета. Сокращение расходов, по его словам, касается в основном трансферта ПФР, расходов на госзакупки, а также оптимизации расходов на госпрограмму вооружений.
Требование Путина выйти на нулевой дефицит в 2015 г. выполнено не будет Развитие событий: Правительство простимулирует экономику девальвацией →
По оценкам Минфина, в 2014-2015 гг. бюджет недосчитается 1,6 трлн руб. запланированных доходов. В 2014 г. они будут меньше на 664 млрд руб., в 2015 г. — на 951 млрд, посчитал министр финансов Антон Силуанов. Требование президента Владимира Путина выйти на нулевой дефицит бюджета к 2015 г. выполнено не будет. Планы накопить в резервном фонде 7% ВВП к концу 2016 г. отменяются.
Причина — ухудшение ситуации в экономике: в апреле Минэкономразвития понизило почти все показатели в прогнозе на 2013-2015 гг. Снизятся как нефтегазовые, так и ненефтегазовые доходы, сказал Силуанов. Премьер-министр Дмитрий Медведев назвал бюджет «сложным» и «предкризисным».
Но расходы сокращать нельзя, за исключением условно утвержденных, заявил Силуанов, в 2014 и 2015 гг. это 350 млрд и 400 млрд руб. Их ликвидации для сбалансированности бюджета недостаточно: дефицит в 2014 г. увеличится с 0,2 до 0,6% ВВП, в 2015 г. — до 0,7% ВВП, в 2016 г. — 0,6% ВВП.
Второй резерв Минфина — нефтедоходы для резервного фонда — тоже пойдет на финансирование дефицита, так как объем заимствований, около 1 трлн руб. в год, решено не увеличивать, госдолг останется на уровне 11% ВВП, заверил Силуанов. По проектировкам министерства резервный фонд с нынешних 4,2% ВВП сократится к 2015 г. до 3% ВВП, в 2016 г. составит 3,4%.
Третий резерв — госпрограмма вооружений стоимостью более 20 трлн руб. до 2020 г. Два года назад требование ее сократить стоило кресла министру финансов Алексею Кудрину. Сейчас, по словам Силуанова, Минфин обсуждает с Минобороны возможность отодвинуть часть расходов на 2-4 года.
Путин, будучи премьером, требовал выйти на нулевой дефицит бюджета к 2015 г., а баллотируясь в президенты, раздал дорогостоящие социальные обещания. Теперь нужно выбирать — сокращать либо дефицит, либо расходы, заявил Силуанов: «Но 0,6-0,7% ВВП [дефицита] — это не так страшно».
Со второй половины 2012 г. экономика стала замедляться, сократившись до 1,6% в I квартале — минимум за всю историю, не считая кризисов. По оценкам Высшей школы экономики (ВШЭ), экономика вошла в техническую рецессию, что, впрочем, министр экономического развития Андрей Белоусов опровергает. Региональные бюджеты, финансирующие значительную часть предвыборных обещаний президента, в 2012 г. недобрали около 300 млрд руб. доходов, в 2013 г. им может не хватить, по оценкам Центра развития ВШЭ, около 500 млрд руб., а федеральному бюджету угрожает недополучение более 350 млрд руб. доходов от приватизации и незапланированный возврат НДС в сумме 500 млрд руб.
Уже в 2012 г. в резервный фонд было перечислено на 20% меньше, чем планировалось, в 2013 г. Минфин потратит 70% дополнительных доходов от нефти, предназначенных в резервный фонд. В 2014 г. отчисления должны были составить 600 млрд руб., пока планируется перечислить около 150 млрд руб., говорит чиновник Минфина, но при дальнейшем ухудшении ситуации придется брать средства из резервного фонда.
Ежегодно, начиная верстать бюджет, Минфин пытается сдержать натиск лоббистов, предупреждая об увеличении дефицита, напоминает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Но сейчас это не просто политическое заявление, считает он: экономика замедляется и пока не ясно, как долго это продлится. Возможно, придется залезать в резервный фонд или наращивать долг, полагает Тихомиров.
В пределах ближайших трех лет необходимости тратить резервный фонд нет, если только не упадут цены на нефть, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Ситуация, конечно, напряженная. Это тест на дееспособность властей. Если смогут конструктивно ответить повышением эффективности расходов — будет польза, не смогут — будет кризис».
Пока ситуация с бюджетом не выглядит катастрофичной и, более того, она может оказаться несколько лучше, считает Дмитрий Полевой из ING: если мировая экономика начнет, как ожидается, восстановление, то цена барреля нефти в 2014 г. может составить $110, а не $101, как в бюджете, а это около 600 млрд руб. дополнительных доходов бюджета.