Corrumpere — растлевать... Термин латинского происхождения «коррупция» обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
В разных государствах коррупция развивалась по-разному. В России, например, долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть, на средства от лиц, заинтересованных в их деятельности. С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре I возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции. В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.
Чем же так вредна коррупция для государства? Да вот чем: губительным расходованием государственных ресурсов и финансов, потерей налогов, разорением частных предпринимателей, замедлением экономического роста, нецелевым использованием международной помощи и кредитов, ростом социального неравенства, усилением организованной преступности, снижением общественной морали. Поскольку государственная коррупция стала одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она начала рассматриваться начиная примерно с 1980-х годов как одна из главных забот международной политики.
Несмотря на это, единой методики борьбы с коррупцией не существует. Различаются даже взгляды на то, что именно считать преступлением: дачу взятки или ее прием. Тем не менее, уже можно говорить о положительном опыте лечения этой всемирной заразы на примерах некоторых государств. Швеция: государственное регулирование с некоторых пор касается больше домашних хозяйств, чем фирм, и основано больше на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), чем на запретах и разрешениях; открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Сингапур: минимизированы все условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий, регламентированы действия чиновников, упрощены бюрократические процедуры; центральным звеном в борьбе стало автономное бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. На сегодняшний день Швеция и Сингапур имеют одни из самых низких уровней коррупции в мире.
Активно разворачивается борьба с коррупцией и на территориях России и Украины. В качестве основного инструмента выбраны реформы законодательства, как ужесточающие наказание за коррупцию, так и уменьшающие государственный контроль с целью снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением. Список государственных мер у обоих государств достаточно обширный и содержит довольно многообещающие пункты.
Например, установление для всех госслужащих обязанности регулярно подавать сведения не только о доходах, но и о расходах, что даст возможность предотвратить незаконное обогащение этих лиц (Россия). Проверка достоверности информации о доходах чиновников, об их источниках, в том числе за границей, а также о близких им родственниках и наличии у них корпоративных прав. Организация специальной службы, работающей в штатах министерств и ведомств, к функциям которой относится проведение самостоятельных, независимых от руководства, служебных расследований (Украина). (Вот где будет простор для взяточничества!) Одно настораживает: бороться с этой болезнью намеревается самолично система, позволившая болезни разрастись до масштабов национального бедствия и негласно поддерживавшая ее многие годы. Бороться, так сказать, «изнутри». И не дает покоя пример из давнего исторического прошлого, когда некий обер-фискал Нестеров, возглавивший по личному указанию Петра I борьбу с казнокрадством и взяточничеством, сам в конце концов был казнен за взятки. А мог быть и не казнен, если бы не попался...
Думается, что односторонние действия государства, хоть Российского, хоть Украинского, хоть любого другого, принципиально не могут внести решающего перелома в борьбу с коррупцией - хотя бы потому, что борьбу с коррупцией могут «возглавить» (и возглавят!) сами коррумпированные чиновники. Решающий успех возможен только путем вовлечения в это дело граждан. И это уже поняли во многих странах. Например, США, кроме прочих мер, сделали ставку на помощь добровольных осведомителей; осведомитель получает от 15 до 30% стоимости выявленного по его доносу материального ущерба и защищен от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей. В Южной Корее осведомители получают от 2 до 10%. В Китае всего 2-3%, но даже такое не слишком щедрое вознаграждение делает охоту на коррупционеров делом выгодным для небогатых горожан.
Анализ причин процветания коррупции позволяет выделить \"три кита\", на которых должна базироваться борьба с ней.
Первое. Государственная внутренняя политика, направленная на выявление случаев коррупции, а также на устранение предпосылок к взяточничеству. Речь идет о предпосылках как в бизнес-секторе, так и в сфере обыденного взаимодействия граждан с чиновниками (например, «прохождение» абсурдного обязательного государственного техосмотра транспортных средств).
Второе. Активное вовлечение граждан в процесс выявления случаев коррупции. Народ должен понимать, что культивированная в государствах бывшего союза тюремная романтика не имеет ничего общего с системой духовных ценностей нормального человека. Что осведомительство это не «стукачество», а избавление - себя и тех, кто вокруг, - от мрази, видящей в государстве и людях только источник наживы. Нужно также стимулировать и тех, кому непосредственно довелось решать свои вопросы дачей взятки. Гражданин, заявивший о даче взятки, должен быть лишен любой ответственности за это; решение всех тех вопросов, которые благодаря взятке были положительно решены в его пользу, должно гарантированно остаться в силе (если они решены в рамках закона); чиновник обязан вернуть гражданину сумму взятки; аналогичный иммунитет государство должно предоставить всем другим гражданам, пострадавшим от этого чиновника и добровольно свидетельствовавшим по этому же делу.
Третье. Брать взятку должно быть страшно. Чиновник, во время создания им предпосылок для получения взятки, а также во время согласования условий взятки, а также во время самого процесса ее получения, поступает не в соответствии со своими должностными инструкциями, а по своему личному усмотрению. То есть не как чиновник, а как частное лицо. Это очень важный момент. Поступая не в рамках своих обязанностей и полномочий, возложенных на него ведомством, чиновник несет ответственность не в рамках административного кодекса своей организации, а полную юридическую ответственность, и степень вины и сила наказания определяются не «на ковре в кабинете начальника», а в суде. Много вы знаете случаев, когда попавшегося на взятке либо на создании условий для взятки «гаишника» судили в суде? А ведь это не просто мошенничество, это, фактически, преступление против государства. В каждом факте взятки - отношение к государственной власти как к сборищу идиотов, не способных решать внутренние задачи; здесь насмешка над государством, порочение его чести, уменьшение его гражданского и международного авторитета
Саакашвили победил коррупцию. У Лукашенко нет коррупции. Именно поэтому они заклятые враги оккупантов России- могут открыть глаза русскому быдлу, что коррупцию победить легко.
Ай-яй-яй, неграмотные вы мои... историю учить надобно лучше - да книжек побольше умных читать:
\"... а ежели какой чиновник начинает забывать об исполнении положенного ему на стол документа - то в следующий раз посетитель, интересующийся ходом своего дела, должен укрепить его память щелбаном крепким, или \"сливой\" на нос поставленной, или затрещиной отменною... дабы стимул у чиновника к исполнению своих обязанностей был непрестанный.\" Для интересующихся: это - НЕ Россия! А \"стимулюс\" - это такая заострённая палка, которой грек тыкал осла в задницу, заставляя идти в нужную сторону...
> установление для всех госслужащих обязанности регулярно подавать сведения не только о доходах, но и о расходах, что даст возможность предотвратить незаконное обогащение этих лиц (Россия) quoted1
Ну показали наши чиноники свои доходы и имущество, которое невозможно приобрести на эти доходы, а дальше что? А дальше - ничего, так как нет такого закона, по которому в этом случае чиновник должен будет объяснить, на какие средства он делал приобретения (в Европе пришлось бы объяснять). У нас все законы - не до конца, наполовину, и в \"дырочках\" для особо одарённых.